Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 13:02, дипломная работа
Основная цель деятельности коммерческого банка – получение максимальной прибыли при обеспечении устойчивого длительного функционирования и прочной позиции на рынке. Размер полученной банком прибыли или убытка концентрированно отражает в себе результаты все его активных и пассивных операций. Поэтому изучение прибыли, ее составляющих и факторов, влияющих на ее динамику, занимает одно из центральных мест в анализе деятельности
коммерческого банка. Размер прибыли зависит главным образом от объема полученных доходов и суммы произведенных расходов. Прибыль коммерческого банка – это финансовый результат деятельности банка в виде превышения доходов над расходами. Если этот результат имеет отрицательное значение, его называют убытком. Полученная прибыль является базой для увеличения и обновления основных фондов банка, прироста его собственного капитала, гарантирующего стабильность финансового положения и ликвидность баланса, обеспечения соответствующего уровня дивидендов, развитие повышения качества банковских услуг.
Введение.. 3
Глава 1. Банковская прибыль и ее источники. 7
1.1. Состав и структура доходов коммерческого банка. 7
1.2. Расходы коммерческих банков и их направления. 14
1.3. Формирование и использование прибыли коммерческого банка. 21
Глава 2. Управление прибылью банка. 25
2.1. Организационно-экономическая характеристика Банка России. 25
2.2. Система управления прибылью банка. 36
2.3. Способы оценки и регулирования уровня прибыли банка. 39
Глава 3. Пути повышения рентабельности коммерческого
банка в современных условиях. 46
Заключение.. 56
Список использованных источников. 58
ПРИЛОЖЕНИЯ ................................60
собственного бюджета и установленных лимитов на расходы; документирование на
постоянной основе всех продаж клиентам в рамках как бухгалтерского учета, так
и системы управленческого учета; постоянный мониторинг потребностей клиентов
в существующих и перспективных продуктах, соответствующих профилю центра, и
оценка потребности в финансировании расходов; своевременный информационный
обмен с другими центрами; ответственность за предоставление достоверной
информации и др.
Функции центров затрат обычно сводятся к обеспечению выполнения установленных
лимитов на расходы. Они (центры), безусловно, должны непрерывно
документировать процесс оказания услуг другим центрам ответственности в
рамках бухгалтерского и управленческого учета; оценивать и вести ценовую
экспертизу услуг,
предоставляемых сторонним
своевременный информационный обмен с другими центрами; иметь право выходить с
запросом на корректировку выделенных лимитов в сторону увеличения, подкрепляя
его соответствующим экономическим обоснованием, и т.д.
Особую роль в процессе бюджетирования играет казначейство банка. Именно с
данной структурной единицей связан наиболее болезненный вопрос бюджетирования
— трансфертное ценообразование.
Учет и распределение затрат, трансфертное ценообразование — неотъемлемые
атрибуты децентрализованной системы управления доходностью, которые, к
сожалению, связаны с определенными трудностями и имеют такую же сложную
репутацию, как дюрация, о которой мы подробно говорили выше. Многие
специалисты справедливо отмечают, что одной из причин неудач при реализации
системы управления доходностью подразделений, продуктов и клиентов является
стремление менеджмента добиться высокой степени детализации и точности в
учете затрат. В этой связи не следует стремиться к тому, чтобы добиваться
абсолютной точности в распределении затрат между подразделениями банка;
необходимо, как нам представляется, ограничиться распределением затрат по
наиболее значительным статьям. Это позволит избежать спорных моментов и
противоречий. Более того, такой подход существенно снизит затраты по
внедрению самой системы управления доходностью подразделений, продуктов и
клиентов.
Принимая во внимание вышесказанное для внедрения данной системы, можно
опираться на наименьший общий показатель, который можно применить для всех
элементов оценки доходности. В качестве такой базы целесообразно избрать
какой-либо количественный показатель, например, количество открытых счетов,
стандартные затраты подразделения либо объем деятельности.
При распределении затрат следует каждый центр ответственности
классифицировать в одну из трех категорий: линейное подразделение;
подразделение по поддержке бизнеса и накладное подразделение
Пример распределения подразделений по различным категориям
Категория подразделения | Наименование подразделения |
Линейные (центры прибыли) | Отдел кредитования
Отдел ценных бумаг Отдел ипотечного кредитования Отдел доверительных операций Отдел кредитования физических лиц Казначейство/ Управление активами и пассивами |
По поддержке бизнеса (центры затрат) | Отдел маркетинга
Операционный отдел Отдел валютного контроля Отдел электронной обработки информации Отдел управления кредитными рисками |
Накладные (центры затрат) | Исполнительный
орган управления
Отдел управления персоналом Юридическое управление Отдел внутреннего контроля и аудита |
Из приведенных данных следует, что к линейным подразделениям относятся такие,
которые занимаются предоставлением клиентам продуктов и услуг, управляют
портфелями активов. Подразделения по поддержке продуктов оказывают прямую
операционную поддержку или поддержку в виде бэк-офиса. Накладные
подразделения предоставляют административную поддержку всем другим
подразделениям и департаментам. Данная классификация не является бесспорной,
однако она имеет право на существование и вполне может быть использована при
реализации модели управления доходностью подразделений, продуктов и клиентов.
Первым шагом на пути оценки и управления доходностью в коммерческом банке
является распределение бюджетных затрат накладных подразделений на другие —
по поддержке продуктов и линейные. Подчеркнем, что распределению подлежат
только бюджетные статьи расходов. Отклонения фактических показателей
накладных подразделений от плановых распределению не подлежат, они ложатся на
затраты указанных подразделений. Распределение накладных расходов происходит,
как правило, в зависимости от штатной численности сотрудников либо в
зависимости от заработной платы.
Рассмотрим простой пример. Предположим, в гипотетическом банке имеется шесть
организационных подразделений и четыре вида продукта. В число подразделений
входят: администрация, отдел операций с клиентами, казначейство, отдел по
работе с корпоративными клиентами и два филиала в разных регионах,
занимающихся операциями с физическими лицами. Очевидно, что в нашем случае мы
имеем одно подразделение накладного характера (администрация); одно —
осуществляющее поддержку продуктов (отдел операций с клиентами) и четыре
линейных подразделения. К числу продуктов указанных подразделений относятся:
коммерческие кредиты; привлечение депозитов до востребования; срочные
депозиты и депозитные сертификаты; комитет по управлению активами и
пассивами, занимающийся инвестиционным портфелем ценных бумаг и хеджированием
процентного риска.
Трансфертное ценообразование относится, как мы уже отмечали, к достаточной
важной и сложной области управления доходностью. Трансфертная цена — цена
перевода средств между подразделениями банка. Целью установления трансфертной
цены является выявление величины скорректированного на риск чистого
процентного дохода для каждого подразделения, продукта или клиента.
Специфика трансфертного ценообразования в банках заключается в том, что в
отличие от промышленного предприятия, оперирующего во внутреннем обороте
большим количеством разнообразных продуктов, он имеет один ресурс, который
занимает доминирующее положение, а значит, задача трансфертного
ценообразования упрощается.
Процесс введения
в банке трансфертного
• расчет себестоимости внутренних финансовых ресурсов, установление цены
при их переводе из одного подразделения в другое;
• определение системы взаимодействия привлекающих и размещающих ресурсы
подразделений.
Центры прибыли работают с внешними пользователями банковских продуктов.
Управление ими происходит через систему бюджетирования. У менеджмента банка
должна быть возможность определять доходную и расходную их часть, с тем чтобы
выявить, сколько зарабатывает данный центр. В то же время ресурсы, которые
вовлечены в оборот банком, обезличены и имеют при этом разную стоимость. В
этой связи стремление менеджмента в процессе управления доходностью оценить
стоимость ресурсов, использованных, например, центром прибыли, достаточно
сложно. Соответственно не просто просчитать эффективность различных
банковских продуктов. Решить эту проблему возможно лишь при помощи
правильного определения трансфертной цены для всех внутрибанковских ресурсов.
Отсутствие трансфертной цены препятствует внедрению внутренней системы оценки
доходности подразделений банка. Напротив, использование такой цены позволяет
менеджменту банка держать под контролем уровень операционной маржи и
процентного спрэда. Из этого следует, что внедрение системы внутреннего
ценообразования становится важнейшим элементом бюджетирования в кредитной
организации.
В связи со снижающейся
доходностью большинства
заинтересованы в использовании надежных механизмов контроля стоимости
привлеченных средств. Основным ограничителем здесь выступают внешние условия
— ставки размещения, складывающиеся на рынке в конкретный момент времени.
Например, если банк привлекает в больших объемах дорогие пассивы, он
столкнется с более высоким риском при размещении средств, так как рост
доходности всегда сопровождается значительным риском. В этом случае
менеджмент более активно будет работать на спекулятивном рынке, например, на
рынке корпоративных ценных бумаг. При использовании внутреннего
ценообразования увеличится способность банка более точно оценивать и
определять комбинацию источников фондирования активных операций, определять
целесообразность привлечения тех или иных ресурсов. Жесткая централизованная
система управления ресурсами будет сдерживать темпы развития банка. Мы уже
демонстрировали негативное влияние высоких темпов роста банка на капитал.
Очевидно, внедрение системы внутри банковского ценообразования ресурсов может
привести к антагонизму привлекающих и размещающих подразделений. Центры,
привлекающие ресурсы, заинтересованы в повышении цен, а размещающие — в
снижении. От границ установления трансфертной цены зависят прибыль и
доходность различных центров ответственности. Из этого следует, что
установление трансфертной цены всегда предполагает компромисс интересов.
Отсутствие гибкой политики может привести к омертвлению части ресурсов и
возникновению центробежных тенденций в банке, т.е. к заинтересованности
привлекающих подразделений приобретать средства на внешнем рынке.
Информация о работе Пути повышения рентабельности коммерческого банка в современных условиях