Роль и функции государственного кредита в осуществлении государством бюджетной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 14:09, реферат

Описание работы

Темой данного реферата является рассмотрение государственного кредита, как части кредитно-банковской системы страны. Принимая во внимание сложившиеся в России экономические условия, хочется особо отметить, что государственный кредит играет чрезвычайно важную роль в нашей экономике. От состояния в этой отрасли кредитно-финансовой системы страны зависят важнейшие показатели государственного бюджета, темпы роста экономической стабилизации, а также то, каким является положение страны на мировой арене.

Содержание

Введение................................................................................................................. 3
Социально-экономическая сущность государственного кредита.......... 4
1.1 Формы государственного кредита....................................................... 6
1.2 Функции и цели государственного кредита....................................... 9
1.3 Необходимость государственного кредита....................................... 12
2. Роль государственного кредита в осуществлении государством бюджетной политики.......................................................................................14
2.1 Общая характеристика бюджетной системы Российской Федерации. Расходы и доходы бюджета.............................................14
2.2 Финансовая политика РФ в сфере управления государственным кредитом..................................................................................................19
2.3 Особенности государственного кредита в современной России..................................................................................................... 21
3. Управление государственным кредитом в РФ......................................... 23
Заключение............................................................................................................ 29
Список литературы........................................

Работа содержит 1 файл

Мой реферат.doc

— 161.50 Кб (Скачать)

     ♦  обеспечение своевременного возврата кредитов;

     ♦  максимальное решение задач, определенных финансовой политикой.

     Специфика категории государственного кредита  определяет и особенности оперативного управления им. Обычно оно возлагается совместно на Министерство финансов и ЦБ РФ.[1]

     Главной задачей государства в управлении государственным кредитом является повышение его эффективности. Сопоставление сумм ежегодных поступлений по системе государственного кредита дает некоторое представление о результативности заемных операций, но наиболее существенное представление об эффективности (Э) государственных кредитных операций дает отношение суммы превышения поступлений (П) над расходами (Р) по системе государственного кредита к сумме расходов,  выраженное в процентах:

      (Э  = (П - Р) / Р * 100 )

       При этом, конечно, следует учитывать положительное воздействие государственного кредита на состояние бюджета государства и денежного обращения страны, укрепление доверия населения к финансовой деятельности государственных структур и в итоге на благоприятные тенденции в экономическом развитии общества.

     Основную  долю расходов по системе государственного кредита составляет выплата выигрышей, годовых процентов, сумм по погашению займа. К расходам также относятся расходы по изготовлению, пересылке и реализации ценных бумаг государства, проведению тиражей выигрышей и тиражей погашения и некоторые другие расходы.

     Займы погашаются путем проведения тиражей  выигрышей (когда вместе с суммой выигрыша выплачивается и нарицательная стоимость облигаций), а также тиражей погашения по выигрышным и процентным займам или посредством выкупа государственных ценных бумаг у кредиторов. Выплата доходов по займу производится путем проведения тиражей выигрышей, ежегодной оплаты купонов банками или перевода суммы дохода в безналичном порядке на счета предприятий и организаций.

По  внешнему долгу определяется коэффициент его обслуживания. Он представляет отношение всех платежей по задолженности (ПлЗ) к валютным поступлениям от экспорта товаров и услуг (ВПЭ), выраженное в процентах (ПлЗ / ВПЭ * 100   ).

     Безопасным  уровнем обслуживания государственного долга принято считать 15—20%. В нашей стране коэффициент обслуживания внешней задолженности превышает допустимые пределы. Границей опасности считается такое превышение суммы долга, по сравнению с которым экспорт увеличивается в 2 раза, а повышенная опасность — в 3 раза.

     На  достижение эффективности государственного кредита направлены такие меры, как конверсия, консолидация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирование займов.

     Под конверсией обычно понимается изменение доходности займов. Чаще всего государство снижает размер выплачиваемых процентов по займам в целях снижения расходов по управлению государственным долгом. Под консолидацией государственного долга понимается увеличение срока действия уже выпущенных займов путем изменения условий займов, связанных с их сроками. Возможна и обратная операция — уменьшение срока действия государственных займов. Так, в 1990 г. срок функционирования казначейских обязательств был сокращен с 15 до 8 лет. Возможно и совмещение консолидации с конверсией.

     Обычно  вместе с консолидацией проводится унификация государственных займов. Под унификацией займов понимается объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа.

     В исключительных случаях правительство  может провести обмен облигаций по регрессивному соотношению, т. е. когда несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации. Такой обмен был проведен, например, в послевоенный период в целях изъятия из оборотов облигаций займов военного времени.

     Отсрочка  погашения займа  происходит в периоды, когда правительство выпустило слишком много займов и условия их эмиссии были недостаточно эффективны для государства. Отсрочка погашения займов отличается от консолидации тем, что при отсрочке не только отодвигаются сроки погашения, но и прекращается выплата доходов.

     В условиях значительного роста государственной  задолженности и нарастающих бюджетных трудностей, как это имеет место в настоящее время, правительство может прибегнуть к  реструктуризации государственного долга. Под реструктуризацией понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств с заменой их иными долговыми обязательствами, с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения. Активно реструктуризация применяется при выплате процентов и погашении по внешней части государственного долга. При этом непременным условием предоставления новых займов является высокая репутация страны-должника на международном финансовом рынке, ее экономическая и политическая стабильность.

     По  данным Министра финансов РФ в 2000 году сократились объемы внешнего и внутреннего долга: внешний долг на конец 2000 г. составил 144,4 млрд. долл. против 158 млрд. долл. на начало года; внутренний долг — соответственно 557,4 млрд. руб. против 583,4 млрд. руб. Этому способствовало проведение умеренной политики в сфере привлечения заимствований.[1] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение. 

     Как способ финансирования дефицита бюджета государственный кредит обладает рядом преимуществ и имеет существенно меньшие негативные последствия по сравнению с традиционными приемами – дополнительной денежной эмиссией и увеличением доходов бюджета за счет прямого повышения налогов. Государственный кредит служит одним из факторов улучшения денежного обращения и укрепления внутренней валюты, позволяя государству, с одной стороны, не прибегать к дополнительной денежной эмиссии, а с другой стороны, «связывать» временно свободные денежные средства юридических и физических лиц и привлекать их в качестве кредитных ресурсов. Преимущество и особенность государственного кредита и в том, что, как источник финансирования правительственных расходов, он исключает дополнительную нагрузку на традиционные доходы государственного бюджета, текущее потребление и позволяет равномерно распределить долговую нагрузку между нынешним и будущими поколениями и соблюсти принцип справедливости в распределении рисков между держателями государственных ценных бумаг и прочим населением.

     Следует при этом уточнить, что государственные  заимствования все-таки оказывают  воздействие на состояние бюджетных  средств, поскольку, как правило, обслуживание государственного долга является традиционной статьей расходной части бюджета. Поэтому привлеченные государством заемные средства называют антиципированными, или взятыми наперед налогами. Государство таким образом отвлекает часть бюджетных средств от производительного использования и, кроме того, распределяет бремя погашения долга между всеми гражданами, а не только между держателями обязательств государства. В этом негативная сторона государственного кредита. Этот момент может быть смягчен, если заемные средства использовать для вложений в конкретные производительные объекты, которые из собственных доходов будут погашать долг, не отвлекая на эти цели средства бюджета.

     Таким образом, кредитное финансирование государства и местных органов:

     а) представляет собой один из самых  гибких инструментов регулирования  макро- и микроэкономических процессов, увязки доходов и расходов государства;

     б) позволяет равномерно и в известной  мере справедливо распределить ответственность за принятые финансовые решения между нынешним и будущими поколениями;

     в) позволяет воздействовать на социальную и денежно-кредитную политику;

     г) выступает реальным фактором ускорения  темпов социального и экономического развития страны.

     Расширение  границ государственного кредита должно осуществляться па основе развития рынка долговых обязательств, стимулирования инвестиционной активности юридических и физических лиц, формирования эффективной системы управления долгом.[3] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список литературы. 

  1. Финансы: Учебник, А. М. Бабич, Л. И. Павлова –  М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000.
  2. Финансы: Учебник, В. И. Вахрин, А. С. Нешитой, 2-ое издание переработанное и доп.-М.,2002.
  3. Финансы: Учебник, под ред. Доктора экономических наук, профессора В. В. Ковалева, 2-ое издание переработанное и дополненное - М., 2003.
  4. А. Воронин, В. Кабашкин Управление государственным долгом// Экономист. – 2006. - №1, с. 58-67
  5. Понятие государственного кредита// И. Д. Злобин [Электронный ресурс] – 2005. – Режим доступа: http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/008/012/163
  6. Сценарии и прогнозы/ Бюджетное послание президента// [Электронный ресурс]- 2007.- Режим доступа: http://www.finam.ru/analysis/forecasts00723/defaul...

Информация о работе Роль и функции государственного кредита в осуществлении государством бюджетной политики