Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 23:55, курсовая работа
Целью данной работы является изучение особенностей и путей развития платежной системы Республики Беларусь.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
Осветить сущность и виды платежных систем;
Изучить развитие платежной системы Республики Беларусь;
Охарактеризовать перспективы развития платежной системы страны.
Введение 4
1. Сущность и виды платежных систем 5
2. Перспективы совершенствования платежной системы Беларуси 28
4. Оценка конурентных преимуществ платежных систем …………………..41
Заключение 50
Список использованных источников 52
Под
сферой распространения понимается
полнота охвата системой платежей
отдельной страны. Так, локальные
системы функционируют для
При оценке способа завершения расчетов принципиальное значение имеет не столько способ проведения расчетов, который может быть валовым, т.е. в полной сумме или на нетто-основе с учетом встречных требований и обязательств, сколько время достижения окончательного расчета. Он может быть в режиме дискретного времени, т.е. один или несколько раз в течение дня, и в режиме реального времени, Последний вариант предполагает расчеты в течение всего дня, обладает высокой скоростью, гибкостью и надежностью, поскольку имеет место прямое участие центрального банка в проведении расчетов. Такой порядок завершения расчетов по крупным и срочным платежам преобладает в национальных и межнациональных платежных системах [2, c. 76].
Различие между одноуровневыми
и двухуровневыми платежными
системами заключается в
Универсальность платежной системы связана с наличием в ней взаимосвязанных подсистем, которые позволяют осуществлять платежи самого разного характера и размера с учетом интересов как прямых, ассоциированных, так и косвенных участников. Данный критерий отражает как исторически сложившуюся ситуацию, когда мелкие и прочие платежи осуществляются посредством расчетных, клиринговых палат, или расчетные центры специализируются на определенном рынке, например, товарном, фондовом, валютном.
Использование различных инструментов в платежной системе зависит от многих факторов, например, от способа расчетов, универсальности системы, технической инфраструктуры, доли безналичных платежей в системе розничного оборота. Так, для валовых расчетов в режиме реального времени электронный расчетный документ обязателен, при расчетах на клиринговой основе используются как бумажные носители платежа, так и электронные. Особое место среди инструментов занимают платежные карточки, которые используют и международные, и внутренние платежные системы. Функционирование международных систем предполагает заключение банками различных стран договоров с владельцами системы и получение права на осуществление операций по эмиссии, эквайрингу, безналичным расчетам с использованием корреспондентских счетов, открытых в банках-нерезидентах. Внутренние частные системы включают эмиссию банками собственных банковских пластиковых карточек, осуществление эквайринга по ним. Происходит не только увеличение объема платежей при их помощи, но и распространение на их основе дополнительных видов услуг, новых тенденций в применении, например, совмещение логотипов нескольких систем на одной карточке, их стандартизация, внедрение карточек с предоплатой и информацией о платежеспособности пользователя. Для платежной системы Беларуси широкое внедрение платежных карточек в оборот - одно их приоритетных направлений в развитии ее платежной системы.
В рыночной экономике бесперебойное и эффективное функционирование платежных систем является одной из опор финансовой стабильности. В той степени, в которой расширяющееся производство и рыночная экономика требуют взаимодействия различных структур, экономическое развитие по существу опирается на платежную инфраструктуру, обеспечивающую эффективность, стабильность и надежность такого взаимодействия. Эта инфраструктура включает полный комплекс технических систем, институтов, правил и процедур, определяющих область действия, в которой контрагенты договариваются и выполняют коммерческие и финансовые трансакции. Ее техническая производительность определяет эффективность использования денег в экономике и риски, связанные с этими процессами. Надежная платежная система уменьшает затраты на обмен товарами и услугами. Слабая платежная система может серьезно препятствовать стабильности и способности экономики к развитию, ее сбои могут вести к неэффективному использованию финансовых ресурсов, несправедливому распределению рисков среди агентов, фактическим убыткам участников и потере доверия к финансовой системе и использованию самих денег.
Конкуренция постоянно подталкивает к поиску лучших комбинаций эффективности, надежности, безопасности и стабильности системы платежных услуг.
В рамках сообщества центральных (национальных) банков достигнута договоренность о необходимости гарантировать бесперебойное функционирование национальных и трансграничных платежных систем посредством осуществления надлежащего наблюдения [7].
Функция наблюдения должна развиваться и укрепляться в целях обеспечения гарантий для финансовой и технической целостности платежной системы, ее устойчивости к воздействию кризисов и общей эффективности посредством правил и стандартов, текущего контроля и мер принуждения. В этом отношении CPSS1 опубликовал важные указания по проектированию платежных систем и изложил "Ключевые принципы для системно важных платежных систем" [Core Principles for Systemically Important Systems (SIPS)]. Дополнительно к Ключевым принципам для SIPS установлены четыре обязанности центральных банков в отношении применения указанных принципов.
Общепринято во всех странах главной задачей центрального банка считать обеспечение приемлемого уровня безопасности и эффективности платежных систем. Центральный банк призван принимать меры в целях обеспечения надежной правовой базы для платежных систем, ограничивать и контролировать риски, способствовать автоматизации процессинга, поощрять кооперацию участников, стремясь достигнуть баланса между конкуренцией и сотрудничеством.
Наблюдение за платежными системами по сути сводится к контролю рисков, присущих этим системам, и обеспечению оптимального сочетания надежности и эффективности в их работе.
Конечной целью организации надзора за платежными системами является гарантирование того, что компоненты инфраструктуры и рынка платежных услуг соответствуют следующим требованиям:
С учетом потенциального компромисса между несколькими целями функция надзора — стремиться обеспечить оптимизацию предоставления платежной системой услуг экономике по мере ее развития.
В международной практике принято выделять надзор за платежными системами в отдельный вид деятельности центрального банка (Япония, Германия, Италия, Франция, Австрия, Латвия, Чехия, Казахстан и др.). Как правило, функция надзора закрепляется за центральными банками на законодательном уровне.
Согласно статье 32 Банковского кодекса Республики Беларусь, надзор за платежной системой в нашей стране также закреплен за Национальным банком. Организация и проведение Национальным банком надзора за платежной системой является наиболее эффективным методом оценки уровня надежности, безопасности и эффективности платежной системы, разработки мероприятий по приведению указанного уровня в соответствие с требованиями утвержденных технических нормативных правовых актов (технических регламентов, технических кодексов установившейся практики, стандартов), а также дальнейшего совершенствования платежной системы.
Выявление, анализ и предотвращение (минимизация) рисков в платежной системе являются прямой обязанностью Национального банка в области управления функционированием платежной системы Республики Беларусь и надзора за нею, что в соответствии с международной практикой и рекомендациями миссии МВФ привело к созданию в августе 2007 г. в структуре Главного управления платежной системы Национального банка отдела надзора за платежной системой.
Реализация целей, задач, методов, принципов надзора за платежной системой, организация эффективной системы надзора будет осуществляться в рамках разработанных Главным управлением платежной системы Концепции осуществления Национальным банком Республики Беларусь надзора за платежной системой Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Национального банка от 20.07.2007 № 145, и Программы реализации названной Концепции, утвержденной постановлением Совета директоров Национального банка от 09.10.2007 № 308. Последним документом предусматривается следующее:
При
определении критериев
В технологическом процессе надзора за платежной системой целесообразно выделить следующие этапы:
Мониторинг платежной системы и систем, являющихся ее составными частями, включает осуществление мониторинга:
В процессе функционирования платежная система сталкивается с возможностью проявления ряда рисков.
Риски в платежной системе подлежат постоянному мониторингу, анализу, оценке со стороны Национального банка и минимизации посредством организации комплекса специальных мероприятий. Они взаимосвязаны между собой, и их можно классифицировать следующим образом: