Правовая основа деятельности коммерческих банков в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 08:36, курсовая работа

Описание работы

Основная цель исследования видится в том, чтобы на основе комплексного анализа различных форм проявления специфики правовой природы коммерческого банка на различных этапах его функционирования дать целостную, объективную характеристику правовой основы его деятельности. Реализация поставленной цели возможна при решении следующих задач:

- выявление исторической роли и назначения коммерческого банка, определение его сущностных свойств и качеств;

- исследование конкретных правовых особенностей коммерческого банка на различных этапах его функционирования (создание и деятельность, реорганизация и ликвидация);

- изучение действующих в Российской Федерации правовых механизмов, обеспечивающих специфику рычагов правового воздействия на отношения, складывающиеся в банковской деятельности.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. Формирование банковской системы в России 6
1.1. История банковского дела в России и за рубежом 6
1.2. Деятельность первых коммерческих банков в России 12
Глава 2. Деятельность коммерческого банка 18
2.1. Понятие и признаки коммерческого банка 18
2.2. Принципы и функции деятельности коммерческого банка 20
Глава 3. Правовая основа деятельности коммерческих банков в России 24
3.1. Порядок открытия, регистрации и ликвидации коммерческих банков……………………………………………………………………………….24
3.2. Взаимодействия коммерческих банков с органами государственной власти и Центральным банком 27
3.2.1. Регулирование и надзор над деятельностью коммерческого банка 30
Заключение 36
Список использованной литературы 38

Работа содержит 1 файл

правовая основа деятельности комерческих банков в россии.doc

— 194.00 Кб (Скачать)

     Следующий документ - нотариально заверенная копия свидетельства о государственной  регистрации учредителей банка - юридических лиц, а также аудиторские  заключения о их состоянии в течение 3 лет, ну и некоторые другие данные. Например, физические лица - учредители должны представить декларацию, заверенную налоговой службой, что он не должен по налогам.

     В пакет документов на регистрацию  представляются также анкеты претендующих на должность руководителей и главного бухгалтера банка, притом у них должно быть специальное образование: экономическое, юридическое, не менее года опыта работы в банке. Прилагается также список учредителей банка, с расписанными долями акций и паевого взноса.

     При регистрации есть еще требования к названию: на слова “Россия, центральный, федеральный” требуется разрешение. Территориальное управление ЦБ, приняв пакет документов, должно это подтвердить  и приготовить замечания, после  чего этот пакет возвращается на доработку. Если дается положительное заключение, то оно с пакетом документов направляется в ЦБ, в департамент регистрации и лицензирования банковской и аудиторской деятельности, там он еще раз проверяется и при положительном решении подписывается свидетельство о государственной регистрации этого банка и выдается штамп на экземпляр Устава, и ставится печать и подпись одного из заместителей председателя ЦБ. 2 экземпляра Устава и свидетельство о регистрации направляются в управление, которое потом один экземпляр вручает банку с уведомлением о регистрации и с требованием уплатить 100% уставного капитала в месячный срок.

     Если  банк создается в форме АО, то в 10 дневной срок банк должен направить  в ЦБ документы о регистрации  и отчет, о первой эмиссии акций. После подтверждения об оплате уставного капитала зарегистрированному банку выдается соответствующая лицензия.

     В настоящее время существуют следующие  виды лицензий: лицензия на осуществление  банковских операций со средствами в  рублях без права операций с физическими лицами, так называемая ограниченная лицензия. Второй вид лицензии - осуществление банковских операций со средствами в рублях и в иностранной валюте, с правом привлечения физических лиц, то есть это расширенная лицензия, и лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов и так далее - это лицензия генеральная, то есть дающая право выполнять все банковские операции, а также без ограничений устанавливать корреспондентские отношения с иностранными банками и правом открытия филиалов за рубежом.

     После регистрации банка банк может  создавать представительства или  филиалы или отделения вне  места нахождения главного офиса  банка. С 1996 года их создание осуществляется в порядке уведомления, то есть сначала  все создается, а потом уже  регистрируется.

     ЦБ  и его территориальные органы могут отказать учредителям в  создании КБ. Какие мотивы отказа? Во-первых, это несоответствие квалификации руководителей, во-вторых, это финансовая несостоятельность  учредителя, потом, это не соответствие поданных документов. Если ЦБ отказывает в регистрации и выдачи лицензии или нарушает сроки, выделенные для выдачи лицензии, то это решение может обжаловаться учредителями в суде, где надо доказать, что ЦБ нарушил законодательство. Как правило, это бесполезное мероприятие.

     Ликвидация  осуществляется: отзывом лицензии, о чем происходит публикация в  печати, причем отзыв производится по инициативе ЦБ. При отзыве лицензии, если не приняты меры по санации  банка, то в банке должна создаваться  ликвидационная комиссия с участием в ее составе представителя ЦБ. Вся операционная деятельность до начала работы ликвидационной комиссии прекращается, и контроль за деятельностью такого банка осуществляет то территориальное управление ЦБ, за которым числится этот КБ.

     В ходе своей деятельности в соответствии с законодательством КБ могут производить различные реорганизации, это может быть: изменение формы собственности, слияние с другими банками, присоединение к ним, разъединение. То есть, намерения банка провести реорганизацию должны в течение месяца с момента принятия решения сообщаться в территориальное отделение ЦБ, чтобы была выявлена закономерность реорганизации и она была утверждена. 

3.2. Взаимодействия коммерческих  банков с органами государственной власти и Центральным банком

 

     Здесь следует отметить, что действующим законодательством о банках и банковской деятельности установлено, что кредитные организации, то есть КБ в нашем случае не отвечают по обязательствам государства и ЦБ в своей деятельности, равно как и государство и ЦБ не отвечает по обязательствам коммерческих банков10.

     Может быть за исключением случая, когда  вышел закон Государственной  думы о гарантировании возвратов  вкладов. В этом случае, банки должны все-таки резервы создавать, и при  отсутствии возможностей за счет резервов погашать свои обязательства, тогда может вступать в силу этот закон, который защищает физических лиц (здесь юридические лица не затрагиваются) при случае банкротства и отсутствии средств при ликвидации банков, государство берет на себя обязательства, точнее передает свои обязательства ЦБ. Так, как это было сделано после 17 августа, когда ряд КБ заставило, часть клиентов перевести свои валютные вклады по невыгодному курсу в Сбербанк. В этом случае закон был нарушен.

     Тем же законодательством предписано, что федеральные органы субъектов РФ, местных органов власти ни в коей мере не могут вмешиваться в деятельность КБ за исключением тех случаев, которые предусмотрены законом.

     КБ, в соответствии с действующим  законодательством, не взирая ни на какие  давления не могут заниматься теми операциями или видами деятельности, которые не предусмотрены его учредительными документами или соответственным законодательством. КБ должны действовать строго в соответствии с банковским законодательством, своим уставом, учредительным договором, решением собрания учредителей банка и так далее11.

     В то же время КБ в процессе своей  деятельности обязаны регистрировать в ЦБ в установленном законом  порядке изменения величины уставного  капитала (после утверждения собранием  пайщиков или акционеров), наименование банка, создаваемые подразделения (филиалы, отделения, представительства банка), изменения юридического или почтового адреса, изменения состава участников банка (при каждом выпуске, при новой эмиссии). Если банк изменяют форму собственности, то есть переходит из состава паевого в состав акционерного, он тоже должен перерегистрироваться. Любые реформирования КБ: слияние, разделение, присоединение, выделение - также регистрируется в установленном порядке в ЦБ. Все эти изменения, требующие регистрации в ЦБ, осуществляются ЦБ в месячный срок. В месячный срок ЦБ должен принять решение о перерегистрации того или иного изменения в деятельности банка и его реформирования.

     Кроме того, КБ должны представлять отчетность о своей деятельности и соответствующую документацию в установленные сроки в ЦБ по месту его обслуживания. КБ отчитывается перед РКЦ и территориальным главным управлением данной территории, где находится, в рамках установленных ЦБ инструкцией по отчетности, включая статистическую, оперативную, текущую отчетность, по кассовым операциям и так далее.

     Если  КБ имеет в своей собственности  более 50% голосов акций или долей  другого банка, то в данном случае он обязан представлять в ЦБ в установленном  порядке и консолидированную  отчетность. То есть не только отчетность о своей деятельности, но и общую отчетность с тем банком, у которого он обладает более 50% акций. В консолидированный отчет включается консолидированный баланс и консолидированный отчет о прибылях и убытках.

     ЦБ  устанавливает также для КБ форму, сроки и порядок публикации его отчетности по итогам годовой деятельности. Это так называемая форма публикуемого баланса и отчета о прибылях и убытках, которые должны быть обязательно перед публикацией подтверждены проверкой внешнего аудита с указанием аудиторской фирмы, которая подтверждает достоверность публикуемого в данном балансе и отчета о прибылях и убытках.

     КБ  имеет право на любые решения  ЦБ или его бездействие, подавать в суд или в арбитраж в порядке, установленном ФЗ, то есть он имеет право получить судебное решение о правомерности действия ЦБ. Например, даже по штрафным санкциям. Которые применяются, по решению ЦБ например в части ликвидации банка (то есть отзыва лицензии) и так далее.

     КБ  имеет право обращаться в ЦБ с  различными заявлениями, запросами к руководству ЦБ, к отдельным подразделениям, получать ответы на них. Для этого существует месячный срок, то есть в месячный срок не получен, значит, он имеет право обращаться в судебные органы. 

3.2.1. Регулирование и надзор над деятельностью коммерческого банка

 

     Банковский  надзор - это надзор в банковской сфере. Организация банковского  надзора основывается на национальной законодательной базе и рекомендациях  международных банковских комитетов. Система банковского надзора  обычно включает:

     - типы банковских учреждений, подлежащих  надзору;

     - процедуру выдачи лицензий на  совершение банковских операций;

     - стандарты бухгалтерского учета,  банковской и статистической  отчетности;

     - порядок аннулирования лицензий  на банковскую деятельность или  ограничения банковских операций;

     - обязательность аудиторских проверок;

     - порядок назначения временной  администрации по управлению  банком;

     - объявление банков неплатежеспособными.

     Можно выделить следующие виды контроля за деятельностью коммерческих банков: государственный, ведомственный и независимый.

     Государственный контроль за деятельностью коммерческих банков выражается действующей системой банковского законодательства.

     Ведомственный контроль включает надзор за деятельностью  коммерческих банков со стороны Центрального банка страны. Задачи, цели и границы ведомственного контроля определены соответствующими законодательными актами.

     Независимый контроль - это контроль, осуществляемый независимыми вневедомственными организациями,т.е. аудиторскими фирмами.

     Как говорилось выше первым этапом надзорной деятельности является лицензирование банков.

     Второй  этап надзорной деятельности - дистанционный (документарный) надзор, или проверка отчетности, предоставляемой банками. Постоянный контроль за деятельностью, осуществляемый органами надзора, позволяет заранее выявить проблемы, которые могут вызвать риск неплатежеспособности банков, их банкротство.

     Для оценки финансового положения банка  обычно используют периодическую отчетную документацию и ежегодные финансовые отчеты, включающие годовой баланс, счет прибылей и убытков, пояснительную записку. Как правило, ежемесячно или ежеквартально должны составляться отчеты о соблюдении ими экономических нормативов и предоставлять их в течение месяца, следующего за отчетным. Несоблюдение срока предоставления отчета свидетельствует о наличии у банка проблем. Примерно 1 раз в год внешний аудитор должен проверять ежемесячные и ежеквартальные финансовые отчеты, по которым он делает заключения.

     Важнейшими  показателями финансового состояния банка, зависящего от внутрибанковской системы управления, являются:

     - достаточность капитала (отношение  собственных средств к ликвидным активам);

     - качество его активов с точки  зрения риска ликвидности;

     - доходность, или прибыльность (уровень  прибыли на 1 акцию или 1 занятого);

     - ликвидность (способность банка  своевременно оплачивать свои обязательства) - соотношение ликвидности и прочих активов.

     Финансовое  состояние банка во многом определяется качеством его активов. Глубокий анализ качества активов, выявление невозвращаемых или завышенных по стоимости их элементов могут быть осуществлены в процессе инспектирования на месте. Представляемая банком отчетная документация может использоваться как показатель состояния его активов, и на ее основе в некоторой мере можно оценить кредитный риск, или риск неуплаты по кредиту, со стороны заемщика.

     Так, в Италии банки и банковские группы имеют право предоставлять одному заемщику или группе связанных между  собой заемщиков ссуду в размере  не более 25% собственных средств банков.

     В США 3 органа, контролирующие банковскую деятельность, в течение долгого времени применяли собственные системы оценки финансового положения банков. С 1978 г. внедрена единая оценочная система CAMEL, составленная по заглавным буквам основных критериев банковского надзора:

Информация о работе Правовая основа деятельности коммерческих банков в России