Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 13:47, курсовая работа
Целью исследования является рассмотрение проблемы, связанной с развитием потребительского кредитования как перед банками, так и перед всей Россией и, как следствие, прогнозирование перспективы дальнейшего развития потребительского кредитования в РФ.
В соответствии с поставленными целями необходимо решить следующие основные задачи:
-рассмотреть сущность и особенности потребительского кредитования;
-изучить законодательное регулирование потребительского кредитования;
-определить факторы потребительского кредита и инфраструктуру рынка потребительского кредитования;
-проанализировать динамику развития потребительского кредита и изучить проблемы оценки кредитоспособности заемщика в России;
-определить пути совершенствования методического обеспечения оценки кредитоспособности физического лица;
-определить основные тенденции и перспективы развития рынка в
условиях кризиса.
Введение. 3
Глава1. Сущность и основные формы потребительского кредита. 4
1.1. История возникновение потребительского кредита. 4
1.2. Сущность потребительского кредита. 8
1.3. Основные формы потребительского кредита. 15
1.4.Правовое регулирование потребительского кредитования в РФ. 20
Глава 2. Состояние рынка потребительского кредитования и условия предоставления кредита различными банками. 26
2.1. Анализ состояния и динамика развития рынка потребительского кредитования. 26
2.2. Условия предоставления кредита банками. 33
Глава 3. Проблемы и перспективы развития рынка потребительского кредитования в России. 37
3.1. Проблемы развития рынка потребительских кредитов. 37
3.2. Потребительское кредитование - до кризиса и после. 40
3.3. Перспективы развития рынка потребительского кредитования. 46
Заключение. 49
Список литературы. 52
Приложение. 53
В 2009г. 86,6% всего объема кредитов, выданных физическим лицам, пришлось на потребительское кредитование (т.е. все ссуды физлицам, за исключением автокредитов и жилищных кредитов, а также ссуд для предпринимательских целей), в первом квартале 2010г. - 83%. В портфеле кредитов физлицам примерно 60% приходится на потребительские кредиты.
Процентные ставки по потребительским кредитам, резко выросшие в конце 2008 - первой половине 2009 гг., вернулись к уровню 2002-2003 годов. В начале 2008 г. рублевый кредит на неотложные нужды в среднем обходился заемщику в 18% годовых в рублях и 15% в валюте. В начале же 2009 г. стоимость рублевых кредитов выросла в среднем до 25% годовых.
Постепенное восстановление на рынке труда, рост доходов населения и снижение ставок по потребительским кредитам привели к значительному росту объемов выдаваемых банками беззалоговых кредитов населению. По данным РБК.Рейтинг, суммарный объем выданных беззалоговых кредитов в минувшем полугодии более чем на 80% превысил аналогичный показатель первого полугодия 2009 года. Рост объемов наблюдается у подавляющего большинства участников рэнкинга, причем у отдельных данное изменение составляет сотни процентов.
Стоит отметить, что рост объемов кредитования наблюдается практически во всех сегментах, начиная от автокредитов и заканчивая пока еще не очень доступными для большинства, кредитов на покупку недвижимости (ипотека). Положительная динамика наблюдается и в сфере беззалоговых кредитов. Суммарный объем по всем участникам рэнкинга выданных в I полугодии 2010 года беззалоговых кредитов составил более 258 млрд руб., тогда как за аналогичный период прошлого года общий объем беззалоговых кредитов у тех же банков составлял только 142 млрд руб. Прирост более чем на 80% - довольно внушительный, если учесть тот факт, что с начала кризиса многие банки ужесточили требования к заемщикам.
«Ужесточение
условий по кредитам происходит уже
года полтора, с начала кризиса, —
отметила президент Первого
Впрочем, ужесточение условий проходит на фоне снижения ставок по потребительскому кредитованию, что в свою очередь положительно сказывается на количестве клиентов и соответственно на общих объемах выданных банком кредитов. Такая политика более чем оправдана, банки вынуждены ужесточать условия по кредитам, дабы отсечь «неблагоприятных заемщиков», но с другой стороны конкурировать между собой за клиентов, а ставка по кредиту и становится одним из инструментов этой борьбы.
По объему выданных беззалоговых кредитов в I полугодии 2010 года лидирует банк «ВТБ24». Согласно полученной РБК.Рейтинг анкеты, в минувшем полугодии банк выдал кредитов на сумму 51.9 млрд руб., что на 57% больше, чем в I полугодии 2009 года. Аналогичный показатель банка «Хоум Кредит» составил 29.5 млрд руб., что соответствует второму месту и что также больше, чем в 2009 году, но всего на 9%. Более существенно (+101%) вырос объем выданных беззалоговых кредитов у «ОТП Банк» - до 23.9 млрд руб.
По размеру портфеля беззалоговых кредитов по состоянию на 1 июля 2010 года первое и второе места также занимают банк «ВТБ24» (175 млрд руб.) и «Хоум Кредит» (61 млрд руб.), а вот на третьем месте расположился «Росбанк» с объемом портфеля беззалоговых кредитов на 1 июля 2010 года, равным 54.6 млрд руб., при этом объем выданных беззалоговых кредитов в минувшем полугодии у данного участника составил 16.4 млрд руб., что соответствует пятому месту.
Разумеется, банки не имеют реальной возможности, да и не имеют права выдавать кредит всякому клиенту, который в нем нуждается, поскольку они сами работают преимущественно на чужих деньгах. К тому же риск не возврата кредита, связанный прежде всего с недостаточно эффективной работой предприятий, обязывает банк проводить сдержанную кредитную политику.
Процесс банковского кредитования можно разделить на несколько этапов, на каждом из которых уточняются характеристики ссуды, способы ее выдачи, использования и погашения:
Чаще всего банки имеют следующие условия предоставления кредита частным лицам (Таблица3):
Таблица 4. Сравнительная таблица условий получения кредита в ведущих банках по потребительскому кредитованию.
Банк | Ставка, % годовых | Срок кредита | Сумма кредита | Примечание |
Русский стандарт | 0-19 | От 3 до 24 мес. | 3000-100000 руб. | Плата за ведение ссудного счёта-1,9% от суммы кредита ежемесячно, досрочное погашение кредита - 1,9% от суммы кредита. |
Хоум кредит энд ФинансБанк | 12-28,5 | от 4 до 24 мес | 3 000 - 200 000 руб. | плата за ведение ссудного счета - 1,99% от суммы кредита ежемесячно, досрочное погашение кредита - бесплатно |
Дельтабанк | 25 | 24 мес. | 10 000 - 90 000 руб. | плата за обслуживание пластиковой карты - 600 руб. в год, досрочное погашение кредита - бесплатно (не раньше, чем через 4 мес.) |
Альфабанк Экспресс | 34 | до 12 мес. | до 200 % от среднемесячного заработка | досрочное погашение кредита - бесплатно. |
Росбанк | 18 | до 18 мес | 3 000 - 200 000 руб. | плата за ведение ссудного счета - 0,9% от суммы кредита ежемесячно, досрочное погашение кредита - 1% от оставшейся суммы кредита. |
Финансбанк | 0,9 - 18 | от 4 до 36 мес. | 2 500 - 100 000 руб | комиссия за выдачу кредита - 0-20% от суммы кредита (единовременно), досрочное погашение кредита - бесплатно. |
Райффайзенбанк | 16,5 | до 36 мес. | 90000 - 450000 | Комиссия за предоставление кредита – 2% от суммы кредита, отсутствие залога и поручителей |
МДМ - Банк | 21 (на срок
от 6 до 36 мес.)
22 (на срок от 3,5 до 5 лет) |
6 мес. – 5 лет* | 30000-750000 | Комиссия за предоставление кредита – 2% от суммы кредита, неустойка на просроченную задолженность – 0,5% от суммы просроченной задолженности |
* При кредитовании на срок свыше 3 лет минимальная сумма кредита 150 000 руб.
Таким образом, рассмотрев данную таблицу можно сделать ввод о том, что самый высокий процент по кредиту в Альфабанке, а самый низкий – в банках Русский Стандарт, Финансбанк и Росбанк. Потребительский МДМ-Банка позволяет получить крупную сумму до 750 000 рублей на длительный срок до 5 лет при минимальном пакете документов при отсутствии залога и поручителей. Преимущество потребительского кредитования в Райффайзенбанке заключается в низкой процентной ставке и отсутствии залога и поручителей. Кроме того, потенциальный клиент может использовать кредит по своему усмотрению без определения банком целевого использования средств.
Также приведем таблицу, которая дает сравнительную характеристику процентных ставок по кредитам в ведущих банках занимающихся потребительским кредитованием (Приложение 7).
Таким образом, если взять сопоставимые по популярности (начальный взнос 10%, кредит сроком на 12 месяцев, без поручителей) кредиты «Вятка-Банк», «Кировского филиала банка «Центральное ОВК» и «Русский стандарт», мы увидим, что кредитный продукт банка «Центральное ОВК» на целых 25% выгоднее «Русского стандарта», при аналогичных предоставляемых документах, а АКБ «Вятка-Банк» позволяет сэкономить до 60% от тех денег, которые покупатель заплатит «Русскому стандарту».
Рост рынка потребительского кредитования в России сопряжен с решением текущих проблем, без решения которых невозможно добиться его поступательного развития.
Бурный процесс развития рынка потребительского кредитования сопряжен с множеством проблем, как старых, так и вновь образовавшихся.
Работу западных банков существенно упрощают базы данных кредитных историй за длительный период. В России законодательная и практическая работа по созданию кредитных историй ведется (например, принят и с 1 июня 2005 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации 30 декабря 2004 года N 218-ФЗ «О кредитных историях», создаются бюро кредитных историй), но больших массивов данных как таковых до сих пор нет. В силу хотя бы хронологического фактора. На Западе статистика по потребительскому кредитованию ведется десятилетиями (а в США, Канаде, Финляндии и ЮАР уже более века), что позволяет более точно оценивать риски, что упрощает выдачу кредиту и снижает процентные ставки. Такие эффекты на российском рынке очень желательны, но эту проблему (даже при условии наличия законодательной базы) способно решить только время.
Впрочем, даже наличие кредитных историй не отменяет некоторой нестабильности в стране, несовершенства судебной системы и связанных с этим проблем реализации обеспечения по «плохим» кредитам.
Значительная часть средств граждан остается в «серой» зоне экономики, а значит, продолжает быть недоступной для получения кредитов. В отсутствие реальной информации о доходах не может быть и речи о цивилизованном потребительском кредитовании.
Важной перспективой для банков является также налаживание долгосрочных отношений с потребителем. Огромная популярность одноразовых экспресс-кредитов – атрибут начального становления рынка. Можно предположить, что со временем будет развиваться рынок кредитных карт и овердрафтовых кредитов. Это также в интересах заёмщиков, так как при наличии долгосрочных отношений с банком ставка по кредиту будет ниже той, которую банк установит для заемщика, с которым познакомился час назад.
Кроме того, учитывая особую популярность экспресс-кредитов, со временм может проявить себя в полном объеме и проблема неплатежей по потребительским кредитам.
Рынок бурно растет, в ближайшее время ожидается дальнейшее расширения участия иностранцев, банки-новички стремятся как можно быстрее выйти на рынок и занять свою нишу, а первопроходцы упрочить свою позицию. В такой лихорадочной обстановке недавно вошедшие на рынок отечественные банки в силу отсутствия опыта могут выдать значительное количество недостаточно обоснованных кредитов. Иностранные банки, незнакомые с местными условиями тоже могут быть причиной появления большого числа кредитов, выплаты по которым не будут осуществляться.
Отдельно стоит сказать об участии на рынке иностранного капитала. Чувствуя большой потенциал российского рынка и в то же время испытывая некоторый застой на западном рынке потребительского кредита, крупные иностранные игроки стремятся войти на рынок, покупая доли в российских компаниях и создавая свои дочерние банки. Такие крупные западные банки как Societe Generale, GE Consumer Finance и Cetelem объявили о своих планах занять существенную долю российского рынка. С точки зрения потребителя это позитивные события, так как разнообразие кредитных продуктов будет расти, а ставки по кредиту падать. Но смогут ли выжить в таких условиях российские банки, с их относительно скромными ресурсами остается под вопросом.
Именно проблема низкой капитализации остается основным препятствием на пути развития отечественного потребительского кредитования (впрочем, это общая проблема для банков России). Большое количество средних и мелких банков рады были бы выйти на рынок, но им не хватает средств. Рынок развивается, в основном, за счет крупных игроков, которые раньше считали потребительское кредитование неперспективным для себя видом услуг.
Несмотря на все проблемы, рынок потребительского кредита активно развивается благодаря огромному интересу со стороны населения и розничных сетей, которые установили, что предоставление потребительского кредита является прекрасным способом увеличения своей прибыли.
Как же сказался кризис на потребительском кредитовании населения: какие изменения произошли в его структуре за последние 3 года и структуре резервов банков РФ по кредитам. Так, до начала кризиса объём выданных в стране кредитов населению составлял 2,7 триллиона рублей, в январе 2009 года он достиг 3,7 трлн., в начале же текущего года составлял 3,3 трлн. руб.
До начала кризиса (в январе 2008 года) объём выданных в стране кредитов населению составлял 2,7 триллиона рублей.
По данным предоставленным Statbanker.ru, из этой суммы, на покупку жилья и ипотечные кредиты приходилось 730 миллиардов рублей, или 27,2% от всех выданных населению кредитов.
Объём кредитов на покупку автомобиля составлял 446 миллиардов рублей, или 16,6% от общей задолженности по кредитам физическим лицам. Оставшиеся 1,4 триллиона рублей или 52,4% от всех выданных кредитов приходились на потребительские кредиты.
При этом, резервы на возможные потери от жилищного кредитования составляли 11,1 миллиард рублей или 8,1% от общего объёма сформированных резервов, и покрывали 1,5% от выданных жилищных кредитов. Резервы на возможные потери от автокредитования составляли 17,8 миллиард рублей или 13,2% от всех сформированных резервов, и покрывали 4% от выданных автомобильных кредитов. Резервы на возможные потери от потребительского кредитования составляли 89 миллиардов рублей или 65,7% от общего объёма сформированных резервов, и покрывали 6,3% от выданных населению потребительских кредитов.
Объём ссуд без каких-либо просроченных платежей составлял 43,5% (или 1,17 триллиона рублей). Ещё 47,6% кредитов (или 1,28 триллиона рублей) из общего портфеля выданных населению кредитов имело просрочку до 30 дней.
На кредиты с просрочкой от 30 дней до 90 дней приходилось 1,2% портфеля. На кредиты с просрочкой от 90 до 180 дней приходилось 0,9% портфеля, а на кредиты с просрочкой более 180 дней приходилось 3% портфеля.
В тоже время, к началу 2008 года российские банки сформировали резервы на возможные потери в размере 135,5 миллиардов рублей. Эта сумма, на тот момент, покрывала 5,1% от всего имевшегося портфеля кредитов физическим лицам. Исходя из распределения структуры просрочки по срокам, структура сформированных резервов также значительно отличалась. Так, из 135,5 миллиардов рублей общих резервов 7,6% (или 10,3 миллиарда рублей) приходилось на кредиты, не имеющие просрочки. Такой резерв покрывал 0,9% портфеля ссуд без просроченных платежей. Затем, 13,4% от сформированных резервов (или 18,1 миллиарда рублей) приходилось на покрытие кредитов с просрочкой платежа до 30 дней. Этот резерв покрывал 1,4% от всего портфеля ссуд с просрочкой платежа до 30 дней. Ещё 5,6% (или 7,6 миллиарда рублей) приходилось на покрытие кредитов с просрочкой от 30 до 90 дней. Этот резерв покрывал 24,6% от портфеля ссуд с просрочкой платежа от 90 до 180 дней. Далее, 9,6% (или 13 миллиардов рублей) приходилось на покрытие кредитов с просрочкой от 90 до 180 дней. Такой резерв покрывал 53,9% от всего портфеля ссуд с просрочкой платежа от 90 до 180 дней. И, наконец, 50,9% (или 69 миллиардов рублей) от общего объёма резервов приходилось на покрытие кредитов с просрочкой более 180 дней, которые покрывали 84,8% от всего портфеля ссуд с просрочкой платежа свыше 180 дней.
Информация о работе Развитие рынка потребительских кредитов в РФ