Совершенствование расчетно-кассовых операций в филиале Народного Банка (г. Атбасар)

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 11:22, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение кассовой работы в учреждении АО «Народный Сберегательный Банк Казахстана» филиал г. Атбасар, понятие сущности расчетно-кассовой работы в коммерческом банке, организация, порядок и методика учета кассовых операций, особенности автоматизаций кассовой работы в банковской деятельности.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
- изучить теоретические аспекты расчетно-кассовых операций в кредитных организациях;
- рассмотреть сущность, формы и принципы расчетно-кассовых операций;
-рассмотреть организацию расчетно-кассовой работы в банке;
- изучить методы оценки расчетно-кассовых операций в кредитных организациях;

Содержание

Введение……………………………………………………….……………....3

1 Организация расчетно-кассовой деятельности коммерческого банка……………………………………………………………………………….….6
1.1 Сущность расчетно-кассовой работы в коммерческом банке...……….6
1.2 Организация, порядок и методика проведения расчетно-кассовых операций…………………………….…………….………………………….……..10
1.3 Организация, порядок и методика учета кассовых операций………...18
1.4 Особенности автоматизаций кассовой работы в банковской деятельности………………………………………………………………………..24
2 Состояние кассовой работы в АО «Народный Сберегательный Банк Казахстана»………………………………………………………………………....26
2.1 Оценка финансового состояния АО «Народный Сберегательный Банк Казахстана»…………………………………………………………………………26
2.2 Анализ тенденций показателей эффективности расчетно-кассовых операций в филиале Народного Сберегательного Банка Казахстана (г.Атбасар)…………………………………………………………………………..31
3 Совершенствование расчетно-кассовых операций в филиале Народного Банка (г. Атбасар)…………………………………………………………………..41
3.1 Концептуальные основы стратегии повышения экономической эффективности проведения расчётно-кассовых операций…………………..…..41
3.2 Совершенствование автоматизаций расчетно-кассового обслуживания в АО «Народный Сберегательный Банк Казахстана»…………….…...…...…….45
3.3 Направления повышения эффективности проведения расчётно-кассовых операций ……………………………………….. ………………………52
Заключение………………...………………………………….……………...55

Список используемой литературы………

Работа содержит 1 файл

диплом исправленный.docx

— 201.95 Кб (Скачать)

    - расчеты – это процесс определения размера обязательства (долга) покупателя перед продавцом или размеров взаимных обязательств сторон сделки (сделок), включая урегулирование претензий, возникающих в ходе такого процесса.

    - расчет взаимных обязательств может включать в себя момент платежа в случае зачета в обращении деньги (их знаки), принадлежащие одному экономическому субъекту, однако физически в данный момент находящиеся у другого экономического субъекта (свидетельством чего служат соответствующий договор и записи в бухгалтерских книгах), причем таким образом, что первый по праву может распоряжаться ими как собственным имуществом, отдавая по мере необходимости соответствующие указания второму.

    - расчёты имеют смысл лишь в том случае, когда они завершаются платежами, т.е. когда вслед за ними и на их основе осуществляются платежи. Поэтому данные термины никогда не следует употреблять как синонимы.

     В коммерческом банке расчётно-кассовым обслуживанием занимается специализированная структура, которая называется расчетно-кассовым подразделением (управлением). Данное подразделение напрямую работает с  клиентом. И чем лучше обслуживание клиентов данным подразделением тем, соответственно интересов клиента.

     Основные  функции расчетно-кассового подразделения  заключаются в следующем [18, c. 98]:

  • организации работы по привлечению временно свободных денежных средств предприятий и организаций на депозитные счета;
  • организации безналичных расчетов и налично-денежного обращения по расчетным, текущим, по счетам предприятий и организаций различных форм собственности;
  • оказании консультативной помощи клиентам и их партнерам по вопросам, входящим в компетенцию отдела.

     Современная правовая база безналичных расчетов сформировала такие принципы построения системы безналичных расчетов, которые  характерны для рыночной экономики [6, c. 32].

     Первый  принцип – списание денежных средств со счета клиента производится банком только на основании распоряжения клиента.

     Распоряжение  о списании денежных средств со счета  может быть дано клиентом в различных  формах [15, c. 16]:

     – материальной ответственности за результативность этих отношений. Банку отводится  роль посредника в платежах.

     Плательщик  превращен в главный субъект  расчетной операции во всех формах в хозяйственных, кредитных, страховых  договорах, инструкциях Минфина РК, коллективных договорах администрации с рабочими и служащими предприятий, организаций на выплату заработной платы или в контрактах, договорах подряда и т.д.

     Экономический смысл этого принципа заключается  в том, что получатель денежных средств  заинтересован не в зачислении их на свой счет вообще, т.е. когда бы то ни было, а именно в заранее оговоренный, твердо фиксированный срок [35, c. 13].

     Второй  принцип - принцип срочности платежа имеет важное практическое значение, так как предприятия и другие субъекты рыночных отношений, располагая информацией о степени срочности платежей, могут более рационально построить свой денежный оборот, определить потребность в заемных средствах и управлять ликвидностью своего кредитиву; имеют право на получение кредита (например, в форме овердрафта по расчетному (текущему) счету) [28, c. 140].

     Перспективная обеспеченность предполагает оценку кредитоспособности и платежеспособности плательщика  и возможных будущих источников совершения платежа.

     Принцип обеспеченности платежей создает гарантию платежа, укрепляет платежную дисциплину в хозяйстве, а, следовательно, платежеспособность и кредитоспособность всех участников расчетов [24, c. 215].

     Все принципы расчетов тесно связаны  и взаимообусловлены. Нарушение  одного из них приводит к нарушению  других принципов.

     Все расчётно-платёжные операции в РК проводятся по единым правилам, устанавливаемым законодательством НБРК и нормативными актами.

     Возможности применения в расчетах платёжных  поручений многообразны. С их помощью  совершаются расчеты в хозяйстве, как по товарным, так и по нетоварным операциям. При этом все нетоварные платежи совершаются исключительно  платежными поручениями.

     В расчетах за товары и услуги платежные  поручения используются в следующих  случаях [13, c. 215]:

- за полученные товары и оказанные услуги (т.е. путем прямого акцепта товара) при условии ссылки в поручении на номер и дату товарно-транспортного документа, подтверждающего получение товаров или услуг плательщиком;

- для платежей в порядке предварительной оплаты и услуг (при условии ссылки в поручении на номер договора, соглашения, контракта, в которых предусмотрена предварительная оплата);

- для векселей; уплаты пени, штрафов, неустоек и т.д.

     Платежное поручение действительно в течение 10 дней со дня выписки (день выписки  в расчет не принимается).

     Чеки  банков не применяются для расчетов и платежей через подразделения  расчетной сети Национального Банка.

     Чек должен содержать все обязательные реквизиты, предусмотренные в нормативных документах Национального Банка, а также может содержать дополнительные реквизиты, определяемые спецификой банковской деятельности и налоговым законодательством. Форму чека банк определяет самостоятельно [7, c. 15].

     Непременным условием использования в расчетах чеков является то, что чекодатель должен вручить чек поставщику в  момент получения товаров (выполнения работ, оказания услуг). Чек как никакой  другой инструмент расчетов дает покупателю возможность проверить выполнение поставщиком условий, предусмотренных  аккредитивом, и при (при наличии  корреспондентских отношений) [11, c. 330]:

     - безотзывной аккредитив – аккредитив, который не может быть отменен без согласия получателя средств;

     - отзывной аккредитив – аккредитив, который может быть изменен или отменен банком-эмитентом без предварительного уведомления получателя средств.

     На  каждом аккредитиве указывается, является ли он отзывным или безотзывным, условия  аккредитива, а также правильность оформления реестра счетов, соответствие подписей и оттиска печати получателя средств на нем заявленным образцам [31, c. 176].

     Выплата с аккредитива наличными деньгами не допускается.

     Расчеты по инкассо – форма отношений, при которой банк обязуется по поручению и за счет клиента осуществлять необходимые действия, чтобы получить платеж (или акцепт платежа) от плательщика – лица, имеющего долг перед клиентом [16, c. 351]. Для выполнения данного поручения банк может привлечь другой банк (исполняющий банк).

     Наличные  денежные средства, поступающие в  кассы предприятий, подлежат сдаче  в учреждения банков для последующего зачисления на счета предприятий. Денежная наличность сдается предприятиями  непосредственно в кассы учреждений банков. Порядок и сроки сдачи  наличных денег учреждениями банков по согласованию с руководителями этих предприятий [34, c. 190].

     Лимит остатка наличных денег в кассе  устанавливается учреждениями банка  ежегодно всем предприятиям, независимо от организационно-правовой формы и  сферы деятельности, имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные операции банка. В ее состав могут входить: приходные кассы, расходные кассы, приходно-расходные кассы, кассы для размена денег, вечерние кассы, кассы пересчета денежной наличности [3, c. 184].

     Документом  на прием наличности в приходную  кассу банка является объявление на взнос наличными, представляющее собой комплект документов, состоящий  из трех частей: объявления, ордера и  квитанции.

     Выдача  наличных денег предприятиям и организациям производится по денежным чекам. Денежные чеки являются бланками строгой отчетности и выдаются клиенту в виде чековых  книжек.

     Работа  банка с денежной наличностью по обслуживанию клиентов - физических лиц, а также сотрудников самого банка производится по приходным и расходным отчет работникам банка командировочных, при оплате представительских расходов [33, c. 150].

     Таким образом, организация расчётно-кассового  обслуживания базируется на следующих  принципах: списание денежных средств  со счета клиента производится банком только на основании распоряжения клиента; свобода выбора субъектами рынка  форм безналичных расчетов и законом [2, c. 230].

     Предприятия независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны  хранить свободные денежные средства в учреждениях банка на соответствующих  счетах на договорных условиях. Порядок  и сроки сдачи наличных денег  устанавливаются обслуживающими учреждениями банков каждому предприятию. Для  оприходования всех поступающих  в банк наличных денег и выполнения расходных операций каждое учреждение банка имеет операционную кассу. В настоящее время прием наличных денежных средств кассами банка  производится на основании Положения НБ РК «Об утверждении правил ведения кассовых операций и операций по инкассации банкнот, монет и ценностей в банках второго уровня и организациях, осуществляющих отдельные виды банковских операций, республики Казахстан» от 3 марта 2001 года N 58.

     Выбор клиентом коммерческого банка для  расчетно-кассового обслуживания обязывает  коммерческий банк к обеспечению  высокого качества оказания от качества работы банка клиенты любого банка.

     1.2 Организация, порядок  и методика проведения  расчетно-кассовых  операций

 

     Правила ведения кассовых операций в банках второго уровня, устанавливают порядок  совершения кассовых операций, инкассации и перевозки ценностей, а также условия, необходимые для обеспечения сохранности наличных денег, других ценностей и контроля, для соблюдения кассовой дисциплины в банках второго уровня, организациях, осуществляющих отдельные виды банковских операций, их филиалах, структурных подразделениях, действующих на территории Республики Казахстан.

     Отношения банков с клиентами осуществляются на договорной основе. Порядок урегулирования претензий по выявленным недостачам, излишкам неплатежным и поддельным денежным знакам определяется договором, условия которого не противоречат действующему законодательству Республики Казахстан.

     Для организации кассовой работы, выполнения функций по кассовому обслуживанию клиентов и обработке наличных денег  в банках создаются следующие  подразделения: приходные, расходные, приходно-расходные кассы, кассы  пересчета, вечерние, выездные кассы  и другие.

     Банки в праве открывать в соответствии с банковским законодательством  расчетно-кассовые отделы вне места  нахождения банка для совершения кассовых и иных банковских операций, в том числе операций по банковским счетам, по продаже и покупке ценных бумаг, приему коммунальных и других платежей от клиентов.

     Для осуществления кассовых операций, которые  относятся к банковским операциям, банкам необходимо иметь лицензию Национального  Банка Республики Казахстан.

     Порядок совершения операций в приходных  кассах:

     Прием наличных денег в кассу банка  от клиентов для последующего зачисления на их текущие и корреспондентские  счета производится следующими приходными кассовыми документами:

    - по  объявлениям на взнос наличных  денег;

    - по  приходным кассовым ордерам;

    - прием  других ценностей оформляется  внебалансовыми ордерами.

     Для сдачи наличных денег в кассу  клиент заполняет приходный кассовый документ с приложением описи  банкнот и монет, сдаваемых в  кассу, в которой указываются  сдаваемые банкноты и монеты по номиналам, количеству и сумме, общая сумма  банкнот и монет цифрами и  прописью и передает его операционному  работнику, уполномоченному подписывать  кассовые документы.

Информация о работе Совершенствование расчетно-кассовых операций в филиале Народного Банка (г. Атбасар)