Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 08:29, курсовая работа
Ключевым элементом финансовой системы любого развитого государства сегодня является центральный банк, выступающий официальным проводником денежно-кредитной политики. В свою очередь, денежно кредитная политика, наряду с бюджетной, составляет основу всего государственного регулирования экономики. Поэтому эффективная деятельность центрального банка является одним из условий эффективного функционирования рыночной экономики.
Первоначально
обязательные минимальные резервы формировались
как гарантия определенного запаса наличных
денег на тот случай, если клиенты потребуют
свои вклады от банка. В настоящее время
минимальные резервы выполняют двоякую
роль. Во-первых, они должны обеспечить
интересы вкладчиков, когда при тех или
иных обстоятельствах может начаться
опок вкладов из данного банка. Во-вторых,
с помощью изменения суммы резервов регулируются
и возможности коммерческих банков выдавать
кредиты и, следовательно, влиять на совокупную
массу денег в обращении. Кредитный потенциал
коммерческого банка уменьшается настолько,
насколько увеличивается размер его резервов,
и увеличивается настолько, насколько
уменьшается размер его резерва в ЦБР.
Политика формирования минимальных резервов
как инструмент кредитно-денежной политики
впервые была применена в США в 30-е годы,
а затем ее стали использовать центральные
банки всех ведущих капиталистических
стран.
Отчисления
в оба фонда составляют по 1 проценту
от балансовой прибыли банка. За счет
этих фондов коммерческий банк имеет возможность
получать ссуды при временных трудностях,
связанных с выполнением своих обязательств.
ЦБР
устанавливает обязательные для
коммерческих банков правила проведения
банковских операций, ведения бухгалтерского
учета, составления и представления бухгалтерской
и статистической отчетности. Для осуществления
своих функций ЦБР имеет право запрашивать
и получать от банков необходимую информацию
об их деятельности, требовать разъяснений
по полученной информации. Для подготовки
банковской и финансовой статистики и
для анализа экономической ситуации в
стране ЦБР также имеет право запрашивать
и получать необходимую информацию и у
федеральных органов исполнительной власти.
Полученные данные по конкретным операциям
не подлежат разглашению без согласия
банка, предоставившего их. ЦБР публикует
сводную статистическую и аналитическую
информацию о банковской системе России.
В целях обеспечения устойчивости банковской
системы ЦБР разрабатывает для коммерческих
банков обязательные нормативы, которые
позволяют оценить состояние капитала,
источники ресурсов и их соотношение с
активами. Таким образом, ликвидность
коммерческого банка базируется на постоянном
поддержании объективно необходимого
соотношения между тремя ее составляющими
— собственным капиталом банка, привлеченными
и размещенными банком средствами.
ЦБР
осуществляет надзор за деятельностью
коммерческих банков с целью своевременного
выявления и предотвращения ситуаций,
угрожающих интересам вкладчиков и других
кредиторов, и отрицательно влияющих на
стабильность банков. Для осуществления
своих функций по надзору и регулированию
деятельности коммерческих банков ЦБР
проводит проверки — как их самих, так
и их филиалов, и направляет им обязательные
для исполнения предписания об устранении
выявленных нарушений, а также применяет
санкции по отношению к нарушителям. В
случае нарушений, представления неполной
или недостоверной информации ЦБР имеет
право требовать от коммерческого банка
устранения выявленных недостатков и
взыскать штраф в размере до 0,1 процента
от размера минимального уставного капитала,
либо ограничивать проведение отдельных
операций на срок до шести месяцев. При
невыполнении в установленный срок предписаний
ЦБР об устранении нарушений, а также в
случае, если эти нарушения или совершаемые
банком операции создали реальную угрозу
интересам кредиторов и других вкладчиков,
ЦБР имеет право взыскать с коммерческого
банка штраф в размере одного процента
от суммы капитала. По требованию ЦБР коммерческий
банк обязан осуществить мероприятия
по повышению своей ликвидности, в том
числе изменить структуру активов. В случае
неудовлетворительной работы коммерческого
банка ЦБР имеет право потребовать замены
руководителей; осуществления реорганизации
банка; утверждения индивидуальных нормативов
достаточности капитала и нормативов
ликвидности на срок до шести месяцев;
запретить проведение некоторых банковских
операций сроком на один год; временно
запретить открытие филиалов. В тех случаях,
когда руководство коммерческого банка
не в состоянии обеспечить работу банка
в соответствии с действующим законодательством
или самостоятельно оздоровить финансовое
состояние банка, а также при возникновении
в руководстве банка разногласий, ведущих
к потере управляемости, ЦБР может назначить
временную администрацию по управлению
банком на срок до 18 месяцев. Задачей временной
администрации является сохранение или
восстановление платежеспособности банка
в интересах его кредиторов, вкладчиков
и акционеров (пайщиков) и создание работоспособного
управленческого механизма, обеспечивающего
устранение выявленных нарушений и осуществление
других мер по финансовому оздоровлению
банка. Если руководителями или акционерами
(пайщиками) банка, в который назначена
временная администрация, совершаются
действия, препятствующие выполнению
ее функций, ЦБР вправе принять решение
об отзыве лицензии. Деятельность временной
администрации прекращается с выполнением
возложенных на нее задач или после представления
ею в ЦБР обоснованного вывода о невозможности
достижения поставленной перед нею цели,
а также по истечении срока деятельности
временной администрации, либо после вынесения
определения арбитражного суда о возбуждении
производства по делу о банкротстве. В
крайних случаях ЦБР отзывает лицензию
на проведение банковских операций. Вследствие
такой меры коммерческий банк прекращает
свою деятельность, сливаясь с другим
банком или трансформируясь в филиал более
крупного банка.
Информация о работе Появление центральных банков, их функции и операции