Разработка стратегии предприятия на примере частного коммерческого банка ОАО «Промсвязьбанк»

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 20:26, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является разработка стратегии развития частного коммерческого банка в России на примере ОАО «Промсвязьбанк».
При этом решались следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы стратегического планирования деятельности компаний.
2. Изучить организационную структуру и основные показатели ОАО «Промсвязьбанк».
3. На основании анализа внешней и внутренней среды с использованием SWOT-анализа разработать стратегию дальнейшего развития банка.

Содержание

Введение 4
1. Теоретические аспекты стратегического управления
1.1. Основные понятия и определения 6
1.2. Анализ среды
1.2.1 Анализ внешней среды 7
1.2.2. Анализ внутренней среды 9
1.2.3. Метод SWOT 10
1.3. Определение миссии и целей 11
1.4. Выбор стратегии 12
1.5. Выполнение стратегии 12
1.6. Оценка и контроль реализации стратегии 13
2. Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.1. Контактная информация 14
2.2. Профиль, характер деятельности 14
2.3. Структура собственности 15
2.4. Банковская группа и филиалы 16
2.5. Структура управления 16
2.6. Основные результаты деятельности ОАО «Промсвязьбанк»
2.6.1. Позитивные тенденции 19
2.6.2. Негативные тенденции 20
3. Стратегическое планирование
3.1. Характеристика внешней среды
3.1.1. Банковская система РФ в условиях мирового финансового 21
3.1.2. Власть и законодательство 25
3.1.3. Технологии 26
3.1.4. Возможности и угрозы 27
3.2. Анализ внутренней среды 28
3.3. SWOT-анализ 31

4. Вопросы реализации стратегии
4.1. Миссия и цели 32
4.2. Первоочередные задачи в условиях нестабильной экономики
4.2.1. Привлечение пассивов 33
4.2.2. Оптимизация расходов 35
4.2.3. Работа над качеством кредитного портфеля 36
4.2.4. Повышение уровня клиентского сервиса 37
4.2.5. Организационно – кадровое развитие 38
Заключение 41
Библиографический список 42
Приложение 1 43
Приложение 2 45
Приложение 3 46
Приложение 4 47
Приложение 5 48

Работа содержит 1 файл

Разработка стратегии предприятия на примере частного коммерческого банка ОАО Промсвязьбанк.doc

— 822.00 Кб (Скачать)

 

       3.3. SWOT-анализ

      Проведем  сопоставление сильных и слабых сторон с рыночными возможностями и угрозами.

      Таблица 6 – Матрица SWOT

 
    Возможности

1. Увеличение  количества клиентов – пользователей  пластиковых карт.

2. Работа с  бюджетной сферой РФ – как  наиболее надежным клиентом на данный момент

3. Внедрение  инновационных продуктов в банковской  сфере

4. Снижение ставки  рефинансирования

5. Участие в  госпрограммах поддержки промышленности  и с/х

     Угрозы

1. Снижение спроса  на кредитные продукты

2. Рост необслуживаемых  кредитов

3. Привилегированное  положение госбанков

4. Стагнация  производства, снижение качества  потенциальных заемщиков

Сильные стороны

1. Высокая квалификация  персонала

2. Высокотехнологичное  обеспечение банковской деятельности

3. Широкая сеть  филиалов

4. Возможность привлечения иностранного капитала через иностранные банки – акционеры

5. Лидер в  области внедрений информационных  технологий

6. Входит в  10 крупнейших банков РФ

7. Лидерство  на рынке пластиковых карт

8. Лидерство  на рынке факторинга 

1. Внедрять пластиковые карты во всех регионах РФ (зарплатные проекты, кредитные карты)

2. Развивать альтернативные каналы продаж – посредством Интернета, по телефону, через банкоматы и терминалы.

3. Повысить уровень клиентского сервиса и увеличить количество клиентов.

4. Активно развивать приоритетное направление деятельности – обслуживание корпоративных клиентов

1. Работать над качеством кредитного портфеля, усилить звено риск-менеджмнета

2. Повысить требования к заемщикам, отдавать приоритет проверенным партнерам

3. Оптимизировать  линейку кредитных продуктов, разработать новые – более привлекательные для клиента 4. Снизить процентную ставку, благодаря повышению эффективности работы и оптимизации расходов

Слабые  стороны 

1. Отсутствие  участия государства в капитале банка

2. Меньший по  сравнению с государственными  банками авторитет в глазах  населения

3. Более низкие  ставки по вкладам в сравнении  с мелкими региональными банками.

 
1. Работать над укреплением бренда
 
1. Переход  части клиентов в  банки,  контролируемые государством («Сбербанк», «Россельхозбанк», «ВТБ»)

      4. Вопросы реализации  стратегии

      4.1. Миссия и цели

      Промсвязьбанк - инновационный лидер, энергично и последовательно укрепляющий свои позиции на финансовых рынках России и других стран, благодаря передовым технологиям и лучшему менеджменту.

      Его миссия –

      Способствовать  процветанию России, благополучию сотрудников и акционеров, решая финансовые вопросы клиентов, инвесторов и партнеров.

      Работать  для своей страны, давая возможность  деньгам работать во благо, формируя в России культуру управления капиталом.

      Помогать  людям обрести  уверенность в  будущем. Банк известен как надежный партнер, профессионализм  и технологии позволяют  предоставлять полный спектр банковских услуг. Программы банка  дают людям возможность получить образование, приобрести жилье, увеличить накопления, развить собственный бизнес, обеспечить будущее своим детям. Банк принимает на себя разумные риски и дает возможность бизнесу любого масштаба расти и развиваться.

      Стратегическая  цель Промсвязьбанка – к 2015 году стать крупнейшим частным банком в России.

      Стратегическими приоритетами банка на период до 2012 года являются:

  • Дальнейшее укрепление своего бренда.
  • Совершенствование системы привлечения специалистов и продвижения лучших сотрудников.
  • Активное развитие приоритетных направлений деятельности – обслуживания корпоративных клиентов, предприятий малого и среднего бизнеса и частных клиентов, предоставления инвестиционных услуг.
  • Продвижение новых продуктов, разработанных на основе современных технологий и отвечающих реальным потребностям клиентов.
  • Дальнейшее формирование эффективной сети офисов.
  • Развитие альтернативных каналов продаж – посредством Интернета, по телефону, через банкоматы и терминалы.
  • Совершенствование операционной модели и увеличение производительности всех процессов, организации в целом.
 

      4.2. Первоочередные задачи в условиях нестабильной экономики

      Для того чтобы сохранить курс уверенного развития в условиях нестабильности экономики м финансовых рынков, банку  необходимо обеспечить максимальную стабильность и эффективность своих операций за счет поддержания необходимого уровня ликвидности, капитализации и прибыльности.

      Для достижения данных целей необходимо в первую очередь следующие задачи:

  • привлечь необходимый объём пассивов,
  • оптимизировать расходы,
  • не допустить существенного роста просроченной задолженности,
  • сохранить лучших сотрудников и обеспечить позитивный моральный климат в коллективе,
  • повысить уровень клиентского сервиса и увеличить количество клиентов.
 

      4.2.1. Привлечение пассивов

      Основными источниками привлеченных средств  для банков являются клиенты, Центробанк и межбанковское кредитование. Впрочем, с окончанием девальвации сама потребность в рублевой ликвидности значительно снизилась

      Из  бухгалтерского баланса ОАО «Промсвязьбанк» на 01.10.2009 года

      мы  видим, что более половины средств банк получает от своих клиентов – физических и юридических лиц, не являющихся кредитными организациями.

      Кредиты ЦБ составляют около 15%, кредиты других банков – около 3%.

      Депозиты физических лиц существенно выросли в 2009 году, продолжив позитивную динамику 2008 года. Это стало следствием эффективно выстроенной линейки депозитных продуктов Промсвязьбанка на фоне общего повышения нормы сбережений домашних хозяйств в период экономической нестабильности. Процентные ставки по депозитам находились в среднем для крупных банков диапазоне.

      В связи с тем, что международные  рынки капитала в 2009 году были, по большей  части, закрыты для банков РФ, Промсвязьбанк  заместил погашаемые международные привлечения (уменьшение за 9 мес. на 27 млрд руб. по синдицированным кредитам и привлечению от зарубежных банков) за счет российских источников финансирования, в частности, за счет привлечения депозитов физических лиц (увеличение за 9 мес. на 25 млрд. руб.).

      Кроме привлечения депозитов физических лиц, банк успешно работает с госструктурами. За 9 месяцев 2009 года объем временно свободных бюджетных средств субъектов РФ и средств государственных корпораций, привлеченных Промсвязьбанком на депозиты, составил 38,7 млрд руб.

      В настоящее время эксперты отмечают возобновление притока иностранного капитала в связи с ростом доверия иностранных инвесторов к российскому рынку. Наличие в составе акционеров иностранных банков также должно облегчить ОАО «Промсвязьбанк» доступ на международный рынок капитала. Впрочем, как отметил в апреле 2010г. первый вице-президент Промсвязьбанка Артем Констандян, на момент вхождения Европейского банка реконструкции и развития в состав акционеров, банк уже не имел проблем с ликвидностью; более того, сейчас в банке ее переизбыток [6].

      Перспектива получения более дешевых (по сравнению с депозитами физ. лиц) средств, а также неоднократное снижение ставки рефинансирования ЦБ РФ. послужили причиной к постепенному снижению банком ставок по депозитам. Такая тенденция, как уже отмечалось в гл 2.6 является общей для всех российских банков. 
 
 

      4.2.3. Оптимизация расходов

      • Промсвязьбанк адаптировал стратегию  роста к изменяющимся условиям уже  в середине 2008 г. Вложения в фондовый рынок были заблаговременно сокращены, а в III квартале сведены к нулю, что позволило минимизировать убытки в целом по портфелю ценных бумаг.

      • Банк сократил затраты на рекламу, приобретение нового офисного оборудования, оптимизировал транспортные и др. расходы. Кроме того, начиная с 4 кв. 2008 года административные расходы Промсвязьбанка планомерно снижаются на 4-8% ежеквартально, а итоговое сокращение ежеквартальных административных расходов составило более 18% (в сравнении 3-го кв. 2009 г. с 4-ым кв. 2008 г.)

      • В рамках оптимизации филиальной сети был закрыт ряд мелких точек продаж, специализировавшихся на продуктах, развитие которых было приостановлен; в результате общее количество пунктов обслуживания сократилось до 240 в сравнении с 257 на 01.01.2009 г.; В то же время  наиболее перспективных с точки зрения развития бизнеса городах и регионах планируется открытие новых подразделений. Основной акцент следует сделать на снижение себестоимости продаж и обслуживания – через оптимизацию бизнес-процессов, централизацию бэк-офисных функций, развитие каналов дистанционного банковского обслуживания и партнерских каналов продаж.

      • С начала 2009 г. среднесписочная численность  сотрудников немного сократилась (на 2%). Тем не менее, банк продолжает усиливать отдельные направления  деятельности и, в частности, управление кредитными рисками, где в течение 2009 г. был принят на работу ряд новых высокопрофессиональных сотрудников.

 

       4.2.3. Работа над качеством кредитного портфеля

      Промсвязьбанк скорректировал линейку предлагаемых банковских продуктов, ужесточил требования к заемщикам, а также усилил мониторинг существующих заемщиков, проявляя взвешенный подход к реструктуризации задолженности с учетом понимания перспектив бизнеса клиента.

        Вместе с тем, с октября 2009 года банк трижды снижал процентную ставку по кредитам для малого и среднего бизнеса. Сейчас кредиты предприятиям от 17 до 24% в зависимости от условий и сроков кредитования. Портфель кредитов, выданных Промсвязьбанком в рамках программы кредитования малого и среднего бизнеса (МСБ), по состоянию на 1 октября 2009 г. составил 20,8 млрд руб., увеличившись с начала года на 1,9 млрд руб. За 9 месяцев 2009 г. банк выдал более 5 200 кредитов на общую сумму 14 млрд руб., средняя сумма кредита составила 3 млн руб. При этом на долю региональных филиалов банка пришлось 75 % от общей суммы выданных кредитов.

      В части розничного кредитования банк приостановил выдачу кредитов новым  клиентам, сосредоточившись на обслуживании клиентов - физических лиц, имеющих  положительную кредитную историю  в Промсвязьбанке. В 2009 году Промсвязьбанк существенно пересмотрел процедуру кредитования и скоринговые модели в банковской рознице. В 2010 г. запущен новых кредитных продуктов для широкого круга физических лиц.

      Промсвязьбанк системно работает со всей бюджетной сферой Российской Федерации, даже в период кризиса, выдаются кредиты субъектам бюджетной сферы, размещаются временно свободные бюджетные средства на депозитах в банке, ведется работа с госзаказом, по проектам ЖКХ и т.п. В III квартале 2009 года Промсвязьбанк финансировал бюджетные проекты в 35 субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.

      В области кредитного риск-менеджмента 2008-й год стал хорошей проверкой  на прочность используемых банком моделей  как индивидуального, так и портфельного управления кредитным риском.

      Банком  проводилась работа по накоплению данных для перехода на количественные (статистические) модели оценки кредитного риска. Производилась  консолидация статистических данных по дефолтам, осуществлялся сбор данных по причинам возникновения просрочек  с целью усовершенствования механизмов выявления возможных проблем на первых этапах кредитного процесса (на стадии кредитного анализа заемщиков). Особое внимание уделялось также процессам обеспечения полноты и корректности информации, хранящейся в учетных системах банка, необходимой для портфельного подхода к управлению рисками.

      Была  завершена разработка моделей присвоения внутренних кредитных рейтингов  корпоративным заемщикам с определением вероятности дефолта. Проводилась  калибровка указанных моделей с  учетом полученных результатов рейтингования существующих корпоративных клиентов.

      Собранная банком статистика просроченной задолженности  по отраслям позволила выработать рекомендации по смещению акцентов в кредитовании с учетом отраслевой принадлежности заемщика. Это позволило также скорректировать подходы к портфельному управлению кредитным риском. В продолжение указанных исследований, банком были разработаны критерии оценки отраслевого риска и внедрена методика присвоения отраслевого рейтинга.

      В филиалах и кредитных центрах банка введены должности риск-менеджеров, которые функционально подчинены подразделению по оценке рисков в головном офисе и отвечают за соблюдение подразделениями банка кредитной технологии по МСБ и оценке кредитных рисков при установлении лимитов; кроме этого введены должности сотрудников по мониторингу, которые функционально подчинены подразделению по сопровождению. 

Информация о работе Разработка стратегии предприятия на примере частного коммерческого банка ОАО «Промсвязьбанк»