Работа коммерческих банков с пластиковыми карточками

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 15:17, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение пластиковых карты, как одного из видов банковского продукта.
Для достижения поставленной цели в данной работе были поставлены следующие задачи:
1) изучение истории развития и применения пластиковых карт в российской и международной банковской практике;
2) рассмотрение пластиковых карт, как банковского продукта;

Содержание

Введение 3
1. История развития и применения пластиковых карт в российской и международной банковской практике 4
2. Пластиковые карты, как банковский продукт 7
3. Принципы работы пластиковых карт 12
4. Проблемы и перспективы развития рынка пластиковых карт в России 22
5. Мошенничество с пластиковыми картами 34
Заключение 36
Список использованных источников и литературы 37

Работа содержит 1 файл

Курсовая Деньги Банки Кредит.doc

— 508.00 Кб (Скачать)

Сегодня банки открывают  физическим лицам текущие счета  и выдают карты с разрешенным  овердрафтом в основном в рамках «зарплатных» проектов корпоративных клиентов. Отдельные банки уже идут дальше и начинают рассматривать вопрос открытия счета и выпуска дебетовой карты с разрешенным овердрафтом для лиц, не являющихся работниками корпоративных клиентов банка.

Предлагая физическим лицам, владельцам пластиковых карт, такую услугу, как овердрафт, банки внедряют новую форму кредитования физических лиц – «до зарплаты». Особенность данного кредитного продукта банков заключается в том, что клиенту расчетной карты открывается кредитная линия с определенным лимитом кредитования.5

Итак, если клиент, относится  к сотрудникам предприятия, которое  является корпоративным клиентам банка, и получаете зарплату на личный (текущий) банковский счет, который привязан к пластиковой карте, то он может  оформить в банке кредитную линию «Овердрафт».

Рассмотрим что же такое овердрафт, оформленный к  счету пластиковой карты. Овердрафт, это многократно возобновляемый кредит (кредитная линия), который  выдается для пополнения личного  банковского счета физического  лица, в ситуации, когда средства клиента уже закончились.

При недостаточности  средств на текущем счете для  решения отдельных срочных задач  и мелких проблем, получение кредита  овердрафт - идеальный выход из ситуации. Это, как правило, небольшой и  легко погашаемый кредит. По овердрафтной карте оформляется возобновляемый кредит в размере 60-70 % от среднемесячного дохода клиента. Погашение овердрафта производится в течении 30 дней с момента очередного начала использования кредита по карточке.

Для получения банковской карты с овердрафтом клиентам необходимо предоставить в банк документы:

  1. заявление на открытие банковского счета и получение банковской карты с лимитом кредитования;
  2. документ, удостоверяющий личность;
  3. заверенную работодателем копию трудовой книжки;
  4. документ, подтверждающий образование (не всегда);
  5. дополнительное обеспечение (иногда), если фирма не является корпоративным клиентом банка, а возможный лимит кредитования, выше планки по кредитованию без обеспечения, установленной в вашем банке;
  6. справку о средней зарплате, если зарплата не перечисляется на счет в банке (не всегда).

5. Ссудный счет, к которому  прикрепляется кредитная карта.  Это активно внедряемая банками  услуга, относящаяся к разновидности  потребительского кредитования  через кредитные карты, прикрепленные к ссудному счету.

Ссудный счет с прикрепленной  к нему кредитной картой - это  банковский ссудный счет, на котором  банк учитывает предоставление и  возврат кредита конкретного  ссудополучателя. С помощью кредитной  карты, ее держатель осуществляет операции по ссудному счету в пределах установленного ему банком лимита кредитования, другими словами - расходует заемные средства.

Оформление кредитной  карты – это уникальный и самый  простой способ получения нецелевого кредита, который позволяет ссудополучателю рассчитываться за товары, оплачивать различные услуги и снимать наличные в банкоматах.

Срок кредитования по различным кредитным картам составляет, как правило, 2 – 3 года. Это возобновляемое кредитование в пределах доступного (установленного банком) Вам лимита кредитования. И если клиент при первом получении кредита по кредитной карте не исчерпал лимит кредитования, то он в любой момент можете вновь воспользоваться доступным остатком лимита для своих нужд (получить наличные через банкомат или оплатить покупки и услуги).

При данном кредитовании, банки не настаивают на ежемесячном  погашении всего освоенного вами по кредитным картам кредита, но обязательно  предложат ежемесячно погашать:

  1. минимальный процент (у каждого банка свой) от остатка задолженности по кредиту;
  2. проценты за месяц;
  3. пени за задержку оплаты предыдущего платежа, если была задержка;
  4. комиссий за предоставление кредита (за снятие наличных сумм, за обслуживание карточного счета и т.д.)

Максимальная сумма  лимита кредитования каждым банком определяется по своей методике от среднемесячной заработной платы, но ограничивается предельной суммой кредитования по данному виду кредита. Так, например, максимальная сумма кредитования по кредитной карте «Золотая Корона» Инвестсбербанка не может быть установлена более 100 тысяч рублей, а по кредитной карте «VISA» УРСАБанка – более 500 тысяч рублей.

Чтобы к концу срока  кредитования погасить всю сумму  кредита, необходимо проявлять активность по увеличению суммы средств, направляемых на погашение кредита, и контролировать ежемесячные остатки ссудной задолженности6.

Таким образом, преимущества использования карты зависит  от многих факторов – вида, банка, его  специальных программ и предложений. Но все, же можно выделить общие плюсы  использования пластикового «кошелька»:

  1. снижение рисков потерь крупных денежных сумм;
  2. возможность моментально оплатить покупку;
  3. вопрос конвертирования валюты за клиента может решить банк;
  4. удобнее контролировать собственный личный бюджет;
  5. престиж.

Однако следует помнить  и о таких минусах как:

  1. комиссионные за операции (покупка, обналичивание, конвертирование);
  2. получение карты не всегда является бесплатным;
  3. карточки до сих пор принимаются не всеми организациями и предприятиями торговли.

 

4. Проблемы и перспективы развития рынка пластиковых карт в России

 

В условиях развития мирохозяйственных  связей происходит процесс интеграции экономик отдельных государств и развития платежных систем, в частности, в направлении развития безналичных форм расчетов, которые, в свою очередь, нашли широкое применение в современном мире.

Одним из инструментов безналичных  расчетов является пластиковая карта. В большинстве экономически развитых стран пластиковая карта является неотъемлемым атрибутом сферы торговли и услуг. Проведение операций с помощью платежных карт показывает степень интегрированности банковской системы и общества. Достаточно сказать, что безналичная оплата товаров и услуг в промышленно развитых странах достигает 90% в структуре всех денежных операций. Экономисты называют пластиковую карту «услугой века», одним из ключевых элементов «технологической революции в банковском деле».

Поэтому изучение проблем  использования пластиковых карт в России представляется особенно актуальным, а изучение мировой практики и перспектив развития рынка пластиковых карт в России приобретают в настоящее время конкретную значимость.

Масштабы и характер использования платежных карт обоснованно рассматриваются в качестве одного из важнейших индикаторов уровня развития ритейлового банковского бизнеса. Пластиковая карта - это многоразовый платежный и кредитный инструмент длительного пользования, обладающий наиболее высокой на сегодня степенью защиты от подделок и к тому же содержащий идентификационную информацию о держателе карточки, позволяющий производить проверку его платежеспособности7.

На волне кризиса  многие отечественные банки заметно  ухудшили финансовое положение клиентов, привыкших пользоваться пластиковыми деньгами в долг.

В период экономического роста в России почти все потребители  банковских услуг сталкивались с  неполным раскрытием информации по кредиту  со стороны банков. В результате клиент не понимает, что за каждое движение приходится платить, а ставка отнюдь не так мала и привлекательна, как пишут в рекламе. Впрочем, прокуратура, суды и Роспотребнадзор приучили финансистов вести себя с заемщиками цивилизованно: по некоторым вопросам уже есть зафиксированная законом или определенная в суде норма поведения.  А что касается остального, то выходит, все, что не запрещено, разрешено. Вот почему в кризис российские банки стараются получить прибыль там, куда закон еще не дотянулся. Самые большие возможности для них открываются на поле кредитных карт.8

Выделим некоторые проблемы развития рынка пластиковых карт в России.

1.Увеличение процентной  ставки. Большинство банков подняли  процент за пользование ссудными  средствами. За месяцы, пока страну  лихорадит от кризиса, ставка  по кредитным карточным продуктам выросла на 7-10%. Например, по совмещенным кредитно-депозитным картам Русского банка развития по средствам, получаемым в кредит, она увеличилась с 14 до 22% в рублях и с 10 до 19% в долларах и евро. Полная стоимость кредита (эффективная ставка) по картам Ситибанка поднялась с 29 до 43,1%. На 5-10% (в зависимости от программ кредитования) подорожали займы по картам ДжиИ Мани Банка и банка «Авангард».

2. Информирование клиента  об изменении процентной ставки. Повышение процентной ставки  – полбеды, если потребитель услуг предупрежден заранее. Но не все банки делают это открыто, то есть, отправляя по почте извещение держателю карты. Рассчитывая сэкономить, некоторые финансовые организации перестали рассылать «бумажные» письма клиентам и перешли на SMS-информирование об изменении условий по картам. Есть и менее дружественный подход к потребителю – информирование его через публикацию в общероссийской прессе. Так поступили, в частности, в Хоум Кредит энд Финанс Банке, разместив объявление в газете «Комсомольская правда».

3.Введение платы за  опцию подключения ссудного счета  или льготного периода кредитования. Это касается банков, которые  выдают дебетно-кредитные или  овердрафтные карты. Иногда, если  клиент хочет воспользоваться  определенной услугой, за ее подключение банк берет комиссию. Так, если держателю карты Русского банка развития нужен льготный период (он составляет в данном случае 30 дней), то ему придется заплатить 20 долларов, 20 евро или 600 рублей в зависимости от валюты кредита.

4. Удорожание услуги снятия денег с кредитной карты в банкомате.

Безусловно, банки пытаются приучить клиентов к мысли о том, что кредитные карты существуют, чтобы ими расплачиваться в магазинах, а не только снимать с них наличные средства. Но, увы, часто случается так, что именно сегодня нужен кэш. До кризиса снятие денег обходилось в среднем в 3-7% от затребованной суммы (в зависимости от банка – эмитента карточки) в родном банкомате и в 5-8% – в стороннем. Некоторые кредитные организации вообще не брали процентов за обналичивание карт через свой банкомат. Теперь даже придерживающийся консервативной политики ЮниКредит Банк ввел соответствующую комиссию: 3% – в родном банкомате и 4% – в чужом. ДжиИ Мани Банк поднял плату за снятие наличных через банкомат до 10%. А вот Ситибанк традиционно берет кроме процента за эту операцию еще и фиксированную сумму – 3% плюс 450 рублей. При этом многие финансовые организации не уведомляют клиентов о повышении стоимости услуги лично, ограничиваясь сообщением на своих сайтах.

5.Урезание кредитного лимита. По большинству вновь выдаваемых кредитных карт лимиты существенно уменьшены по сравнению с теми суммами, которые банки предоставляли клиентам до кризиса. В результате у работников одной и той же компании, имеющих одинаковый оклад, размеры кредитного лимита могут различаться в разы. Так, для сотрудника, получающего в месяц 60 тыс. рублей, по картам ЮниКредит Банка, выпущенным ранее, лимит составлял 180 тыс. рублей, а по тем же картам, выпущенным сегодня, его коллеге предоставляется лишь 81 тыс. Но и по старой, уже действующей кредитке банк может урезать лимит, если заемщик неаккуратен.

6. Завышение кросс-курсов  пересчета валют. Кредитные карты  – средство платежа. Особенно  ими любят пользоваться те  россияне, которым интересен шопинг за границей. Многие признаются, что берут кредитки «на тот случай, если на распродаже не хватит своих средств». При этом мало кто считает, сколько теряется на конвертации. Ведь счет по карте ведется в рублях. Если платить кредитной картой системы Visa в Европе, то пересчет валюты окажется тройным: Visa проводит расчеты в долларах США, поэтому рубли с карты клиента будут сначала конвертированы в доллары и лишь потом – в евро. А обменные курсы и так устанавливаются банком-эмитентом на уровне более высоком, чем текущий курс валюты на рынке. Впрочем, проблема ценообразования при кросс-операциях касается и дебетовых карт, но в случае с кредиткой они вдвойне неприятны: завышенный курс конвертации создает для пользователя дополнительный навес долга.

7.Классификация клиентов в зависимости от кредитного риска работодателя. Тем, кто впервые планирует обратиться в банк за кредитной картой, необходимо понимать: доказывать свою платежеспособность придется в упорной борьбе. Финансовые организации ужесточили программы оценки потенциальных заемщиков: везде требуется справка о доходах (форма 2-НДФЛ), но и этого документа часто оказывается недостаточно. Кредитные учреждения просчитывают риск банкротства работодателя заемщика и оценивают перспективы конкретного человека остаться без доходов – в зависимости от того, в какой сфере он востребован. Если потенциальный клиент занят в банковском секторе, строительстве, трудится в торговых сетях, положение на рынке и долговая нагрузка его компании-работодателя будет тщательно изучаться на предмет вероятного банкротства.

8. Возвращение платы  за погашение кредитов через  устройства и сервисы, не принадлежащие  банку. Россияне успели привыкнуть  к тому, что погашать кредиты  – а заодно вносить платежи  за пользование мобильной связью, Интернетом и спутниковым телевидением – можно и не приходя в отделение банка, то есть через терминалы, которые стоят чуть ли не на каждом углу. Еще лет пять назад за «удобство» надо было раскошеливаться, но осенью 2008 года практически все сети сообщили, что их услуги бесплатны. На самом деле плату на себя взяли банки и операторы. Сегодня же они почти полностью отказались компенсировать затраты таких терминалов – и снова выплаты комиссии перешли на потребителей. Поэтому, погашая кредит через терминал, необходимо не только внести сумму по долгу, но и оплатить дополнительные услуги. Так что лучше всего – по старинке ездить в банк. Правда, этот совет можно применить только к тем финансовым организациям, у которых есть офисы и дополнительные отделения. Например, у банка «Тинькофф Кредитные Системы» нет офисов, и все платежи по его кредитным картам идут через сторонние банкоматы и терминалы.

Информация о работе Работа коммерческих банков с пластиковыми карточками