Проблемы создания банков развития в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 00:49, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной курсовой является рассмотрение мировых тенденций использования банков развития для повышения международной конкурентоспособности России. Так же на базе изучения международного опыта деятельности банков развития раскрыть их важнейшую роль как институтов, оказывающих значительное влияние на темпы инвестиционного процесса и способствующих повышению темпов экономического роста в различных странах в условиях глобализации мировой экономики.

Содержание

Введение
Глава 1. Банки развития в мире
Понятие и сущность банков развития
Классификация и виды банков развития
Банки развития в разных странах
Глава 2. Банки развития в России
2.1. Имеющиеся банки развития
2.2. Проблемы создания банков развития в РФ
2.3. Перспективы банков развития в России
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по теме Банки развития.docx

— 203.45 Кб (Скачать)

 

Федеральное агентство  по образованию и науки Российской Федерации

Московский государственный  университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)

Кафедра «Финансов, Кредита и Банковского Дела»

 

 

 

 

Курсовая работа: «Проблемы  создания банков развития в России».

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель:

 Слепунин В. Л.

Выполнила: Студентка

группы ДЭМ-201

Попова В. А

 

 

 

 

 

 

 

 

2010г.

 

Содержание

Введение

Глава 1. Банки развития в  мире

    1. Понятие и сущность банков развития
    2. Классификация и виды банков развития
    3. Банки развития в разных странах

Глава 2. Банки развития в  России

2.1. Имеющиеся банки развития

2.2. Проблемы создания  банков развития в РФ

2.3. Перспективы банков  развития в России

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность данной  курсовой заключается в том, что  банки развития являются несомненной гарантийной поддержкой в период мирового финансового кризиса.

Глобальный финансово-экономический  кризис, обостривший проблемы повышения  конкурентоспособности стран на мировом рынке, вызвал новый всплеск  интереса к инструментам гарантийной  поддержки экспорта. Осуществление гарантийной поддержки экспорта промышленной продукции и услуг в виде кредитов банков развития позволяет экспортерам участвовать в экспортных проектах в тех странах, которые характеризуются высоким уровнем политического риска, и имеют объективные препятствия для реализации контрактов, а также там, где не представлены коммерческие банки страны экспортера. С политико-экономической точки зрения возникновение кризисов можно считать следствием обострения социальных и экономических противоречий. Кризисы, обычно характеризуются нарастающим спадом производства, скоплением нереализованных товаров на рынке, падением цен, крушением системы взаимных расчетов, крахом банковских систем, разорением промышленных и торговых фирм, резким скачком безработицы. За два века в Евразии и Америке было зафиксировано не менее 20 кризисов.

Основной целью данной курсовой является рассмотрение мировых тенденций использования банков развития для повышения международной конкурентоспособности России. Так же на базе изучения международного опыта деятельности банков развития раскрыть их важнейшую роль как институтов, оказывающих значительное влияние на темпы инвестиционного процесса и способствующих повышению темпов экономического роста в различных странах в условиях глобализации мировой экономики.  
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:  
• на территориальном уровне раскрыть роль и значение институтов в достижении устойчивого экономического роста стран в условиях глобализации мировой экономики; показать особую роль в институциональной системе рыночной экономики банков развития; проанализировать механизм деятельности и особенности функционирования банков развития в развитых, развивающихся странах и странах с переходной экономикой;

 • на основе раскрытия причин существенного сокращения инвестиционной активности в переходной российской экономике обосновать необходимость прямого государственного воздействия на инвестиционный процесс;  
•доказать положение о том, что в создавшихся условиях назрела необходимость создания специализированного института - национального банка развития, инициирующего, организующего и позволяющего оценивать  эффективность движения инвестиционных ресурсов исходя из основных функций и направлений развития этого института;

• с учетом факторов, определяющих эффективность деятельности банка  развития в российской экономике, разработать предложения по превращению этого банковского учреждения во влиятельный инструмент инвестиционной политики государства.

Объектом исследования является деятельность специализированных банковских институтов развития.

При построении системы институтов развития в России необходимо учитывать полезный опыт других стран, в которых подобные структуры давно и эффективно взаимодействуют с государством и бизнесом, оказывая положительное влияние на экономику стран. На основании опыта Германии, в России 2 года назад разработан федеральный закон о банке развития, который устанавливает принципы организации, цели создания и деятельности, реорганизации и ликвидации государственной корпорации “Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)”. Банк развития действует в целях обеспечения повышения конкурентоспособности экономики РФ, ее диверсификации, стимулирования инвестиционной деятельности, оказывает поддержку экспорта российских конкурентоспособных товаров, а также поддержку малому и среднему бизнесу. Внешэкономбанк успешно осуществляет на коммерческой основе гарантийную поддержку российского промышленного экспорта в такие страны как Ливия, Иран, Сирия, Алжир, Мексика, Венесуэла, Узбекистан и другие.

Деятельность банков развития тесно связана проблемой активизации  инвестиционного процесса. О чрезвычайной значимости этой проблемы для России свидетельствует то, что в последние годы вопросам инвестирования и путям его оживления посвящены многие публикации. Однако в современной российской экономической литературе мало работ, специально посвященных исследованию концептуальных основ создания и функционирования специальных институтов развития, прежде всего банков развития как структур, способных оказать направленное воздействие на инвестиционный процесс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Банки  развития в мире

    1. Понятие и сущность банков развития.

Банки развития – это  специальный государственный или полугосударственный, реже частный финансово - кредитный институт, способствующий вложений инвестиций в экономику, осуществляющий долгосрочное кредитование крупных проектов, промышленности, сельского хозяйства, строительства и других отраслей.  В отличие от коммерческих банков банки развития не принимают депозитов от вкладчиков и предприятий, не осуществляют расчетных и платежных операций, не предоставляют краткосрочных ссуд. 1

Рис.1. Международная система учреждений, участвующих в финансировании развития2

Существующая структура системы  финансовых учреждений развития нацелена на оказание поддержки на международном, региональном и национальном уровнях (Рис.2).

Рис.2. Структура системы финансовых учреждений развития33

В большинстве стран мира (среди  которых не только страны ЕС, но и  Китай, Казахстан) национальные институты  развития играют важную роль в обеспечении темпа и динамики роста экономики, а в период кризиса играют стабилизирующую роль.

Рис.3. Национальные институты развития44

 

Опыт деятельности этих институтов актуален хотя бы потому, что во многих странах такие структуры возникли далеко не вчера, и это позволяет более объективно оценить их эффективность. Он также дает возможность понять: такие институты востребованы и на развитых, и на развивающихся рынках. У них нет какой-то универсальной формы и единого статуса — особые задачи, возлагаемые правительствами на эти институты, нередко заставляют принимать для них специальные нормы и законы.

Что неудивительно, поскольку  многие функции, выполняемые институтами развития (и это как раз их общая черта), сложно реализовать на «чисто рыночных» условиях. Не случайно также, что в период глобального кризиса, когда рынок подвергся колоссальным перегрузкам, правительства многих стран использовали эти институты как антикризисный инструмент — обычных рыночных инструментов уже не хватало.

В большинстве случаев  речь идет о банках развития, которых  в мире сейчас насчитывается около 750. Небольшая их часть относится к так называемым многосторонним банкам, действующим глобально или в пределах целых регионов (Мировой банк, Азиатский банк развития, Европейский банк реконструкции и развития и др.). Остальные банки развития национальные, действующие в пределах государства.

Ведущие зарубежные институты  развития создавались в форме  и госкорпораций (Германия, Япония), и госпредприятий (Бразилия, Мексика), и госучреждений (Китай, Канада), и акционерных обществ со 100-процентным госучастием (Южная Корея). Но если в процессе эволюции банки развития стран Азии были преобразованы в акционерные общества, а в отношении некоторых встал вопрос и о приватизации, то институты Америки и Европы сохранили статус госкомпаний. По итогам прошлого финансового года самыми крупными в мире национальными институтами развития по стоимости суммарных активов стали Немецкий и Китайский банки развития. Самый большой собственный капитал имели банки развития в Китае и Японии. Немецкий банк развития и Банк развития Японии завершили прошлый год с убытками. А самую большую чистую прибыль получили институты развития Китая, Кореи и Бразилии.

 

 

 

1.2. Классификация  и виды банков развития.

Региональные банки развития

Они призваны осуществлять долгосрочное кредитование проектов развития региона; уделять особое внимание региональному сотрудничеству и кредитованию региональных объединений; разрабатывать стратегию развития с учетом региональной специфики.5

Национальные  и региональные банки развития

Традиционно региональные и национальные банки развития кредитуют проекты, связанные с инфраструктурой  экономики или с приоритетными  отраслями реального сектора. Например, успешно работает на экономику страны Банк развития Казахстана. Его задача - обеспечить финансами создание в Южно-Казахстанской области хлопкового кластера, помочь подняться фермерским хозяйствам, выращивающим сырье, и перерабатывающим предприятиям. Глубокая переработка хлопка дает жителям Казахстана рабочие места, а бюджету - куда более существенные поступления, чем от его экспорта.

Второе распространенное направление - это кредитование малого бизнеса. Российские предприятия хорошо знакомы  с работой Фонда поддержки  малого бизнеса при Европейском банке реконструкции и развития. Есть примеры, когда национальные банки развития управляли пенсионными накоплениями, направляя их на развитие национальной экономики.

Насколько важны для экономики  такие инструменты, видно по опыту  бурно растущих Китая и Индии, которые являются самыми крупными заемщиками Азиатского банка развития и к тому же имеют подобные национальные институты.

Международный банк реконструкции и развития — основное кредитное учреждение Всемирного банка. Международный банк реконструкции и развития (МБРР) — специализированное учреждение ООН, межгосударственный инвестиционный институт, учрежденный одновременно с МВФ в соответствии с решениями Международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе в 1944 г. Соглашение о МБРР, являющееся одновременно и его уставом, официально вступило в силу в 1945 г., но банк начал функционировать с 1946 г. Местонахождение МБРР — Вашингтон.6

Цели МБРР

  • оказание помощи в реконструкции и развитии экономики стран-членов;
  • содействие частным иностранным инвестициям;
  • содействие сбалансированному росту международной торговли и поддержание равновесия платежных балансов;
  • сбор и публикация статистической информации,

Первоначально МБРР был призван  с помощью аккумулированных бюджетных средств капиталистических государств и привлекаемых капиталов инвесторов стимулировать частные инвестиции в странах Западной Европы, экономика которых значительно пострадала во время Второй мировой войны. С середины 50-х гг., когда хозяйство стран Западной Европы стабилизировалось, деятельность МБРР во все большей степени стала ориентироваться на страны Азии, Африки и Латинской Америки.

Основные направления  деятельности МБРР

В отличие от МВФ Международный банк реконструкции и развития предоставляет кредиты для экономического развития. МБРР — самый крупный кредитор проектов развития в развивающихся странах со средним уровнем доходов на душу населения. Страны, подающие заявку на вступление в МБРР, должны сначала быть приняты в МВФ.

В отличие от МВФ, МБРР не использует стандартных условий кредитования. Сроки, объемы и ставки кредитов МБРР определяются особенностями кредитуемого проекта. Как и МВФ, МБРР обычно обуславливает предоставление кредитов определенными условиями. Все займы банка должны гарантироваться правительствами стран-членов. Займы выделяются под процентную ставку, которая меняется каждые 6 месяцев. Займы предоставляются, как правило, на 15-20 лет с отсрочкой платежей по основной сумме займа от трех до пяти лет.

Необходимо подчеркнуть, что банк покрывает своими кредитами лишь 30% стоимости объекта, причем наибольшая часть кредитов направляется в отрасли  инфраструктуры: энергетику, транспорт, связь. С середины 80-х гг. МБРР увеличил долю кредитов, направляемых в сельское хозяйство (до 20%), в здравоохранение  и образование. В промышленность направляется менее 15% кредитов банка. В последние годы МБРР занимается проблемой урегулирования внешнего долга развивающихся стран: 1/3 кредитов он выдает в форме так называемого совместного финансирования. Банк предоставляет структурные кредиты для регулирования структуры экономики, оздоровления платежного баланса.

Информация о работе Проблемы создания банков развития в России