Роль центрального банка как главного звена банковской системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 19:31, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучить Центральный банк как главное звено банковской системы.
Задачи курсовой работы:
1) дать толкование понятиям: банковская система, одноуровневая и двухуровневая организация банков, описать состав двухуровневой системы, рассмотреть этапы развития банковской системы в Российской Федерации;
2) раскрыть объективные причины появления центральных банков, осветить историю возникновения центральных банков в развитых странах;
3) описать функции и основные методы денежно-кредитной политики центральных банков;
4) описать историю появления Банка России, дать ему характеристику;
5) изложить роль, главные цели деятельности и функции Банка России;
6) перечислить основные инструменты и направления денежно-кредитной политики ЦБ РФ, дать определения активным и пассивным операциям, сделать соответствующие выводы;
7) осветить причины и последствия кризиса банковской системы 1998 г., рассмотреть проблемы, которые он повлек за собой;
8) описать главные задачи банковской системы, определить пути стабилизации ее развития и сделать прогноз на основе изученных литературных источников.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
1 Роль центрального банка как главного звена банковской системы…………………………………………………….........................................5
1.1 Организация банковских систем зарубежных стран и России………………………………………………………………………………...5
1.2 История возникновения центральных банков………………………..10
1.3 Функции центральных банков………………………………………...12
2 Банк России и его место в кредитной системе........................................17
2.1 Создание и статус Банка России………………………………………17
2.2 Роль Центрального банка РФ в экономике страны………………......28
2.3 Инструменты и основные направления денежно-кредитной политики ЦБ РФ на современном этапе……………………………………………………...29
3. Направления развития банковской системы России……………………………………………………………….........................33
3.1 Проблемы, стоящие перед Центральным банком РФ………………..33
3.2 Пути стабилизации российской банковской системы……………….35
Заключение…………………………………………………………………38
Список использованной литературы……………………………………...39
Приложения………………………………………………………………...41

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по ДКБ.doc

— 217.50 Кб (Скачать)

         В процессе обслуживания государственного долга Центральный банк должен не только поддерживать Правительство, но, проявляя независимость, заботиться и о сохранении ликвидности банковской системы. (Созданное в 1999 г. по инициативе ЦБ и Правительства Агентство по реструктуризации кредитных организаций призвано обеспечивать устойчивость банковской системы и своевременное выполнение ими своих обязательств.) Банк России исходит из того, что реструктуризация региональных банков является на сегодня центральным звеном процесса реструктуризации банковской системы.

       Принцип независимости Центрального банка  проявляется также в передаче функций по кассовому исполнению бюджета из ЦБ в Федеральное казначейство. Кассовая наличность остается в отделениях банков, а казначейству передаются функции ведения учетных операций и безналичных расчетов оперативного управления средствами на счетах Федерального бюджета и главных распорядителей кредитов, пользующихся бюджетными средствами.

       Главным, принципиальным отличием созданного Федерального казначейства является то, что это не просто централизованная система органов, а система, связанная глобальной компьютерной сетью, которая позволит получать полную информацию о состоянии федерального бюджета на региональном и локальном уровнях.

       Итак, принцип независимости Банка  России проявляется прежде всего  в том, что он не входит в структуру федеральных органов государственной власти и выступает как особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения (Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»). Банк России является юридическим лицом и выступает как субъект публичного права. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России осуществляются самим Банком; изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются. Финансовая независимость Центрального банка Российской Федерации выражается также в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов, которые не регистрируются в налоговых органах.

       Государство не отвечает по обязательствам Банка  России, так же как и Банк России не отвечает по обязательствам государства, если только они не приняли на себя такие обязательства. В соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России. В случаях такого вмешательства Банк России информирует об этом Государственную Думу и Президента, и он вправе защитить свой статус и полномочия в судебном порядке.

       Годовой отчет Центрального банка России и аудиторское заключение утверждает Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации.

         Принципы организации Банка России, изложенные в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», утверждают следующее:

       – Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления;

        – национальные  банки республик  являются территориальными учреждениями Банка России и не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер, а также выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения Совета директоров;

           – задачи и функции территориальных учреждений Банка России определяются Положением о территориальных учреждениях Банка России, утверждаемым Советом директоров;

           – когда создание и функционирование территориальных учреждений на той или иной территории невозможно, то такие территории обслуживаются полевыми учреждениями, предназначенными для банковского обслуживания воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны Российской Федерации, а также иных государственных органов и юридических лиц, обеспечивающих безопасность Российской Федерации;  

           – Банк России может быть ликвидирован только на основании принятия соответствующего федерального закона, который и определит порядок использования его имущества.

       Структура центрального аппарата Банка России и его территориальных подразделений подвергается существенным изменениям, носящим прежде всего качественный характер, и ориентировала на приведение ее в соответствие с условиями деятельности и ролью банковской системы в реформируемой экономике.

       В настоящее время в структуре  Центрального банка Российской Федерации  функционируют 23 департамента: сводный экономический департамент, департамент исследований, информации и статистики, департамент бухгалтерского учета и отчетности, департамент организации и исполнения госбюджета и внебюджетных фондов, департамент методологии и организации расчетов, департамент лицензирования банковской и аудиторской деятельности, департамент пруденциального банковского надзора, департамент по организации банковского санирования, департамент иностранных операций, департамент регулирования денежного обращения, департамент эмиссионно-кассовых операций, департамент информатизации, юридический департамент, департамент внутреннего аудита и ревизий, административный департамент, департамент подготовки персонала, департамент операций на открытом рынке, департамент контроля за деятельностью кредитных организаций на финансовых 
рынках, департамент валютного регулирования и валютного контроля, департамент инспектирования кредитных организаций, департамент телекоммуникаций, департамент полевых учреждений, департамент общественных связей.  
            Подразделениями Банка России являются:

       – Представительство Банка России в Федеральном собрании Российской Федерации;

       – Главное управление безопасности и защиты информации;

         – Главное управление недвижимости;

         – Управление специальной связи.

       Данная  структура призвана обеспечить эффективную  реализацию законодательных инициатив  в работе Центрального банка и  всей банковской системы, ускорить принятие решений и повысить их обоснованность, укрепить существующие и создать новые каналы взаимодействия между Банком России, законодательными и исполнительными органами государственного управления, а также органами территориального управления.

         Принципы организации деятельности Банка России можно разделить на внешние и внутренние.

       Внешние: система действующих законов и норм международного права; степень независимости ЦБ и подотчетности Государственной Думе Федерального Собрания России.

       Внутренние: организационная структура, где выделено 23 департамента; распределение ответственности в руководстве Центрального банка; кадровый состав; статус территориальных подразделений[17,с.39 – 41].

      Высшим органом Банка является Совет директоров, который руководит деятельностью Банка по реализации кредитно-денежной политики правительства. В состав Совета входят Председатель Банка и 12 членов Совета. Председатель и члены Совета назначаются Государственной Думой на четыре года по представлению Президента Российской Федерации. Одно и то же лицо не имеет права занимать свою должность более трех сроков подряд (12 лет).

       Председатель Банка и члены Совета освобождаются от занимаемых должностей по истечении срока полномочий, при невозможности исполнения служебных обязанностей по состоянию здоровья, подаче заявления об отставке, совершении уголовных вступлений и нарушении федерального законодательства в области банковской деятельности.   

       Председатель и Совет директоров:

       – разрабатывают и осуществляют необходимые меры по реализации денежно-кредитной политики государства;

       – устанавливают общий размер эмиссии денег и нормы обязательных резервов кредитных учреждений;

       – утверждают процентные ставки рефинансирования коммерческих банков;

       – принимают решения о структурных подразделениях центрального аппарата и местных органов Банка;

       – определяют правила работы кредитных учреждений;

       – утверждают смету расходов и отчет о годовой деятельности 
Банка;

      – осуществляют оперативное руководство денежно-кредитной системой страны.

       Председатель представляет Банк в органах государственного управления, руководит работой Совета директоров, подписывает нормативные документы и приказы и несет всю полноту ответственности за выполнение функций и задач Банка в области организации денежно-кредитных отношений.

       В целях деполитизации Центрального Банка его Председатель и члены Совета директоров не могут состоять в общественно-политических партиях и религиозных организациях, не имеют права работать по совместительству (кроме педагогической и научно-исследовательской работы), занимать какие-либо должности в кредитных учреждениях, разглашать служебную информацию и получать кредиты на потребительские нужды в других банках[2,с.93 – 94]. 

       2.2 Роль Центрального банка РФ  в экономике страны

       Обеспечение устойчивости кредитно-денежной системы, стабильного функционирования ее отдельных звеньев, и в первую очередь коммерческих банков, является одной из главных задач центрального банка страны, который занимает особое место, выполняя роль главного координирующего и регулирующего кредитного органа системы [18,с.19].

       Банк  России, созданный для осуществления  управленческих функций, имеет три  основные цели деятельности, закрепленные в Федеральном законе:

       – защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

       – развитие и укрепление банковской системы  Российской Федерации;

       – обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.

       Функции и полномочия, предоставленные Банку  России для достижения этих целей, превращают его в орган монетарной власти, орган банковского регулирования и надзора и расчетный банковской системы [3,с.35 – 36] (см. Приложение 2). 

       2.3 Инструменты и основные направления  денежно-кредитной политики ЦБ  РФ на современном этапе

         Реализация утвержденной кредитно-денежной политики целиком возложена на Банк России. В части реализации этой политики закон (ст. 35 Закона о Банке России) регламентирует инструменты и методы, которыми может пользоваться Банк России, в том числе установление процентных ставок по собственным операциям, нормативы обязательных резервов (резервные требования), депонируемых в Банке России, операции на открытом рынке, рефинансирование банков, валютное регулирование, установление ориентиров роста денежной массы, прямые количественные ограничения [21, с.5].

       Центробанк  направил в Госдуму проект Основных направлений денежно-кредитной политики до 2011 года. В ближайшие 3 года дождь  нефтедолларов может сменить  валютная засуха, что будет способствовать переходу к таргетированию инфляции и ее снижению до 5 % в год. Документ представлен в 4 вариантах.

       Базовым признан вариант, предполагающий умеренное  снижение цен на российскую нефть  до 95 долл. за баррель. Именно он лег  в основу как проекта трехлетнего бюджета, так и направлений денежно-кредитной политики.

       Экспорт товаров по этому варианту будет  практически таким же, как и  в нынешнем году, а вот импорт значительно увеличивается. В результате может возникнуть дефицит платежного баланса на фоне замедления прироста золотовалютных резервов.

       В этих условиях Центробанк намерен сделать  существенный поворот денежно-кредитной  политики.

       Во-первых, он предполагает значительно сократить  прирост денежной массы. Агрегат  М2 увеличится в следующем году на 17 – 26%, в 2010 г. – на 12 – 20, в конце трехлетки – всего на 9 – 17%.

       Чтобы оценить масштабы изменений денежно-кредитной  политики, нужно вспомнить, что в  прошлом году денежная масса увеличивалась  почти на 48%. К концу прогнозируемого периода мы можно выйти практически на темпы роста денежной базы, которые характерны для стран еврозоны (порядка %).

       Во-вторых, ЦБ планирует изменить структуру  источников роста денежной массы  в пользу чистых внутренних активов. Они, как известно, представляют собой  денежную базу за вычетом чистых международных резервов Центробанка и Минфина. Этот показатель отражает рост денежной массы в результате увеличения внутреннего кредита.

Информация о работе Роль центрального банка как главного звена банковской системы