Риски ритейл

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 17:04, реферат

Описание работы

Цель - изучения рисков рынка розничных услуг.
Задачи:
- анализ развития рынка розничных услуг
- выявление соответствующих рисков
- анализ рисков
- изучение перспектив развития рынка розничных услуг.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
БАНКОВСКИЙ РИТЕЙЛ В ДОКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД………………………….5
АНАЛИЗ КРИЗИСНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ НА РЫНКЕ РОЗНИЧНЫХ БАНКОВСКИХ УСЛУГ………………………………………………………………7
ФАКТОРЫ И РИСКИ ВЛИЯЮЩИЕ НА БАНКОВСКИЙ РИТЕЙЛ……………12
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ РОЗНИЧНЫМ БИЗНЕСОМ…………………………………………………………………………..17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………23
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………….25

Работа содержит 1 файл

Риски ритейл.doc

— 146.00 Кб (Скачать)
p align="justify">     │           │\\\\\│ххххх│*****│                 ┌─────┤ххххх│*****│     │

60% ┼───────────┤\\\\\│ххххх│*****├─────┼───────────┤\\\\\│ххххх│*****├─────┤

- - ─┼─  - - -52%─┤\\\\\│ххххх│*****├─ - - - - - - - ─┤\\\\\│ххххх│*****├─ - ─┼ --

     │     ┌─────┤\\\\\│ххххх│*****│                 │\\\\\│ххххх│*****│     │

     │     │/////│\\\\\│ххххх│*****│     │           │\\\\\│ххххх│*****│     │

     │     │/////│\\\\\│ххххх│*****│             40% │\\\\\│ххххх│*****│     │

40% ┼─────┤/////│\\\\\│ххххх│*****├─────┼─────┬─────┤\\\\\│ххххх│*****├─────┤

     │     │/////│\\\\\│ххххх│*****│           │/////│\\\\\│ххххх│*****│     │

     │     │/////│\\\\\│ххххх│*****│     │     │/////│\\\\\│ххххх│*****│     │

     │     │/////│\\\\\│ххххх│*****│           │/////│\\\\\│ххххх│*****│     │

     │     │/////│\\\\\│ххххх│*****│     │     │/////│\\\\\│ххххх│*****│     │

20% ┼─────┤/////│\\\\\│ххххх│*****│           │/////│\\\\\│ххххх│*****│     │

     │     │/////│\\\\\│ххххх│*****│     │     │/////│\\\\\│ххххх│*****│     │

     │     │/////│\\\\\│ххххх│*****│           │/////│\\\\\│ххххх│*****│     │

     │     │/////│\\\\\│ххххх│*****│     │     │/////│\\\\\│ххххх│*****│     │

     │     │/////│\\\\\│ххххх│*****│           │/////│\\\\\│ххххх│*****│     │

  0% ┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┼─────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┘

                    10.2004                             10.2006 
 

┌─────┐          ┌─────┐               ┌─────┐               ┌─────┐

│/////│  Сбербанк │\\\\\│ 10 крупнейших │ххххх│ 20 крупнейших │*****│ 30 крупнейших

└─────┘          └─────┘ участников    └─────┘ участников    └─────┘ участников 

    --------------------------------

    Расчеты на основании статистической информации, содержащейся в базе данных "Банки  и Финансы". 

4. Нельзя  не обратить внимания на то, что рост объемов кредитования  происходит в основном по линии расширения объемов высокорискованных операций. Это может в перспективе негативно сказаться как на устойчивости банков, так и на издержках кредитования, которые придется нести конечным заемщикам.

5. При  сохранении тенденции расширения  объемов высокорискованных кредитных операций коммерческими банками банковская система подойдет к пределам своего роста и уровню достаточности капитала, определенному Банком России и законодательством.

      Темпы прироста активов банковского сектора  России превышают темпы прироста капитала в пропорции 36,6% к 31,2%. Еще быстрее, чем капитал и активы, продолжают увеличиваться и объемы кредитования - 40,3%, что свидетельствует о том, что одновременно с повышением доходов от операций кредитования банковская система принимает на себя все большие риски. Учитывая, что большая часть роста пришлась на кредиты физическим лицам - 90,6%, доля которых в совокупных активах банковского сектора составляет порядка 12,0% (рост по сравнению с 2005 г. - 3,4 процентных пункта), при одновременном снижении удельного веса кредитов, выданных реальному сектору экономики, с 44,1 до 42,2%.

      Норма достаточности капитала в соответствии с законодательством РФ составляет более 10 процентов. При этом, по информации Банка России, в 2006 г. средняя достаточность снизилась до 14,8%, в то время как аналогичный показатель в 2004 г. составлял 19,0% .

      Поскольку капитализация отечественных банков растет медленно, целесообразно уменьшить  размеры резервирования. При этом организации - регуляторы финансовой системы страны могут устанавливать размеры резервирования для каждого банка в отдельности исходя из оценок рисков именно его операций, а не неких усредненных цифр.

6. Степень  диверсификации кредитного портфеля. По данным Банка России, показатель отношения совокупной величины кредитных рисков к капиталу (Н7) постепенно увеличивается. При этом из анализа структуры задолженности по кредитам, предоставленным кредитными организациями, следует увеличение доли кредитов, направленных на финансирование строительства, а также ипотечных кредитов для физических лиц, которые в совокупности составляют 7,3% суммарного объема кредитного портфеля кредитных организаций России. В то же время, даже принимая во внимание, что доля ипотечного кредитования в общем объеме розничного рынка в России пока невелика, нельзя не учитывать возникновение дополнительных рисков, вызванных увеличением кредитования рынка недвижимости российскими банками при еще недостаточно развитой системе кредитования строительства и покупки недвижимости. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПУТИ  ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ РОЗНИЧНЫМ БИЗНЕСОМ

      В сложившейся ситуации необходимо выявить возможности и меры преодоления российскими коммерческими банками кризисных явлений, способные сократить негативные последствия экономического кризиса для банковского ритейла. Исходя из сегодняшнего состояния розничного рынка в РФ, можно выделить направления развития этого сектора экономики на ближайшие несколько лет, которые помогут банкам преодолеть последствия кризиса при условии повышения эффективности управления розничным бизнесом.

1. Повышение  качества управления банком - необходимый  фактор роста эффективности. Большое  количество разнообразной отчетности, плохая структурированность в  подаче информации могут привести  к искажению текущей картины,  что влечет за собой принятие неверных решений. Кроме того, ряд банков проводят анализ прибыльности и рентабельности недостаточно глубоко, без учета показателей, давно принятых в международной практике, основываясь лишь на далеких от совершенства российских стандартах бухгалтерского учета и отчетности. Поэтому сегодня как никогда требуется концентрация внимания топ-менеджеров на совершенствовании внутреннего управленческого учета, повышении качества планирования и совершенствовании системы бюджетирования розничной деятельности.

2. Возможность  роста доходов от розничного  бизнеса может возникнуть у  банка при условии долгосрочных  отношений с клиентом. Наибольшая  потребность у банка в долгосрочных  ресурсах, а наибольшая доходность - от долгосрочных кредитов, что  в современных условиях в наибольшей степени может обеспечить именно розничный бизнес при достаточно эффективном уровне управления им. В период кризиса целесообразно поменять бизнес-модель, сформировавшуюся в банках в последние годы. Если раньше основное внимание уделялось операционному подходу, активно развивалось продуктовое предложение, внедрялись новые услуги, то сегодня происходит изменение банковской модели в сторону клиентоориентированности. При этом розничный банковский продукт должен становиться более простым, нацеленным на массовую аудиторию и надежную привязку клиента к банку. Прежде всего необходимо всесторонне изучить клиента, его специфику, проанализировать возможные потребности и ожидания и на основе этой информации осуществлять проработку продуктов и услуг.

3. Привлечение  новых клиентских сегментов с  небольшим, но стабильным доходом  - очень перспективное направление  развития розничного бизнеса,  требующее пересмотра системы  управления и планирования для  получения возможности сегментации  клиентской базы, разработки новых продуктов и технологий, обеспечивающих возможность массовых продаж и учета потребностей новых сегментов. Именно уровень доходов населения оказывает наибольшее влияние на динамику развития розничного рынка и может служить индикатором для его участников и целевым ориентиром при разработке программ развития банка на данном рынке. В странах с развитой системой розничных банковских услуг концентрация дохода у 10% самых богатых людей не превышает 25%. В России, по оценкам Федеральной службы государственной статистики, этот показатель в последнее время имеет тенденцию к снижению, но остается достаточно высоким - около 36%. Такая концентрация денежных доходов существенно сужает целевой сегмент клиентов коммерческих банков на розничном рынке, а также затрудняет выход на этот рынок новых участников, поскольку рентабельная работа возможна только с 20% населения России. Однако этот целевой сегмент позволяет развить в банке систему VIP-обслуживания. К сожалению, как уже отмечалось, следствием кризиса будут являться дальнейшая сегментация групп населения по доходам и низкий уровень доходов его основной массы.

4. При  использовании банками современных  методов управления и планирования  существует возможность выработки  соответствующего продуктового  ряда для каждого клиентского сегмента на основании сегментации клиентов, что, бесспорно, будет способствовать развитию розничного бизнеса. Кроме того, охват банковскими услугами населения с невысоким уровнем дохода возможен в случае применения банками систем обслуживания частных клиентов, позволяющих минимизировать издержки посредством осуществления поточных продаж и применения специализированной инфраструктуры.

5. В  условиях кризиса банку необходимо  направить свои действия на  увеличение доли комиссионных  доходов в общей структуре. Этой цели может служить введение гибких тарифов на обслуживание, которые позволяют варьировать уровень тарифной нагрузки на клиента в зависимости от его типа, финансового положения, потребностей. Западными исследователями установлено, что ставка доходности по комиссионным операциям близка к марже от кредитно-депозитных операций с юридическими и физическими лицами, но в отличие от последних имеет ярко выраженный положительный тренд, который ежегодно прибавляет к доходности по 2%.

6. Ограниченность ресурсов и отсутствие сверхдоходов по кредитным операциям все больше вынуждают банки пересматривать систему управления и планирования с целью изыскания возможностей снижения издержек и оптимизации расходов на ведение бизнеса. К основным направлениям оптимизации издержек можно отнести:

- сокращение  расходов на сеть (закрытие наименее  рентабельных точек и отказ  от открытия новых, уход с  неприоритетных региональных рынков);

- сокращение  расходов на персонал (в том  числе высвобождение сотрудников  за счет оптимизации и повышения эффективности бизнес-процессов, отказа от обслуживания отдельных клиентских сегментов, изменения технологии продаж);

- сокращение  текущих расходов кредитной организации.

7. Для  обеспечения эффективной работы  необходимо наличие в банке прямой и осознанной связи системы материального стимулирования и результатов исполнения целевых плановых показателей. С учетом необходимости задействовать в системе стимулирования не только текущие результаты, но и стратегические и бизнес-цели удобным является использование системы взвешенных коэффициентов для анализа совокупного результата деятельности подразделения. Необходимо только отметить важность правильного определения номинальных значений показателей. Так, например, при анализе подразделения, чья плановая прибыль близка к нулю, целесообразно показатель прибыли заменить на операционный доход, а для оценки издержек использовать отношение "операционный доход/издержки". При таких показателях данное подразделение можно сравнивать с аналогичным прибыльным.

8. Вследствие  кризиса ликвидности и закрытия  международных источников финансирования "миграция" клиентов между банками  в поисках финансирования будет  усиливаться, что может создать  уникальные возможности для формирования  клиентской базы.

9. Продуктовый  ряд, предоставляемый физическим  лицам, может расширить системный  подход к управлению розничным  бизнесом. При соответствующем структурировании  управления данным видом бизнеса  у банков появится возможность  получать дополнительные доходы  от взаимодействия с другими заинтересованными организациями, такими как страховые компании, автодилеры, компании-застройщики и др.

10. При  рассмотрении возможностей восстановления  сектора розничного банковского  бизнеса нельзя не отметить  меры господдержки. Государственная поддержка банковского сектора стала значимым источником ресурсов для наращивания объемов кредитования. Средства господдержки стали мощным источником ресурсной базы для банков в первые месяцы кризиса. Это позволило российским банкам увеличивать активы достаточно высокими темпами, несмотря на кризис доверия вкладчиков, которые всегда однозначно реагируют на подобные кризисные явления в экономике. Рост безработицы, инфляции, сокращение доходов населения, изменение потребительских предпочтений в области сбережения и потребления, снижение доверия к банковской системе повлекли за собой общее снижение доли вкладов населения (она сократилась соответственно с 24 до 21,3% за период с октября 2008 г. по февраль 2009 г.). Среди мероприятий государственной поддержки, оказывающих прямое влияние на стабилизацию розничного банковского бизнеса, можно отметить повышение предельного размера гарантированных государством вкладов. По данным ЦБ РФ, если в сентябре - ноябре 2008 г. физические лица сняли со своих счетов свыше 450 млрд руб., то за январь 2009 г. прирост средств населения, размещенных на банковских депозитах, составил 209 млрд руб. (3,6%). Если на 1 января 2009 г. физические лица хранили в банках 5,907 трлн руб., то на 1 апреля - уже 6,197 трлн руб., а на 1 июня - 6,316 трлн руб. Таким образом, физические лица оценили расширение госгарантий по вкладам до 700 тыс. руб., а также повальное повышение депозитных ставок. Необходимо отметить, что для регулирования процессов розничного бизнеса в последнее время с подачи государства созданы такие институты, как Агентство по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК), Агентство по страхованию вкладов (АСВ) и кредитные бюро, деятельность которых призвана способствовать развитию банковской розницы, однако, учитывая высокую значимость этого направления банковской деятельности для банковской системы и экономики страны, следует уточнить, что эффективность работы таких институтов могла бы быть и выше.

Информация о работе Риски ритейл