Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 19:31, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучить Центральный банк как главное звено банковской системы.
Задачи курсовой работы:
1) дать толкование понятиям: банковская система, одноуровневая и двухуровневая организация банков, описать состав двухуровневой системы, рассмотреть этапы развития банковской системы в Российской Федерации;
2) раскрыть объективные причины появления центральных банков, осветить историю возникновения центральных банков в развитых странах;
3) описать функции и основные методы денежно-кредитной политики центральных банков;
4) описать историю появления Банка России, дать ему характеристику;
5) изложить роль, главные цели деятельности и функции Банка России;
6) перечислить основные инструменты и направления денежно-кредитной политики ЦБ РФ, дать определения активным и пассивным операциям, сделать соответствующие выводы;
7) осветить причины и последствия кризиса банковской системы 1998 г., рассмотреть проблемы, которые он повлек за собой;
8) описать главные задачи банковской системы, определить пути стабилизации ее развития и сделать прогноз на основе изученных литературных источников.
Введение……………………………………………………………………...3
1 Роль центрального банка как главного звена банковской системы…………………………………………………….........................................5
1.1 Организация банковских систем зарубежных стран и России………………………………………………………………………………...5
1.2 История возникновения центральных банков………………………..10
1.3 Функции центральных банков………………………………………...12
2 Банк России и его место в кредитной системе........................................17
2.1 Создание и статус Банка России………………………………………17
2.2 Роль Центрального банка РФ в экономике страны………………......28
2.3 Инструменты и основные направления денежно-кредитной политики ЦБ РФ на современном этапе……………………………………………………...29
3. Направления развития банковской системы России……………………………………………………………….........................33
3.1 Проблемы, стоящие перед Центральным банком РФ………………..33
3.2 Пути стабилизации российской банковской системы……………….35
Заключение…………………………………………………………………38
Список использованной литературы……………………………………...39
Приложения………………………………………………………………...41
В процессе обслуживания государственного долга Центральный банк должен не только поддерживать Правительство, но, проявляя независимость, заботиться и о сохранении ликвидности банковской системы. (Созданное в 1999 г. по инициативе ЦБ и Правительства Агентство по реструктуризации кредитных организаций призвано обеспечивать устойчивость банковской системы и своевременное выполнение ими своих обязательств.) Банк России исходит из того, что реструктуризация региональных банков является на сегодня центральным звеном процесса реструктуризации банковской системы.
Принцип независимости Центрального банка проявляется также в передаче функций по кассовому исполнению бюджета из ЦБ в Федеральное казначейство. Кассовая наличность остается в отделениях банков, а казначейству передаются функции ведения учетных операций и безналичных расчетов оперативного управления средствами на счетах Федерального бюджета и главных распорядителей кредитов, пользующихся бюджетными средствами.
Главным, принципиальным отличием созданного Федерального казначейства является то, что это не просто централизованная система органов, а система, связанная глобальной компьютерной сетью, которая позволит получать полную информацию о состоянии федерального бюджета на региональном и локальном уровнях.
Итак, принцип независимости Банка России проявляется прежде всего в том, что он не входит в структуру федеральных органов государственной власти и выступает как особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения (Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»). Банк России является юридическим лицом и выступает как субъект публичного права. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России осуществляются самим Банком; изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются. Финансовая независимость Центрального банка Российской Федерации выражается также в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов, которые не регистрируются в налоговых органах.
Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же как и Банк России не отвечает по обязательствам государства, если только они не приняли на себя такие обязательства. В соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России. В случаях такого вмешательства Банк России информирует об этом Государственную Думу и Президента, и он вправе защитить свой статус и полномочия в судебном порядке.
Годовой отчет Центрального банка России и аудиторское заключение утверждает Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации.
Принципы организации Банка России, изложенные в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», утверждают следующее:
– Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления;
– национальные банки республик являются территориальными учреждениями Банка России и не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер, а также выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения Совета директоров;
– задачи и функции территориальных учреждений Банка России определяются Положением о территориальных учреждениях Банка России, утверждаемым Советом директоров;
– когда создание и функционирование территориальных учреждений на той или иной территории невозможно, то такие территории обслуживаются полевыми учреждениями, предназначенными для банковского обслуживания воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны Российской Федерации, а также иных государственных органов и юридических лиц, обеспечивающих безопасность Российской Федерации;
– Банк России может быть ликвидирован только на основании принятия соответствующего федерального закона, который и определит порядок использования его имущества.
Структура
центрального аппарата Банка России
и его территориальных
В
настоящее время в структуре
Центрального банка Российской Федерации
функционируют 23 департамента: сводный
экономический департамент, департамент
исследований, информации и статистики,
департамент бухгалтерского учета и отчетности,
департамент организации и исполнения
госбюджета и внебюджетных фондов, департамент
методологии и организации расчетов, департамент
лицензирования банковской и аудиторской
деятельности, департамент пруденциального
банковского надзора, департамент по организации
банковского санирования, департамент
иностранных операций, департамент регулирования
денежного обращения, департамент эмиссионно-кассовых
операций, департамент информатизации,
юридический департамент, департамент
внутреннего аудита и ревизий, административный
департамент, департамент подготовки
персонала, департамент операций на открытом
рынке, департамент контроля за деятельностью
кредитных организаций на финансовых
рынках, департамент валютного регулирования
и валютного контроля, департамент инспектирования
кредитных организаций, департамент телекоммуникаций,
департамент полевых учреждений, департамент
общественных связей.
Подразделениями
Банка России являются:
– Представительство Банка России в Федеральном собрании Российской Федерации;
– Главное управление безопасности и защиты информации;
– Главное управление недвижимости;
– Управление специальной связи.
Данная структура призвана обеспечить эффективную реализацию законодательных инициатив в работе Центрального банка и всей банковской системы, ускорить принятие решений и повысить их обоснованность, укрепить существующие и создать новые каналы взаимодействия между Банком России, законодательными и исполнительными органами государственного управления, а также органами территориального управления.
Принципы организации деятельности Банка России можно разделить на внешние и внутренние.
Внешние: система действующих законов и норм международного права; степень независимости ЦБ и подотчетности Государственной Думе Федерального Собрания России.
Внутренние: организационная структура, где выделено 23 департамента; распределение ответственности в руководстве Центрального банка; кадровый состав; статус территориальных подразделений[17,с.39 – 41].
Высшим органом Банка является Совет директоров, который руководит деятельностью Банка по реализации кредитно-денежной политики правительства. В состав Совета входят Председатель Банка и 12 членов Совета. Председатель и члены Совета назначаются Государственной Думой на четыре года по представлению Президента Российской Федерации. Одно и то же лицо не имеет права занимать свою должность более трех сроков подряд (12 лет).
Председатель Банка и члены Совета освобождаются от занимаемых должностей по истечении срока полномочий, при невозможности исполнения служебных обязанностей по состоянию здоровья, подаче заявления об отставке, совершении уголовных вступлений и нарушении федерального законодательства в области банковской деятельности.
Председатель и Совет директоров:
– разрабатывают и осуществляют необходимые меры по реализации денежно-кредитной политики государства;
– устанавливают общий размер эмиссии денег и нормы обязательных резервов кредитных учреждений;
– утверждают процентные ставки рефинансирования коммерческих банков;
– принимают решения о структурных подразделениях центрального аппарата и местных органов Банка;
– определяют правила работы кредитных учреждений;
– утверждают смету расходов и отчет о
годовой деятельности
Банка;
– осуществляют оперативное руководство денежно-кредитной системой страны.
Председатель представляет Банк в органах государственного управления, руководит работой Совета директоров, подписывает нормативные документы и приказы и несет всю полноту ответственности за выполнение функций и задач Банка в области организации денежно-кредитных отношений.
В целях деполитизации Центрального Банка
его Председатель и члены Совета директоров
не могут состоять в общественно-политических
партиях и религиозных организациях, не
имеют права работать по совместительству
(кроме педагогической и научно-исследовательской
работы), занимать какие-либо должности
в кредитных учреждениях, разглашать служебную
информацию и получать кредиты на потребительские
нужды в других банках[2,с.93 – 94].
2.2 Роль Центрального банка РФ в экономике страны
Обеспечение устойчивости кредитно-денежной системы, стабильного функционирования ее отдельных звеньев, и в первую очередь коммерческих банков, является одной из главных задач центрального банка страны, который занимает особое место, выполняя роль главного координирующего и регулирующего кредитного органа системы [18,с.19].
Банк России, созданный для осуществления управленческих функций, имеет три основные цели деятельности, закрепленные в Федеральном законе:
– защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
– развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
– обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.
Функции
и полномочия, предоставленные Банку
России для достижения этих целей, превращают
его в орган монетарной власти, орган банковского
регулирования и надзора и расчетный банковской
системы [3,с.35 – 36] (см. Приложение 2).
2.3
Инструменты и основные
Реализация утвержденной кредитно-денежной политики целиком возложена на Банк России. В части реализации этой политики закон (ст. 35 Закона о Банке России) регламентирует инструменты и методы, которыми может пользоваться Банк России, в том числе установление процентных ставок по собственным операциям, нормативы обязательных резервов (резервные требования), депонируемых в Банке России, операции на открытом рынке, рефинансирование банков, валютное регулирование, установление ориентиров роста денежной массы, прямые количественные ограничения [21, с.5].
Центробанк
направил в Госдуму проект Основных
направлений денежно-кредитной
Базовым признан вариант, предполагающий умеренное снижение цен на российскую нефть до 95 долл. за баррель. Именно он лег в основу как проекта трехлетнего бюджета, так и направлений денежно-кредитной политики.
Экспорт товаров по этому варианту будет практически таким же, как и в нынешнем году, а вот импорт значительно увеличивается. В результате может возникнуть дефицит платежного баланса на фоне замедления прироста золотовалютных резервов.
В этих условиях Центробанк намерен сделать существенный поворот денежно-кредитной политики.
Во-первых, он предполагает значительно сократить прирост денежной массы. Агрегат М2 увеличится в следующем году на 17 – 26%, в 2010 г. – на 12 – 20, в конце трехлетки – всего на 9 – 17%.
Чтобы оценить масштабы изменений денежно-кредитной политики, нужно вспомнить, что в прошлом году денежная масса увеличивалась почти на 48%. К концу прогнозируемого периода мы можно выйти практически на темпы роста денежной базы, которые характерны для стран еврозоны (порядка %).
Во-вторых, ЦБ планирует изменить структуру источников роста денежной массы в пользу чистых внутренних активов. Они, как известно, представляют собой денежную базу за вычетом чистых международных резервов Центробанка и Минфина. Этот показатель отражает рост денежной массы в результате увеличения внутреннего кредита.
Информация о работе Роль центрального банка как главного звена банковской системы