Развитие рынка потребительских кредитов в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 13:47, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является рассмотрение проблемы, связанной с развитием потребительского кредитования как перед банками, так и перед всей Россией и, как следствие, прогнозирование перспективы дальнейшего развития потребительского кредитования в РФ.
В соответствии с поставленными целями необходимо решить следующие основные задачи:
-рассмотреть сущность и особенности потребительского кредитования;
-изучить законодательное регулирование потребительского кредитования;
-определить факторы потребительского кредита и инфраструктуру рынка потребительского кредитования;
-проанализировать динамику развития потребительского кредита и изучить проблемы оценки кредитоспособности заемщика в России;
-определить пути совершенствования методического обеспечения оценки кредитоспособности физического лица;
-определить основные тенденции и перспективы развития рынка в
условиях кризиса.

Содержание

Введение. 3
Глава1. Сущность и основные формы потребительского кредита. 4
1.1. История возникновение потребительского кредита. 4
1.2. Сущность потребительского кредита. 8
1.3. Основные формы потребительского кредита. 15
1.4.Правовое регулирование потребительского кредитования в РФ. 20
Глава 2. Состояние рынка потребительского кредитования и условия предоставления кредита различными банками. 26
2.1. Анализ состояния и динамика развития рынка потребительского кредитования. 26
2.2. Условия предоставления кредита банками. 33
Глава 3. Проблемы и перспективы развития рынка потребительского кредитования в России. 37
3.1. Проблемы развития рынка потребительских кредитов. 37
3.2. Потребительское кредитование - до кризиса и после. 40
3.3. Перспективы развития рынка потребительского кредитования. 46
Заключение. 49
Список литературы. 52
Приложение. 53

Работа содержит 1 файл

развитие рынка потребительских кредитов в рф.doc

— 828.50 Кб (Скачать)

      В январе 2009 года объём выданных в  стране кредитов населению достиг 3,7 триллиона рублей.

      Из  этой суммы, на покупку жилья и  ипотечные кредиты приходилось 1,24 триллиона рублей, или 33,5% от всех выданных населению кредитов. Объём портфеля кредитов на покупку автомобилей составлял 637 миллиардов рублей, или 17,3% от общей задолженности по кредитам физическим лицам. Оставшиеся 1,8 триллиона рублей или 48,5% от всех выданных кредитов приходились на потребительские кредиты.

      При этом, резервы на возможные потери от жилищного кредитования составляли 27,5 миллиардов рублей или 13,7% от общего объёма сформированных резервов, и покрывали 2,2% от выданных жилищных кредитов. Резервы на возможные потери от автокредитования составляли 31,3 миллиард рублей или 15,7% от всех сформированных резервов, и покрывали 4,9% от выданных автомобильных кредитов. Резервы на возможные потери от потребительского кредитования составляли 140 миллиардов рублей или 69,7% от общего объёма сформированных резервов, и покрывали 7,8% от выданных населению потребительских кредитов.

      Из  этой суммы объём ссуд без просроченных платежей составлял 44,7% (или 1,65 триллиона  рублей). Ещё 47,4% кредитов (или 1,75 триллиона  рублей) из общего портфеля выданных населению  кредитов имело просрочку до 30 дней. На кредиты с просрочкой от 30 дней до 90 дней приходилось 2,3% портфеля. На кредиты с просрочкой от 90 до 180 дней приходилось 1,4% портфеля выданных населению кредитов, а на кредиты с просрочкой от более 180 дней приходилось 3,5% портфеля. К началу 2009 года российские банки сформировали резервы на возможные потери в размере 200,1 миллиардов рублей. Эта сумма, на тот момент, покрывала 5,4% от всего имевшегося портфеля кредитов физическим лицам.

      Исходя  из распределения структуры просрочки по срокам, структура сформированных резервов выглядела следующим образом: из 200,1 миллиардов рублей общих резервов, 8,3% (или 16,6 миллиарда рублей) покрытия приходилось на кредиты, не имевшие просрочки. Этот резерв покрывал 1% портфеля ссуд без просроченных платежей. Затем, 12,3% (или 24,6 миллиарда рублей) приходилось на кредиты с просрочкой платежа до 30 дней. Этот резерв покрывал 1,4% от всего портфеля ссуд с просрочкой платежа до 30 дней. Ещё 10,3% (или 20,6 миллиарда рублей) приходилось на кредиты с просрочкой от 30 до 90 дней. Этот резерв покрывал 23,8% от портфеля ссуд с просрочкой платежа от 90 до 180 дней. Далее, 13,9% (или 27,8 миллиардов рублей) приходилось на кредиты с просрочкой от 90 до 180 дней. Такой резерв покрывал 53,6% от всего портфеля ссуд с просрочкой платежа от 90 до 180 дней. И, наконец, 54,4% (или 108,8 миллиардов рублей) приходилось на кредиты с просрочкой более 180 дней, которые покрывали 83,7% от всего портфеля ссуд с просрочкой платежа свыше 180 дней.

      В январе 2010 года объём выданных в стране кредитов населению составлял 3,3 триллиона рублей.

      Из  этой суммы, на покупку жилья и  ипотечные кредиты приходилось 1,39 триллиона рублей, или 34,9% от всех выданных населению кредитов. Объём портфеля на покупку автомобилей составлял 509 миллиардов рублей, или 15,6% от общей задолженности по кредитам физическим лицам.

      Оставшиеся 1,6 триллиона рублей или 48,8% от всех выданных населению кредитов приходились  на потребительские кредиты.

      При этом, резервы на возможные потери от жилищного кредитования составляли 50,4 миллиардов рублей или 17,2% от общего объёма сформированных резервов, и покрывали 4,4% от выданных жилищных кредитов.

      Резервы на возможные потери от автокредитования составляли 43,6 миллиардов рублей или 14,9% от всех сформированных резервов, и покрывали 8,6% от выданных автомобильных кредитов. Резервы на возможные потери от потребительского кредитования составляли 196 миллиардов рублей или 66,9% от общего объёма сформированных резервов, и покрывали 12,3% от выданных населению потребительских кредитов.

      Из  этой суммы объём ссуд без просроченных платежей составляет 44,2% (или 1,46 триллиона  рублей). Ещё 44,6% кредитов (или 1,47 триллиона  рублей) из общего портфеля выданных населению  кредитов имеет просрочку до 30 дней. На кредиты с просрочкой от 30 дней до 90 дней приходится 1,5% портфеля. На кредиты с просрочкой от 90 до 180 дней приходится 1,3% портфеля, а на кредиты с просрочкой от более 180 дней приходится 7,7% портфеля.

      К началу 2010 года российские банки сформировали резервы на возможные потери в размере 287 миллиардов рублей. Эта сумма покрывает 8,7% от всего имеющегося сейчас портфеля кредитов физическим лицам. При этом, из 287 миллиардов рублей общих резервов, 5,2% (или 14,9 миллиарда рублей) покрытия приходится на кредиты, не имеющие просрочки. Этот резерв покрывает 1% портфеля ссуд без просроченных платежей. Затем, 7,5% (или 21,5 миллиарда рублей) приходится на кредиты с просрочкой платежа до 30 дней. Этот резерв покрывает 1,5% от всего портфеля ссуд с просрочкой платежа до 30 дней. Ещё 4,4% (или 12,6 миллиарда рублей) приходится на кредиты с просрочкой от 30 до 90 дней. Этот резерв покрывает 26,2% от портфеля ссуд с просрочкой платежа от 90 до 180 дней. Далее, 8,3% (или 23,7 миллиардов рублей) приходится на кредиты с просрочкой от 90 до 180 дней. Такой резерв покрывает 53,5% от всего портфеля ссуд с просрочкой платежа от 90 до 180 дней. И, наконец, 73,8% (или 211,7 миллиардов рублей) от имеющихся резервов приходится на кредиты с просрочкой более 180 дней, которые покрывают 83,9% от всего портфеля ссуд с просрочкой платежа свыше 180 дней.

      Из  представленной статистики видно, что, в целом, рост рынка кредитования населения прекратился, а объём  выданных населению кредитов несколько  сократился. Так, например, на 20% сократился объём автокредитования, на 10% сократился объём потребительского кредитования. Вместе с тем, резервы на возможные потри по автокредитам возросли почти в 1,5 раза. резервы по потребительским кредитам выросли на 35%, резервы по жилищным кредитам возросли почти в 2 раза. В тоже время, объём просроченной задолженности по жилищным кредитам в начале 2010 года составляет 35,5 миллиарда рублей, и по сравнению с 2009 годом возрос почти в 3 раза. Уровень просрочки по потребительским кредитам в начале этого года составляет 206 миллиардов рублей, и вырос на четверть по сравнению с началом 2009 года, когда он составлял 165 миллиардов рублей.

      Также после начала кризиса объём резервов на возможные потери от кредитования населения вырос более, чем в 2 раза, в то время, как объём самого портфеля кредитов населению до и после кризиса вырос лишь на 20%.

      В настоящее время, доля кредитов с  просрочкой более 30 дней (т.е. с наиболее высоким фактором риска) составляет 10,5%, в то время как до кризиса  доля таких кредитов составляла 5,1%, т.е. также наблюдается рост в 2 раза. При этом, наблюдается существенный рост резервов на покрытие ссуд с просрочкой платежа свыше 180 дней. Так, если до кризиса на кредиты с такой просрочкой приходилось 51% от общего объёма резервов, то в настоящее время на покрытие таких кредитов приходится 74% от имеющихся резервов.

 

      3.3. Перспективы развития рынка потребительского кредитования

      Ни  для кого не секрет, что потребительский  кредит это одна из наиболее удобных  для физических лиц форм кредитования. В докризисные годы потребительское кредитование в России развивалось поистине стремительными темпами, количество игроков на рынке росло в геометрической прогрессии и казалось бы, что ничто не сможет остановить этот рост, однако теперь ситуация изменилась. Но рост рынка заметно приостановился, затем последовала отрицательная динамика развития.

      Причин данной тенденции несколько, самой важной, пожалуй, является насыщение рынка, практически все платежеспособное население уже имеет потребительские кредиты и не может, или по каким-либо причинам не хочет брать новые. Не менее важной причиной является и недобросовестность многих банков при раскрытии эффективной процентной ставки по кредитам, т.е. в кредитном договоре содержатся скрытые платежи, не указываемые банком во время рекламных компаний и не раскрываемые сотрудниками банка при оформлении банковского договора, в результате чего лицу, взявшему потребительский кредит, приходится выплачивать значительно большую сумму, чем ожидалось, что подрывает доверие к конкретному банку и системе потребительского кредитования в целом.

      Однако  не только граждане замедляют рост сегмента потребительского кредитования, во многом это зависит и от самих  банков, многие из которых для увеличения объема потребительских кредитов снижают  требования при выдаче кредита, что ведет к росту так называемых "безнадежных кредитов", которые по мнению аналитиков являются реальной угрозой для банков. Кризис потребительского кредитования принес ряду банков большие финансовые проблемы и замедлил рост всего сегмента. Поскольку в России нет эффективной системы взыскания долгов (независимые коллекторские агентства слишком малы и не проходили испытание кризисом), рост объема невозвратных кредитов может стал общей проблемой банковской системы.

     Тарифы  по потребительским кредитам устанавливаются кредитными организациями с учетом различных факторов: стоимость привлеченных ресурсов, произведенных затрат, срока предоставления кредита, наличия залога и поручителей и т.д.

     Вместе  с тем практика предоставления потребительских кредитов зачастую основывается на неконкурентных принципах. Не являются редкостью случаи введения заемщиков в заблуждение относительно реальной стоимости полученных ими потребительских кредитов.

     Реальная  стоимость кредита (с учетом всех комиссий и платежей) существенно превышает заявленный в публичной оферте отдельных кредитных организаций процент по кредиту. То есть речь идёт о наличии скрытых комиссий и других дополнительных расходов, о которых заемщик надлежащим образом не информирован. Таким образом, недостаточное раскрытие информации об условиях предоставления кредита вводит в заблуждение заемщиков относительно полной стоимости данной услуги банков.

     Используя упомянутую практику, банки могут  получать необоснованные преимущества при осуществлении предпринимательской деятельности на рынке банковских услуг, препятствуя выходу на рынок финансовых услуг другим кредитным организациям, готовым на условиях открытости и достоверности осуществлять деятельность по потребительскому кредитованию населения и честно заявлять клиентам полную стоимость услуги потребительского кредитования. При этом такие действия могут причинить убытки другим финансовым организациям.

     Вместе  с тем закон «О конкуренции» запрещает  недобросовестную конкуренцию на рынке  финансовых услуг между финансовыми организациями, которая выражается, в том числе, в распространении неточных, недостоверных сведений, способных причинить убытки другим финансовым организациям.

     В целом, видится три основных направления  решения рассматриваемой проблемы в сфере потребительского кредитования:

     - пресечение фактов недобросовестной  конкуренции в рамках рассмотрения  административных дел о нарушениях  антимонопольного законодательства  и иных нормативных правовых  актов о защите конкуренции  на рынке финансовых услуг;

     - выработка стандартов раскрытия  информации о потребительских  кредитах;

     - законодательное урегулирование  вопросов, связанных с обеспечением  надлежащего информирования кредитными  организациями населения об условиях  предоставления потребительских  кредитов.

      Таким образом можно сказать, что перспективы  развития потребительского кредитования в России довольно неоднозначны, с  одной стороны он является наиболее удобной формой кредитования населения для приобретения товаров и услуг, однако в настоящий момент существуют достаточно весомые сдерживающие факторы, которые замедляют рост сегмента.

 

      Заключение

    Подводя итоги данной работы, на основании  всего вышеизложенного, можно сказать, что:

    Потребительский кредит – форма кредита, предоставляемого населению предприятиями торговли и сферы услуг при покупке предметов потребления, товаров длительного пользования, оплате бытовых услуг на условиях отсрочки платежа.

    Субъектами  потребительского  кредита являются заемщики - физические лица, берущие  взаймы, и кредиторы – коммерческие банки и специальные учреждения потребительского кредита, магазины, сберкассы.

    Роль  потребительского кредита заключается  в том, что он стимулирует эффективность  труда, уменьшает текучесть кадров.

    Кредитные операции - самая доходная статья коммерческого банка, и  в каждой кредитной сделке для банка существует кредитный риск – риск  невозврата ссуженной стоимости  и процентов по ней заемщиком.  Поэтому для банка важной становится разработка комплекса мероприятий по снижению риска кредитных операций и управление кредитным риском. Кредитный риск зависит от внешних (связанных с состоянием экономической среды, с конъюнктурой) и внутренних (вызванных ошибочными действиями самого банка) факторов. И управление кредитным риском включает в себя учет этих факторов и разработка мероприятий по снижению риска.

Информация о работе Развитие рынка потребительских кредитов в РФ