Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 11:50, курсовая работа
Цель исследования заключается в том, чтобы на основе теоретических положений, анализа нормативно-правовых актов, регулирующих полномочия коммерческих банков в сфере осуществления денежного оборота и практики их применения определить место и роль коммерческих банков в системе денежного оборота организации.
Эта цель достигается решением следующих задач:
рассмотреть понятие, структуру и принципы организации денежного оборота;
дать характеристику наличного и безналичного денежного оборота;
выявить роль коммерческих банков в контроле наличного оборота организации;
охарактеризовать формы безналичного оборота РФ;
проанализировать основные элементы и механизм функционирования платежной системы Банка России;
изучить банковский контроль за денежным оборотом.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНОГО ОБОРОТА 7
1.1. Понятие, структура и принципы организации
денежного оборота. 7
1.2. Наличный и безналичный денежный оборот: понятие,
сущность, общая характеристика 12
2. ОСОБЕННОСТИ НАЛИЧНОГО И БЕЗНАЛИЧНОГО
ДЕНЕЖНОГО ОБОРОТА ПРЕДПРИЯТИЙ 19
2.1. Роль коммерческих банков в контроле наличного денежного
оборота организации 19
2.2. Безналичный денежный оборот в Российской Федерации 26
3. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЫ
БАНКА РОССИИ 39
3.1. Основные элементы и механизм функционирования платёжной системы Банка России 39
3.2. Банковский контроль за денежным оборотом 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
Согласно Указа Президента РФ «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей» от 23.05.2010 г. в целях обеспечения полноты внесения налоговых и иных обязательных платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, усиления ответственности налогоплательщиков за соблюдение норм налогового законодательства установлено, что при несоблюдении условий работы с денежной наличностью, а также несоблюдении порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации предприятиями, учреждениями, организациями и физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, применяются следующие меры финансовой ответственности:
На руководителей предприятий, учреждений и организаций, допустивших указанные нарушения, налагаются административные штрафы в 50-кратном установленном законодательством Российской Федерации размере минимальной месячной оплаты труда.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях и наложении штрафов, предусмотренных настоящим пунктом, производится органами Государственной налоговой службы Российской Федерации по сведениям, предоставляемым коммерческими банками и другими органами, осуществляющими проверки соблюдения предприятиями, учреждениями и организациями порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью.
Осуществление проверок соблюдения предприятиями порядка работы с денежной наличность и ведения кассовых операций возложено как на Инспекции ФНС, так и кредитные организации.
Круг предприятий, подлежащих проверке, определяется руководителем учреждения банка в зависимости от объема налично - денежного оборота и имеющейся в банке информации о соблюдении предприятиями установленного порядка работы с денежной наличностью. При этом учитывается также информация других контролирующих органов.
Для осуществления проверки выбираются сведения о произведенных в проверяемом периоде операциях по поступлениям (зачислению) на счета предприятия в учреждении банка наличных денег и их выдачам (списанию) из кассы учреждения банка. Уточняется сумма установленного лимита остатка денег в кассе, наличие разрешения на расходование денежной выручки из кассы предприятия и его условия, согласованный порядок и сроки сдачи выручки в учреждение банка.
В ходе проверки предприятия рассматривается:
В случаях, когда в ходе проверки не установлены факты нарушений предприятием порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью, проверяющий может ограничиться заполнением 2 экземпляров Справки.
Результаты проверки в трехдневный срок рассматриваются руководителем учреждения банка или его заместителем. После этого третий экземпляр Справки передается предприятию, второй - остается в документах учреждения банка. При установлении фактов нарушений порядка работы с денежной наличностью первый экземпляр Справки направляется органам Государственной налоговой службы Российской Федерации по месту учета налогоплательщика для определения мер ответственности, предусмотренных законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации.
15 ноября 2010 года в Государственную думу Федерального собрания РФ внесен законопроект «О национальной платежной системе РФ». Целью его принятия является обеспечение правового регулирования деятельности субъектов НПС. Что, по замыслу авторов проекта, будет способствовать усилению стабильности и безопасности российской финансовой системы. Впервые в правовое поле вводится понятие электронных денег и операторов электронных денег. На законодательном уровне принимаются более жесткие требования к управлению рисками платежной системы, определяется порядок осуществления контроля и надзора за деятельностью основных участников. Обобщаются и закрепляются на уровне федерального законодательства требования, основные положения и правила функционирования платежных и расчетных систем29.
Представленный
проект федерального закона РФ «О национальной
платежной системе» является в значительной
степени односторонним
Во-первых, в проекте закона обобщаются и закрепляются на уровне федерального законодательства требования, основные положения и правила функционирования платежных и расчетных систем в Российской Федерации (как «центральной» платежной системы – на платформе Центрального банка РФ, так и «частных» платежных систем – на основе бирж, коммерческих банков и т.д.) В настоящее время эти вопросы регулируются отдельными положениями законов и подзаконных актов Правительства РФ и Банка России. Введение в правовое поле единых унифицированных требований и регламентов к платежным системам является актуальной задачей, в том числе в рамках стратегии создания в Москве международного финансового центра, однако вряд ли относится к числу «прорывных» и ключевых идей разработки нового закона.
Во-вторых, единственным, новаторским решением данного законопроекта является введение в правовое поле понятия «оборот электронных денег» и связанных с ним институтов. В настоящее время данный сегмент финансового рынка слабо представлен на уровне государственного правового регулирования. Несмотря на то, что эта часть законопроекта глубоко проработана и обладает высокой значимостью, к тексту нормы имеется ряд замечаний, представленных ниже.
В-третьих, по сравнению с первоначальной идеей разработки Федерального закона из него были изъяты разделы, устанавливающие стандарты и регулирующие процедуры создания национальной (карточной) платежной системы на базе Внешэкономбанка (Банк развития), либо на базе «Почты России» (по аналогии с подобными системами в ряде стран мира). Однако в ряде статей проекта закона осталось упоминание об особом статусе Внешэкономбанка. Исключительные права Банка развития, закрепленные в законопроекте «О национальной платежной системе», отсутствуют в уставных и нормативно-правовых актах, определяющих деятельность Государственной корпорации «Внешэкономбанк».
В-четвертых, данный проект закона не создает никаких стимулов для распространения безналичных платежных средств и розничных платежей с использованием электронных носителей в РФ. Отсутствие законодательной инфраструктуры развития рынка безналичных розничных платежей является одним из ключевых препятствий на пути долгосрочного сбалансированного роста.
В-пятых, в законопроекте отсутствуют положения, стимулирующие развитие новых форм и инструментов безналичного и электронного денежного оборота. При появлении новых форм и, соответственно, предметов регулирования данного закона, потребуется трудоемкая работа по внесению в ФЗ поправок и дополнений. Подготовка нового закона является альтернативным, но менее последовательным, решением (расширение числа подзаконных актов также не является желательным решением).
В-шестых, проект закона отводит явно избыточный (с точки зрения требований к устойчивости, надежности и рыночного конкурентного поведения) набор регулирующих и контролирующих функций со стороны Центрального банка РФ, не следующих из федеральных законов от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности» (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года № 17-ФЗ). Таким образом, проект закона создает, фактически, новое «поле деятельности» для Банка России, в отсутствии серьезного обоснования необходимости такого регулирования.
Таким образом, рассмотрев систему наличного и безналичного денежного оборота, сделаем следующие выводы.
Следует различать понятия «денежный оборот», «платежный оборот», «денежное обращение», «денежно-платежный оборот». Денежный оборот – это процесс непрерывного движения денежных знаков в наличной и безналичной формах.
Налично-денежный оборот – это движение наличных денежных знаков: бумажных денег, разменной монеты, банкнот. Деньги при этом выполняют функции средства обращения и средства платежа.
Безналичный денежный оборот представляет собой совокупность платежей, осуществляемых без использования наличных денег.
Безналичный денежный оборот находит выражение в безналичных расчетах. Безналичные расчеты – это платежи, осуществляемые путем документооборота в виде материального обращения письменных документов и электронных средств.
Для денежного оборота Российской Федерации характерен большой объем наличного денежного оборота. Сфера использования наличных денег в Российской Федерации в основном связана с доходами и расходами населения. Налично-денежный оборот между предприятиями незначителен, так как основная часть расчетов совершается безналичным путем. Предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками по согласованию с руководителями предприятий.
Безналичный денежный оборот в Российской Федерации организуется на основе определенных принципов. В соответствии с Гражданским кодексом РФ при безналичных расчетах допускаются расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, по инкассо, а также расчеты в других формах, предусмотренных законом. Правила, формы, сроки и стандарты безналичных расчетов устанавливает Центральный банк РФ.
В заключение отметим, что безналичный и наличный денежный обороты как две составные части единого денежного оборота взаимосвязаны и взаимообусловлены, поэтому всегда необходимо учитывать эту связь и возможное влияние составных частей денежного оборота друг на друга.
Рациональная организация денежного оборота с точки зрения укрепления обращения денег требует дальнейшего расширения сферы безналичных расчетов и их совершенствования, улучшения денежно-кредитного регулирования, строгого соблюдения принципов кредитования, усиления связи между кредитными и кассово-эмиссионными операциями центрального банка, так как именно в процессе кредитования экономика получает необходимые платежные средства и наличные деньги.
Информация о работе Роль коммерческих банков в организации денежного оборота предприятий