Проблемы создания банков развития в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 00:49, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной курсовой является рассмотрение мировых тенденций использования банков развития для повышения международной конкурентоспособности России. Так же на базе изучения международного опыта деятельности банков развития раскрыть их важнейшую роль как институтов, оказывающих значительное влияние на темпы инвестиционного процесса и способствующих повышению темпов экономического роста в различных странах в условиях глобализации мировой экономики.

Содержание

Введение
Глава 1. Банки развития в мире
Понятие и сущность банков развития
Классификация и виды банков развития
Банки развития в разных странах
Глава 2. Банки развития в России
2.1. Имеющиеся банки развития
2.2. Проблемы создания банков развития в РФ
2.3. Перспективы банков развития в России
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по теме Банки развития.docx

— 203.45 Кб (Скачать)

Основная цель, которую изначально провозгласили учредители МБРР, заключалась в том, чтобы банк, прежде всего, был инициатором и организатором частных инвестиций, добивался для них в странах-заемщиках благоприятных условий и "климата". Банк мог предоставлять кредиты государствам под гарантии правительств, но должен был уклоняться от вложения своего капитала в высокодоходные, быстроокупающиеся предприятия. Предполагалось, что МБРР будет сосредоточивать свои операции исключительно на тех объектах, которые важны для государств, но в которые не охотно вкладывается частный инвестор. Фактически же МБРР сразу начал широко вмешиваться во внутренние дела стран-заемщиков в интересах своих хозяев (США), оказывал давление на правительства, навязывая свои "программы развития". В итоге все программы "реконструкции и развития" подразумевали сохранение стран-заемщиков в качестве аграрно-сырьевых придатков индустриальных держав. Миссии банка, его "технические советы", "консультации" и "рекомендации" сводились в итоге к развитию сельского хозяйства в странах-заемщиках и увеличению добычи полезных ископаемых для увеличения объемов их вывоза в США и ряд других индустриальных кап. стран. Так, миссии банка, обследовавшие в 1952 г. экономику Ирана и в 1954 г. экономику Сирии, рекомендовали правительствам этих стран сосредоточить главное внимание на развитии сельского хозяйства и транспорта. Миссия банка в Турции нашла, что ведущееся турецким правительством промышленное строительство не учитывает реальных финансовых возможностей страны, и рекомендовала ему прекратить  дальнейшие вложения гос. средств в промышленность и сосредоточить свои усилия на развитии сельского хозяйства, энергетики и транспорта. Эти рекомендации вызвали возмущение турецкой общественности, что вынудило турецкое правительство в марте 1954 года потребовать удаления из Турции миссии банка.

Механизмы управления МБРР

Высшими органами МБРР являются Совет управляющих и Директорат как исполнительный орган. Во главе  банка находится президент, как  правило, представитель высших деловых  кругов США. Сессии Совета, состоящего из министров финансов или управляющих  центральными банками, проводятся раз  в год совместно с МВФ. Членами  банка могут быть только члены  МВФ, голоса также определяются квотой страны в капитале МБРР (более 180 млрд долл.). Хотя членами МБРР являются 186 стран, лидирующее положение принадлежит семерке: США, Японии, Великобритании, ФРГ, Франции, Канаде и Италии.

Источниками ресурсов банка  помимо акционерного капитала являются размещение облигационных займов, главным  образом на американском рынке, и средства, полученные от продажи облигаций.

1.3 Банки развития в разных странах.

Бразильский банк развития7 был создан в 1952 году на основании специального закона и функционирует в форме федерального государственного предприятия под руководством министерства развития, промышленности и внешней торговли. Приоритеты банка менялись в зависимости от приоритетов экономической политики правительства. В 50-е годы это были энергетика, транспорт и металлургия, в 60-е — тяжелая промышленность, производство потребительских товаров, поддержка малых и средних предприятий, в 70-е — импортозамещение, поддержка сырьевых отраслей, в 80-е — энергетика, сельское хозяйство и пищепром, в 90-е — поддержка экспорта и частных предприятий, управление программой приватизации, в 2000-е — инвестиции в технологические инновации, развитие инфраструктуры, поддержка малого и среднего бизнеса, экспорта, содействие региональному развитию.

В 2008 году Бразильский банк развития направил на поддержание экономического роста в стране в общей сложности 50 млрд долл., а за девять месяцев 2009 — уже 55 млрд. В целом он обеспечивает 14% общего объема инвестиций в экономику страны.

Среди европейских стран одна из лидирующих позиций в использовании  институтов развития принадлежит Германии. В этой стране Банк развития8 является инструментом поддержки государственной политики в наиболее перспективных областях, таких как финансирование малого и среднего бизнеса, развитие технологий и инноваций и ряда других. Основа будущей банковской системы ФРГ для финансирования проектов и восстановления послевоенной Германии была создана еще в 1948 г. при содействии Великобритании и США. Банковская группа KfW состоит из пяти банков, являющихся ее подразделениями и ряда дочерних компаний. Группа осуществляет кредитование бизнеса в области строительства, инфраструктуры, образования, охраны окружающей среды, занимается финансированием предприятий малого и среднего бизнеса. KfW также занимается экспортным и проектным финансированием, отслеживая свои интересы в сырьевых отраслях, строительстве важных объектов инфраструктуры, среди которых морские порты, дороги и т.д.

Название Немецкого банка  развития дословно переводится как  Кредитный институт по восстановлению. Это логично, поскольку он был  создан в 1948 году, когда стояла задача послевоенного восстановления разрушенной экономики. Задачи с тех пор, естественно, изменились, но историческое название сохранилось.

Капитал банка на 80% формируется  за счет средств федерального бюджета, остальное — за счет бюджетов федеральных земель Германии. Немецкий банк развития — это финансовая группа, куда входят дочерние компании. Основные направления деятельности банка — стимулирование развития экономики, содействие малому и среднему бизнесу (его ежегодная поддержка увеличивается сейчас с 5 до 8 млрд евро), поддержка экспортно-ориентированных предприятий, поддержка совместных инвестиционных проектов в развивающихся странах и государствах с переходной экономикой, финансирование строительства, покупки и модернизации жилья, поддержка городов и общин при финансировании инфраструктурных проектов.

В условиях кризиса Немецкий банк развития принял участие в реструктуризации банковской системы (например, в 2007—2008 годах на спасение Немецкого промышленного банка он потратил 8,4 млрд евро). Чтобы облегчить доступ к кредитным ресурсам для компаний, имеющих потенциально эффективные бизнес-планы, правительство Германии объявило  летом 2009г о создании специального государственного фонда (10 млрд евро), распорядителем которого стал Немецкий банк развития. Кроме того, он будет выделять кредиты банкам, которые обслуживают компании, обратившиеся за антикризисной поддержкой. Риск дефолта делится так: 90% приходится на Немецкий банк развития, 10% — на банк заемщика.

Масштабный пакет антикризисных  мер представила Германия, правительство которой объявило о планах выдачи кредитных гарантий по межбанковскому кредитованию на 544 млрд долларов, а также выделения 135 млрд долларов для прямых вливаний капитала в финансовые институты. Главным образом те, которые финансирует участников международных конкурсных торгов.

С сентября 2009 года банк начал  реализовывать рассчитанную до конца  будущего года программу предоставления кредитным организациям, так называемых глобальных займов (максимум на восемь лет) для рефинансирования корпоративных кредитов. Средства выделяются из бюджета специальной программы Немецкого банка развития по корпоративному кредитованию (общий объем — 40 млрд евро).

Канадский банк развития бизнеса9 создан в 1944 году (тогда он назывался Промышленным банком развития). Банк является госкорпорацией в форме акционерного общества, 100% акций которого принадлежит федеральному правительству. Основные направления его деятельности — долгосрочное проектное финансирование, кредиты на пополнение оборотных средств, венчурное финансирование, инвестиции в высокотехнологичные компании, выпуск долговых финансовых инструментов, гарантированных правительством Канады.

В соответствии с законом  Канадский банк развития бизнеса (кредитный  портфель составляет 10 млрд канадских долларов) функционирует как коммерческий финансовый институт и не финансируется из государственного бюджета.

Китайский банк развития был  создан постановлением Госсовета КНР  в 1994 году в форме государственного учреждения для финансирования приоритетных направлений экономической политики, стратегических и инфраструктурных проектов. 15 лет спустя, в конце 2008-го, было решено акционировать этот банк. Чуть более 50% акций принадлежит министерству финансов Китая, остальное — государственной инвестиционной компании по управлению золотовалютными резервами. После акционирования Китайский банк развития стал полностью коммерческим (пятым по объему операций среди комбанков страны), его деятельность регулируется общими для всех коммерческих банков законами, но до 2010 года выпущенные им облигации гарантированы государством.

Во время кризиса, банк развития Китая пошел на решительные  меры, вложив в развитие экономики 4 трлн. юаней ($585 млрд.), что в последствии привлекло миллиардные иностранные инвестиции. Благодаря такому ходу правительства, экономика Китая (несмотря на отходной период кризиса, когда рост экономики на 1% считается хорошим достижением) выросла на 9,6%.

Китай также как и Германия уделяет институтам развития особое внимание. Китайский банк развития (КБР) является крупнейшим из трех национальных государственных институтов развития экспортно-импортным банком и банком развития сельского хозяйства. Тот факт, что Китай предоставил КБР министерский статус, свидетельствует о важности этой структуры в экономической системе страны. Китайский банк развития напрямую подчиняется Госсовету КНР, а 100% акций банка принадлежит Министерству финансов КНР. Деятельность КБР направлена на содействие росту национальной экономики и развитие промышленного производства, а основной задачей банка является — оказание финансовой поддержки ведущим государственным корпорациям не только внутри страны, но за рубежом. Китайский банк развития участвует в финансировании сельского хозяйства, телекоммуникационных систем, строительства железных дорог, а также проектов в области внедрения высоких технологий.

Институты развития Мексики  — это шесть банков и два  фонда развития, в том числе  Национальный банк государственных  работ и услуг, Национальный банк развития Мексики, Национальный банк внешней торговли, Национальный банк сухопутных, военно-воздушных и военно-морских сил, Федеральный ипотечный банк, Банк развития сельской местности. Первые три созданы в 30-х годах прошлого века.

В общем кредитном портфеле мексиканских банков доля банков развития составила в прошлом году 12%. Согласно утвержденной министерством финансов Мексики на 2007—2012 годы стратегии эти институты занимаются прежде всего поддержкой развития инфраструктуры, малых и средних предприятий, некрупных сельскохозяйственных производителей, а также обеспечением жильем семей с низкими доходами.

Корейский банк развития создан в 1954 году в форме акционерного общества в соответствии со специальным законом. Банк сыграл, безусловно, важную роль в модернизации и диверсификации экономики Южной Кореи. В зависимости от задач, которые стояли перед страной, менялись и приоритеты банка. В 50-е годы это была поддержка базовых отраслей (строительство, металлургия, электроэнергетика), в 60-70-е — развитие экспортного потенциала, а также тяжелой и химической промышленности, в 80-е — стимулирование экспортных отраслей, включая автомобилестроение и электронику, в 90-е — поддержка чеболей в развитии информационных технологий, производстве полупроводников, в 1998 году — антикризисная программа по реструктуризации чеболей и банковской системы, в 2000-е — стимулирование инноваций, венчурное финансирование, в 2008—2009годах — антикризисная программа по стабилизации финансового рынка и стимулированию реального сектора.

На сегодня Корейский  банк развития10 является 100-процентно государственным акционерным обществом. Однако по мере расширения активности и диверсификации функций банка его деятельность все чаще пересекается с деятельностью частных коммерческих банков. Совмещение функций банка развития и коммерческой банковской деятельности постепенно привело к конфликту интересов, снижению эффективности инвестиционной деятельности. По этой причине в феврале 2008 года правительство Южной Кореи приняло решение о приватизации Корейского банка развития.

Банк развития Японии образован  в 1999 году в форме государственной  корпорации на основе двух институтов: Японского банка развития, созданного в 1951 году, и Государственной финансовой корпорации развития Хоккайдо-Тохоку, возникшей в 1956 году.

Основным инструментом деятельности банка служило долгосрочное финансирование, а основными направлениями — рациональное использование природных ресурсов, создание новых технологий и отраслей, содействие развитию регионов. В 2007 году был принят новый закон о Банке развития Японии, предполагающий его преобразование в акционерное общество с последующей приватизацией в период до 2014 года.

Даже этот фрагментарный  обзор мирового опыта институтов развития позволяет судить об их особенностях, потенциале и достигнутых с помощью этих структур результатах. Важно, что этот опыт дает возможность оценить их не по отдельным проектам или достижениям за какой-то короткий отрезок времени, а за многие десятилетия в самых разных политических и экономических условиях — на этапе восстановления, в период поступательного роста, в условиях кризисов, на рынках с высокой долей государственной собственности и в экономиках с высокой степенью либерализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Банки развития в России.

2.1. Имеющиеся банки  развития.

Российский банк развития11

Банк уже накопил определенный опыт работы, поскольку действует с 1999 г. Его уставный капитал по состоянию на 01.12.2010 года

  • уставный капитал Банка составил 14,66 млрд. руб.
  • собственные средства –26,97 млрд. руб.
  • работающие активы – 68,04 млрд. руб.
  • балансовая прибыль за 11 месяцев 2010 года (до налогообложения) составила 736,2 млн. руб.

Банк был образован в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1999 г." и распоряжением Правительства РФ,  как кредитная организация в форме открытого акционерного общества со 100%-ным государственным капиталом для финансирования инвестиционных проектов. Правительство РФ определяет стратегию и приоритетные направления деятельности Банка, а также участвует в его управлении посредством представителей, занимающих доминирующие позиции в его Совете. Банку предоставлен статус агента Правительства Российской Федерации: при его посредстве государственные средства могут направляться на кредитование проектов, предусмотренных государственными инвестиционными программами. В то же время основные принципы деятельности данного банка определяются внутренним российским банковским законодательством, поскольку он имеет лицензию Банка России на осуществление всего комплекса коммерческих банковских операций, а также лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг, т.е. имеет право осуществлять дилерскую и брокерскую деятельность, а также деятельность по управлению ценными бумагами.

Информация о работе Проблемы создания банков развития в России