Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 14:09, реферат
Темой данного реферата является рассмотрение государственного кредита, как части кредитно-банковской системы страны. Принимая во внимание сложившиеся в России экономические условия, хочется особо отметить, что государственный кредит играет чрезвычайно важную роль в нашей экономике. От состояния в этой отрасли кредитно-финансовой системы страны зависят важнейшие показатели государственного бюджета, темпы роста экономической стабилизации, а также то, каким является положение страны на мировой арене.
Введение................................................................................................................. 3
Социально-экономическая сущность государственного кредита.......... 4
1.1 Формы государственного кредита....................................................... 6
1.2 Функции и цели государственного кредита....................................... 9
1.3 Необходимость государственного кредита....................................... 12
2. Роль государственного кредита в осуществлении государством бюджетной политики.......................................................................................14
2.1 Общая характеристика бюджетной системы Российской Федерации. Расходы и доходы бюджета.............................................14
2.2 Финансовая политика РФ в сфере управления государственным кредитом..................................................................................................19
2.3 Особенности государственного кредита в современной России..................................................................................................... 21
3. Управление государственным кредитом в РФ......................................... 23
Заключение............................................................................................................ 29
Список литературы........................................
По дисциплине «Деньги, кредит, банки»
Роль
и функции государственного кредита
в осуществлении государством бюджетной
политики
Оглавление
Введение......................
1.1 Формы государственного
кредита.......................
1.2 Функции и цели
государственного кредита.......................
1.3 Необходимость
государственного кредита......
2. Роль государственного
кредита в осуществлении государством
бюджетной политики......................
2.1 Общая
характеристика бюджетной
2.2 Финансовая
политика РФ в сфере управления государственным
кредитом......................
2.3 Особенности
государственного кредита в современной
России........................
3. Управление государственным
кредитом в РФ............................
Заключение....................
Список литературы.............
Введение.
Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу аккумуляции государством денежных средств на началах возвратности для финансирования государственных расходов. Кредиторами выступают физические и юридические лица, заемщиком - государство в лице его органов (Министерства финансов, местных (муниципальных) органов власти). Для заемщика данная форма кредита позволяет мобилизовать дополнительные денежные ресурсы для покрытия бюджетного дефицита без использования для этих целей бумажно-денежной эмиссии, для неинфляционного кредитно-денежного обращения путем операций на открытом рынке, формирования финансового рынка.
Местные органы власти осуществляют мобилизацию средств на кредитной основе, которые могут использоваться на благоустройство городских и сельских районов, строительство, реконструкцию объектов здравоохранения, культурного, просветительного, жилищно-бытового назначения и др. В результате сокращается спрос указанных органов на средства из государственного бюджета.
Темой
данного реферата является рассмотрение
государственного кредита, как части кредитно-банковской
системы страны. Принимая во внимание
сложившиеся в России экономические условия,
хочется особо отметить, что государственный
кредит играет чрезвычайно важную
роль в нашей экономике. От
состояния в этой отрасли
кредитно-финансовой системы страны зависят
важнейшие показатели государственного
бюджета, темпы роста экономической
стабилизации, а также то,
каким является положение страны на мировой
арене.
Государственный кредит представляет собой одну из форм существования публичных финансов наряду с бюджетами и внебюджетными государственными фондами и входит в число основных способов привлечения государством дополнительных денежных средств и увеличения его финансовых возможностей.[3]
Государственный кредит – совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления с одной стороны и юридическими и физическими лицами с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта. Причем преобладающей является деятельность государства как заемщика средств. Объем гарантий в качестве, т.е. когда государство предоставляет ссуды юридическим и физическим лицам, значительно ниже. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом.[2]
Содержание
и формы государственного кредита
определяются характером экономического
строя общества. В рабовладельческом обществе
и при феодализме государственный кредит
существовал в форме займов, принимавших
часто принудительный характер. В них
переплетались элементы налога и займа.
Полученные таким образом средства шли
в основном на покрытие военных и др. чрезвычайных
расходов. Капиталистическая система
государственного кредита зародилась
в 16—18 вв. вначале в Голландии и Великобритании,
а затем и в др. государствах. С возникновением
мирового рынка получил развитие международный
государственный кредит, явившийся, как
показал К. Маркс, наряду с внутренним
госкредитом одним из самых сильных рычагов
первоначального накопления капитала.
При капитализме госкредит выступает
главным образом в виде займов, а также
краткосрочных казначейских обязательств,
использования вкладов населения в сберкассы,
помещаемых последними в государственные
ценные бумаги (непосредственно или через
банк). Государственный кредит — одна
из форм движения ссудного капитала. В
отличие от др. форм капиталистического
кредита, связанных в той или иной степени
с процессами производства и реализации
товаров, госкредит служит средством привлечения
денежных ресурсов главным образом на
непроизводительные цели: на военные расходы
государства, содержание административно-полицейского
аппарата, а также на прямое и косвенное
субсидирование капиталистов. Поэтому
прямыми следствиями развития госкредита
являются рост государственного
долга и раздувание размеров фиктивного
капитала (в виде облигаций государственных
займов и купонов к ним, краткосрочных
казначейских векселей и др. кредитных
документов). Государственный кредит способствует
обогащению буржуазии. Свободные денежные
капиталы, лежащие без употребления у
банкиров, находят выгодную сферу приложения
в виде государственных займов, которые
дают высокие гарантированные доходы.
Источником средств для погашения государственных
займов и уплаты процентов, как и для всех
других расходов государства при капитализме,
служат прямые и косвенные налоги, которые
тяжёлым бременем ложатся на широкие массы
трудящихся, В период общего кризиса капитализма
государственный кредит становится органической
частью финансовых систем буржуазного
государства, используемых для прямого
финансирования капиталистических монополий
и обеспечения им наивысших прибылей за
счёт трудящихся, мелкой и даже средней
буржуазии. Причём для современных капиталистических
государств характерно использование
государственного кредита для финансирования
расходов хронически дефицитных государственных
бюджетов, обусловливаемых милитаризацией
экономики, подготовкой и ведением войн.
Разбухание госкредита — одно из проявлений
паразитизма капитализма, выражающегося
в росте непроизводительного потребления
и увеличении числа рантье, живущих на
доходы от ценных бумаг. В период общего
кризиса капитализма быстро растут внешние
долги, используемые империалистическими
странами-кредиторами для усиления своего
экономического и политического господства
в странах-должниках.[5]
В зависимости от характеристики заемщика государственный кредит бывает централизованным и децентрализованным. В первом случае в качестве заемщика выступает Кабинет Министров и его центральный финансовый орган страны (Министерство финансов), во втором - местные органы власти (Совет депутатов). Децентрализованные займы проводятся для частичного покрытия расходов местного бюджета, а целевые займы для финансирования конкретных проектов, связанных с социально-экономическим развитием области, города, района. Местные займы обеспечиваются материальными, финансовыми и невещественными активами, находящимися в коммунальной собственности.
Государственный кредит подразделяется на внутренний и внешний (международный). Поскольку основная доля государственных расходов осуществляется в национальной валюте, преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит. В то же время международное разделение труда, обмен технологиями и научно-техническими достижениями, необходимость оказания финансовой помощи иностранным государствам обусловливают развитие международного государственного кредита, т. е. осуществление государственно-кредитных отношений в иностранной валюте.
Внутренний государственный кредит может выступать в следующих формах: государственные займы, обращение части вкладов населения в государственные займы, заимствование средств общегосударственного ссудного фонда, казначейские ссуды, гарантированные займы.
Государственные займы как форма государственного кредита характеризуются тем, что временно свободные денежные средства населения, организаций и предприятий привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.
Облигация — наиболее распространенный вид ценных бумаг. Она представляет собой государственное долговое обязательство и дает право ее владельцу по истечении определенного срока получить обратно сумму долга и процент. Нарицательная стоимость (номинальная цена) облигации, устанавливаемая государством, выражает денежную сумму, предоставляемую держателем облигации государству во временное пользование, которая выплачивается владельцу облигации в момент погашения и на нее начисляются проценты. Однако реальная доходность облигаций для их держателей может быть выше или ниже установленного номинального процента, поскольку облигации продаются по курсовой цене, отклоняющейся от нарицательной стоимости. Отклонение называется курсовой разницей и зависит от ряда факторов (величины номинального процента по облигации, насыщенности рынка ценными бумагами, доверия населения правительству и др.).
Казначейские обязательства, в отличие от облигаций, подлежат реализации только среди населения. Средства от их реализации государство направляет исключительно на пополнение бюджета.
В тесной связи с государственными займами находится вторая форма государственного кредита, функционирование которой опосредствуется системой сберегательных учреждений, — обращение части вкладов населения в государственные займы. Такое обращение осуществляется через покупку особых ценных бумаг (в частности, казначейских сберегательных сертификатов) или рыночных ценных бумаг (облигаций, казначейских обязательств), а также путем оформления безоблигационных займов (подписание соглашений (договоров) или выдача особых свидетельств).
Заимствование средств общегосударственного ссудного фонда как форма государственного кредита характеризуется тем, что государственные кредитные учреждения непосредственно передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов правительства. Эта форма кредита была распространена в советский период и в определенной мере (до 1995 г.) в реформируемый период.
Казначейские ссуды как форма государственного кредита выражают отношение оказания финансовой помощи предприятиям и организациям органами государственной власти и управления за счет бюджетных средств на условиях срочности, платности и возвратности. Казначейские ссуды, в отличие от банковских кредитов, выдаются на льготных условиях по срокам и норме процента. Их можно получить в случае финансовых затруднений хозяйственных организаций ввиду их особого положения на рынке или ухудшения экономической ситуации в стране. Они не имеют коммерческой цели, являются средством поддержки жизненно важных для народного хозяйства экономических структур.
В тех случаях, когда Правительство гарантирует безусловное погашение займа, выпущенного местными органами власти и управления или отдельными хозяйственными организациями, а также выплату процентов по нему, речь идет об условном государственном кредите — гарантированных займах, по которым Правительство реально несет финансовую ответственность только в случае неплатежеспособности плательщика.
Внешний (международный) государственный кредит представляет собой совокупность отношений, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика, кредитора или гаранта. Эти отношения принимают форму государственных внешних займов, которые предоставляются на условиях возвратности, срочности, платности, как и внутренние займы. Сумма полученных внешних займов с начисленными процентами включается в государственный долг страны.
Предоставление внешних займов осуществляется за счет бюджетных средств или специальных правительственных фондов.
Основной целью государственных внешних займов является содействие укреплению экономического потенциала, преодоление финансовых трудностей страны-получателя, оказание продовольственной помощи.
Государственные внешние займы предоставляются в денежной или товарной форме, выпускаются в валюте страны-кредитора, страны-заемщика или третьей страны. Погашение займов осуществляется по соглашению сторон товарными поставками или валютой.
Основными кредиторами нашей страны выступают развитые страны, международные финансовые организации — Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и др.
Деятельность
Российской Федерации как кредитора
и гаранта на международной арене
крайне ограниченна в связи с
неблагоприятным финансово-
Как
экономическая категория
В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов.
Государственный кредит отличается от других видов кредита. Так, если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают конкретные ценности – товары на складе, незавершенное производство, то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход. Еще одной отличительной чертой банковского кредита является производительное использование его как капитала, создающего условия для погашения и выплаты по нему процентов за счет увеличения производимой стоимости прибавочного продукта. Источником же погашения государственного кредита выступают в основном средства бюджета.
Как и любой другой заемщик, государство привлекает средства на заранее определенный срок: до 1 года, от 1 года до 5 лет, от 5 лет до 30 лет. Так, Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ предусматривает, что любые долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определены конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет.[2]