Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 15:17, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение пластиковых карты, как одного из видов банковского продукта.
Для достижения поставленной цели в данной работе были поставлены следующие задачи:
1) изучение истории развития и применения пластиковых карт в российской и международной банковской практике;
2) рассмотрение пластиковых карт, как банковского продукта;
Введение 3
1. История развития и применения пластиковых карт в российской и международной банковской практике 4
2. Пластиковые карты, как банковский продукт 7
3. Принципы работы пластиковых карт 12
4. Проблемы и перспективы развития рынка пластиковых карт в России 22
5. Мошенничество с пластиковыми картами 34
Заключение 36
Список использованных источников и литературы 37
9.Введение платы за
SMS-информирование клиента
10. Блокирование расчетов
кредитной картой через Интерне
Главная проблема эмитентов пластиковых карт — научить россиян использовать карточки для расчетов за товары и услуги. На решение потребуется несколько лет. Осмотрительный российский потребитель не может оценить по достоинству все преимущества пластиковых карт.
По данным Банка России, он все еще предпочитает складывать наличность в карманы, а не на банковский счет и расплачиваться в магазинах — опять же из кармана, а не по карте.
Таким образом, очевидно,
что функцию средства безналичного
платежа пластиковые карты по-
В поисках выхода из сложившейся
ситуации банки пытаются разнообразить
карточные продукты. Например, сейчас
дебетовая карта может
Три четверти, а точнее, 76% российского рынка банковских карт приходится на две международные платежные системы — Visa и MasterCard. Несмотря на постоянный рост доли международных платежных систем на российском рынке пластика, здесь остается место и для локальных игроков. Хотя уже очевидно, что российские платежные системы не смогут составить конкуренцию международным. Их совокупная доля рынка составляет, по разным подсчетам, 20−25%, в том числе у «Золотой короны» — около 6%, у STB-card и Union Card — по 4, у Accord — примерно 3%.
Нежелание большинства россиян использовать карточки для оплаты товаров и услуг сегодня стало основной проблемой для банков и платежных систем. Они усиленно ищут, как бы простимулировать владельцев карт поменьше пользоваться банкоматной сетью.
Рассмотрим подробнее этот продукт. Смарт-карты (англ. Smart card) представляют собой пластиковые карты со встроенной микросхемой (ICC, integrated circuit(s) card — карта с интегрированными электронными схемами). В большинстве случаев смарт-карты содержат микропроцессор и операционную систему, контролирующую устройство и доступ к объектам в его памяти. Кроме того, смарт-карты, как правило, обладают возможностью проводить криптографические вычисления. Назначение смарт-карт — одно- и двухфакторная аутентификация пользователей, хранение ключевой информации и проведение криптографических операций в доверенной среде. Смарт-карты находят все более широкое применение в различных областях, от систем накопительных скидок до кредитных и дебетовых карт, студенческих билетов, телефонов стандарта GSM и проездных билетов.9
Одна из проблем смарт-карт это их возможный отказ. Пластиковая карта, в которую встроен чип, довольно гнущаяся и чем больше чип, тем больше вероятность его повредить. Смарт-карты в основном носят в кошельке или кармане – довольно жесткие условия эксплуатации для чипа. Однако, у крупных банковских систем затраты, связанные с отказами смарт-карт, компенсируют возможные затраты, связанные с мошенничеством.
Использование смарт-карт в общественном транспорте представляет собой угрозу для конфиденциальности, потому что такая система дает возможность третьим лицам следить за передвижением владельцев карт. Использование смарт-карт для идентификации и аутентификации владельца это наиболее безопасный способ для банковских интернет-приложений, но безопасность все равно не стопроцентная. Если на ПК установлено какое-то вредоносное ПО, то безопасное выполнение интернет-приложений не гарантировано. Например, это ПО может незаметно для владельца изменить операции. Пример подобного ПО - Троян Silent banker. Но некоторые банки (Fortis и Dexia в Бельгии) дополняют свои смарт-карты бесконтактным считывателем. Владелец делает запрос на сайте банка, вводя свой ПИН-код, желаемую операцию и цифровую подпись, полученную от считывателя, и эта подпись сравнивается банком. В дополнение к техническим сложностям есть проблема нехватки стандартов для смарт-карт10.
Говоря о рынке пластиковых карт, нельзя не затронуть вопрос обеспечения безопасности при эквайринге. В ходе эквайринга, прежде всего, должна быть обеспечена безопасность данных держателя карт. К данным держателя карты относится информация, нанесенная на лицевую часть карты, записанная на магнитной полосе и в памяти микропроцессора карты, с помощью которой определяются подлинность банковской карты и ее принадлежность конкретному держателю.
Кроме того, должна быть обеспечена и безопасность аутентификационных данных, позволяющих провести аутентификацию карты и ее держателя в ходе авторизации и транзакции. Защиту данных держателей карт в процессе эквайринга необходимо обеспечить на основе реализации требований стандарта Payment Card Industry Data Security Standard, принятого платежными системами, в том числе Visa и MasterCard в 2010 г. Данный стандарт содержит 12 требований, организационно сведенных в шесть групп. Важным направлением повышения безопасности эквайринга являются внедрение EMV стандарта и выпуск микропроцессорных карт. Микропроцессорную карту следует рассматривать не только как средство платежа, но и как средство аутентификации держателя при проведении электронных платежей.
Нужно отметить, что рынок платежных карт всё больше становится полем конкурентной борьбы между российскими банками. Операции по банковским карточкам относятся к числу наиболее доходных видов банковской деятельности. В среднем доход на единицу затрат в карточном бизнесе выше, чем по другим видам операций.
Во-первых, нужно отметить такие доходные проекты как реализация зарплатных схем, столь популярных в России. Издержки обслуживания подобных проектов для банка минимальны вследствие высокой степени автоматизации процесса.
Во-вторых, весьма существенными
могут быть для банка комиссионные
отчисления за проведение платежей при
использовании пластиковых
Специфика российского рынка состоит в том, что рынок развивается в основном не за счет индивидуальных вкладчиков и держателей карт, а за счет зарплатных проектов. Суть которых - обслуживание банком процесса начисления и выдачи заработной платы сотрудникам предприятия с использованием банковских пластиковых карт. Эта система очень широко распространена в регионах России и доля зарплатных карточек оставляет порядка 80 процентов всех выпущенных карт. Это во многом объясняет поведение держателей, которые после начисления заработной платы сразу же ее снимают в банкомате, отсюда и возникает высокий процент снятия наличных денежных средств.
Однако стимулом к использованию пластиковых карт в России будет сочетание двух условий. Первое: механизм расчетов по карте должен быть не менее удобен, чем с использованием наличных денежных средств. Второе: пользование картами должно быть доступным, то есть минимальным по стоимости и выгодным клиенту11.
Тем не менее, несмотря на
наличие препятствий и трудност
Что касается перспектив Сбербанка на рынке пластиковых карт России, то он стремительно наращивает долю на рынке кредитных карт — по итогам первого квартала 2010 года банк впервые вошел в топ-5 по объему карточных кредитов. Рост портфеля Сбербанка был обеспечен только его собственными сотрудниками и клиентами зарплатных проектов, поскольку предлагать кредитные карты клиентам «с улицы» Сбербанк начал лишь в мае. Выход банка к сторонним клиентам позволит ему занять лидирующие позиции в течение нескольких кварталов, полагают эксперты.
В первом квартале 2010 года
в пятерку лидеров рынка
Объем рынка карточного кредитования по итогам первого квартала 2010 года составил 217,4 млрд. руб. против 224,3 млрд. руб. за аналогичный период прошлого года. Лидером рынка по-прежнему остается «Русский стандарт», однако его доля сокращается — с 35% по итогам первого квартала прошлого года до 30,5% год спустя. На втором месте ВТБ 24 — его доля по итогам первого квартала составила 9,7 против 7% год назад. На третьем месте ХКФ-банк — за год банк потерял почти 3% рынка, переместившись со второго на третье место. Сейчас его доля составляет 7,4% (объем портфеля 16,2 млрд руб.). Сохранили свои места в топ-5 Ситибанк (5,7% рынка) и Альфа-банк (4,2% рынка).
В 2008 году Сбербанк стал
рассылать своим зарплатным клиентам
предложения о кредитных
Кредитные карты значительно доходнее других рыночных продуктов - ставки по ним на несколько процентных пунктов выше, чем по потребительским кредитам, а операционные издержки — существенно ниже, благодаря этому карточный бизнес позволит Сбербанку повысить доходность розничного бизнеса. Ставки по потребительскому кредиту наличными у Сбербанка - 14-21% годовых, эффективные ставки по кредитным картам - около 19-22%. Можно предположить, если Сбербанк продолжит рассылать держателям своих дебетовых карт кредитки, он в течение нескольких кварталов станет лидером «с недосягаемым отрывом». Учитывая базу Сбербанка, если он развернется в полную силу, то легко займет первое место на рынке.
И еще хотелось бы заключить, что, как утверждают сами экономисты: «Будущее банковских услуг - за пластиковыми картами». И это действительно так, - несмотря на целый ряд проблем, российский рынок пластиковых карт развивается достаточно быстрыми темпами и внушает большие надежды.
В России темпы роста рынка пластиковых карт ежегодно увеличиваются более чем на 50%. Сегодня РФ лидирует по объемам выпуска карт, обороту в магазинах, общему количеству транзакций среди стран региона СЕМЕА (Центральная и Восточная Европа, Ближний Восток и Африка), а по некоторым показателям даже близка к странам Евросоюза. Сверхвысокие темпы роста рынка определяются также развитием экспресс-кредитных программ, которые перетекают в сегмент кредитных карт. Рынок платежных карт постепенно становится полем конкурентной борьбы между российскими банками. Платежные системы и пластиковые карты сегодня – не просто банковский продукт, а мощный инструмент клиентских отношений для множества компаний.
Те удобства, которые
предоставляют своим владельцам
пластиковые карты, разумеется, не прошли
мимо внимания различного рода мошенников. Рост мошенничества
с использованием пластиковых карт растет
пропорционально числу "кредиток", выпускаемых банками. Каждый владелец
пластиковой банковской карты должен
всегда понимать, что существует достаточно
высокий риск стать жертвой мошенников,
действия которых приобретают сегодня
все более изощренный характер. При этом
мошенники используют новейшие достижения
электронной и компьютерной техники, что
делает их выявление достаточно сложным
делом для правоохранительных органов.
Один из самых популярных видов мошенничества
с банковскими картами – скимминг. Он заключается в том, что
мошенники копируют магнитную полосу
кредитной карты, на которой содержится
вся информация о ней. Другой способ мошенничества
– перехват пин-кода кредитки в тот момент,
когда владелец карты набирает его на
банкомате. Это делается с помощью видеокамеры,
установленной в непосредственной близости
от клавиатуры. Мошенники изготавливают
также специальные накладки на клавиатуру
банкоматов, которые практически ничем
не отличаются от настоящих. Снимая данные
с них, они могут установить пин-код карты.
Информация о работе Работа коммерческих банков с пластиковыми карточками