Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 09:06, контрольная работа
Цель данной работы - на основе материалов учебников банковского дела, современной публицистики, рассмотреть возможности применения систем электронных расчетов в банковских услугах, определить возможные перспективы развития этих систем.
В соответствии с поставленной целью контрольной работы рассматриваются следующие задачи:
банковские электронные услуги весьма разнообразны, однако основным критерием их оказания является технология электронного обслуживания клиента.
Введение 3
Глава 1. Характеристика основных видов современных услуг, предоставляемых коммерческими банками 5
1.1. Теоретические основы ДБО 5
1.2. Платежные системы 9
1.3. Удаленное банковское обслуживание 16
1.3.1. Система «Банк — клиент» 19
1.3.2. Система «Телебанк» 22
1.3.3. Система «Интернет-банкинг» 23
Глава 2. Анализ работы электронных систем расчетов 28
Глава 3. Условия и перспективы развития современных банковских операций 31
Заключение 33
Список использованной литературы 36
Во
втором случае прикладное программно-математическое
обеспечение (ПО) представляет собой
специальное интернет-
Интернет-системы первого типа предпочтительнее для клиентов, желающих иметь более высокий уровень безопасности проводимых трансакций. Интернет-системы второго типа более дешевы и экономичны в эксплуатации для банковских клиентов, а также более мобильны. Пока эти два типа интернет-технологий платежей дополняют друг друга.
Кроме компьютера для доступа к интернет-сайту может использоваться сотовый телефон с технологией WAP(wireless application protocoll — протокол беспроводного доступа), что получило собственное название WAP-банкинг, или mobile-banking (m-banking).
Полный список услуг, которые банк может оказывать через Интернет, очень обширен. Он включает в себя, в частности:
При этом стоит обратить внимание на то, что в рамках интернет-банкинга речь идет о высоко стандартизированных наборах операций, поскольку они проводятся практически без какого-либо участия банковского персонала. Клиент, обслуживающийся с помощью интернет-банкинга, может быть полностью освобожден от каких-либо посещений банка, тем более что у банка вообще может не быть офиса. В западных интернет-банках это происходит приблизительно так.
Клиент регистрируется на сайте банка, в качестве подтверждения своей личности указывая свой номер социального страхования, и получает временный пароль (который он затем может изменить). Указав свои почтовые реквизиты, человек получает по почте все, что ему необходимо: реквизиты, чеки, банковские карты, специальные конверты для отправки в банк вкладов, а также карточку для подписи, которую ему необходимо отослать обратно в банк. Все деньги в банк идут либо безналичными переводами, либо по почте. Для оплаты используются чеки либо наличность, полученная из банкоматов. Состояние счета контролируется с помощью Интернета или с помощью ATM, которые для аутентификации используют специальные пластиковые карты, а их функции поддерживают банкоматы. Операции управления счетами, безналичные платежи совершаются через Интернет. Кредит пользователь может оформить также через Интернет, причем банки предоставляют очень широкий спектр услуг кредитования (хотя это, конечно, зависит от конкретных банков и конкретных клиентов), включая, например, ипотечное кредитование. Если ему понадобится консультация, то она может происходить либо по электронной почте, либо по телефону с живым человеком, что клиенты таких банков считают большим плюсом. Остается лишь заметить, что в основе успеха всех этих процессов лежит концепция надежности документооборота, как почтового, так и электронного.
Преимущества использования системы «Интернет-банкинг»:
В системе IBank можно переписываться с подразделениями банка, вести архив переданных и полученных документов, отслеживать статус отправленных документов, не покидая рабочего места контролировать платежную дисциплину филиалов и структурных подразделений предприятия.
Недостатки:
2. Анализ работы электронных систем расчетов.
В Российской Федерации электронные расчеты стали внедряться сразу в двух звеньях системы безналичных платежей: во взаимоотношении коммерческих банков со своей клиентурой (банк-клиент) и в межбанковских расчетах (банк-банк).
Межбанковские
электронные расчеты могут
Договор на расчетно-кассовое обслуживание с использованием документов в электронной форме представляет собой разновидность договора банковского счета и предусматривает осуществление безналичных расчетов с использованием различных документов (в том числе и расчетных) не только в бумажной, но и в электронной форме. Поэтому помимо прав и обязанностей, традиционных для договора банковского счета, этот договор содержит ряд дополнительных условий, отражающих специфику электронных платежей.
Предметом
его является деятельность банка
по оказанию своему клиенту услуг
по осуществлению безналичных
Банки пока отказываются целиком переходить на электронный документооборот. Поэтому в таком договоре специально оговариваются те виды документов, которые будут передаваться в электронной форме.
Как правило, ими являются платежные поручения и выписки из счета клиента. Все остальные расчетно-кассовые документы составляются на бумажных носителях, передаются и обрабатываются традиционным способом.8 Обычно договор предусматривает возможность расширения круга расчетных документов в электронной форме.
Для того чтобы производить электронные платежи, «банк должен обладать правом на эксплуатацию и распространения соответствующего программного обеспечения, иметь компьютеры, модемы, другую технику, отвечающую определенным требованиям, в достаточном количестве; предоставить клиенту программное обеспечение и научить пользоваться им, передать ему ключи для шифрования, передать и зарегистрировать у него открытые ключи подписей операционистов банка, которые будут работать со счетом клиента; зарегистрировать открытые ключи подписей должностных лиц клиента, уполномоченных распоряжаться счетом; согласовать с клиентом систему паролей для экстренного приостановления операций по счету, которые будут использоваться в телефонограммах».
На клиента также возлагается выполнение ряда требований
организационно - технического характера.
Он обязан располагать компьютерами, модемами и другими техническими устройствами в достаточном количестве и с определенными техническими характеристиками; после установки программного обеспечения создать ключи электронных подписей директора и главного бухгалтера, передать банку и зарегистрировать открытые ключи подписей операционистов банка; выполнить ряд других обязанностей сторон по обеспечению безопасности электронных платежей.
Учитывая, что электронная передача средств всегда сопряжена с повышенным риском хищения денег, такие договоры должны предусматривать комплекс обязанностей сторон по обеспечению безопасности платежей.
Помимо этого клиент обязан немедленно сообщать банку по телефону обо всех неправильно произведенных операциях (ошибках); о случаях, когда электронно-цифровая подпись банка воспринимается ими как фальшивая; о потере контроля над носителем секретного ключа, а банк обязан немедленно приостанавливать операции по счету клиента при получении от него указанной выше информации, а также не производить конкретной расчетной операции по документу клиента, электронно-цифровая подпись по которому воспринимается как фальшивая.9
Следует отметить, что нарушения правил совершения расчетных операций, которые могут быть допущены банками при совершении электронных платежей, аналогичны тем, которые допускаются ими при «бумажных» расчетах: несвоевременное или неправильное зачисление (или списание) средств на счет (со счета) владельца, неисполнение или не надлежащее исполнение поручения клиента о совершении платежа в пользу получателя средств ввиду утери расчетных документов или по иным причинам.
Чтобы определить условия и перспективы развития банковских операций следует обозначить основные причины их возникновения:
Основными условиями и перспективами развития современных банковских операций являются:
На банковском
рынке представлен широкий
В последнее время на рынке банковских услуг появляется множество новых банков, что заставляет уже существующие производить новые продукты, чтобы привлечь как можно больше клиентов
Разработка научно-технических проектов, появление новых технологий и баз данных влекут за собой эпоху информационных технологий и интернета, что принуждает банки переходить с личного контакта с клиентами на предоставление услуг через интернет и другие средства связи.
Правительство
РФ ставит перед собой задачи, способствующие
развитию экономики в целом и
банковского сектора в
Для развития рынка банковских услуг необходимо открывать маркетинговые отделы в банках, и они должны стать мозговыми центрами организации рынка банковских услуг. Маркетинговые отделы должны заниматься изучением рынка, проводить опрос и анкетные наблюдения, собирать и анализировать количественную и словесную информацию.
Зарубежные банки
более развиты в отношении
внедрения новых банковских услуг наших,
российских, банков, что дает стимул нашему
банковскому сектору развиваться, создавать
новые услуги.
Заключение
В
последние годы банковская система
нашей страны переживает бурное развитие.
Несмотря на существующие недостатки
российского законодательства, регулирующего
деятельность банков, ситуация неуклонно
меняется к лучшему. Сегодня все больше
банков делает ставку на профессионализм
своих сотрудников и новые технологии.
В принципе почти все задачи, которые возникают
в ходе работы банка достаточно легко
поддаются автоматизации. Быстрая и бесперебойная
обработка значительных потоков информации
является одной из главных задач любой
крупной финансовой организации. В соответствии
с этим очевидна необходимость обладания
вычислительной сетью, позволяющей обрабатывать
все возрастающие информационные потоки.
Кроме того, именно банки обладают достаточными
финансовыми возможностями для использования
самой современной техники. Однако не
следует считать, что средний банк готов
тратить огромные суммы на компьютеризацию.
Банк является прежде всего финансовой
организацией, предназначенной для получения
прибыли, поэтому затраты на модернизацию
должны быть сопоставимы с предполагаемой
пользой от ее проведения. В соответствии
с общемировой практикой в среднем банке
расходы на компьютеризацию составляют
не более 20% от общей сметы годовых расходов.
Интерес к развитию компьютеризированных
банковских систем определяется не желанием
извлечь сиюминутную выгоду, а, главным
образом, стратегическими интересами.
Как показывает практика, инвестиции в
такие проекты начинают приносить прибыль
лишь через определенный период времени,
необходимый для обучения персонала и
адаптации системы к конкретным условиям.
Вкладывая средства в программное обеспечение,
компьютерное и телекоммуникационное
оборудование и создание базы для перехода
к новым вычислительным платформам, банки,
в первую очередь, стремятся к удешевлению
и ускорению своей рутинной работы и победе
в конкурентной борьбе.
Информация о работе Применение систем электронных расчетов в банковских услугах