Развитие страхового дела в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 20:20, курсовая работа

Описание работы

Страховое дело – одна из древнейших категорий общественных отношений. Считается, что страховое дело зародилось еще в период разложения первобытно-общинного строя и стало в последствии непременным спутником общественного производства. Возникновение общественного разделения труда, натурального обмена, имущественного неравенства, частной собственности породило опасение, «страх» владельцев имущества за его сохранность, за возможность уничтожения или утраты в связи со стихийными бедствиями, пожарами, грабежами и другими непредвиденными опасностями экономической жизни.[1,15]

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
I. Развитие страхового дела в рыночной экономике…………………………....5
Основные этапы развития страхового дела……………………………....5
Экономическая сущность, категории и функции страхового дела……..8
Развитие страхового дела за рубежом…………………………………...15
II. Развитие страхового дела в РК………………………………………………21
2.1. Этапы становления страхового дела в РК……………………………….21
2.2. Анализ состояния страхового в РК………………………………………25
2.3. Проблемы и перспективы развития страхового дела в РК……………..32
Заключение……………………………………………………………………….38
Список использованной литературы…………………………………………...41

Работа содержит 1 файл

Сюенишева, ф-22, курсовая работа.docx

— 291.55 Кб (Скачать)

Еще один важный момент —  появление так называемых новых  рисков вследствие глобализации мировой  экономики, расширения кооперативных  связей, которые страховщикам, и  особенно перестраховщикам, очень трудно отслеживать. Например, несколько лет  назад произошел пожар вследствие удара молнии на небольшой фабрике, изготавливающей микрочипы для  мобильных телефонов в Мексике. Пожар привел к колоссальным перерывам  в деятельности компаний Nokia и Ericsson, потому что микрочипы им поставлялись только с этой фабрики. И такое  происходит все чаще: крупные организации, стремясь минимизировать свои расходы, размещают заказы в странах третьего мира.[5,49]

Когда ситуация находится  за пределами контроля прямого андеррайтера, определить степень риска нет  возможности. Усложняются сами объекты  страхования и перестрахования, особенно в индустриальном бизнесе, что требует изменения принципов  андеррайтинга в перестраховании  и влечет за собой рост расходов. Перестраховщики все чаще переходят  к так называемому перспективному андеррайтингу Обычно андеррайтер изучает историю убытков, собирая информацию за предыдущие годы. «Перспективный» же андеррайтинг базируется на прогнозных моделях, и они уже становятся основой перестраховочной политики крупных страховых организаций.[5,56]

Услуги по перестрахования российские страховщики стараются в основном

получить у иностранных  перестраховщиков, по праву считая их наиболее качественными. Но отношение  зарубежных перестраховщиков к потребностям российских страхователей и страховщиков неодинаково. Можно выделить три  основных направления развития отношений:

1) перестраховщики, интересующиеся  отечественным рынком, чтобы снять  с него «сливки». Их практически  не интересуют долгосрочные перспективы  культивирования страховых потребностей  у российских страхователей. Они  не хотят вкладывать в развитие  российского страхового поля, но  всегда готовы задействовать  свою финансовую мощь и лоббистский  потенциал для перекраивания  уже сложившихся сегментов рынка  в свою пользу;

2) перестраховщики, заинтересованные  в непосредственном участии в  жизни российского страхового  рынка, но твердо придерживающиеся  принципа приоритетности своих  интересов над интересами перестрахователей.  Наиболее характерной для них  формой рыночного поведения остается  стремление подчинить реальные  потребности отечественного рынка  стандартным и наиболее дешевым  для этих перестраховщиков в  обслуживании процедурам получения  рисков в перестрахование;

3) перестраховщики, нацеленность  которых на российский рынок  выражается в более гибкой  политике, в реально проявляемом  стремлении идти навстречу запросам  отечественных страховщиков и  стоящих за ними страхователей.  Есть признаки, что проявления  такого рода рыночного поведения  у некоторых перестраховщиков  не носят эпизодический характер, а постепенно формируют относительно  заметную тенденцию.[5,68]

В ближайшее время активность западных перестраховщиков на российском рынке существенно расти не будет. Российский бизнес пока еще недостаточно качественный, что создает предпосылки  для того, чтобы зарубежные перестраховщики  принимали его на компромиссных  условиях, вполне устраивающих и российских цедентов, и российских страхователей. Российским перестраховщикам необходимо учитывать данные реалии. Необходимо прилагать больших усилий, больших  затрат, чтобы не потерять отечественного страховщика и выйти на мировой  уровень. 

Анализ страхового дела за рубежом

Международное страховое дело — совокупность национальных и региональных рынков страхования. В узком смысле слова, в качестве международного рынка выступают локальные страховые рынки, характеризующиеся высоким удельным весом международных страховых операций (Нью-Йорк, Лондон, Цюрих). Например, Лондонский международный страховой рынок — крупнейший международный рынок торговли страховыми крупными внешними рисками, не относящимися к страхованию жизни. Он представляет собой уникальную концентрацию страховых и перестраховочных компаний. Рынок составляют «Ллойд» (английская корпорация страховщиков) и страховые (перестраховочные) компании.[7,15]

Прогресс отечественного страхового дела невозможен без интеграции в

мировую систему. Расширение ассортимента проводимых видов международного страхования, изучение особенностей организации  страхового дела в зарубежных странах  и богатого опыта коммерческого  страхования являются одной из наиболее важных предпосылок достижения российскими  страховщиками мировых уровней  и стандартов.

Современный этап развития цивилизации характеризуется тенденцией усиления связей и взаимодействием  между странами, в основе чего лежит  необходимость решения глобальных проблем экологии, космоса и др.[7,28] Это обусловлено и нарастающей взаимосвязью государств в экономической сфере. В настоящее время международные экономические отношения утвердились и реализуются в следующих основных формах: международная торговля товарами и услугами, обмен в области науки и техники, движение капиталов и зарубежных инвестиций, валютно-кредитных отношений и т.п.

Цель международного страхового дела - решение проблемы зашиты валютных интересов нашей страны, связанных  с экспортно-импортными операциями, туризмом и автотуризмом, деятельностью  совместных предприятий. [7,36]

 

Мировой рынок страхования

В 2011 году объём собранной страховой премии всеми страховыми компаниями мира достиг почти 4,6 трлн. долларов США, снизившись - с учетом инфляции - на 0,8 % по сравнению с предшествующим годом.

 

Таблица 1.3.1.

Регион

Объем страховой  премии, млн долл. США

Темп роста  за последний год, %

Доля мирового рынка

Премия на одного жителя, долл. США

Доля страхования  в ВВП, %

Северная Америка

1325890

0,4

28,85

3815

7,94

Южная Америка

154275

10,1

3,36

261

2,76

Западная Европа

1557927

-5,8

28,24

2947

7,93

Центральная и Восточная Европа

92940

5,3

2,02

287

2,62

Азия, всего

1298139

2,2

28,24

313,9

5,85

В том числе Япония и новые индустриальные страны Азии

911520

4,6

19,84

4298

11,3

Океания

99438

5,2

2,16

2759

5,94

Африка

68080

1,8

1,48

65,2

3,62

Всего в мире

4596687

-0,8

100

661

6,6


Мировыми лидерами по развитию страхования являются высокоразвитые страны.

 

Таблица 1.3.2.

Страна

Объем собираемой премии на одного жителя, долл. США

В том числе страхование жизни, долл. США

Общий объем собранной  премии, млн долл. США

Швейцария

8012

4421

63576

Нидерланды

6647

1870

110931

Дания

5619

3858

32961

Великобритания

4535

3347

319553

Ирландия

4449

3367

52250

Франция

4041

2638

273112

Финляндия

4716

3788

25404

Бельгия

3622

2359

41087

Япония

5169

4138

655408

США

3846

1716

1204677

Швеция

4455

3382

42111

Норвегия

4251

2604

22638

Канада

3529

1519

121213

Австралия

4094

2077

89086

Германия

2967

1389

245162

Южная Корея

2661

1615

130383

Россия

303

8

43257

Бразилия

398

208

78287

Китай

163

99

221858

Индия

59

49

72628


[www.wikepedia.org]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II

Развитие страхового дела в РК

2.1. Этапы становления  страхового дела в РК

Начало возникновения  в Казахстане института страхования  совпадает со временем приобретения независимости нашим государством. Несмотря на то, что все страны СНГ  имели единую базу, страховое дело в каждом из государств имеет свои отличительные черты. Страховое дело в Казахстане отличается от страхования у наших ближайших соседей — России и среднеазиатских государств.

Например, в Республике Узбекистан предусмотрено, что право на проведение обязательного страхования имеет  только государственная компания, которая  аккумулирует большинство страховых  платежей. В России страховые компании, занимающиеся особым страхованием, могут  заниматься и страхованием жизни, способствуют увеличению страховых резервов.[4,52]

Первые страховые компании в Казахстане появились в 1990 году. Их организационные структуры развивались  от кооперативов и товариществ до акционерных обществ.

К 1993 году, когда с принятием  Закона «О страховании» были заложены основы страхового законодательства нашего государства, количество страховых  организаций достигало 900. Правда, многие из них связывало со страхованием только название. Требования, предъявленные  законом, смогли выполнить только 13 страховщиков. В том же году по инициативе 38 компаний был создан Союз Страховщиков Казахстана.

Указ президента Республики Казахстан от 19 апреля 1994 года «Об  организационно-правовых мерах по формированию и развитию страхового рынка» дал  право ввести систему государственного регулирования страховой деятельности. В составе Министерства финансов был создан Департамент страхового надзора.[4,87]

В 1994-1998 годах был принят новый Закон «О страховании» и  введено обязательное страхование  гражданско-правовой ответственности  владельцев транспортных средств. Увидела  свет первая Концепция развития страхового рынка Республики. Уставный капитал  страховых компаний должен был составлять 40 тысяч МРП, или порядка 20 миллионов  тенге. Количество страховых компаний в этот период колебалось от 70 до 150.

Новым этапом в становлении  отечественной страховой индустрии  стал Указа Главы государства  «О дальнейших мерах по оптимизации  органов государственного управления»  от 30 июня 1998 года, согласно которому функции  и полномочия органа страхового надзора  были переданы Национальному банку. На этот момент в Казахстане работали 72 страховые компании.[4,117]

В ноябре 2000 года Указом Президента Республики Казахстан № 491 была принята  Государственная программа развития страхования на 2000-2002 годы. В многообразной  череде нормативных документов, принятых с целью регулирования страхового рынка за период государственной  независимости, это первая программа, конкретно определяющая перспективы развития данного сектора экономики и государственную политику в этом направлении.[4,102]

Закон Республики Казахстан  «О страховой деятельности» был  принят 18 декабря 2000 года за № 126-2.

Принятый Закон «О страховой  деятельности» на основе международных  стандартов создает широкие возможности  для притока в экономику инвестиций. Данный закон направлен на динамичное развитие финансового рынка Казахстана.[4,114]

До 2004г. в Республике Казахстан  регулированием деятельности страховых  компаний занимался Национальный банк, который принял ряд мер, касающихся финансов страховых компаний, управления активами, деятельности на страховом  рынке, которые направлены на создание более цивилизованного рынка. Одна из самых важных мер — увеличение минимального уставного капитала для  страховых компаний до 100 млн. тенге, что привело к сокращению числа  страховщиков. Данная мера направлена на повышение надежности страховых  компаний за счет сокращения мелких страховщиков.

Таким образом, с 1998 по 2004 год  были введены «Пруденциальные нормативы  и иные обязательные к исполнению нормы и лимиты», Закон «О страховой деятельности», а так же создано Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций и принята Государственная программа развития страхового рынка Республики Казахстан. Количество нормативных актов, разработанных Департаментом финансового и страхового надзора Национального банка, достигло цифры 46, число страховых компаний за этот период сократилось до 32.[4,121] Прежде всего, уменьшение числа страховых организаций вызвано повышением требований законодательства к деятельности страховых организации, в том числе к их финансовой устойчивости и платежеспособности и, как следствие, уходом с рынка ненадежных, финансово неустойчивых страховых организации, допускавших систематические нарушения требований законодательства о страховой деятельности.[www.elger.ru]

За 1997-2004 год величина показателя отношения страховых премий к  ВВП страны увеличилась с 0,19% до 0,67% ВВП Казахстана. В республике в 2004 году показатель отношения страховых премий на душу населения составил 2629,6 тенге на одного человека.

Если до 2002 года структура  страхового рынка Республики Казахстан  представлялся только страховыми организациями, то начиная с 2002 года появились брокеры, актуарий, аудиторские организаций, имеющие лицензию на право осуществление аудита страховой организации, а также страховые организации с участием нерезидентов.

Информация о работе Развитие страхового дела в Республике Казахстан