Состояние рынка евробумаг

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 23:16, курсовая работа

Описание работы

Данная работа состоит из трех глав. Первая глава раскрывает понятие евробумаг, характеризует структуру и участников рынка евробумаг. Во второй главе основное внимание уделено специфике выпуска евробумаг, а также истории размещения федеральных, муниципальных, а также корпоративных еврооблигаций России. В третьей главе будет проведен анализ современного состояния рынка евробумаг, и будут рассмотрены тенденции развития данного рынка.
Цель данной работы состоит в изучении состояния рынка евробумаг.

Содержание

Введение 3
1.Теоретические основы функционирования рынка евробумаг в РФ 5
1.1 Понятие рынка евробумаг и история его возникновения 5
1.2 Классификация евробумаг и их особенности 9
1.3 Роль и место участника рынка евробумаг 12
2. Анализ операций на рынке евробумаг 14
2.1 Выпуск и обращение еврооблигаций 14
2.2 Еврозаймы российских эмитентов 18
3. Современное состояние рынка евробумаг 21
3.1 Перспективы и тенденции развития рынка евробумаг 21
3.2 Особенности развития долговых взаимоотношений в РФ 25
Заключение 33
Список литературы 34

Работа содержит 1 файл

курсовая рцб.doc

— 337.50 Кб (Скачать)

     Рост  внешнего корпоративного долга является одним из наиболее динамичных показателей  развития экономики России. В последующий период он стал быстро увеличиваться (см. рис 1).  
 
 
 
 
 

 
*Источник: Банк  России.

     Рис. 1. Динамика внешнего корпоративного долга  России в 2000 – 2011 гг., млрд. долларов.*

     Из  рисунка видно, что в 2000 - 2011 гг. внешний корпоративный долг России рос огромными темпами. В 2007 году он в 13 раз превысил уровень 1998 - 2000гг. Особенно быстро внешний корпоративный долг стал расти с 2001 года. За период 2001 - 2007гг. он вырос более, чем в 11 раз. На конец 2007 года он превысил 400 млрд. долларов. В связи с быстрым ростом внешнего корпоративного долга его уровень по отношению к ВВП постоянно растет (см. рис. 2).

      

 
*Источник: Банк  России.

     Рис. 2. Уровень внешнего корпоративного долга России в процентах к ВВП .* 

     Из  рисунка видно, что в 2003 - 2007 годах  величина внешнего корпоратив-ного долга  по отношению к ВВП выросла  почти в 2 раза, и составила 31,8%. Исходя из прогноза темпов роста ВВП и  величины внешнего корпоративного долга, а также учитывая изменение курса доллара, можно ожидать, что к концу 2007 года уровень внешнего корпоративного долга по отношению к ВВП приблизится к 40%.

     Представляет  интерес сравнить также уровень  внешнего корпоративного долга и  совокупного (государственного и корпоративного) долга по отношению к золотовалютным резервам Банка России (см. рис. 3).

     Может показаться, что сопоставление внешнего корпоративного долга с золотовалютными резервами не вполне правомерно. Ведь золотовалютные резервы используются, в первую очередь, для финансирования импорта, погашения внешнего государственного долга, стабилизации валютного рынка. 

      
 

     Рис. 3. Уровень внешнего корпоративного долга и совокупного внешнего (государственного и корпоративного) долга по отношению к золотовалютным резервам Банка России.* 

     Из  рис. 3 видно, что совокупный внешний  государственный и корпоративный  долг вплоть до 2006 года был существенно  выше золотовалютных резервов. И только в 2007 году он составил менее 95 % от объема золотовалютных резервов.

     Объем внешнего корпоративного долга и  объем золотовалютных резервов в  течении 2003 - 2005 гг. различались незначительно. И только при полуторократном  росте золотовалютных резервов в 2007 году, они существенно (примерно на 17%) превысили внешний корпоративный долг.

     В последнее время явственно обозначились негативные тенденции в области, прежде всего, внешнего корпоративного долга, а также всего совокупного (государственного и корпоративного) внешнего и внутреннего долга (СНД). К наиболее существенным трансформациям СНД следует отнести:

     - резкий рост совокупного внешнего  государственного долга (госдолга  и долга госкорпораций) и ухудшение  его структуры. В 1997 - 1998гг. совокупный внешний госдолг составлял более 170 млрд. долларов. Из них на собственно госдолг приходилось 91 - 94 процента, а на долю госкорпораций - 6 - 9 процентов. В 2002 - 2005гг. совокупный госдолг составлял 120 - 140 млрд. долларов. В настоящее время, учитывая внешние долги государственных предприятий и акционерных обществ, контролируемых государством, госдолг приближается к 190 млрд. долларов. Причем, в совокупном внешнем госдолге доля менее надежного корпоративного долга составляет 79 процентов (из них 43,9% - доля госпредприятий и 35,1% - доля банков, в которых органы государственного управления, денежно - кредитного регулирования и госкомпании владеют 50 и более процентами капитала);

     - резкий рост совокупного корпоративного  долга, включая внешний и внутренний корпоративный долг. Внутренняя корпоративная задолженность по отношению к ВВП возросла в 2002-2007годах в 3 раза и, в настоящее время, превышает 40% ВВП. За тот же период долг российских предприятий и банков нерезидентам увеличился с менее 35 млрд. долларов до более, чем 400 млрд. долларов. При этом имеется тенденция к резкому увеличению темпов роста внешнего корпоративного долга. За 2007 год задолженность банков и предприятий перед нерезидентами выросла почти на 146 млрд. долларов, то есть более, чем в 1,5 раза. В первом квартале 2008 года темпы роста внешнего корпоративного долга замедлились. Однако подобные временные спады роста долга наблюдались в 2005-2007 годах. Делать вывод о том, что темпы роста корпоративного долга нерезидентам будут в ближайшей перспективе резко снижаться, оснований пока нет;

     - особо следует обратить внимание  на быстрый рост всего совокупного  национального долга - федерального, муниципального, корпоративного (см. рис. 4). В соответствие с проектом  федерального бюджета Российской Федерации на 2008 - 2010гг. внешний и внутренний государственный долг составит в 2008г., 2009г., 2010г. - соответственно 8,3%, 8,4%, 8,7% ВВП. Корпоративный внутренний долг, учитывая прирост банковских активов в 2006-2007 гг. - соответственно на 44,05% и 44,11%, и, почти 2,5 кратное увеличение емкости рынка корпоративных облигаций за этот период, составит в 2008г., 2009г., 2010г. соответственно - 54%; 61%; 68% ВВП. С учетом корпоративного долга нерезидентам, который, принимая во внимание тенденции 2002 - 2007гг., составит соответственно 40%, 48%, 57% ВВП, совокупный национальный долг достигнет в 2008г., 2009., 2010г. - 102,3%, 117,4%, 133,7% ВВП. При этом, качество совокупного национального долга ухудшится за счет трансформации внешнего госдолга в менее надежный корпоративный долг нерезидентам.

      
 
 

     Рис. 4. Динамика совокупного национального  долга России в 2006-2010г.г., в процентах  к ВВП* 

     Оценка  трансформации совокупного национального долга России за последние годы позволяет сделать вывод, что в этой области сформировался комплекс угроз экономической безопасности. Основными из них являются следующие:

     - рост внешнего корпоративного  долга. В 2007г. прирост этого долга составил свыше 11,4% ВВП. Если существующие тенденции сохранятся, то к концу 2010г. корпоративный долг иностранным кредиторам достигнет 57% ВВП, против менее 25 процентов на конец 2006г. Следует особо подчеркнуть, что внешний корпоративный долг формируется сравнительно небольшим числом крупнейших предприятий и банков. В конце 2007 года 39,1% корпоративного долга перед нерезидентами приходилось всего на 15 заемщиков. На трех крупнейших заемщиков - "Роснефть", "Газпром" и группу ВТБ, приходилось почти 22 % долга. В настоящее время сложилось положение, когда ряд российских корпораций по объему своих долгов нерезидентам превысили пороговые значения экономической безопасности, разработанные для государства в целом (Маастрихтские соглашения). А ведь помимо долгов перед нерезидентами эти же корпорации имеют крупные долги перед российскими банками. Угроза экономической безопасности состоит здесь в том, что ряду крупнейших российских предприятий и банков (Внешторгбанк и Сбербанк по объему заимствований у нерезидентов занимают, соответственно, 3 и 6 места) в перспективе угрожает банкротство, которое потянет за собой крах сотен предприятий - смежников, и всей банковской системы страны;

     - усиление сырьевой направленности  развития экономики, в связи  с тем, что крупнейшими заемщиками у нерезидентов являются нефтегазовые корпорации;

     - наличие у иностранных инвесторов  российских долговых обязательств (государственных и корпоративных  еврооблигаций, облигаций государственного  внутреннего валютного займа,  валютных корпоративных облигаций) на сумму более, чем в 120 млрд. долларов. Это создает угрозу дестабилизации рынка ценных бумаг и бюджетной системы страны при возникновении кризисных явлений на внешних рынках;

     - ухудшение структуры внешних  облигационных займов. В 2001 - 2003гг. в структуре этих займов абсолютно преобладали государственные ценные бумаги - еврооблигации и ОВВЗ. В настоящее время свыше 70 процентов приходится на корпоративные еврооблигации. Между тем, долги по корпоративным еврооблигациям гораздо менее надежны, чем по государственным ценным бумагам, а также, чем кредитная задолженность, так как котировки евробондов испытывают в последние годы существенные перепады;

     - происходит интенсивное строительство  новой пирамиды ценных бумаг  - корпоративных еврооблигаций. В настоящее время она превышает 90 млрд. долларов (из них свыше 50% приходится на государственные компании и банки), что существенно выше пирамиды госбумаг (ГКО - ОФЗ) перед дефолтом;

     - чрезмерно высокая концентрация  корпоративных еврооблигационных займов. На 15 крупнейших заемщиков приходится около 71 процента всего объема корпоративных еврооблигаций. Ресурсная база для погашения корпоративных еврооблигационных долгов необычайно низка по сравнению с ресурсной базой для погашения внутреннего корпоративного долга, долга по рублевым облигациям, внешнего (кредиты и займы) корпоративного долга;

     - рост всего совокупного национального  долга, наиболее динамичной составляющей  которого является внешний корпоративный  долг. В 2010 году СНД приблизится  к 134% ВВП, что будет существенно выше всех финансовых резервов государства - золотовалютных резервов Банка России, Стабилизационного фонда РФ (Резервного фонда и Фонда будущих поколений), обязательных резервов коммерческих банков, средств системы страхования вкладов.  
 

Заключение

     Использование данного порогового значения особенно актуально для современной России. В ближайшие годы возможна ситуация, когда объемы государственного внешнего и внутреннего долга будут  в пределах соответствующих пороговых  значений. В то же время пороговые значения по корпоративному долгу будут резко превышены. Если при этом будет превышено и пороговое значение по совокупному национальному долгу, то возникнут трудности не только в сфере корпоративного долга, но и для бюджетной системы. Федеральный бюджет вынужден будет расплачиваться по государственным гарантиям по корпоративному долгу. Одновременно, в результате возможного кризиса в корпоративном секторе, резко уменьшатся налоговые и прочие поступления в бюджет. Это приведет к сбоям в обслуживании и погашении государственного внешнего и внутреннего долга.

     Контроль  за индикаторами пороговых значений экономической безопасности в сфере  совокупного национального долга  должны осуществлять министерство финансов Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации и федеральная служба по финансовым рынкам. При достижении пороговых значений по внешнему и внутреннему государственному долгу, заимствования на внешнем и внутреннем рынках должны быть прекращены.

     При достижении пороговых значений по корпоративному долгу необходимо: прекратить регистрацию проспектов эмиссии корпоративных облигаций, предназначенных для выпуска на внешнем и внутреннем рынках; повысить норму обязательных резервов коммерческих банков; повысить ставку рефинансирования; ввести ограничения по короткой позиции коммерческих банков по валюте.

Список  литературы

  1. Белов В. А. Изменения вексельного текста // эж-ЮРИСТ. - №6. - 2009 г.
  2. Белов В.А. Бездокументарные ценные бумаги. Научно-практический очерк. - М., - 2009.
  3. Белов В.А. Излишние вещи в векселе // Законодательство. - №4. - апрель 2008 г. – с.29.
  4. Белов В.А. Копирование векселя // эж-ЮРИСТ. - №9. - март 2009 г.
  5. Гражданское право. Том I. / Под ред. Е.А.Суханова - М.: Волтерс Клувер, 2009.
  6. Гудков Ф. Складские свидетельства и коносаменты // эж-ЮРИСТ. - №2. - 2009 г.
  7. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / Под ред. Т.Е. Абовой и А.Ю. Кабалкина - М.: Юрайт-Издат, 2010.
  8. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ части первой (постатейный) / Под ред. О.Н.Садикова – М.: Норма. – 2010.
  9. Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации / Под ред. Г.Г.Иванова. - М.: Спарк, 2010.
  10. Лапач В.А. Система объектов гражданских прав. - М.: Юридический центр Пресс, - 2008.
  11. Латыев А. Бездокументарные ценные бумаги и деньги как объекты вещных прав // Российская юстиция. – 2009. - №4.
  12. Молотников А. Махинации с акциями // эж-ЮРИСТ. - №3. - 2009 г.
  13. Мурзин Д.В. Ценные бумаги - бестелесные вещи. Правовые проблемы современной теории ценных бумаг. - М., - 2008.
  14. Нерсесов Н.О. О бумагах на предъявителя с точки зрения гражданского права. - Москва, Университетская типография, 2009 г.
  15. Новиков С., Амосов В. Сущность векселей и порядок их учета // Хозяйство и право. – 2008. - №10.
  16. Новоселова Л.А. Договоры о залоге и иные обеспечительные сделки с векселем в практике арбитражных судов // Законодательство. - №1, 2, январь. - февраль 2009 г.
  17. Рабинович А.М. Операции с векселями // Российский налоговый курьер. - №23. - декабрь 2009 г. – с.41.

Информация о работе Состояние рынка евробумаг