Появление центральных банков, их функции и операции

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 08:29, курсовая работа

Описание работы

Ключевым элементом финансовой системы любого развитого государства сегодня является центральный банк, выступающий официальным проводником денежно-кредитной политики. В свою очередь, денежно кредитная политика, наряду с бюджетной, составляет основу всего государственного регулирования экономики. Поэтому эффективная деятельность центрального банка является одним из условий эффективного функционирования рыночной экономики.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ МОЯ ДКБ.doc

— 137.00 Кб (Скачать)

    Первоначально обязательные минимальные резервы формировались как гарантия определенного запаса наличных денег на тот случай, если клиенты потребуют свои вклады от банка. В настоящее время минимальные резервы выполняют двоякую роль. Во-первых, они должны обеспечить интересы вкладчиков, когда при тех или иных обстоятельствах может начаться опок вкладов из данного банка. Во-вторых, с помощью изменения суммы резервов регулируются и возможности коммерческих банков выдавать кредиты и, следовательно, влиять на совокупную массу денег в обращении. Кредитный потенциал коммерческого банка уменьшается настолько, насколько увеличивается размер его резервов, и увеличивается настолько, насколько уменьшается размер его резерва в ЦБР. Политика формирования минимальных резервов как инструмент кредитно-денежной политики впервые была применена в США в 30-е годы, а затем ее стали использовать центральные банки всех ведущих капиталистических стран.                            Наряду с формированием фонда обязательных резервов в системе ЦБР за счет отчислений от прибыли коммерческих банков создаются еще два фонда:

    1. фонд страхования депозитов в коммерческих банках;
    2. фонд страхования коммерческих банков от банкротства.

    Отчисления  в оба фонда составляют по 1 проценту от балансовой прибыли банка. За счет этих фондов коммерческий банк имеет возможность получать ссуды при временных трудностях, связанных с выполнением своих обязательств.                                                                                                    Деятельность коммерческих банков затрагивает имущественные и социальные права широкого круга граждан, предприятий, организаций, фирм, которые являются их акционерами, вкладчиками и кредиторами, поэтому государство в лице ЦБР осуществляет контроль за устойчивостью каждого банка и всей банковской системы. В связи с наличием кредитных связей между коммерческими банками устойчивость одних из них непосредственно связана с устойчивостью других.                                                   

    ЦБР устанавливает обязательные для  коммерческих банков правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности. Для осуществления своих функций ЦБР имеет право запрашивать и получать от банков необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации. Для подготовки банковской и финансовой статистики и для анализа экономической ситуации в стране ЦБР также имеет право запрашивать и получать необходимую информацию и у федеральных органов исполнительной власти. Полученные данные по конкретным операциям не подлежат разглашению без согласия банка, предоставившего их. ЦБР публикует сводную статистическую и аналитическую информацию о банковской системе России. В целях обеспечения устойчивости банковской системы ЦБР разрабатывает для коммерческих банков обязательные нормативы, которые позволяют оценить состояние капитала, источники ресурсов и их соотношение с активами. Таким образом, ликвидность коммерческого банка базируется на постоянном поддержании объективно необходимого соотношения между тремя ее составляющими — собственным капиталом банка, привлеченными и размещенными банком средствами.                                                                         

    ЦБР осуществляет надзор за деятельностью  коммерческих банков с целью своевременного выявления и предотвращения ситуаций, угрожающих интересам вкладчиков и других кредиторов, и отрицательно влияющих на стабильность банков. Для осуществления своих функций по надзору и регулированию деятельности коммерческих банков ЦБР проводит проверки — как их самих, так и их филиалов, и направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений, а также применяет санкции по отношению к нарушителям. В случае нарушений, представления неполной или недостоверной информации ЦБР имеет право требовать от коммерческого банка устранения выявленных недостатков и взыскать штраф в размере до 0,1 процента от размера минимального уставного капитала, либо ограничивать проведение отдельных операций на срок до шести месяцев. При невыполнении в установленный срок предписаний ЦБР об устранении нарушений, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые банком операции создали реальную угрозу интересам кредиторов и других вкладчиков, ЦБР имеет право взыскать с коммерческого банка штраф в размере одного процента от суммы капитала. По требованию ЦБР коммерческий банк обязан осуществить мероприятия по повышению своей ликвидности, в том числе изменить структуру активов. В случае неудовлетворительной работы коммерческого банка ЦБР имеет право потребовать замены руководителей; осуществления реорганизации банка; утверждения индивидуальных нормативов достаточности капитала и нормативов ликвидности на срок до шести месяцев; запретить проведение некоторых банковских операций сроком на один год; временно запретить открытие филиалов. В тех случаях, когда руководство коммерческого банка не в состоянии обеспечить работу банка в соответствии с действующим законодательством или самостоятельно оздоровить финансовое состояние банка, а также при возникновении в руководстве банка разногласий, ведущих к потере управляемости, ЦБР может назначить временную администрацию по управлению банком на срок до 18 месяцев. Задачей временной администрации является сохранение или восстановление платежеспособности банка в интересах его кредиторов, вкладчиков и акционеров (пайщиков) и создание работоспособного управленческого механизма, обеспечивающего устранение выявленных нарушений и осуществление других мер по финансовому оздоровлению банка. Если руководителями или акционерами (пайщиками) банка, в который назначена временная администрация, совершаются действия, препятствующие выполнению ее функций, ЦБР вправе принять решение об отзыве лицензии. Деятельность временной администрации прекращается с выполнением возложенных на нее задач или после представления ею в ЦБР обоснованного вывода о невозможности достижения поставленной перед нею цели, а также по истечении срока деятельности временной администрации, либо после вынесения определения арбитражного суда о возбуждении производства по делу о банкротстве. В крайних случаях ЦБР отзывает лицензию на проведение банковских операций. Вследствие такой меры коммерческий банк прекращает свою деятельность, сливаясь с другим банком или трансформируясь в филиал более крупного банка.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  


Информация о работе Появление центральных банков, их функции и операции