Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 17:04, реферат
Цель - изучения рисков рынка розничных услуг.
Задачи:
- анализ развития рынка розничных услуг
- выявление соответствующих рисков
- анализ рисков
- изучение перспектив развития рынка розничных услуг.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
БАНКОВСКИЙ РИТЕЙЛ В ДОКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД………………………….5
АНАЛИЗ КРИЗИСНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ НА РЫНКЕ РОЗНИЧНЫХ БАНКОВСКИХ УСЛУГ………………………………………………………………7
ФАКТОРЫ И РИСКИ ВЛИЯЮЩИЕ НА БАНКОВСКИЙ РИТЕЙЛ……………12
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ РОЗНИЧНЫМ БИЗНЕСОМ…………………………………………………………………………..17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………23
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………….25
Федеральное агентство по образованию
САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра «Финансы и кредит».
РЕФЕРАТ
по дисциплине
«Банковские риски»
на
тему «РИСКИ РИТЕЙЛ».
Выполнила:
студентка 5 курса ИНЭ
специальности «Финансы и кредит»
4 группы
Романова
А.А.
Научный руководитель:
Савинова
Н.Г.
Самара 2010
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
БАНКОВСКИЙ РИТЕЙЛ
В ДОКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД…………………………
АНАЛИЗ КРИЗИСНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ НА РЫНКЕ РОЗНИЧНЫХ БАНКОВСКИХ УСЛУГ………………………………………………………………7
ФАКТОРЫ И РИСКИ ВЛИЯЮЩИЕ НА БАНКОВСКИЙ РИТЕЙЛ……………12
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ
ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ РОЗНИЧНЫМ
БИЗНЕСОМ…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………….25
ВВЕДЕНИЕ
Итак, что такое РИТЕЙЛ или РОЗНИЧНЫЕ УСЛУГИ БАНКОВ? Это банковские услуги гражданам. А если быть более точным, это не только услуги, но и вообще деятельность банков с учетом их неизбежного сосуществования с физическими лицами. Таким образом, к ритейлу можно отнести любой банковский продукт, предоставляемый физическому лицу, а так же предприятиям малого и среднего бизнеса.
В качестве важнейших задач, требующих решения и направленных на достижение указанных целей, а также устранение факторов, сдерживающих развитие банковского сектора, Правительством РФ в Программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 гг.) названы:
Рынок розничных услуг коммерческих банков время является одним из наиболее динамично растущих и перспективных бизнес-направлений. Менее чем за три года (только с начала 2003 г. по IV квартал 2005 г. включительно) рост этого рынка в абсолютном выражении составил 687%, а его доля в общем объеме банковских кредитов возросла в 2,6 раза и составила 18%.
Привлекательность розничного кредитования для банков вызвана высокой доходностью данной сферы бизнеса. Иными словами, банки, активно кредитующие физических лиц, в среднем более прибыльны.
Бурное развитие рынка розничного кредитования увеличивает и масштаб проявления соответствующих рисков. Всвязи с этим, актуальным становится вопрос изучения рисков рынка розничных услуг, который и будет рассмотрен в данной работе.
Цель - изучения рисков рынка розничных услуг.
Задачи:
- анализ развития рынка розничных услуг
-
выявление соответствующих
- анализ рисков
-
изучение перспектив развития
рынка розничных услуг.
БАНКОВСКИЙ РИТЕЙЛ В ДОКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД
Рынку потребительского кредитования в 2007 г. было всего четыре года, и его объем, по данным ЦБ РФ, составил на начало 2006 г. 1,2 трлн руб. или 5,4% ВВП. Кредитование физических лиц было одним из наиболее динамично развивающихся сегментов банковского рынка и наиболее выгодной деятельностью для банков. А объем кредитов, предоставленных физическим лицам, как резидентам, так и нерезидентам, увеличился за январь - ноябрь 2006 г. на 62,6% - до 1 трлн 874,2 млрд руб.
Столь впечатляющие темпы роста обусловлены следующим. Самый привлекательный и развитый сегмент банковского рынка - обслуживание крупных корпоративных клиентов, - в последнее время характеризуется небольшой маржой и ограниченными возможностями заключения сделок на выгодных для банка условиях, вызванных в том числе сильной конкуренцией со стороны международных банков. Российские компании напрямую привлекают значительную часть необходимых им средств с международного рынка капитала. С ростом суверенного рейтинга России потенциал роста бизнеса российских банков в секторе корпоративного кредитования будет только уменьшаться.
Банки, прогнозируя данную тенденцию, переориентируют стратегии своего развития на наращивание кредитования в других сегментах рынка - кредитах физическим лицам и предприятиям малого и среднего бизнеса. На долю кредитов населению уже приходится 13% всех активов банковского сектора. Рост спроса на услуги по банковскому кредитованию со стороны населения приобрел в 2004 - 2006 гг. цепной характер, поскольку у населения появилась привычка "жить в долг".
Рост розничного направления бизнеса коммерческих банков обусловлен также необходимостью повышения коммерческими банками своей рыночной капитализации путем увеличения доли осуществляемых ими операций с независимыми клиентами.
Выход на российский рынок иностранных инвесторов также способствует развитию данного направления банковского бизнеса, поскольку именно через покупку или создание на территории Российской Федерации коммерческих банков, преимущественно специализирующихся на конкретном сегменте и продуктовом ряде, как правило, розничном, иностранные инвесторы "тестируют" экономическую систему России "на прочность" для оценки ее инвестиционной привлекательности и перспектив развития.
Согласно
прогнозам рынок
Однако уровень развития потребительского кредитования в других странах находится на порядок выше: в США - 92%, в Германии - 60%, в странах Восточной Европы - 15 - 20%. По соотношению розничных кредитов к ВВП Россия отстает от многих стран, поэтому потенциал роста велик. При данных темпах роста до насыщения рынка еще очень далеко. Однако если бы подобная динамика роста кредитования сохранилась, банковская система достигла бы высшего уровня достаточности капитала.
Таким образом, рынку розничного кредитования в России до кризиса были присущи следующие основные черты:
- быстрый рост;
- быстрое изменение расклада сил;
- высокая доходность и высокий риск;
- продолжение процесса концентрации;
- агрессивные
действия конкурентов.
АНАЛИЗ КРИЗИСНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ НА РЫНКЕ РОЗНИЧНЫХ БАНКОВСКИХ УСЛУГ
Вплоть до середины лета 2008 г. (что совпало с падением российских фондовых индексов, усилившимся в сентябре 2008 г.) российский рынок розничных банковских услуг уверенно рос и развивался. Показатели рынка розничных банковских услуг не отражали наступления глобального кризиса в течение 12 месяцев начиная с сентября 2007 г.
Вместе с этим в экономике наблюдался ряд тенденций, свидетельствующих о формировании так называемого пузыря. Самыми простыми и очевидными признаками являются:
- на уровне банковской системы - разбалансированность розничных активов и пассивов; "красный флаг" - прирост розничного кредитного портфеля банков без адекватного роста портфеля депозитов
- на
уровне потребителей - формирование
завышенных средне- и долгосрочных
ожиданий по доходам в
Таким образом, существующие тенденции на рынке розничного кредитования в России в первую очередь не являются следствием существенного ухудшения основ экономики страны, а вызваны поведением на рынке игроков - продавцов (банков) и покупателей (клиентов - физических лиц). Продавцы готовы "перепродавать", а покупатели с радостью верят в систему "пожизненного найма" и не осознают цикличности экономики.
Внешним фактором, значительно осложнившим положение и продавцов, и покупателей, стал "двойной удар" международного финансового кризиса (отсутствие возможности как фондирования розничных финансовых портфелей, так и расширения производства "дешевыми" и "длинными" иностранными деньгами) и последовавшего за ним значительного снижения цен на энергоносители (а следовательно - снижения доходности одной из основных отраслей экономики РФ).
Выживая в тяжелых макроэкономических условиях, большинство банков демонстрируют снижение основных показателей деятельности. В частности, прибыль по банковской системе, согласно данным ЦБ РФ, с августа 2008 по март 2009 г. сократилась более чем в 7 раз, до 66,1 млрд руб. Характерно, что сокращение прибыли банков объясняется не только экономическим кризисом, ухудшением финансового состояния заемщиков (как предприятий, так и населения), но и возросшими отчислениями банков на страховые резервы по возможным потерям по ссудам, обусловленными снижением качества кредитных портфелей.
Отметим, что в корпоративном сегменте просроченная задолженность растет более высокими темпами, чем в розничном. По данным ЦБ РФ просроченная задолженность по совокупному корпоративному кредитному портфелю выросла более чем в четыре раза: с 86,1 млрд руб. в августе 2008 г. до 407,6 млрд руб. по состоянию на 1 марта 2009 г., достигнув 3% кредитного портфеля предприятий. По розничному портфелю темпы роста просрочки существенно ниже: просрочка за тот же период выросла менее чем в два раза: с 96,5 млрд до 174,5 млрд руб., достигнув 4,4% от величины портфеля розничных кредитов .
Существенными ограничениями в розничном сегменте являются стремительное увеличение безработицы, ухудшение материального положения заемщиков в результате повсеместного снижения заработной платы.
Основные изменения, связанные с кризисом, на рынке с точки зрения розничных банков:
- дефицит фондирования и, как следствие - проблемы с ликвидностью, поскольку банки не только не могут наращивать объемы кредитования, но и вынуждены возвращать ранее полученные займы, для чего требуется наличие достаточного объема свободных денежных средств;
- представители банковского сообщества отмечают, что с осени прошлого года все виды кредитования физических лиц существенно сократились, что было обусловлено резким ухудшением материального положения заемщиков и возрастанием рисков розничного кредитования. Отрицательная динамика по кредитам, предоставленным населению, зафиксирована и в отчетности ЦБ РФ: за период с октября 2008 по март 2009 г. кредиты физическим лицам сократились на 46,3 млрд руб., составив 3971,3 млрд руб.