Правовая основа деятельности коммерческих банков в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 08:36, курсовая работа

Описание работы

Основная цель исследования видится в том, чтобы на основе комплексного анализа различных форм проявления специфики правовой природы коммерческого банка на различных этапах его функционирования дать целостную, объективную характеристику правовой основы его деятельности. Реализация поставленной цели возможна при решении следующих задач:

- выявление исторической роли и назначения коммерческого банка, определение его сущностных свойств и качеств;

- исследование конкретных правовых особенностей коммерческого банка на различных этапах его функционирования (создание и деятельность, реорганизация и ликвидация);

- изучение действующих в Российской Федерации правовых механизмов, обеспечивающих специфику рычагов правового воздействия на отношения, складывающиеся в банковской деятельности.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. Формирование банковской системы в России 6
1.1. История банковского дела в России и за рубежом 6
1.2. Деятельность первых коммерческих банков в России 12
Глава 2. Деятельность коммерческого банка 18
2.1. Понятие и признаки коммерческого банка 18
2.2. Принципы и функции деятельности коммерческого банка 20
Глава 3. Правовая основа деятельности коммерческих банков в России 24
3.1. Порядок открытия, регистрации и ликвидации коммерческих банков……………………………………………………………………………….24
3.2. Взаимодействия коммерческих банков с органами государственной власти и Центральным банком 27
3.2.1. Регулирование и надзор над деятельностью коммерческого банка 30
Заключение 36
Список использованной литературы 38

Работа содержит 1 файл

правовая основа деятельности комерческих банков в россии.doc

— 194.00 Кб (Скачать)

     С - capital adeguacy (достаточности капитала). Система определяет, каким капиталом  располагает банк для защиты вкладчиков, а соответственно - достаточности  его величины;

     A - asset guality (качество активов), определяет степень «возвратности активов» и внебалансовых статей, а также финансовое воздействие проблемных кредитов;

     M - management (качество управления). Система оценивает качество банковского менеджмента на основе результатов работы, устоявшейся политики, глубины контроля , соблюдения законов и инструкций.

     E - earnings (доходность или прибыльность), определяет достаточность доходов  для будущего роста банка;

     L - liguiditi (ликвидность). Система определяет, достаточно ли ликвиден банк, чтобы выполнить обычные и неожиданные обязательства12.

     В соответствии с этой рейтинговой  системой общая оценка состояния  банка (от 1-прочное состояние - до 5-неудовлетворительное состояние) является средней арифметической из баллов, определяемых по 5 вышеназванным критериям. Предварительная рейтинговая оценка дается в процессе документарного надзора, а окончательная - лишь после завершения инспекции на месте. Общий рейтинг достаточно точно отражает положение банка и предопределяет необходимость принятия надзорным органам надлежащих мер по отношению к данному банку.

     Инспектирование на местах. Проверка степени достоверности передаваемой надзорным органам информации, формирование максимально точного представления о положении банка, качестве его менеджмента могут быть обеспечены только в ходе проверки на месте.

     Во  время общей проверки анализируются  различные аспекты деятельности банка и главные области риска. Как правило, выявляются соблюдение банком законов, правильность составления  отчетов, наличие эффективной системы  управления и производится оценка общего финансового состояния банка.

     По результатам проверок на месте составляются письменные отчеты, доводимые до сведения руководства центрального банка, оценивающего информацию инспекторов и дающего при необходимости разрешение на принятие соответствующих мер воздействия на банк.

     Затем отчет вместе с сопроводительным письмом направляется в банк, где  на Совете директоров обсуждается сделанные  по результатам проверки заключения.

     Важным  моментом в регулировании деятельности банков является соблюдение обязательных нормативов установленных Банком России (ФЗ «О Центральном банке РФ» глава X)13:

     - минимальный размер уставного  капитала для создаваемых кредитных  организаций, размер собственных  средств для действующих кредитных  организаций в качестве условия  создания на территории иностранного государства их дочерних организаций и открытия их филиалов, получения небанковской кредитной организации статуса банка (ст.63)

     - предельный размер имущественных  вкладов в уставный капитал кредитной организации (ст.62, п 2 );

     - максимальный размер риска на  одного заёмщика или группу  связанных заёмщиков, являющихся  по отношению друг к другу  зависимыми или основными и  дочерними, устанавливается в  процентах от размера собственных  средств кредитной организации  (КО) и не может превышать 25 % размера собственных средств КО (ст.64);

     - максимальный размер крупных  кредитных рисков - устанавливается  как выраженное в процентах  отношение совокупной величины  крупных кредитных рисков и  размера собственных средств  КО. Крупным кредитным риском является сумма кредитов, гарантий и поручительств в пользу одного клиента, превышающая 5 % собственных средств КО. Максимальный размер крупных кредитных рисков не может превышать 800 % размера собственных средств КО (ст. 65);

     - нормативы ликвидности кредитной организации. Определяются как:

     · отношение её активов и пассивов с учётом сроков, сумм и типов  активов и пассивов и других факторов;

     · отношение её ликвидных активов (наличных денежных средств, требований до востребования) и суммарных активов (ст. 66)

     - нормативы достаточности собственных  средств, определяются как отношение  размера собственных средств  КО и суммы её активов, взвешенных  по уровню риска (ст. 67);

     - размеры валютного, процентного  и финансовых рисков;

     - минимальный размер резервов, создаваемых под риски. Банк России определяет порядок формирования и размер образуемых до налогообложения резервов КО для покрытия возможных потерь по ссудам, валютных, процентных и иных финансовых рисков (ст. 69 от 23. 12. 2003 г.)

     - нормативы использования собственных средств КО для приобретения акций других юридических лиц, определяются как выраженное в процентах отношение сумм инвестируемых и собственных средств КО, и этот размер не может превышать 25 % размера собственных акций КО (ст. 70);

     - максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных КО своим участникам (акционерам), определяется в процентах от собственных средств КО и не может превышать 50 % (ст.71).

     Денежное  кредитное регулирование. ЦБ регулирует экономику не прямо, а через денежно-кредитную политику. Воздействуя на кредитные институты, он создаёт определённые условия для их функционирования, от этих условий зависит направление деятельности коммерческих банков. Инструментами регулирования являются:

     - Дисконтная и залоговая политика. Если цель ЦБ - удорожание рефинансирования кредитных институтов для уменьшения их кредитного потенциала, он должен поднять учётную ставку. В случае действенного повышения учётной ставки, рефинансирование для коммерческих банков удорожается, что в итоге ведёт к росту стоимости кредитов в стране. Эта политика является способом воздействия на ликвидность кредитных институтов;

     - Депозитная политика, при увеличении  резервов возрастает кредитный  потенциал коммерческих банков, что при уравновешенном рынке ведёт к снижению процентных ставок и росту инфляции. При проведении контрактивной депозитной политики достигается обратный результат - уменьшение банковских резервов, сокращение кредитного потенциала, рост процентных ставок, снижение темпов инфляции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

 

     Подводя итог сказанному, можно определенно  сделать вывод о том, что коммерческие банки сегодня – основная составная часть кредитно-финансовой системы любой страны. Они занимают господствующее положение на рынке ссудных капиталов. Масштабы их деятельности в экономике развитой страны поистине огромны. Представление об этом дает статистика денежных потоков, проходящих через коммерческие банки.

     Нарастание  проблем в банковском секторе определяется, главным образом, низким уровнем управления банками в сочетании с неблагоприятными тенденциями общеэкономического развития.

     По  оценке структуры банковской системы  можно сказать, что не большая  часть банков является финансово  устойчивыми.

     Сейчас  в России основное - добиться выполнение уже принятых Законов, не нарушив работу банковской системы. Опыт надзорных органов зарубежных стран помогает банковской системе России, формировать взгляды специалистов и учиться на ошибках финансистов развитых стран.

     Подводя итог вышеизложенного можно сделать определенные выводы. Коммерческий банк - это особое явление в хозяйственной жизни, специфическое предприятие. Он выступает в роли и торгового, и посреднического, и кредитного, и экономического, и партнерского предприятия. Современный банк - это универсальное предприятие.

     Порядок создания коммерческого банка определяется нормативными актами Центрального банка  России. Процесс этот непрост и  требует не только желания учредителей  создать банк, но и тщательной подготовки всех документов, носящих правовой характер, соблюдения требований Центрального банка, предъявляемых им при регистрации банка.

     Правовое  регулирование деятельности коммерческих банков находится в становлении, поэтому государству необходимо более, активно вести свою деятельность по развитию сети коммерческих банков и разработке нормативных основ для их деятельности.

     Острейшим вопросом остается совершенствование  структуры коммерческих банков. Деятельность банков и их конечные результаты нельзя отрывать от производства, которое  катастрофически упало. Некоторые банки допускают серьезные нарушения финансовой дисциплины, усугубляющие инфляционные процессы. За это, а также за отклонение от принципов кредитования материального производства надо отзывать лицензии на совершение банковских операций и переводить такие банки в разряд дочерних банков или филиалов. Здесь важна позиция Центрального банка России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

 

     Нормативно-правовые акты

  1. Федеральный закон от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» (ред. от 19.07.2009 г., с изм. от 22.09.2009 г.) // Сборник законодательства Российской Федерации. – 2009. - №. 29. – С. 7.
  2. Федеральный закон от 02.12.1990 №395-1 «О банках и банковской деятельности» (ред. от 28.04.2009 г.) // Сборник законодательства Российской Федерации. – 2009. - №. 18. – С. 3.
 

     Библиографический список

  1. Банковское дело. / Под ред. О. И. Лаврушина. - М.: Финансы и статистика, 2000. – 576 с.
  2. Банковское дело: учебник / под ред. Г. Г. Коробовой. – М.: Экономистъ, 2008. – 751 с.
  3. Грязнова А. Г., Молчанова А. В. Банковская система России: настольная книга банкира. – М., 2000. – 586 с.
  4. Куницына, Н. Н. Бизнес-планирование в коммерческом банке / Н. Н. Куницына, Л. И. Ушвицкий, А. В. Малеева // Финансы и статистика. – 2002. – 383 с.
  5. Основы банковской деятельности (банковское дело) / Под ред. К. Р. Тагирбекова. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 364 с.
  6. Панова Г. С. Кредитная политика коммерческого банка. – М., 2003. – С. 77.
  7. Свиридов О. Ю. Деньги, кредит, банки. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2004. – 480 с.
  8. Усоскин В. М. Современный коммерческий банк: управление и операции. – М., 2001. – 467 с.
  9. Управление деятельностью коммерческого банка (банковский менеджмент) / Под ред. О.И. Лаврушина. - М.: Юристъ, 2003. – 688 с.
  10. Шевчук Д.А., Шевчук В.А. Деньги. Кредит. Банки. Курс лекций в конспективном изложении: Учеб-метод. пособ.– М: Финансы и статистика, 2006. – 383 с.

Информация о работе Правовая основа деятельности коммерческих банков в России