Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 14:09, реферат
Темой данного реферата является рассмотрение государственного кредита, как части кредитно-банковской системы страны. Принимая во внимание сложившиеся в России экономические условия, хочется особо отметить, что государственный кредит играет чрезвычайно важную роль в нашей экономике. От состояния в этой отрасли кредитно-финансовой системы страны зависят важнейшие показатели государственного бюджета, темпы роста экономической стабилизации, а также то, каким является положение страны на мировой арене.
Введение................................................................................................................. 3
Социально-экономическая сущность государственного кредита.......... 4
1.1 Формы государственного кредита....................................................... 6
1.2 Функции и цели государственного кредита....................................... 9
1.3 Необходимость государственного кредита....................................... 12
2. Роль государственного кредита в осуществлении государством бюджетной политики.......................................................................................14
2.1 Общая характеристика бюджетной системы Российской Федерации. Расходы и доходы бюджета.............................................14
2.2 Финансовая политика РФ в сфере управления государственным кредитом..................................................................................................19
2.3 Особенности государственного кредита в современной России..................................................................................................... 21
3. Управление государственным кредитом в РФ......................................... 23
Заключение............................................................................................................ 29
Список литературы........................................
Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функции финансов:
1) Распределительная функция государственного кредита проявляется в перераспределении части вновь созданной стоимости на особых принципах - срочности, возвратности, платности, целевого назначения. С переходом России к рынку распределительная функция претерпела ряд изменений, в частности, изменились субъекты кредитных отношений: со стороны государства их участниками стали субъекты Федерации, особым субъектом кредитных отношений стали местные органы власти, их контрагентами выступают резиденты и нерезиденты, юридические и физические лица, а для государства или субъекта Федерации — иные государства, международные финансово-кредитные организации, консорциальные структуры и т. п. Изменились и инструменты, посредством которых осуществляются кредитные отношения — все чаще государство и его территориальные подсистемы становятся участниками рынка ценных бумаг, осуществляя заимствования посредством эмиссии облигаций, в том числе и на международном фондовом рынке. Соответственно меняется и сам характер государственного кредита — все в большей степени он переходит из плоскости императивных отношений в плоскость рыночных отношений, в основе которых лежит равноположение сторон.
2) Регулирующая функция государственного кредита имеет две стороны — экономическую и социальную. Экономическая сторона проявляется, прежде всего в формировании основных общеэкономических пропорций (воспроизводственных, отраслевых, территориальных). Она осуществляется через поддержку и стимулирование развития отдельных отраслей, предприятий, территорий, в частности путем выделения им целевых кредитов. Выделение бюджетных ресурсов на безвозмездной основе далеко не всегда оправданно, особенно в условиях их ограниченности, а порой и дефицитности. В целом государственный кредит не только стимулирует высокие темпы экономического роста, но и смягчает циклические колебания. Посредством государственного кредита осуществляется государственное регулирование экономики. Социальная сторона государственного кредита связана с обеспечением воспроизводства рабочей силы за счет поддержки социальной сферы (образование, здравоохранение, социальное страхование), создания рабочих мест и снятия социальной напряженности. Развитие каналов привлечения средств населения для участия в формировании государственного кредита можно расценивать также как фактор увеличения доходов физических лиц.
3) Контрольная функция за целевым и рациональным использованием средств, привлекаемых и (или) выделяемых государством. Функция вытекает из самой природы кредита.
Таким образом, государственный кредит — это совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами и международными финансовыми организациями — с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов.[3]
К основным целям государственного кредитования относятся:
1)
решение проблем
2) проведение региональной финансово-кредитной политики, направленной на выравнивание социально-экономических условий жизни населения и функционирования региональной экономики;
3) поддержка муниципальных образований в решении неотложных социально-экономических задач;
4)
поддержка приоритетных для экономики
секторов и видов деятельности.[1]
Объективная
необходимость использования
Вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.
Государство
регулирует денежное обращение, размещая
займы среди различных групп
инвесторов. Мобилизуя средства физических
лиц, оно снижает платежеспособный спрос.
Если за счет кредита профинансировать
производственные затраты,
например инвестиции, произойдет абсолютное
сокращение наличной денежной массы в
обращении. В случае финансирования затрат
на оплату труда, количество наличной
денежной массы в обращении останется
без изменений, хотя возможно изменение
структуры платежеспособного спроса.[2]
2. Роль государственного кредита в осуществлении государством бюджетной политики
2.1
Общая характеристика бюджетной системы
Российской Федерации. Расходы и доходы
бюджета.
Центральное место в любой финансовой системе занимает бюджетная ее подсистема (бюджетная система). В финансовой теории и практике существуют различные подходы к трактовке понятия «бюджет», что обусловлено многогранностью бюджета как явления.
В
приложении к публичным финансам
под бюджетом (от англ. budget
— сумка, кошелек) традиционно понимается
централизованный денежный фонд, формируемый
на том или ином уровне для обеспечения
функций и задач соответствующих органов
власти (государственной, местной). Эта
трактовка в наибольшей степени раскрывает
содержание бюджета как социально-экономического
явления, его роль в общественном производстве.
Бюджет в этом смысле — основа функционирования
государства в целом, его национально-государственных
и административно-
Бюджетная система представляет собой совокупность отношений, возникающих между различными субъектами в процессе:
а) формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней системы и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;
б) составления и рассмотрения проектов бюджетов системы, их утверждения и исполнения, контроля за их исполнением.
Правовой статус участников бюджетных отношений в Российской Федерации регламентируется:
1) Бюджетным кодексом Российской Федерации (принят Государственной Думой 17 июля 1998 г., введен в действие с 1 января 2000 г.); это базовый законодательный акт;
2) соответствующими специальными законами федеральных органов субъектов Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления;
3) указами Президента Российской Федерации;
4)
нормативными правовыми актами
Правительства Российской
5)
соответствующими актами
Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней:
1.федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
2. бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.
3. местные бюджеты.
Федеральный (государственный) бюджет есть форма образования и расходования денежных средств, предназначенная для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения Российской Федерации. Соответственно бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) предназначен для обеспечения задач и функций, отнесенных к предмету ведения субъекта Российской Федерации.[3]
Утверждаются бюджеты ежегодно и действуют в течение финансового года. В России финансовый год совпадает с календарным.
Ведущее
звено бюджетной системы
Государственный бюджет оказывает воздействие на все звенья финансовой системы, финансируя различные уровни власти, специальные правительственные фонды, кредитуя юридических и физических лиц. В условиях перехода к рынку государственный бюджет сохраняет свою ведущую роль, меняются лишь методы его воздействия на общественное производство и режим расходования бюджетных средств. Осуществляется переход с бюджетного финансирования и дотирования на экономические методы воздействия на производство, переход к финансовому регулированию экономики.
Расходы государственного бюджета в мировой практике традиционно содержат следующие статьи:
1) затраты на социальные нужды: здравоохранение, образование, культуру, социальные пособия, субсидии местным бюджетам на эти цели (трансферты);
2) затраты на хозяйственные нужды: капитальные вложения в инфраструктуру, дотации госпредприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на осуществление государственных программ;
3) расходы на оборону и материальное обеспечение внешней политики, включая содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам;
4) административно-управленческие расходы: содержание правительственных органов, органов правопорядка, юстиции и проч.;
5) платежи по государственному долгу (погашение и обслуживание долга).
Структура расходов государственного бюджета является социально стабилизирующим фактором; оказывает регулирующее воздействие на размеры спроса и инвестиции, на отраслевую и региональную структуру экономики; на национальную конкурентоспособность на мировом рынке. В то же время она может меняться. Например, в периоды кризисов и депрессий расходы государственного бюджета на хозяйственные цели, как правило, растут, а во время «перегрева» конъюнктуры — сокращаются.
Под доходами бюджета понимаются денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления.
Виды доходов: налоговые доходы, неналоговые доходы, субвенции, субсидии, безвозмездные перечисления, штрафы, конфискации и т.д.
Расходы бюджета, согласно Бюджетному кодексу РФ,— это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Формирование расходов бюджетов всех уровней должно базироваться на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством РФ.
В
зависимости от экономического содержания
расходы бюджетов делятся на капитальные
и текущие.
Капитальные расходы бюджетов, предназначенные для обеспечения инновационной и инвестиционной деятельности, включают:
а) расходы на инвестиции в действующие или вновь создаваемые структуры в соответствии с утвержденной инвестиционной программой;
б) средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам;
в) расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством;
г) расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности Российской Федерации, се субъектов и муниципальных образований;