Прибыль банка как источник формирования финансовых ресурсов

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 10:42, курсовая работа

Описание работы

Многообразие факторов, оказывающих влияние на результаты деятельности коммерческих банков, определяет необходимость рассмотрения наиболее важных из них в динамике.
Целью курсовой работы является изучение прибыли банка в составе финансовых ресурсов, а также повышения значений основных финансовых показателей на базе проведенного анализа деятельности коммерческого банка.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………….. 3
1. Прибыль банка в системе финансовых ресурсов ………….………….………….…… 5
1.1 Факторы, влияющие на формирование прибыли банка ……………………………... 5
1.2 Потребительский кредит как один из источников банковской прибыли ……….. 10
2. Анализ и динамика прибыли банка от кредитования физических лиц (на примере отделения № 324 Белинвестбанка г. Калинковичи)…….. ……..……..……..……..…….. 13
2.1 Анализ кредитной деятельности и кредитного портфеля ………...…..……..…..…… 13
2.2 Анализ и динамика прибыли банка от потребительских кредитов ….…...…..…….. 16
3.Мероприятия по увеличению прибыли банка …………………………………………… 20
Заключение………………………………………………………………………………….. 25
Список использованных источников……………………………………………………… 27

Работа содержит 1 файл

Глава1.docx

— 71.04 Кб (Скачать)

    Вторая  составляющая прибыли – расходы. По экономическому содержанию расходы банка делятся на операционные и неоперационные.

    К операционным расходам банка относят:

  • процентные расходы по привлеченным кредитам, вкладам и депозитам;
  • по операциям с ценными бумагами;
  • расходы по обеспечению функциональной деятельности банка – содержание административно – управленческого аппарата, хозяйственные расходы, амортизационные отчисления, затраты на ремонт, восстановление и модернизацию основных фондов, услуги связи, охраны, рекламу и маркетинг, налоги (за исключением налога на прибыль).

    К неоперационным расходам – все прочие (штрафы, пени, неустойки; расходы прошлых лет, выявленные в отчетном году; расходы на благотворительность и другие аналогичные расходы).

    Стоит отметить, что увеличение операционных расходов отражает неблагоприятное  состояние конъюнктуры рынка, на котором банк привлекает ресурсы, либо это может свидетельствовать об ухудшении менеджмента в банке. [6]

    Деятельность  банков представляет собой совокупность процессов, зависящих от множества  факторов. Каждый из факторов, которые  тесно связаны между собой, вызывает разнонаправленное воздействие  на финансовые результаты деятельности банка, причем отрицательное воздействие  одних факторов способно снизить  или свести к нулю положительное  влияние других. Поэтому необходимо сгруппировать их.

    В основу классификации могут быть положены следующие признаки: по месту  возникновения (внешние и внутренние факторы), по важности результата (основные и второстепенные), по структуре (простые  и сложные), по времени действия (постоянные и временные). Наиболее значимо деление  факторов в зависимости от возможностей влияния на динамику разных факторов. Они могут быть внутренними и  внешними. Первые напрямую зависят  от организации работы самого банка, вторые являются внешними по отношению  к первым, а их изменение либо частично, либо полностью неподвластно воле руководства банка.

    Внешние факторы включают: социально-политическую ситуацию, общеэкономическую ситуацию, состояние финансового рынка, степень  развития банковской системы.

    Социально-политическая ситуация складывается под действием  устойчивой политики президента страны и правительства, определяемой влиянием оппозиции, корректировкой политики правительства  и стабильностью в регионах, зависящей  от социальной напряженности в них, межэтнических национальных отношений.

    На  общеэкономическую ситуацию оказывают  воздействие промышленный потенциал  экономики, конкурентоспособность  товаров, сальдо по счету движения капитальных  средств, состояние финансового  рынка.

    Состояние финансового рынка определяют:

    •процентная ставка по банковским вкладам, на которую  влияют доходность денежного и валютного фондового рынка;

    • валютный курс рубля, на который оказывают  влияние объемы спроса на доллары, предложений и операций на валютной бирже;

    • кредитная эмиссия, паритет покупательной  способности рубля, темпы инфляции и инфляционные ожидания, политика Банка Беларуси, предложения денежной массы;

    • конкуренция на рынке банковских услуг.

    К внутренним факторам относятся совокупность индивидуальных характеристик банка, стратегия банка и его внутренняя политика.

    Основным  внутренним фактором, оказывающим влияние  на финансовую устойчивость банка, является совокупность индивидуальных характеристик  деятельности банка. Наибольшее влияние на финансовые результаты деятельности банка оказывают такие факторы, как характер и масштаб деятельности, структура, степень независимости, тип деятельности. Так, чем больше масштаб деятельности (капитал) банка, тем более диверсифицирован портфель активов и выше их качество. Состав и структура активов, их качество, а соответственно, и прибыль зависят от специализации банка, преобладания той или иной операции. Банки, осуществляющие большой объем операций на межбанковском рынке кредитов и высоколиквидных ценных бумаг с фиксированной процентной ставкой, несут значительный процентный риск. Если они предоставляют большой объем ссуд при отсутствии должного внимания к кредитоспособности заемщика, то подвержены кредитному риску. Кроме того, если не учитываются мобильность и сроки погашения активов и пассивов, определяющие возможность трансформации краткосрочных ресурсов в долгосрочные вложения, банки несут риск ликвидности. Реализация банковских рисков, которые связаны между собой, может привести к риску неплатежеспособности (риску, связанному с капиталом и прибылью).

    Параметры ликвидности в значительной степени  зависят от масштабов: чем значительнее капитал банка, тем меньше удельный вес ликвидных активов в совокупном объеме активов, который влияет на рост удельного веса «вторичных резервов»  в структуре ликвидных активов. Кроме того, управление ликвидностью осуществляется с помощью ликвидных активов и востребуемых пассивов. На ликвидность активов существенное влияние оказывают специализация банка, его ориентация и тип деятельности. Прибыльность банковской деятельности также определяется его специализацией.

    Организация менеджмента, возможности применения в процессе управления тех или  иных методов зависят от масштабов  деятельности, структуры банка.

    Стратегия банка определяется спектром услуг, предоставляемых банком.

    Таким образом, выбор состава и структуры  оказываемых услуг, специализация  банка определяют:

  • качество активов и степень их риска - оценивается возможность обеспечения возврата активов, а также воздействие проблемных кредитов на общее финансовое положение банка;
  • минимальную величину достаточного капитала - оценивается размер капитала банка с точки зрения его достаточности для защиты интересов вкладчиков;
  • ликвидность активов - это способность активов трансформироваться в денежную наличность посредством их реализации или погашения обязательств должником (заемщиком). Степень ликвидности активов зависит от их назначения;
  • структуру и соотношение доходов и расходов,
  • характеризуют качество менеджмента - оценка методов управления банковского учреждения с учетом эффективности его деятельности, установившегося порядка работы, методов контроля и выполнения установленных законов и правил.

    Перечисленные категории непосредственно влияют на финансовый результат банка.

    Еще одним важным фактором достижения финансового  результата банком является оптимальный  состав и структура активов, а  также правильный выбор стратегии  управления ими. Устойчивость банка  и эффективность его деятельности во многом зависят от качества управления текущими активами. Искусство управления ими состоит в том, чтобы держать  на счетах банка лишь минимально необходимую  сумму ликвидных средств, которая  нужна для текущей оперативной  деятельности.

    Следующим значительным внутренним фактором получения  удовлетворительного финансового  результата являются состав и структура  пассивов, правильный выбор стратегии  и тактики управления ими.

    Суть  управления обязательствами заключается  в подборе ресурсов, позволяющих  сформировать портфель продуктов и  услуг, пользующихся спросом на финансовом рынке, причем при приобретении заемных  средств должно быть обеспечено превышение доходов над расходами.

    Искусство управления капиталом означает формирование собственного капитала, достаточного для покрытия риска, заключенного в  активах.

    Анализ  структуры активов и пассивов подразумевает их изучение с точки  зрения качественных признаков, характеризующих  активы и пассивы. Это степень  ликвидности активов и востребованности пассивов, доходность активов и платность  пассивов, уровень риска активов  и устойчивости пассивов.

    Так как активные операции осуществляют преимущественно за счет заемных  средств, а не собственного капитала, уникальность банковского баланса  заключается в том, что необходимо поддерживать определенные пропорции  между отдельными группами активов  и пассивов. Важнейшей характеристикой, позволяющей контролировать эти  пропорции, служат сроки погашения  активов и пассивов. [10, стр. 23] 

1.2. Потребительский кредит как один из источников банковской    прибыли 

    Наиболее  популярной услугой в последнее  время на белорусском рынке становится потребительский кредит. Потребительский кредит - это продажа торговыми предприятиями потребительских товаров с отсрочкой платежа или предоставление банками ссуд на покупку потребительских товаров, а также на оплату различного рода расходов личного характера (плата за обучение, медицинское обслуживание и т.п.). Главный отличительный признак потребительского кредита – целевая форма кредитования физических лиц. [11, стр. 23]

    Потребительские кредиты имеют довольно обширную классификацию. Они различаются:

  1. по виду обеспечения обязательств заемщика — с обеспечением или без, при этом форма обеспечения может быть различной;
  2. по принадлежности кредитуемого предмета потребления к категории товаров или услуг;
  3. по скорости и содержанию процедуры предоставления кредита — экспресс - кредиты и обыкновенные;
  4. по срокам предоставления, которые в зависимости от достигнутого сторонами консенсуса могут квалифицироваться как краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные;
  5. по кратности предоставления, т. е, предоставляемые однократно (на приобретение одного наименования товара или услуги) либо многократно (по кредитной карте в соответствии с принципом «возобновляемой кредитной линии»), что соответственно позволяет заемщику приобретать в кредит несколько наименований товаров или услуг одновременно, но в пределах овердрафта;
  6. по размеру кредита — мелкие, средние и крупные;
  7. по размеру ставки кредитования — недорогие, умеренно дорогие и дорогие;
  8. по способу погашения — погашаемые аннуитетно (равными долями), единовременно либо в соответствии с индивидуальной схемой погашения. [1]

    Для банков предоставление потребительских  кредитов – весьма выгодная операция, так как она не только расширяет  рынок сбыта товаров (что важно  для торговых фирм), но и повышает норму прибыли за счёт высоких процентов по ссудам. Эта один из принципов кредитования – платность.

    Платность банковских ссуд - это внесение получателями кредита определенной платы за временное  пользование для своих нужд денежными  средствами. Осуществляется через механизм банковского процента. Ставка банковского процента является, по сути, "ценой" кредита. 
Платность кредита обеспечивает банку покрытие его затрат, связанных с уплатой процентов за привлечённые в депозиты чужие средства, затрат по содержанию своего аппарата и обеспечивает получение прибыли для увеличения ресурсных фондов кредитования (резервного, уставного) и использования их на собственные и другие нужды. [12]

    Многие  экономисты и банкиры объясняют  высокий уровень по потребительским  ссудам большим моральным риском и высокими издержками, связанными с изучением платёжеспособности такого рода заёмщиков. Хотя оба эти  фактора действительно влияют на уровень процента, главная причина  высокого его уровня кроется в использовании банками их монопольного положения в качестве кредиторов. [8]

    Развитие  потребительского кредитования определяются, прежде всего, развитием их инфраструктуры. Каждый элемент инфраструктуры имеет  свои специфические функции и  задачи, но преследуют общую цель —  обеспечивать бесперебойность кредитного процесса, способствуя при этом систематическому снижению, сопровождающих процесс кредитования населения, рисков.

    Целью кредитора при потребительском  кредитовании является не только оказание временной финансовой помощи заемщику и получения существенного дохода от кредитной операции, но и обеспечение  возвратности движения ссужаемых средств. Поэтому также существенная часть  элементов инфраструктуры способствуют появлению в первую очередь у  банков или других кредитных организаций  дополнительных инструментов, позволяющих  управлять кредитным риском, и, соответственно, минимизировать его уровень.

    Подводя итог, можно сказать, что потребительское кредитование имеет ряд преимуществ для каждого участника кредитных отношений. [13, стр. 227] 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ДИНАМИКА ПРИБЫЛИ БАНКА  ОТ КРЕДИТОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ (НА ПРИМЕРЕ ОТДЕЛЕНИЯ  № 324 БЕЛИНВЕСТБАНКА Г. КАЛИНКОВИЧИ) 

Информация о работе Прибыль банка как источник формирования финансовых ресурсов