Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 00:49, курсовая работа
Основной целью данной курсовой является рассмотрение мировых тенденций использования банков развития для повышения международной конкурентоспособности России. Так же на базе изучения международного опыта деятельности банков развития раскрыть их важнейшую роль как институтов, оказывающих значительное влияние на темпы инвестиционного процесса и способствующих повышению темпов экономического роста в различных странах в условиях глобализации мировой экономики.
Введение
Глава 1. Банки развития в мире
Понятие и сущность банков развития
Классификация и виды банков развития
Банки развития в разных странах
Глава 2. Банки развития в России
2.1. Имеющиеся банки развития
2.2. Проблемы создания банков развития в РФ
2.3. Перспективы банков развития в России
Заключение
Список использованной литературы
В России так же уже действуют государственные специализированные банки, сфера деятельности, которых разграничена в соответствии с отраслевой спецификой их предполагаемых клиентов.
Все государственные специализированные банки имеют лицензию Банка России на проведение банковских операций и действуют в соответствии с обычным банковским законодательством наравне с коммерческими банками. Доля этих банков в банковской системе России ничтожно мала: 1% активов банковской системы, немногим более 1,5% капитала и всего 0,8% кредитного портфеля российских банков.
Разумеется, при таких масштабах
деятельности не приходится говорить
о возможности оказывать
Безусловно, важной проблемой является изначально очень маленький объем уставного капитала РосБР, составляющий немногим более 200 млн долл. В результате Российский банк развития по итогам 2004 г. оказался едва ли не последним по величине капитала среди других банков развития и последним по размеру активов. При небольшом размере активов и низком уровне капитала банка в долларовом выражении масштабы операций РосБР выглядят просто ничтожными. Например, и активы и капитал Банка развития Казахстана вдвое больше, чем у РосБР. хотя ВВП России в 14 раз больше ЗВП Казахстана.
Однако даже значительное увеличение масштабов операций не позволит РосБР полноценно выполнять функции банка развития. РосБР создавался и функционирует как обычный коммерческий банк, что заметно отличает его от других банков развития. Статус обычного коммерческого банка и неизбежная конкуренция с коммерческими банками за клиентуру, необходимость соблюдать все нормативы, установленные для коммерческих банков, а также отсутствие ясно выраженной и закрепленной в законодательстве поддержки государства, заложенные уже при создании банка, не дают РосбР возможности быть эффективным инструментом государственной инвестиционной политики.
Реализация государственных
интересов в области
В настоящее время ограниченные возможности государства по капитализации РосБР не позволяют банку осуществлять в полной мере финансирование и обслуживание государственных инфраструктурных проектов, федеральных целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы.
Недостатком законодательства является то, что оно наделяет правительство не только функцией руководителя банков, но и регулятора, устанавливающего ограничения для Внешэкономбанка и Евразийского банка развития в проведении ими активных и пассивных операций. Таким образом, получается, что правительство как бы само себя контролирует и регулирует, а это ставит под сомнение надежность и эффективность регулирования. Ведь самоконтроль и самоограничения в деловой сфере - как правило, мягче, нежели контроль и ограничения, осуществляемые неаффиллированными (независимыми) организациями. Это означает, что нет никаких гарантий, что в погоне за реализацией каких-либо проектов правительство не пойдет на смягчение, например, нормативов ликвидности, чтобы расширить объемы финансирования. В результате могут возрасти риски, ухудшится финансовая устойчивость банков.
Проблемы создания международной конкурсной системы государственных закупок в России заслуживают особого внимания, так как Россия готовится войти в состав Всемирной торговой организации (ВТО). Необходимо отметить, что система конкурсных закупок является активным механизмом всесторонней интеграции отечественной промышленности в мировой рынок товаров и услуг.
2.3. Перспективы банков развития в России.
В настоящее время остается также открытым вопрос: как учитывается специфика деятельности банка развития и определяется система его государственной поддержки, необходимая для осуществления возложенных на него задач? В частности, принимая во внимание традиционно низкую норму доходности кредитования реального сектора экономики в российских условиях, представляется целесообразным разработать и утвердить законодательно ряд налоговых и иных льгот для банка развития, путем, например, установления более низкого налога на прибыль или отмены данного налога; помещения части обязательных резервов коммерческих банков в облигации банка развития.
Новым этапом в деятельности РосБР может стать инициатива Правительства РФ по законодательному утверждению его статуса и функций, превращение РосБР в уполномоченный банк правительства, а также существенное повышение уровня его уставного капитала. Так, согласно утвержденной в начале октября 2005 г. Правительством РФ программы дополнительных мер по обеспечению экономического роста, функции Российского банка развития (РосБР) и Росэксимбанка (Российского экспортно-импортного банка) должны быть установлены законодательно. На основе Внешэкономбанка и его дочернего Росэксимбанка планируется создать крупный государственный специализированный экспортно-импортный банк, а за РосБР предполагается закрепить финансирование «инфраструктурных проектов, имеющих стратегическое значение для государства». Поэтому планируется значительно расширить полномочия РосБР и законодательно установить статус РосБР в качестве уполномоченного банка правительства. Программой также намечено устранить одно из главных препятствий для эффективной работы банков развития - проблему низкой капитализации. Правительство предлагает увеличить уставный капитал ВЭБа до 30 млрд. руб., а РосБР - с 4,66 млрд. до 25-30 млрд. руб. Эти денежные средства будут выделены из госбюджета, поскольку указанные банки на 100% принадлежат государству. Итак, Правительство РФ предлагает увеличить капитал РосБР до 25-30 млрд. руб. и принять закон, в котором будут определены расширенные функции банка, задачи и полномочия, принципы и механизмы реализации программ банка в рамках бюджетного процесса.
Основными направлениями деятельности банка должны стать льготное и долгосрочное кредитование инвестиционных проектов, предоставление гарантий по долгосрочным кредитам коммерческих банков, предоставляемых ими проектов и программ общенационального значения; экспертиза, отбор и анализ эффективности инвестиционных проектов с привлечением при необходимости ведущих зарубежных экспертов, осуществление государственной поддержки малого предпринимательства, развитие финансового лизинга машин и оборудования, привлечение иностранных инвестиций, прежде всего, ресурсов международных и региональных банков развития, контроль за эффективностью использования и возвратностью бюджетных средств.
Среди банковских экспертов
существует также мнение, что все
банки, включая банки с
Для разрешения кризисной ситуации российским правительством также выделены крупные финансовые средства для поддержания ликвидности банковской системы и для поддержки финансового рынка. В том числе Внешэкономбанк, который обеспечивает поддержку участников международных конкурсных торгов.
Для поддержания реального сектора Правительством РФ также предусмотрено оказание государственной поддержки отечественным компаниям, ориентированным на экспорт, которые участвуют в международных конкурсных торгах.
В условиях мирового финансово-экономического кризиса предусмотрены также такие инструменты поддержки отечественных производителей ориентированных на экспорт, как экономическая дипломатия, экспортное кредитование и страхование. Функция страхования экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков отнесена к сфере исключительной компетенции Внешэкономбанка. Развитие сотрудничества с ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), Бернским союзом (международный союз страхования кредитов и инвестиций) / Пражским клубом страховщиков экспортных кредитов и инвестиций, крупнейшими зарубежными экспортными кредитными агентствами может существенно укрепить международный авторитет Внешэкономбанка. Важной составляющей деятельности Внешэкономбанка является его взаимодействие с Банками развития стран СНГ. К настоящему времени Внешэкономбанком подписано рамочное соглашение на 300 миллионов долларов с Банком развития Казахстана. Банк кредитует его под конкретные проекты по поставкам различных видов российской продукции — это в первую очередь машины, оборудование, то есть продукция с достаточно высокой степенью добавленной стоимости. Подобные соглашения у банка есть и с другими странами СНГ, среди которых Белоруссия и страны Центральной Азии.
В качестве агента Правительства Российской
Федерации, ответственного за гарантийную
поддержку экспорта промышленной продукции,
определен “Банк развития и внешнеэкономической
деятельности (Внешэкономбанк)”. Планируемый
объем осуществления
Правительством РФ принята программа антикризисных мер на 2009 год. В частности, одной из приоритетных задач является повышение внутреннего спроса — основы посткризисного восстановления и последующего поступательного развития. Важно отметить, что в условиях кризиса ключевую стабилизирующую роль также будет играть внутренний спрос со стороны государства (госзакупки посредством международных конкурсных торгов).
Наряду с предпринимаемыми мерами по преодолению мирового финансово-экономического кризиса внутри страны, Россия занимает активную позицию в построении новой мировой финансовой архитектуры. Обсуждение возможных мер преодоления кризиса мировой финансовой системы вышло на широкий международный уровень. В ноябре 2008 года в Вашингтоне прошел “антикризисный” саммит, на который были приглашены лидеры двадцати государств, а в апреле 2009 года в Лондоне была проведена вторая встреча “Группы двадцати”.
Заключение
Исследования данной работы сводятся к тому, что российские банки развития еще достаточно молодые, по сравнению с подобными институтами других стран. Учитывая специфику нашей страны, и политические перевороты за последнюю сотню лет, стоит заметить, что наша экономика, так же как и банки развития, на начальном этапе становления. Одним из преимуществ данной тенденции является то, что мы имеем возможность использовать как негативный, так и позитивный опыт других стран с более стабильным экономическим положением.
Особенно стоит уделить внимание институтам развития сейчас, во время финансового кризиса. Говоря о глобальном финансовом кризисе, следует заметить, что кризис влечет за собой не только негативные последствия, но и предоставляет возможность оптимизировать кадры, вводить передовые технологии, выпускать наукоемкую, конкурентоспособную продукцию, заниматься энергосбережением. В целом, несмотря на все сопутствующие издержки, заметим, что кризис предоставляет России новые возможности для решения задач по повышению конкурентоспособности страны. Большая роль здесь отводится российскому Банку развития — Внешэкономбанку, который поддерживает отечественные компании, участвующие в международных конкурсных торгах, диверсификации экономики и модернизации финансового сектора РФ, которые экспортируют свою конкурентоспособную, наукоемкую, высокотехнологичную промышленную продукцию.
Во многих странах становление
системы специализированных банков
для оказания финансовой поддержки
как стратегическим, так и менее
важным отраслям создало необходимые
предпосылки для достижения высокого
уровня инвестиций, восприятия индустриальных
и технологических
Их примеры убедительно
Международный опыт дает понять, что такие специализированные банки востребованы.
Для России создание самостоятельных специализированных государственных институтов развития, как на региональном, так и на федеральном уровне целесообразно при условии наделения их статусом государственной небанковской кредитной организации. Рассмотренные в работе проблемы создания Российского банка развития свидетельствуют, что необходимо не только более детально определить статус данного банка и мероприятия государства по его поддержке, но и использовать в деятельности данного института развития положительный международный опыт.
Сформулированные в курсовой предложения по итогам изучения международного опыта деятельности банков развития, применяются в практической деятельности Российского банка развития.
Список литературы
Интернет источники
Информация о работе Проблемы создания банков развития в России