Пути совершенствования безналичного платежного оборота в коммерческих банках РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 19:55, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в том, чтобы рассмотреть систему безналичных расчетов в Казахстане на примере АО «Цеснабанк».
Для достижения этой цели необходимо осуществить следующие задачи:
а) раскрыть сущность, основы и принципы построения системы безналичных расчетов;
б) рассмотреть эволюцию системы безналичных расчетов;
в) провести анализ действующей системы безналичных расчетов в АО «Цеснабанк»;
г) рассмотреть структуру платежного оборота банка и систему организации межбанковских платежей и переводов денег;
д) предложить основные пути совершенствования безналичного расчета банка;
е) подвести итоги и сделать выводы по изучению системы безналичных расчетов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
1
ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

5
1.1
Сущность и условия функционирования безналичных расчётов
5
1.2
Основы и принципы построения системы безналичных расчётов
8
1.3
Эволюция системы безналичных расчётов
10
2
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ В КАЗАХСТАНЕ

13
3
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЕЗНАЛИЧНОГО ПЛАТЕЖНОГО ОБОРОТА В КОММЕРЧЕСКИХ БАНКАХ РК

17
3.1
Проблемы осуществления безналичных платежей в банках второго уровня Казахстана

17
3.2
Пути совершенствования безналичного платежного оборота в коммерческих банках РК

24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ДКБ БЕЗНАЛИЧНЫЕ РАСЧЕТЫ.doc

— 225.00 Кб (Скачать)

При безналичных расчетах применяются  формы, основанные на следующих основных расчетных документах: платежные  поручения; платежные требования-поручения; чеки; аккредитивы. Безналичные расчеты могут быть также организованы с использованием векселя, и пластиковой карточки.

Помимо форм расчетов можно говорить о способах и видах платежа.

Выделяются следующие способы  платежа:

- перечисление денежных средств с расчетных и других счетов плательщиков на счета получателей;

- зачет взаимных требований плательщиков и получателей (клиринг) с перечислением на соответствующие счета участников зачета лишь незачётной суммы;

- гарантированный платеж получателя, который может осуществляться банком из средств специально созданного депозита плательщика, а также без такового.

По видам выделяются следующие  платежи: полной суммой, частями, по сальдо взаимных требований.

Все расчетные документы вне  зависимости от формы должны соответствовать требованиям установленных стандартов и содержать следующую информацию: наименование расчетного документа; номер расчетного документа, число, месяц, год его выписки; номер корреспондентского счета, и название банка плательщика; наименование плательщика и номер его расчетного счета в банке, а также его расчетный номер налогоплательщика (РНН); наименование получателя средств, номер его расчетного счета и РНН; наименование, номер корреспондентского счета и банк получателя; название платежа; сумму платежа, обозначенную цифрами и прописью; на первом экземпляре поручения - оттиск печати.

Расчетные документы принимаются  к исполнению при наличии подписей лиц, имеющих право подписи при  совершении расчетно-денежных операций по счетам в банке. Расчетные документы по операциям предпринимателей, без образования юридического лица, принимаются к исполнению при наличии в них одной подписи, указанной в карточке, с образцами подписей, без оттиска печати. Расчетные документы принимаются к исполнению независимо от их суммы. Прием документов производится в дни и время работы банка с клиентами. При этом документы, принятые банком в течение операционного дня, проводятся в тот же день. За несвоевременное или неправильное списание средств со счета владельца, а также за несвоевременное или неправильное зачисление сумм, причитающихся клиенту, он, владелец счета, вправе потребовать от банка уплаты в пользу штрафа в размере 0,5% несвоевременно зачисленной и списанной суммы за каждый день задержки, если иное не предусмотрено договором между банком и владельцем счета. Расчетные документы предоставляются в необходимом количестве экземпляров для банка и всех участвующих в расчетах сторон.

1.2 Основы и принципы  построения системы безналичных  расчётов. Систему безналичных расчетов можно представить как денежные расчеты путем записей по счетам в банках, когда деньги списываются со счета плательщика и зачисляются на счет получателя. Безналичные расчеты в хозяйстве организованы по определенной системе, под которой понимается совокупность принципов организации безналичных расчетов, требований, предъявляемых к их организации, определенных конкретными условиями хозяйствования, а также форм и способов расчетов и связанного с ним документооборота.

Развитие рыночных отношений  в экономике потребовало изменения основ системы безналичных расчетов, в том числе принципов их организации.

Первый принцип - правовой режим  осуществления расчетов и платежей - обусловлен ролью платежной системы, как основного элемента любого современного общества. Сложность и важность расчетных взаимоотношений предопределяют необходимость установления единообразия посредством регулирования.

К правовой базе регулирования платежной  системы Казахстана относятся законы и указы Республики Казахстан, основными  из которых являются законы "О Национальном банке Республики Казахстан" Указ Президента РК, имеющий силу Закона от 30 марта 1995г., № 2155 «О Национальном Банке РК» (с изменениями и дополнениями от 29. 06. 98 г. № 282 - I). и "О банках и банковской деятельности" Указ Президента РК от 31 августа 1995 г., № 2444 «О банках и банковской деятельности» (с изменениями и дополнениями от 10. 07. 98 г. № 282 - I), принятые в соответствии с ними нормативные акты НБ РК, а также банковские правила.

Второй принцип организации расчетов - осуществление расчетов по банковским счетам. Наличие последних как у получателя, так и плательщика - необходимая предпосылка таких расчетов. Согласно основам гражданского законодательства, безналичные расчеты производятся юридическими лицами и гражданами через банк, в котором им открыт соответствующий счет. Для расчетного обслуживания между банком и клиентом заключается договор банковского счета. Клиенты вправе открывать необходимое количество расчетных, депозитных и иных счетов в любой валюте в банках с их согласия, если иное не установлено законом.

Третий принцип - поддержание ликвидности  на уровне, обеспечивающем бесперебойное  осуществление платежей. Соблюдение этого принципа - залог четкого  безусловного выполнения обязательств.

Четвертый принцип - наличие акцепта (согласия) плательщика на платеж, реализуется применением соответствующего платежного инструмента (чека, простого векселя, платежного поручения), свидетельствующего о распоряжении владельца на списание средств, или специального акцепта документов, выписанных получателями средств (платежного требования-поручения, платежного требования, переводного векселя).

Принцип срочности платежа вытекает из самой сути рыночной экономики, неотъемлемым условием которой является своевременное  и полное выполнение платежных обязательств. Этот принцип означает осуществление расчетов, строго исходя из сроков, предусмотренных в хозяйственных, кредитных, страховых договорах, инструкциях Минфина РК, коллективных договорах с рабочими и служащими предприятий, организаций на выплату зарплаты или в контрактах, трудовых соглашениях, договорах подряда и т.д. Срочный платеж может совершаться: до начала торговой операции, т.е. до отгрузки товаров поставщиком или оказания им услуг (авансовый платеж); немедленно после завершения торговой операции, например платежным поручением плательщика; через определенный срок после завершения торговой операции - на условиях коммерческого кредита без оформления долгового обязательства или с письменным оформлением векселя.

Принцип обеспеченности платежей создает гарантию платежа, укрепляет платежную дисциплину в хозяйстве, а, следовательно, платежеспособность и кредитоспособность всех участников расчетов.

С принципом взаимного контроля участников расчетов тесно связан принцип  их имущественной ответственности за соблюдением договорных условий. Таким образом, необходимо отметить следующее: все принципы организации безналичных расчётов тесно взаимосвязаны друг с другом. Нарушение работы одного из них приводит к общему сбою в функционировании всего платёжного оборота и несоблюдению платёжной дисциплины. Указанные последствия, как известно, имеют весьма негативное влияние в целом на всю систему хозяйственных расчётов, а также финансовую и банковскую систему любой страны. В связи с этим, весьма важным является вопрос рассмотрения эволюции системы безналичных расчётов.

1.3 Эволюция системы безналичных расчётов. Как уже отмечалось, основной из важнейших задач банков является мобилизация ими денежных средств юридических и физических лиц в объемах, необходимых для обеспечения кредитования экономики республики.

С начала 1993 года в Казахстане усложнилось прохождение платежей со всеми бывшими республиками СССР, особенно с Россией. С апреля 1993 года они вообще были приостановлены в связи с образованием крупного дебетового сальдо на корреспондентском счете Казахстана в Центральном Банке Российской Федерации. Платежи стали осуществляться в пределах причитавшихся Казахстану средств по поставкам в Россию.

Проводилась работа по ускорению расчетов и внутри республики. Особенно активно стали внедряться электронные платежи между расчетно-кассовыми центрами. Была взята на контроль доставка почтовой корреспонденции, Были разработаны и внедрены Правила расчетов между учреждениями банков внутри одной системы. Большая работа проводилась центральным аппаратом по разработке нового Плана счет баланса Национального Банка и его учреждений по рекомендации и содействии международных организаций. Была начата работа по разработке нового плана счетов для коммерческих банков. 1993 год характеризовался определенные сдвигами в области развития автоматизации банковской системы. В апреле 1993 г. Национальным Советом по экономическим преобразованиям была одобрена представленная национальным Банком программа информации банковской системы. Этой программой задача информатизации банковской системы была разбита на 2 этапа: первый – укрепление действующей и осуществление подготовительных работ по созданию технической базы платежной системы; второй – реализация новой модели платежной системы.

В течение 1995 года успешно формировался рынок государственных ценных бумаг. Выступая в качестве финансового агента Правительства, Национальный Банк Казахстана размещал и обслуживал выпуск в обращение государственных ценных бумаг на аукционной основе. Преимущество аукционного метода заключается в том, что доходность и объемы выпуска ценных бумаг определяются на базе конкурирующих между собой заявок потенциальных инвесторов на их покупку. В целях организации и проведения аукционов казначейских векселей Национальным Банком совместно с Министерством финансов были разработаны и утверждены Временные правила, постоянно проводилась методологическая работа с первичными дилерами, оказывалась практическая помощь в их деятельности на рынке государственных ценных бумаг. Проводимые мероприятия позволили в 1995 году разместить на 15 аукционах 3 671 тыс. векселей на общую сумму 233,7 млн. тенге, что в 4,7 раза выше предусмотренного Законом Республики Казахстан «О Республиканском бюджете на 1995 год» объема продаж. Объем находящихся в обращении векселей по состоянию на 1 января 1995 года составил 209,7 млн. тенге. Казахстанская правда.1995, №7. В 1998 г. доходность по казначейским векселям и нотам Национального Банка была ниже доходности по межбанковским кредитам и аукционным кредитам Национального Банка. В 1999 г. в среднем 13,5% банков от общего их количества нарушали выполнение резервных требований. К банкам, допустившим нарушения, применялись меры воздействия в виде штрафных санкций. При этом коэффициент ликвидности в целом по банковской системе оставался значительно выше нормативного (в среднем за год 0,56 при нормативе 0,3).

В области кредитных операций в 1999 году были приняты определенные меры по приближению функций Национального Банка к функциям центральных банков стран с развитой рыночной экономикой. В 1999 году была прекращена выдача директивных кредитов. Всего за 2006 год Национальным Банком предоставлено централизованных кредитов на различные сроки в объеме 30,2 млрд. тенге, в том числе Министерству финансов на покрытие дефицита республиканского бюджета в сумме 8,6 млрд. тенге, банкам второго уровня - 16,5 млрд. тенге, небанковским финансовым учреждениям - 4,4 млрд. тенге, клиентуре Национального Банка - 0,7 млрд. тенге.  Улучшились в 2006 году показатели по возврату наличных денег в кассы банков практически во всех регионах республики. В связи с реализацией Программы реформирования банковской системы, переходом банков на единый корреспондентский счет и выдачей лицензии на инкассацию коммерческим банкам, количество инкассируемых Национальным Банком точек за 2006 год сократилось на 2 535 и составило 3 302. В соответствии с разработанной стратегией построения в Республике Казахстан современной комплексной платежной системы, проводимые мероприятия по дальнейшему развитию платежной системы были скоординированы с Программой действий Правительства Республики Казахстан на 2000-2006 годы, учитывали рекомендации международных финансовых организаций и банков второго уровня и обеспечивали повышение эффективности функционирования банковской системы.

В целях ускорения работы по созданию эффективной и безопасной платежной  системы была создана специализированная организация – Казахстанский Центр Межбанковских Расчетов (КЦМР), основной задачей которого является обеспечение функционирования платежной системы страны.

 

2 НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ  БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ В КАЗАХСТАНЕ

 

Законодательство Республики Казахстан  о платежах и переводах денег  основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из Закона Республики Казахстан от 29 июня 1998 года № 237-I «О платежах и переводах денег», регулирующего отношения, возникающие при осуществлении платежей и переводов денег в Республике Казахстан, кроме отношений, связанных с осуществлением переводов денег организациями почтовой связи; Закона Республики Казахстан от 31 августа 1995 г. № 2444 «О банках и банковской деятельности  в  Республике  Казахстан», Закона   Республики  Казахстан  от   30 марта 1995 года № 2155 «О национальном банке Республики Казахстан», Закона Республики Казахстан от 04.07.2003 № 474-II «О государственном регулировании и надзоре финансового рынка и финансовых организаций», Правил осуществления безналичных платежей и переводов денег на территории Республики Казахстан без открытия банковского счета от 13 октября 2000 года № 395  и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

Виды и порядок оформления и  использования платежных документов при осуществлении безналичных  платежей и переводов денег определяют Правила Национального Банка  Республики Казахстан от 25.04.2000 № 179 «Правила использования платежных документов и осуществления безналичных платежей и переводов денег на территории Республики Казахстан».

Требования к предъявлению указаний о переводе денег электронным  способом, а также требования к  передаче электронным способом сообщений, связанных с отзывом либо приостановлением исполнения таких указаний, подтверждением  подлинности  ранее  переданных указаний или правомочности их предъявления устанавливают Правила Национального Банка Республики Казахстан от 21.04.2000 № 146 «Правила обмена электронными документами при осуществлении платежей и переводов денег в Республики Казахстан».

Согласно Статье 1 Закона Республики Казахстан от 31 августа 1995 г. № 2444 «О банках и банковской деятельности  в  Республике  Казахстан Банк - юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, которое в соответствии с настоящим Законом правомочно осуществлять банковскую деятельность.

Официальный статус банка определяется государственной регистрацией юридического лица в качестве банка в органах юстиции и наличием лицензии уполномоченного органа по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций на проведение банковских операций. Ни одно юридическое лицо, не имеющее официального статуса банка, не может именоваться «банком» или характеризовать себя как занимающееся банковской деятельностью.

Информация о работе Пути совершенствования безналичного платежного оборота в коммерческих банках РК