Проблемы и основные тенденции рынка электронных денег

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 12:03, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение проблем и основных тенденций рынка электронных денег.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
-изучение теоретических аспектов рынка электронных денег; уточнение понятия «электронные деньги», раскрыть сущность и содержание электронных денег через изучение их природы и функций;
-рассмотрение законодательных аспектов функционирования электронных денег;
- характеристика его положительных и отрицательных сторон
- сравнение электронных денег и платежных систем
- выявление перспектив развития системы электронных денег в России
- разработка предложений по совершенствованию электронных денег в России

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 418.50 Кб (Скачать)

      * По данным базы Megastock.ru.

      Национальное  агентство финансовых исследований (НАФИ) совместно с Российским микрофинансовым центром (РМЦ) опубликовали данные исследования, какими способами пользуются россияне при регулярных платежах, к которым относится оплата услуг ЖКХ, телефона, штрафов, кредитов и тому подобное. И они внушают оптимизм — культура финансовых услуг, особенно высокотехнологичных, в России растет.

      Доля  пользователей пластиковых карт по сравнению с сентябрем 2010 года выросла почти на треть, с 31% в  сентябре 2010 года до 40% в марте 2011 года. Помимо этого 3% опрошенных указали, что  пользуются пластиковой дебетовой картой, оформленной лично, еще 3% респондентов отмечают, что являются пользователями кредитной карты. Крайне непопулярными услугами у населения по-прежнему остаются банковские ячейки и интернет-банкинг — только 1% респондентов указал, что является пользователем подобного рода услуг.

        
       Оказывается, регулярные платежи совершают порядка 39% россиян, однако большинство из них используют для этого традиционные способы, две трети (68%) прибегают к услугам банков, треть (33%) обязательных платежей смогла оттянуть на себя «Почта России». 
 
      Популярнее «Почты России» оказались платежные терминалы и банкоматы — на их долю приходится 35% регулярных платежей. Если с платежными терминалами все более-менее очевидно (через них идет львиная доля оплат за сотовую связь), то столь большая часть операций через банкоматы вызывает удивление. По существующей статистике основная доля операций с банковскими картами — 90% — приходится на снятие наличных через банкоматы, а вовсе не на оплату регулярных платежей. Хотя это очень современный и быстрый способ, нельзя не отметить тот факт, что он не самый удобный и быстрый. Кроме того, нередко «по вине» продвинутой части пользователей у банкоматов возникают очереди, что не радует не столь искушенных обладателей пластика. Также становится более популярным совершать обязательные платежи через кассу магазина или в салоне сотовой связи через оператора.

       
     Платежи в отделениях банка, через банкоматы и терминалы наиболее востребованы среди россиян в возрасте от 25 до 44 лет. В младшей возрастной группе доля россиян, осуществляющих платежи, несколько меньше и составляет 38%. Крайне непопулярны платежи у старшей возрастной группы: только каждый третий человек старше 45 лет осуществляет платежи в отделениях банка, через банкоматы или терминалы. 
 
    Доля россиян, осуществляющих платежи в городах с численностью населения более миллиона человек, составляет 47%. Каждый второй житель среднего города предпочитает оплату в отделениях банка или через банкоматы и платежные терминалы. Жители малых городов реже осуществляют платежи: только 39% населения городов с численностью до 50 тысяч человек отметили, что пользуются данным видом финансовых услуг. 
 
    Мужчины чаще, чем женщины, пользуются платежными терминалами (37% против 33%). Терминалы, что неудивительно, лидируют по частоте использования. По данным Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ), доля оплаты сотовой связи через терминалы по итогам 2010 года составляет 73%. Правда, за год произошло ее снижение с 81%, что вызвано как поиском абонентами вариантов с меньшей комиссией, так и ростом более объемных платежей, чем 100—200 рублей «на мобилу», например погашения кредитов или оплаты коммунальных услуг. 
 
      Главной причиной, по которой многие отказываются использовать платежные терминалы для осуществления оплаты, является отсутствие доверия к данному каналу осуществления платежей: 32% респондентов указали на это. Второй по распространенности причиной отказа является неумение респондента пользоваться платежными терминалами (25%). Среди других причин отказа называются отсутствие осведомленности о наличии такой возможности (21%), отсутствие платежных терминалов вблизи дома (19%), а также субъективная оценка завышенного размера взимаемой комиссии. На это указали 14% респондентов. 
 
    Иные формы платежей, в том числе пластиковой картой, через интернет, через интернет-банкинг, электронными деньгами или при помощи мобильного телефона, использует совсем мало потребителей — от 1% до 3%. Впрочем, это означает, что именно этот сектор может оказаться наиболее растущим — все будет зависеть от размеров комиссионных, взимаемых за такие операции

      Интернет  издание E-MoneyNews при поддержке процессинговой компании Intellect Money подготовили рейтинг за I квартал 2011 года “TOP-10 Российский, картами которых платит рунет”. Рейтинг выявляет финансово-кредитных организаций, держатели карт которых часто оплачивают ими покупки в Интернете. Интервал исследования – I квартал 2011 года (c января по март).

      ТОП-10 рейтинга Российских банков, картами которых расплачивались в рунете в I квартале 2011 г.

      

  1. Сбербанк 29,37 % (0)
  2. Альфа-Банк 8,87% (0)
  3. Citibank 7,23% (0)
  4. Raiffeisen 6,18 % (0)
  5. ВТБ24 4,98% (0)
  6. Банк Авангард 3,33 % (0)
  7. Промсвязьбанк 3,17 % (0)
  8. Банк Москвы 2,73% (+1)
  9. Внешторгбанк 2,48% (-0)
  10. Уралсиб 2,39% (+1)
  11. Остальные 29,27%

      (0) – позиция банка в рейтинге  не изменилась;

      (+1) – позиция банка поднялась  в рейтинге;

      (-1) – позиция банка опустилась  в рейтинге;

      (NEW) – банк-новичок рейтинга. 
 
 

        
 
 

     2.2 Российские Интернет деньги и платежные системы: сравнительный анализ

     Совсем  давно по летоисчислению Рунета  и относительно недавно по реальному  времени платежные системы можно  было поделить на две категории: зарубежные и WebMoney. Зарубежных было много, но там  с нашими пользователями не особо хотели общаться, тактично и обтекаемо отговариваясь, что "временно" не работают с "неблагонадежными странами". Поэтому WebMoney была самой распространенной платежной системой, однако тогда она еще не завоевала такого авторитета на виртуальных просторах, поскольку после негатива в 90-е годы люди и реальным банкам не особо-то доверяли.

     На  сегодняшний день ситуация кардинально  изменилась. Интенсивное развитие Рунета, рост товарооборота в виртуальном  пространстве, укрепление доверия к онлайн-магазинам со стороны опытных пользователей и простых покупателей привело к тому, что электронные платежные системы и их эквиваленты денег стали для многих людей такими же привычными, как банкоматы и оплата товаров при помощи карточки.

     Рунет стал больше и разнообразнее, но в то же самое время он стал и значительно теснее. Теперь WebMoney хоть все еще и сохраняет лидирующие позиции по денежным оборотам, но она далеко не единственная, кто борется за симпатии отечественных пользователей. В 2002 году компания "Яндекс" и группа компаний PayCash вывели на рынок новую систему цифровой наличности "Яндекс.Деньги". В 2005 о себе решила напомнить Mail.ru, запустившая свою платежную систему - Деньги@mail.ru. А в 2008-м холдинг РБК купил у RUpay Financials Ltd их проект, чтобы переделать RUpay в RBK Money и самостоятельно выйти с ней на рынок платежных систем. Даже Rambler приблизительно в 2007 году запустил свою билинговую систему для приема платежей Rambler Plus, чтобы ограничить расходы на sms-посредников при оплате за услуги своих сервисов.

     У каждой системы есть свои ярко выраженные черты, функциональные возможности  и набор услуг, которые вполне могут удовлетворить целевую  аудиторию. Рассматриваться будут  предложения от систем WebMoney, "Яндекс.Деньги", Деньги@mail.ru, а также RBK Money.

     Охват аудитории

     В географическом понимании самый  большой охват должен быть только у WebMoney, поскольку только она работает по всему миру, а не ограничивает свою деятельность территорией Российской Федерации, как это сделали "Яндекс.Деньги", Деньги@mail.ru или RBK Money. Однако если учитывать, что большая часть так называемого Рунета сосредоточена в Москве, Питере и их областях, данное преимущество уже не выглядит таким внушительным.

     Московская  аудитория зарегистрированных пользователей WebMoney превосходит числом и украинскую, и белорусскую - вместе взятых. Для осуществления своей деятельности WebMoney приходится иметь множество фирм-гарантов в различных государствах, обеспечивающих юридически значимое введение в хозяйственный оборот титульных знаков гарантируемого типа в соответствии с законами страны регистрации. Получается, сконцентрировав свои услуги на Москве и Санкт-Петербурге, сделав свои предложения более доступными и выгодными, конкурирующие платежные системы смогут сильно потеснить нынешнего лидера.

     Пока  же, при попытке найти сведения о количестве зарегистрированных пользователей "Яндекс.Деньги" выдает статистику посещаемости1, RBK Money - в связи с недавним появлением на рынке - пока дает наработки RUpay (более 250 000 российских интернет-пользователей и 6 000 интернет-магазинов), а Деньги@mail.ru на письма с подобными запросами отвечают просто - "конфиденциальная информация".

     Немаловажный  аспект, влияющий на охват аудитории - вопрос с использованием различных валют. Тогда как WebMoney работает с эквивалентами российских рублей (WMR), долларов США (WMZ), Евро (WME), украинской гривны (WMU), белорусских рублей (WMB), узбекских сум (WMY), WMC и WMD - эквивалентами WMZ для кредитных операций на бирже, а также WMG - эквивалентом золота, "Яндекс.Деньги" и Деньги@mail.ru ограничились только расчетами в рублях. Несколько хитрее поступили в RBK Money: объявив о своей работе исключительно на территории России, платежи поддерживают в нескольких валютах. Но это все равно не спасает зарубежную аудиторию бывшего RUpay, которая вынуждена искать другие возможности для проведения электронных платежей.

     Интерфейс

     Среди отечественных платежных систем в управлении счетом пользователя уже  давно наметилось две основных тенденции - с помощью скачиваемой клиентской программы, либо через браузер на сайте системы. При использовании  клиента основная информация хранится на жестком диске пользовательского компьютера, а сам человек вынужден регулярно отслеживать обновления, хранить особые файлы и прочее. Долгое необновление программы, конфликт с антивирусом и прочие недоразумения иногда могут привести к блокированию доступа к счету или необходимости переустановки клиента. Тратятся нервы, снижается доверие к платежной системе, зато вся необходимая информация (ключи, пароли, аттестаты) хранится на ПК, что вселяет иллюзорную уверенность в неприкасаемости своих средств.

     Другой путь - использование доступа через браузер: нет необходимости что-либо обновлять (иногда бывают исключения), а связь ПК с сервером осуществляется по защищенному протоколу. Данный способ удобно использовать вне дома (в офисе или интернет-кафе), однако всю информацию по паролям приходится помнить или держать при себе, а информация по счету хранится только на сервере. Также нет никакой гарантии, что на чужом компьютере никакая программа не будет считывать ввод с клавиатуры. На такой способ взаимодействия с платежной системой мешает перейти либо лень (зачем что-то менять, если и так все работает?), либо излишняя подозрительность.

     WebMoney. Изначально платежная система предлагала только WM Keeper Classic - отдельную программу, устанавливаемую на компьютер пользователя. Позже список дополнился и WM Keeper Light - web-приложением, которое не требует установки клиентского программного обеспечения на компьютере пользователя. При этом подчеркивалось, что результаты работы передаются в браузер пользователя по защищенному https-соединению [36].

     "Яндекс.Деньги". Для работы данная платежная система также предлагает пользователю программу-клиент "Интернет.Кошелек" (ее можно установить на несколько компьютеров) и веб-интерфейс "Яндекс.Кошелек" (используется с любого компьютера). Использоваться они могут только раздельно, параллельно друг другу, и платежная система не предусматривает перевод средств с одного из них на другой. Однако не возбраняется использование обоих способов совершения платежей одновременно (например, "Интернет.Кошелек" только дома, а "Яндекс.Кошелек" на работе) [35].

     Деньги@mail.ru. Если "Яндекс.Деньги" и WebMoney пошли по пути создания двух параллельных ветвей доступа (через веб-интерфейс и программу клиент), то Деньги@mail.ru ограничились только веб-интерфейсом. Это позволяет осуществлять платежи с любого компьютера. Основным идентификатором пользователя, разумеется, является почтовый адрес, что облегчает процесс запоминания. Однако это не обязательно должен быть ящик на Mail.ru. Система позволяет регистрировать и совершать платежи с помощью и других почтовых адресов, благодаря чему есть возможность втянуть в клиентскую базу пользователей других почтовых сервисов [37].

     RBK Money. Данная платежная система свои основные черты унаследовала от RUpay. Должно быть, использование клиентской программы посчитали нецелесообразным, потому взаимодействие осуществляется только через сайт. Логином при регистрации, как в Деньги@mail.ru, является электронный адрес почтового ящика, что было заведено еще при создании RUpay. Также было выпущено java-приложение и для мобильных телефонов, смартфонов и КПК - RBK Money Mobile. С помощью него также можно оплачивать товары и услуги, переводить денежные средства на другие кошельки и контролировать баланс своего счета [38].

     Ввод  денег

     Начало  общения с платежной системой часто начинается с необходимости  что-либо первый раз приобрести. И  тогда вопрос ввода денег в систему становится весьма актуальным. Несколько лет назад пополнить счет в WebMoney можно было через неизвестных представителей, сомнительных посредников и карты предоплаты, которые неизвестно где продавались. О банковских переводах вообще речь не шла. Все это, мягко говоря, перебивало желание иметь с ней какие-либо дела.

     На  данный момент ситуация приняла более  цивилизованные формы. Банки нормально  воспринимают электронные платежные  системы, некоторые позволяют оплачивать через них даже такие обыденные вещи, как коммунальные платежи. А само пополнение виртуального кошелька давно стало простой и доступной процедурой.

Информация о работе Проблемы и основные тенденции рынка электронных денег