Развитие рынка потребительских кредитов в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 13:47, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является рассмотрение проблемы, связанной с развитием потребительского кредитования как перед банками, так и перед всей Россией и, как следствие, прогнозирование перспективы дальнейшего развития потребительского кредитования в РФ.
В соответствии с поставленными целями необходимо решить следующие основные задачи:
-рассмотреть сущность и особенности потребительского кредитования;
-изучить законодательное регулирование потребительского кредитования;
-определить факторы потребительского кредита и инфраструктуру рынка потребительского кредитования;
-проанализировать динамику развития потребительского кредита и изучить проблемы оценки кредитоспособности заемщика в России;
-определить пути совершенствования методического обеспечения оценки кредитоспособности физического лица;
-определить основные тенденции и перспективы развития рынка в
условиях кризиса.

Содержание

Введение. 3
Глава1. Сущность и основные формы потребительского кредита. 4
1.1. История возникновение потребительского кредита. 4
1.2. Сущность потребительского кредита. 8
1.3. Основные формы потребительского кредита. 15
1.4.Правовое регулирование потребительского кредитования в РФ. 20
Глава 2. Состояние рынка потребительского кредитования и условия предоставления кредита различными банками. 26
2.1. Анализ состояния и динамика развития рынка потребительского кредитования. 26
2.2. Условия предоставления кредита банками. 33
Глава 3. Проблемы и перспективы развития рынка потребительского кредитования в России. 37
3.1. Проблемы развития рынка потребительских кредитов. 37
3.2. Потребительское кредитование - до кризиса и после. 40
3.3. Перспективы развития рынка потребительского кредитования. 46
Заключение. 49
Список литературы. 52
Приложение. 53

Работа содержит 1 файл

развитие рынка потребительских кредитов в рф.doc

— 828.50 Кб (Скачать)

     Дополнительная  цель не упраздняет непосредственную цель: кредитор (банк) в равной мере обязан предоставить свое исполнение заемщику (физическому лицу).

     В договоре потребительского кредита  сосуществуют две цели: общая и дополнительная - использование потребительского кредита на личные нужды, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, - оказывающая влияние на определение юридической судьбы договора потребительского кредита.

     Установление  цели при потребительском кредитовании служит интересам банка (кредитора), дополнительно обеспечивая надлежащее исполнение заемщиком своего обязательства по возврату.

     Таким образом, принцип целевого использования  предполагает под собой следующие  права и обязанности сторон:

     - обязанность заемщика по соблюдению  целевого назначения потребительского  кредита;

     - обязанность заемщика обеспечить  кредитору возможность осуществлять  контроль за целевым использованием  потребительского кредита;

     - право банка получать информацию у заемщика, а также осуществлять контроль за расходованием предоставленных средств.

     При нарушении положений договора потребительского кредита применяются нормы о  целевом использовании денежных средств, установленные ст. 821 и ст. 814 ГК РФ, предусматривающие неблагоприятные последствия для заемщика, вплоть до отказа кредитора от дальнейшего его кредитования по договору.

     В настоящее время формальное ограничение  на использование потребительского кредита содержится в п. 2 Рекомендаций по стандартам раскрытия информации при предоставлении потребительских кредитов, утвержденных совместным письмом ФАС России и Центрального банка РФ от 26 мая 2005 № ИА/7235/77-Т, согласно которому целью потребительского кредита является приобретение товаров (работ, услуг) для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

     Ввиду указанной специфики договора потребительского кредита, незащищенности заемщика-потребителя  как стороны договора, а также  особой социальной значимости отношений, возникающих при потребительском кредитовании, представляется необходимым принятие специализированных нормативно-правовых актов, учитывающих специфику отношений, возникающих при потребительском кредитовании.

     Сегодня уже существует законопроект «О потребительском кредите», подготовленный Министерством финансов Российской Федерации. Этот документ позволит потребительскому кредиту занять свою, особую нишу в правовом поле. В настоящее время само понятие такого кредита неустойчиво и регулируется гражданским кодексом и законом о защите потребителей. Это подразумевает различные толкования и зачастую оставляет заемщика довольно беспомощным перед банком-кредитором.

     Российское  финансовое ведомство решило раз  и навсегда внести ясность в этот вопрос. Новый закон определяет права и обязанности заемщика и кредитора в этом набирающем популярность продукте и приближает кредитование в России к международным стандартам.

     Законопроект "О потребительском кредите" предусматривает безусловное право  заемщика вернуть кредит в течение 14 дней с момента взятия, с уплатой процентов лишь за фактический срок пользования кредитом. Это положение приравнивает кредит к большинству потребительских товаров, которые можно вернуть в магазин в течение двух недель по каким-либо причинам (не понравился, не подошел размер, передумал покупать). При этом заемщик сможет вернуть кредит банку без объяснения причин.

     Более того: если кредитор не известит заемщика об его безусловном праве, то тот  все равно имеет такое же право  вернуть кредит и на тех же условиях - но уже в течение месяца со дня кредитования.

     Таким образом, разнообразные моратории, действующие сейчас во многих банках на досрочное погашение потребительского кредита (например, в российском UniCredit он составляет 3 месяца), отойдут в небытие после принятия этого закона.

     В законопроекте прописано право  заемщика досрочно погасить весь кредит или его часть, уплатив лишь процент  годовых за фактический срок пользования  кредитом. При этом штрафные санкции  по умолчанию не предусмотрены. Однако здесь Министерство финансов оставляет банкам лазейку: кроме указанных процентов заемщик ничего не должен платить кредитору, но только "если иное не предусмотрено договором потребительского кредита".

     Федеральный закон также несет в себе запрет на одностороннее повышение банком процентной ставки по уже выданным кредитам. Многие потребители, набравшие кредиты до 2008г., в полной мере ощутили все "прелести" такого одностороннего повышения в разгар кризиса. Правда, запрет касается не всех кредитов, а лишь тех, где в условиях договора оговаривается неизменность ставки (постоянная процентная ставка).

     Впрочем, Минфин оставляет банкам место для  маневра, позволяя заключать договоры кредитования со ставкой, зависящей  от изменений определенных условий. В этом случае кредитор будет обязан уведомить заемщика об изменении переменной процентной ставки не позднее одного месяца до начала срока кредитования, в течение которого будет применяться новая процентная ставка.

     В министерстве не скрывают, что в  своем законопроекте ориентировались на практику развитых стран - отдельные законы о потребительском кредитовании действуют в США и Евросоюзе. Однако до последнего времени российский заемщик в силу отсутствия соответствующего закона оставался без прав, сложившихся у заемщиков в международной практике.

     Данные  правовые пробелы и призван изменить новый закон, которому, впрочем, еще  предстоит быть утвержденным. 
 

 

      Глава 2.  Состояние рынка  потребительского кредитования и условия предоставления кредита различными банками

      2.1. Анализ состояния и динамика развития рынка потребительского кредитования

     Кредитование  физических лиц является самым быстрорастущим сектором банковского бизнеса в  России. Начиная с 1999 года в России наблюдается устойчивый экономический  рост, который в течение 2001-2004 гг. в среднем превышал 6% в год.

     При этом, начиная с 2000 года в банковском секторе наблюдалась устойчивая тенденция увеличения доли кредитования физических лиц.

     Так, если на 1 января 2000 года доля кредитов физическим лицам в совокупном кредитном  портфеле банковской системы РФ составила  чуть более 4.6%, то к началу 2002 года эта доля выросла до 6.5%, а к началу 2005 года составила уже 14.6%.

     Случившийся в середине 2004 года кризис ликвидности  банковской системы не оказал негативного  влияния на рынок потребительского кредитования. Более того, среднемесячный рост портфеля с мая по июль (кризисный период) составил 7.8%, что превысило средний показатель за весь 2004 год на полтора процента.

     Объем кредитов, предоставленных российским банковским сектором физическим лицам в рублях и иностранной валюте составил на 1 декабря 2008 г. 281,9 млрд. руб. ($9,5 млрд.), что более чем в 2 раза больше (на 107,1%) в долларовом выражении по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. А за 11 месяцев 2008 г. объем предоставленных потребительских кредитов вырос в долларовом выражении на 112% по отношению к началу года. Данные темпы роста кредитования частного сектора являются рекордными за последние годы.

     В отношении к суммарным активам  банковского сектора и общему объему выданных кредитов темпы роста  потребительского кредитования в 2006 г. несколько меньше, но, тем не менее, довольно существенны. Так, доля кредитов физическим лицам в суммарных активах банков России выросла до 5,2% на 1 декабря 2009 г., а доля во всем объеме кредитования банковским сектором практически до 10%.

     Доля  кредитов, предоставленных физическим лицам в рублях, практически не изменилась и составила на конец 2009 г. 82% (81,5% – на конец 2008 г.).

     Региональная  структура потребительского кредитования, как и кредитование реального  сектора, характеризуется крайней  неравномерностью. Так, более 80% выданных кредитов приходятся на Центральный округ. Причем из них 97% приходится на Москву. Наименьшим объемом кредитных ресурсов обладают жители Дальневосточного округа (1,4%) и Южного округа (1,4%) (Приложение 2).

     По  данным ЦБ в 2009 году объём выданных кредитов физ. лицам достиг 3,6 трлн. руб., показав рост всего на 50,37% (Приложение 7). Основным локомотивом рынка остаётся автокредитование. Пластиковые карты напротив, показали скромную динамику роста, не оправдав ожиданий экспертов.

     График 1

     

     Лидером рейтинга по кредитованию физ. лиц, без  учёта ипотеки, стал «Сбербанк», объём выданных кредитов которого достиг 485,7 млрд. руб., а прирост за год составил 9,76%. Второе место, с отрицательной динамикой в 13,38%, занимает банк «Русский Стандарт», выдавший кредитов на 193,3 млрд. руб. Тройку лидеров замыкает банк ВТБ 24, с показателем 91,7 млрд. руб. и лучшим ростом - 192,68%. (Приложение 1). 
 
 

     Диаграмма 1

     

     Основной  точкой роста рынка кредитования физ. лиц, не считая ипотеки, остаётся автокредитование. По оценкам агентства РБК рейтинг  его роста за 2009 год составил около 60%, а объём рынка достиг 578 млрд. руб. При этом, по данным участников рынка около 40-45% всех проданных автомобилей в России было приобретено в кредит.

     В 2010 году основным двигателем рынка  остается автокредитование. Рынок в  большей степени растет за счёт регионов, доля которых тоже растет. Большое  влияние на рынок оказывает кризис на международных финансовых рынках, которое, в результате удорожания заёмных средств для банков, выразится в дальнейшем росте процентных ставок по кредитам. «В случае негативного развития ситуации мы прогнозируем дальнейшее повышение процентных ставок по всем видам кредитов, ужесточение процедур проверки кредитоспособности заемщиков и общее замедление темпов роста объемов кредитования», - говорит Михаил Воронько. Эксперт также выделил возможное усиление концентрации крупных федеральных сетевых банков как основных операторов рынка.

     Очевидно, что, несмотря на высокие темпы роста  розничного кредитования в России, потенциал данного сегмента остается огромным. Кроме того, наблюдаются  активные процессы усиления конкуренции  в данной области, что создает  дополнительный импульс для развития. Таким образом, в ближайшие несколько лет наиболее вероятным представляется сохранение высоких тенденций развития данного направления банковского бизнеса.

     Однако  у банков может возникнуть ряд  проблем в данном направлении, среди  которых следует выделить, например, проблемы риска при существенном увеличении кредитного портфеля российских банков. Так, в настоящее время банки кредитуют население под довольно высокие проценты, закладывая высокие риски невозврата из-за недостаточного объема сведений о партнере при заключении сделки, но в ближайшем будущем по мере усиления конкуренции в секторе, особенно с активизацией прихода иностранных банков, ставки будут снижаться. Соответственно риски у российских банков будут расти, так как они пока еще не достаточно финансово устойчивы и при существенном невозврате кредитов их стабильное положение может пошатнуться.

     Решить  данные проблемы призвана система кредитных  бюро. Напомним, что институт кредитных  историй (кредитные бюро) создается  для более точной оценки потенциальных заемщиков. Эти учреждения ведут картотеку, содержащую информацию о прошлых кредитных операциях заемщиков, основываясь на сведениях, предоставляемых кредитными организациями, а также собственных источниках. Кредиторы, при условии регулярности и достоверности предоставления информации о своих клиентах, получают доступ к этой информации. Таким образом, кредитные организации получают возможность гораздо более точного прогнозирования и составления наименее рисковых кредитных портфелей, а добросовестные заемщики получают доступ к более дешевым кредитным ресурсам за счет более эффективной, быстрой и менее дорогостоящей процедуры оценки связанного с ним риска. Кроме того, стимулируется повышение дисциплины возврата кредитных средств. Таким образом, создание действенного института кредитных историй является необходимой мерой для дальнейшего цивилизованного и эффективного развития банковского кредитования в стране.

     В июне 2010г. агентство DISCOVERY Research Group завершило  проведение исследования российского рынка потребительского кредитования.

     По  расчетам DISCOVERY Research Group, основанным на данных ЦБ РФ, общий объем кредитного портфеля физлиц в 2009г. составил 4,53 трлн. руб., показав рост в 13%. При этом, объем выданных кредитов, наоборот, сократился на 30%. По результатам первого квартала 2010г. портфель кредитов физлицам сократился до 4,48 трлн. руб., а всего за этот период было выдано кредитов физлицам общей стоимостью 680 млрд. руб. - на 40% больше первого квартала прошлого года.

Информация о работе Развитие рынка потребительских кредитов в РФ