Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 14:57, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является провести исследования форм и методов оплаты труда, проанализировать действующие системы и формы оплаты труда, выяснить их недостатки, осуществить анализ использования фонда оплаты труда.
1. Сущность и значение регулирования труда и заработной платы.
1.1 Определение и сущность заработной платы и трудовых отношений…5
1.2 Системы и формы оплаты труда…………………………………………7
1.3. Методы регулирования заработной платы ……………………………..9
1.4 Рынок труда. Влияние спроса и предложения на величину заработной платы. …………………………………………………………………………….15
2.Системы и формы оплаты труда в Беларуси
2.1 Системы и формы оплаты труда в Беларуси……………………………...23
2.2 Основные показатели заработной платы в Беларуси. Динамика изменения заработной платы в бел. рублях и долларах США………….......................….26
2.3 Рынок труда в Беларуси. Специфика рынка труда……………………......29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Вся система законодательного регулирования оплаты труда строилась первоначально с ориентацией на государственные предприятия, а затем постепенно распространилась и на частные. По мнению руководителей и топ-менеджеров частных малых и средних предприятий, принявших участие в фокус группе, проведенной Исследовательским центром ИПМ в июне 2008 г., а также представителей бизнес союзов, существующее законодательство в сфере оплаты труда в Беларуси запутанное и противоречивое, а сама система зарегулирована.
Помимо непосредственно Трудового кодекса в Беларуси действуют более 200 нормативных правовых актов по вопросам регулирования труда, включая декреты и указы президента, постановления Совета министров, Министерства труда и социальной защиты, Министерства экономики, Министерства финанасов и других. Более того, органы надзора за исполнением трудового законодательства зачастую требуют от предприятий выполнения тех норм, которые прямо в нормативных актах не указаны, а профессиональных разъяснений относительно их применения, как отмечали участники фокус группы, предприятиям предоставить не могут.
Единая тарифная система оплаты труда в Беларуси обязательна для применения всеми коммерческими организациями (вне зависимости от форм собственности) и индивидуальными предпринимателями.3[5]В основе единой тарифной системы лежит Единая тарифная сетка, ЕТС4[6], которая представляет собой систему тарифных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов – всего 27. К другим элементам тарифной системы относятся тарифная ставка первого разряда, Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС), Единый квалификационный справочник должностей служащих (ЕКСД), иные квалификационные справочники. На их основе определяются тарифные ставки и тарифные должностные оклады работников.
Тарифная ставка первого разряда является базовым элементом тарифной системы оплаты труда, поскольку от нее зависит размер оплаты труда всех работников предприятия. Законодательство прямо не устанавливает величину тарифной ставки первого разряда, но регулирует минимальный ее размер (не меньше тарифной ставки первого разряда для работников бюджетной сферы – BYR 151 тыс. по состоянию на октябрь 2011 г.) и базовый предельный норматив этой ставки (максимальную ее величину - в размере бюджета прожиточного минимума для трудоспособного населения – BYR764 тыс.).5Эти ограничения распространяются как на государственные, так и на частные предприятия, за исключением коммерческих организаций с иностранными инвестициями, которые устанавливают ставки самостоятельно.
Для частных предприятий эти ограничения означают, что в себестоимость продукции при ценообразовании и налогообложении они могут включать лишь ту часть затрат по оплате труда, которая исчислена с учетом базового предельного норматива тарифной ставки первого разряда. Превышение базового предельного норматива частными организациями может осуществляться, но эта разница учитывается в налогообложении прибыли этих организаций. В зависимости от основного экономического вида деятельности организации относятся к одной из трех групп тарифных ставок. Работники организаций и ИП в зависимости от группы, к которой принадлежит предприятие, распределяются по 27 тарифным разрядам, которым соответствуют тарифные коэффициенты. Дифференциация тарифной части зарплаты производится в зависимости от:
− сложности труда в пределах одной профессии или должности;
− содержания и специфики труда (межпрофессиональная и междолжносная
дифференциация);
− общих условий труда, сложности выпускаемой продукции, видов деятельности и других специфических факторов, характерных для определенной отрасли (подотрасли) – межотраслевая дифференциация.
Тарифные коэффициенты показывают, насколько тарифные ставки второго и последующих разрядов отличаются от тарифной ставки первого разряда.
7Тарифная ставка (тарифный должностной оклад) = тарифная ставка
первого разряда * тарифный коэффициент ЕТС, установленный
работнику
по его профессии
или должности
Расчетная
ставка (расчетный
должностной оклад) =
тарифная ставка +надбавки
в соответствии с
законодательством
К надбавкам, учтенным в формуле 2, относятся дифференцированные коэффициенты, надбавки за филиалы, за категорию, за работу по контракту.
Кроме того, существуют персональные надбавки за высокие достижения в труде, выполнение особо важной (срочной) работы и другие показатели. Общая сумма таких надбавок для руководителей, специалистов и служащих организации не должна превышать 30% суммы должностных окладов этих категорий работников. 6Надбавка за продолжительность непрерывной работы (вознаграждений за выслугу лет, стаж работы) осуществляется в пределах 20% тарифной ставки (должностного оклада).
Кроме того, система оплаты труда допускает
премирование рабочих, руководителей,
специалистов и служащих по результатам
финансово-хозяйственной деятельности
предприятия. Ограничение по отнесению
премий на затраты по производству и реализации
продукции, учитываемые при налогообложении,
составляет 30% заработной платы в расчете
на одного работника. Превышение данного
показателя осуществляется за счет прибыли,
остающейся в распоряжении предприятия.
плата труда руководителей предприятий
в рамках единой тарифной системы В Беларуси
заработная плата высшего руководства
на предприятиях регламентируется Постановлением
Совета министров. Согласно им, коэффициент
соотношения заработной платы руководителя
организации независимо от формы собственности
и средней заработной платы по организации
в целом рассчитывается нарастающим итогом
с начала года и не может превышать 4.0.
Таким образом, заработная плата белорусских
руководителей и менеджеров и ее рост
привязаны не к увеличению эффективности
работы предприятий, а к средней заработной
плате по предприятиям, и, соответственно
тарифным ставкам первого разряда. Базовый
предельный норматив тарифных ставок
первого разряда корректируется государством
лишь на уровень инфляции. С другой стороны,
тарифный разряд для руководителей предприятий
и соответствующий тарифный коэффициент,
который устанавливается в зависимости
от списочной численности работников,
привязаны, соответственно, снова же к
экстенсивному показателю численности
работающих. Нет связи с объемами производства
и его ростом, производительностью труда
на отдельном предприятии.
2.3.
Основные показатели
заработной платы в
Беларуси. Динамика
изменения заработной
платы в бел. рублях
и долларах США.
В развитых странах уровень оплаты труда,
как правило, регулируется рынком, хотя
законодательно утверждается минимальная
зарплата. В Беларуси минимальная заработная
плата установлена в размере BYR 856 000, что
фактически равняется бюджету прожиточного
минимума. По последним данным за январь-октябрь
2011 г., средняя заработная плата по республике
составила BYR 1 640 000, или USD 197,5 в эквиваленте.
Правительство планирует достичь среднего
уровня зарплаты по стране EUR 1000 к 2015 г.
Наибольшая средняя заработная плата
в экономике наблюдалась в черной металлургии,
топливной, химической и нефтехимической
промышленности, а также в финансовом
секторе и секторе информационно-вычислительного
обслуживания. В выше перечисленных отраслях
промышленности работают, как правило,
крупные государственные предприятия,
ориентированные на внешние рынки. В группу
предприятий с высокой средней заработной
платой входят и частные IT фирмы, занимающиеся
оффшорным программированием. С другой
стороны, самая низкая средняя заработная
плата традиционно характерна для таких
бюджетных сфер, как образование и здравоохранение,
а также сельского хозяйства, торговли
и общественного питания и легкой промышленности.
Низкая средняя заработная плата в последних
может объясняться сохранением значительных
объемов теневого оборота на малых и средних
частных предприятиях, которые заняты
в основном в торговле и общественном
питании и легкой промышленности. В последние
годы государство проводит политику перераспределения,
направленную на снижение дифференциации
в оплате труда
Ниже
представленные таблицы показывают
динамику изменения заработной платы
в Беларуси на 2011 год.
Табл. 1
Динамика изменения ЗП на 2011 год в белорусских
рублях
Табл. 2
Динамика изменения ЗП на 2011 год в долларах
США
Судя
по данным первой таблицы, можно сказать
, что средняя заработная плата в белорусских
рублях в 2011 году стремительно растёт
вверх, но исходя из данных второй таблицы,
видно, что ещё и актуально учитывать факт
обесценивания белорусского рубля по
отношению к иностранной валюте т.к. при
таком факте, происходит значительное
повышение цен на все товары и услуги.
Табл.3
Средняя зарплата в 2011 году в белорусских
рублях и долларах США
Месяц | Средняя зарплата в белорусских рублях | Средняя зарплата в долларах США |
Январь | 1 409 625 | 468,3 |
Февраль | 1 439 091 | 477,3 |
Март | 1 537 200 | 508,2 |
Апрель | 1 563 393 | 513 |
Май | 1 648 669 | 464,8 |
Июнь | 1 782 857 | 358,1 |
Июль | 1 854 517 | 373,2 |
Август | 1 992 310 | 369,8 |
Сентябрь | 2 269 112 | 421,3 |
Октябрь | 2 318 000 | 353,8 |
Третья
таблица также отражает факт обесценивания
национальной валюты.
Вследствии
этого реальная заработная плата
уменьшается, при том что номинальная
растёт.
2.3
Рынок труда в Беларуси.
Специфика рынка труда
Рынок труда в Беларуси характеризуется неразвитостью, маргинализацией, нетранспарентностью и противоречивостью. Официальный уровень безработицы крайне низок. В тоже время, даже официальные органы подтверждают наличие до 1 млн. белорусских трудовых мигрантов в ближнем и дальнем зарубежье.
Таким образом, власти, с одной стороны, наличие крайне низкой безработицы (менее 2%). С другой стороны, долгое время замалчивался такой интересный факт, как метод расчета безработицы. Для получения мизерного пособия в 30 тыс. рублей нужно обязательно зарегистрироваться на бирже труда и пару дней отработать на общественных работах на подобии уборки улиц. Отказ от общественных работ или от предложенной работы означает исключение из списков безработных.
Вот и получается, что безработных официально почти нет, но количество поездов и даже самолетов в ту же Москву увеличивается каждый год, причем мест на дешевые белорусские поезда почти нет. Любой может провести собственный эксперимент, опросив ближайших друзей, соседей, родственников на предмет наличия знакомых белорусов - трудовых мигрантов в России. Они есть у всех.
Из-за большого количества эмигрантов появилась большая проблема со стороны социальной защиты. Трудовые мигранты не платят отчисления в пенсионный фонд. Соответственно, по мере нарастания кризиса в бюджетной сфере и, в первую очередь, пенсионной системе, можно будет увидеть борьбу гордости со здравым смыслом. Одни государственные органы будут по-прежнему пытаться сказать, что безработицы в Беларуси нет, другие – будут выступать за выборочные исследования, и реформу пенсионного законодательства.
Согласно официальной статистике, наиболее востребованными профессиями считаются строительные, в то время как профессии бухгалтера, экономиста, юриста – наиболее невостребованными.
Однако наличие официальных данных сложно проверить на адекватность. Представляется, что, с одной стороны, рынок труда является рынком в естественном смысле этого слова. Причем это касается как Минска, так и остальных городов страны. В Беларуси наблюдается дефицит на рабочие специальности, строительные, технические. Однако если ты – специалист – легко найти и работу бухгалтера, юриста, программиста.
С другой стороны, рынок труда стремительно скатывается в состояние дефицитности. Наличие навыков, востребованных рынком, приводит к массовой утечке не только мозгов, но и рук. Программисты, строители, маркетологи и дизайнеры все активнее ищут и находят работу в России и Украине. Более того, правительства многих европейских государств, все чаще сталкиваясь с дефицитом рабочей силы в своих странах, начинают где разговоры, а где и реальные действия, по привлечению трудовых мигрантов в свои страны. Для Эстонии, Литвы, Латвии, Польши, белорусы – идеальная нация – «белые» образованные, законопослушные, желающие реально интегрироваться в культуру и специфику страны проживания.