Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 14:09, реферат
Темой данного реферата является рассмотрение государственного кредита, как части кредитно-банковской системы страны. Принимая во внимание сложившиеся в России экономические условия, хочется особо отметить, что государственный кредит играет чрезвычайно важную роль в нашей экономике. От состояния в этой отрасли кредитно-финансовой системы страны зависят важнейшие показатели государственного бюджета, темпы роста экономической стабилизации, а также то, каким является положение страны на мировой арене.
Введение................................................................................................................. 3
Социально-экономическая сущность государственного кредита.......... 4
1.1 Формы государственного кредита....................................................... 6
1.2 Функции и цели государственного кредита....................................... 9
1.3 Необходимость государственного кредита....................................... 12
2. Роль государственного кредита в осуществлении государством бюджетной политики.......................................................................................14
2.1 Общая характеристика бюджетной системы Российской Федерации. Расходы и доходы бюджета.............................................14
2.2 Финансовая политика РФ в сфере управления государственным кредитом..................................................................................................19
2.3 Особенности государственного кредита в современной России..................................................................................................... 21
3. Управление государственным кредитом в РФ......................................... 23
Заключение............................................................................................................ 29
Список литературы........................................
д)
другие расходы бюджета, вошедшие в
капитальные расходы в
В составе капитальных расходов бюджетов может быть сформирован бюджет развития.
Текущие
расходы бюджетов
предназначены для обеспечения текущего
функционирования органов государственной
власти, органов местного самоуправления
и бюджетных учреждений, а также оказания
государственной поддержки другим бюджетам
и отдельным отраслям экономики в форме
дотаций, субсидий и субвенций. В эту категорию
входят и другие расходы бюджетов, не включенные
в капитальные расходы.[3]
Бюджетный кредит представляет собой форму финансирования бюджетных расходов, предусматривающую предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основах. Бюджетная ссуда — это бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года. Трансферты населению — это бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством Российской Федерации и ее субъектов, правовыми актами органов местного самоуправления.
Расходы на финансирование бюджетных инвестиций предусматриваются соответствующим бюджетом при условии включения их в федеральную целевую программу, региональную целевую программу либо в соответствии с решением органа исполнительной власти Российской Федерации, ее субъекта или органа местного самоуправления.
Оказание из федерального бюджета финансовой помощи бюджетам субъектов РФ может быть осуществлено в форме предоставления:
а) дотаций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ;
б) субвенций и субсидий на финансирование отдельных целевых расходов;
в) бюджетной ссуды на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета субъекта РФ.
В
отдельных случаях
2.2
Финансовая политика РФ в сфере управления
государственным кредитом.
Бюджетное послание Президента РФ – направляемый Федеральному Собранию Российской Федерации документ, в котором определяется бюджетная политика Российской Федерации на очередной финансовый год.
В бюджетном послании президента России от 09.03.2007 на 2008-2010 годы было призвано сосредоточиться на решении ряда проблем, связанных с расходами бюджета.
«Четвертая задача - "обеспечение исполнения расходных обязательств". Иными словами, превышать положенное нельзя. "Новые бюджетные программы и законодательные инициативы могут приниматься только при наличии твердой уверенности в возможности их финансового обеспечения", - подчеркивается в послании.
Пятая задача – "проведение анализа эффективности всех расходов бюджета". Нужно с большей заинтересованностью заниматься статистикой по результатам программ и изменить методы оценки эффективности бюджетных расходов с точки зрения конечных целей социально-экономической политики. "Надо помнить о том, что задача бюджетной политики - это последовательное повышение качества жизни граждан. В связи с этим требуются не только отчеты о предоставлении медицинских и образовательных услуг, а достижение результатов по снижению заболеваемости и смертности, повышению конкурентоспособности наших школьников и студентов", - говорится в документе».[6]
Каковы, по мнению Президента, основные приоритеты бюджетных расходов? Это - реализация национальных проектов.
Президентом
также подведены итоги
Одна из задач – "обеспечение сбалансированности бюджетных ресурсов и обязательств". "Начиная, с 2000 года федеральный бюджет исполняется с превышением доходов над расходами, - говорится в Послании, - Была ликвидирована просроченная кредиторская задолженность, включая многолетние бюджетные долги перед гражданами по выплате заработной платы, пенсий и социальных пособий". Превышение бюджетных доходов над расходами снизило масштабы госдолга - с более чем 100% ВВП в 1999 году до 9% ВВП к концу 2006 года. "Восстановлено доверие к России как к надежному финансовому партнеру. Кредитные рейтинги страны достигли инвестиционного уровня", - констатируется в документе. При этом продолжает вызывать серьезную озабоченность, возникшая в последние годы несбалансированность Пенсионного фонда Российской Федерации.[6]
В
2006 году Правительство приняло за основу
программу государственных внутренних
и внешних заимствований Российской Федерации
на 2007 год. Программа государственных
внутренних заимствований РФ на 2007 год
предусматривает, в частности, снижение
государственного долга России к ВВП и
замещение государственного внешнего
долга внутренними заимствованиями. Для
реализации этих задач Минфин считает
возможным увеличить в 2007 году на 60 - 70
млрд. руб. по сравнению с 2006 г. объем привлечения
на внутреннем рынке за счет размещения
государственных ценных бумаг при сохранении
действующего в настоящее время порядка
эмиссии государственных облигаций. Объем
обязательств по заимствованиям кредитов,
привлекаемых под гарантии Правительства
РФ, в 2007 году (140,3 млн. долл.) сокращен по
сравнению с аналогичным показателем
2006 года (620,7 млн. долл.) на 342 проц., а по
сравнению с аналогичным показателем
2005 года (976,2 млн. долл.) .
2.3 Особенности
государственного кредита в современной
России.
Дадим характеристику современному состоянию рынка государственного кредита РФ. Деятельность России как кредитора весьма ограниченна. В свое время СССР был одним из активных кредиторов. На сегодняшний день долги России со стороны третьих стран составляют, по различным оценкам, от 50 до 120 млрд. долл. Как правило, нашими должниками являются страны со слабо развитой экономикой. Кредиты им во многом носили характер экономической помощи. По расчетам экспертов, возмещение их долга может вылиться приблизительно в 25 млрд. долл. с рассрочкой выплат в 25—30 лет. Тем не менее Россия продолжает выступать в роли кредитора; в частности, внешние кредиты, предоставленные Россией в 2000 г., исчисляются в 400 млн долл.
Одно из стратегических направлений деятельности государства по формированию финансовых ресурсов — активизация рынка внутренних заимствований. Величина государственного внутреннего долга составила на 1 октября 2000 г. 561,3 млрд. руб. (на 1 января 2000 г.—583,6 млрд. руб.) при утвержденном на 1 января 2001 г. долге в 593,2 млрд. руб. и доходах бюджета в 797,2 млрд. руб. Многие специалисты полагают необходимым активизацию такого кредитного ресурса, как доходы юридических и физических лиц, стимулирование их сбережений, развитие правового и институционального обеспечения этого процесса.[3]
Однако важнейшая стратегическая задача – снижение государственного внешнего долга.
Основная доля долгов представлена в форме кредитов правительств иностранных государств и кредитов иностранных банков и фирм и лишь около 16% долгов — в виде государственных ценных бумаг, где эмитенту (должнику) принадлежит инициатива в плане технологий заимствований и обслуживания долга. В 2000 г. государственный внешний долг был сокращен на 14 млрд. долл. США и составил 144 млрд. долл. Однако ситуация усугубляется из-за нарастающего потока платежей по обслуживанию долга.
По данным Всемирного
банка, общая сумма платежей (основной
долг и проценты) составит в 2001 г. 14,43
млрд. долл., в 2002 г.- 14,58 млрд. долл., в 2003
г.— 19,72 млрд. долл. Это предъявляет особые
требования к изысканию ресурсов для обслуживания
долга, обращения к финансовым инструментам
управления долгом.
3. Управление
государственным кредитом в РФ
Как известно, посредством государственных заимствований органы власти получают дополнительные финансовые ресурсы, необходимые для финансирования общегосударственных потребностей, не обеспеченных доходами. Государство становится полноправным участником рынка капиталов, его долговые обязательства погашаются за счет бюджетных средств (доходов), золотовалютных резервов страны, финансовых ресурсов, полученных от продажи государственной собственности, а также новых заимствований.
Бюджетная, долговая и валютная политика государства неразрывно связаны между собой: государственный долг влияет на экономический рост, денежное обращение, уровень инфляции, ставки рефинансирования, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом и реальный сектор экономики, приводит к сокращению инвестиционных ресурсов в экономике, нарушению воспроизводственных процессов, снижению экономического роста. Рано или поздно заимствования выходят за рамки возможностей государства, что вызывает необходимость сокращения расходов на социальные, инвестиционные и другие цели, не связанные с погашением и обслуживанием долга. Необоснованная бюджетная, денежно-кредитная и курсовая политика государства вызывает неуверенность на финансовых рынках в отношении инвестиционного климата, побуждая инвесторов к выдвижению требований более высокой премии за риск. Это особенно касается стран, развивающих и формирующих рынки ценных бумаг; где заемщики и кредиторы могут воздержаться от принятия долгосрочных обязательств, что может негативно отразиться на развитии финансовых рынков и экономическом росте.[4]
Отсюда целью управления государственным долгом являются выработка экономически обоснованного соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, поддержание объема долга на экономически безопасном уровне. Поэтому система управления государственным долгом должна быть ориентирована на обслуживание стратегических инвестиционных проектов, а государство выступать координатором и гарантом производственных инвестиций в рамках выработанной стратегии экономического роста.[4]
Управление государственным долгом - это регулируемая нормами права совокупность мероприятий государства по использованию долговых отношений, направленных на погашение долговых обязательств и формирование благоприятных социально-экономических условий развития страны, одно из направлений финансово-бюджетной политики страны, связанное с деятельностью государства на внешних и внутренних финансовых рынках в качестве экономического субъекта - заемщика и гаранта. Оно предусматривает привлечение финансовых ресурсов путем размещения ценных бумаг или других источников, погашение и обслуживание долговых обязательств. Для этих целей необходим анализ социально-экономического развития государства на перспективу, оценка методов финансирования бюджетного дефицита и возможных источников его покрытия, определение предельно допустимых размеров государственного долга, рационализация его состава и структуры, мер по стабилизации размеров, оценка влияния государственного долга на развитие экономики страны.
Управление государственным кредитом может рассматриваться в узком и широком смысле. Под управлением государственным кредитом в широком смысле понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Управление государственным кредитом в широком смысле как одно из направлений финансовой политики находится в руках органов власти и управления государством. Именно они определяют общий объем бюджетного дефицита и, следовательно, объем займов, необходимых для его финансирования, основные направления и цели воздействия на денежное обращение, кредит, производство, занятость и целесообразность осуществления общегосударственных программ по поддержке малого бизнеса отдельных районов страны.
Под управлением государственным кредитом в узком смысле понимается совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированием рынка государственных ценных бумаг, обслуживанием и погашением государственного долга, предоставлением ссуд и гарантий.
В процессе управления государственным кредитом решаются следующие задачи:
♦ минимизация стоимости долга для заемщика;
♦ недопущение переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса;
♦
эффективное использование