Появление центральных банков, их функции и операции

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 08:29, курсовая работа

Описание работы

Ключевым элементом финансовой системы любого развитого государства сегодня является центральный банк, выступающий официальным проводником денежно-кредитной политики. В свою очередь, денежно кредитная политика, наряду с бюджетной, составляет основу всего государственного регулирования экономики. Поэтому эффективная деятельность центрального банка является одним из условий эффективного функционирования рыночной экономики.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ МОЯ ДКБ.doc

— 137.00 Кб (Скачать)

     В большинстве промышленно развитых стран руководство центрального банка не может быть отозвано ранее установленного срока. Исключение представляют собой центральные банки Италии, Франции, России, которые более зависимы от государства.

     Третьим фактором, отражающим независимость  центрального банка, является степень подробности определения в законодательстве целей и задач его деятельности. Этим устанавливаются, во-первых, рамки свободы деятельности центрального банка, во-вторых, в законодательном порядке определяются его полномочия. Так, в Австрии, Дании, Франции, ФРГ, Швейцарии и Японии основные цели и сфера деятельности отражены в конституции или подробно изложены в законах о центральном банке и банковской деятельности.

     Например, в ФРГ цели и область функционирования Центрального банка определены Конституцией, которая формулирует основную задачу Немецкого федерального банка как обеспечение стабильности национальной валюты. Кроме того, Законом о Немецком федеральном банке 1957 г. перед ним поставлены следующие основные задачи: регулирование денежного обращения и кредитного обеспечения экономики, осуществление платежного оборота. Причем в этом Законе подчеркивается, что Банк поддерживает экономическую политику правительства лишь в той мере, в какой она не противоречит сохранению покупательной силы денег.

     В таких странах, как США, Швеция, Италия, в законодательстве задачи центрального банка сформулированы лишь в общих  чертах.

     Банк  Англии представляет собой исключение, так как его задачи не зафиксированы  ни в законодательном порядке, ни предписаниями казначейства. Эти задачи базируются на национальных традициях в этой области, основанных на исторических документах.

     Четвертым фактором независимости центрального банка является законодательно установленное  право государственных органов  на их вмешательство в денежно-кредитную политику.

     Наиболее  низкой степенью независимости в  этом плане обладают центральные  банки Франции и Италии. Определение  направления денежно-кредитной политики в этих странах в законодательном  порядке передано правительству. Центральный  банк является лишь консультантом и должен выполнять решения правительства.

     В таких странах, как Великобритания, Нидерланды, Швеция и Япония, законодательно установлена возможность государственных  органов вмешиваться в политику центрального банка.

     В Австрии и Дании законодательно не предусмотрено вмешательство государства в денежно-кредитную политику, но центральный банк обязан координировать свою политику с экономической политикой правительства.

     И, наконец, центральные банки ФРГ  и Швейцарии по этому признаку являются наиболее независимыми, так как в законодательстве этих стран отсутствует право государства на вмешательство в денежную политику Центрального банка. Кроме того, в отличие от Федеральной резервной системы США Немецкий федеральный банк не подотчетен парламенту.

     Пятый фактор независимости центрального банка – наличие законодательного ограничения кредитования правительства.

     По  этому признаку независимыми являются центральные банки Австрии, Нидерландов  и ФРГ.

     Меньшая степень независимости предоставляется во Франции и в Японии, где объем кредитования правительства утверждается парламентом страны и предусмотрен законодательством.

     Третью  группу стран составляют Дания, Италия, Швеция и Швейцария, в которых  формально не существует ограничения  объема кредитования правительства. Это свидетельствует о большей степени зависимости центрального банка по этому признаку от государства.

     В Великобритании и США распределение  кредитов государству осуществляется при участии центрального банка  на открытом рынке.

     Таким образом, все эти пять факторов независимости центрального банка свидетельствуют о его месте в экономике промышленно развитых стран, влиянии на экономические процессы при помощи предоставленного ему законом инструментария регулирования, о степени зависимости от правительства и об особой роли в денежно-кредитной системе страны.

     Но  независимо от того, принадлежит или  нет капитал центрального банка  государству, исторически между  банком и правительством сложились  тесные связи, особенно усилившиеся  на современном этапе.

     Среди многообразных функций центральных  банков следует выделить основные, без которых невозможно выполнение главной задачи центрального банка - сохранение стабильности национальной денежной единицы, - и дополнительные, соответствующие решению этой задачи.  В современных условиях любой центральный банк выполняет следующие функции:

    1. Осуществление монопольной эмиссии  банкнот. За центральным банком  как представителем государства  законодательно закреплена эмиссионная  монополия только в отношении  банкнот, т.е. общенациональных кредитных денег, которые являются общепризнанным окончательным средством погашения долговых обязательств в стране. В некоторых странах центральный банк также монопольно осуществляет эмиссию монет, но обычно их чеканкой занимается министерство финансов (казначейство). В последнем случае центральный банк покупает монеты у казначейства по номиналу, а разница между номинальной (нарицательной) стоимостью монет и их себестоимостью идет в доход госбюджета. Купленные монеты центральный банк выпускает в обращение вместе с банкнотами.

    Банкноты  составляют незначительную часть денежной массы промышленно развитых стран, однако банкнотная эмиссия по-прежнему необходима для платежей в розничной  торговле и для обеспечения ликвидности  кредитной системы. Эмиссионная монополия превратила центральный банк в эмиссонно-кассовый центр банковской системы, поскольку обязательства центрального банка служат кассовым резервом любого коммерческого банка; 

    2. Проведение денежно-кредитного регулирования,  валютной политики. Регулирование экономики путем воздействия на состояние кредита и денежного обращения – составной элемент экономической политики правительства, главными целями которой являются достижение стабильного экономического роста, низкого уровня безработицы и инфляции, выравнивание платежного баланса. Общее состояние экономики во многом зависит от состояния денежно-кредитной сферы.

    Денежно-кредитная  политика ЦБ представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение  денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. Ее цель - регулирование экономики посредством воздействия на состояние совокупного денежного оборота, он включает в себя наличную денежную массу в обращении и безналичные деньги, находящиеся на счетах в банках.

    Денежно-кредитная  политика ЦБ направлена либо на стимулирование денежно-кредитной эмиссии - кредитная  экспансия (оживление конъюнктуры  в условиях падения производства), либо на ограничение денежно-кредитной эмиссии в периоды экономических подъемов - кредитная рестрикция.

    Наиболее  широко используемые методы денежно-кредитной  политики центрального банка:

     а) изменение процентных ставок, по которым  центральный банк предоставляет  кредиты коммерческим банкам (официальной учетной ставки, ставки рефинансирования, ломбардной ставки).

     б) изменение норм обязательных резервов, размещаемых коммерческими банками  в ЦБ.

     в) проведение операций на открытом рынке, т.е. операции по купле-продаже государственных  облигаций, векселей и других ценных бумаг.

     г) политика валютной интервенции, т.е. покупка – продажа иностранной валюты на национальную;

     3. Банка банков. Центральный банк не имеет дела непосредственно с предпринимателями и населением. Его клиентурой являются коммерческие банки. Принимая на хранение кассовые резервы коммерческих банков, центральный банк оказывает им кредитную поддержку.  Центральный банк выполняет функции главного регулирующего органа платежной системы страны: организует межбанковские расчеты, координирует и регулирует организацию расчетных систем, служит расчетным центром банковской системы. В ряде стран (Австралия, Италия, Россия) центральный банк осуществляет надзор и контроль над банками с целью поддержания стабильности и надежности банковской системы, защиты интересов вкладчиков и кредиторов. В других (Германия, Швейцария, США, Франция) центральный банк совместно с другими органами (казначейством, банковской комиссией) осуществляет контроль. А  в некоторых государствах (Австрия, Дания, Канада, Норвегия) контроль осуществляется не центральным банком, а иными органами. К основным направлениям надзора и контроля относятся: выдача лицензий на осуществление банковской деятельности, на проведение отдельных видов операций (валютных, с ценными бумагами, с драгметаллами); проверка и анализ финансовой отчетности, предоставляемой банками, ревизии на местах; установление системы экономических нормативов, контроль за их соблюдением.;

    4. Банка правительства. В качестве  банкира правительства центральный  банк выступает как его кассир, кредитор, финансовый консультант. В центральном банке открыты счета правительства и правительственных ведомств. Доходы правительства, поступившие от налогов и займов, зачисляются на беспроцентный счет казначейства в центральном банке, все правительственные расходы покрываются с этого счета. Центральный банк кредитует государство, консультирует Министерство финансов по вопросам размещения и погашения государственных займов, выбора дат эмиссии и определения доходности государственных ценных бумаг в зависимости от рыночной ситуации, управления государственным долгом ;

    5. Внешнеэкономическую. Центральный  банк является органом валютного  контроля, проводником государственной  валютной политики.  Он определяет  режим обменного курса национальной валюты и осуществляет его регулирование, проводит операции по управлению официальными золотовалютными резервами, регулирует международные расчеты, платежный баланс, контролирует движение валютных ценностей как внутри страны, так и за границей, принимает участие в разработке прогноза и организует составление платежного баланса. Центральный банк участвует в подготовке международных соглашений по соответствующим вопросам, сотрудничает с центральными банками других стран, а так же с международными и региональными валютно-кредитными организациями, представляет страну в этих организациях.

    Все функции центрального банка взаимосвязаны. Благодаря этим функциям центральный банк занимает особое положение в банковской системе.

     Центральный банк осуществляет свои функции путем  проведения банковских операций, которые, как и у любого другого банка, делятся на пассивные и активные. Пассивные - это операции по формированию и привлечению банковских ресурсов. А активные - операции по размещению и выдаче банковских ресурсов.

     К пассивным операциям центральных  банков относятся:

     а) эмиссия банкнот (доля до 90-95% от всех пассивов) является важным источником ресурсов центрального банка. В наше время отменено золотое обеспечение банкнот. Современный механизм эмиссии банкнот основан на кредитовании коммерческих банков, покупке государственных бумаг и увеличении золотовалютных резервов. Обеспечением банкнотной эмиссии служат активы центрального банка. В этом проявляется взаимосвязь его пассивных и активных операций. Размеры пассивной операции «эмиссия банкнот» зависят от его активных операций:

     б) выдачи ссуд банкам, покупки государственных ценных бумаг, иностранной валюты и золота.

     в) прием депозитов кредитных учреждений составляют значительную часть пассивов центральных банков. Центральные банки принимают от коммерческих депозиты, по которым выплачиваются проценты.

     г) хранение капиталов и резервов коммерческих банков. На счетах центральных банков хранятся средства казначейства (министерства финансов) и других правительственных ведомств. Коммерческие банки открывают в центральных банках беспроцентные корреспондентские счета и специальный резервный счет.

     д) привлечение средств из-за границы. Центральные банки могут получать кредиты от международных финансово-кредитных организаций или других центральных банков. В ряде стран центральные банки прибегают к займам: выпускают собственные долговые ценные бумаги (облигации, векселя). Они используются для проведения операций на открытом рынке и принимаются центральными банками в залог при кредитовании коммерческих банков.[14]

     К активным операциям центральных  банков относятся:

     а) учётно-ссудные - купля/продажа и учет государственных и коммерческих векселей и обязательств. Центральные банки предоставляют ссуды правительству и банкам. Для покрытия кассовых разрывов (между текущим поступлением доходов и расходами бюджета) могут быть предоставлены ссуды казначейству сроком не более одного года.

     б) ломбардное кредитование - ссуды под залог ценных бумаг. Краткосрочные ссуды для поддержания ликвидности коммерческих банков обычно предоставляются центральным банком под залог простых и переводных векселей, государственных ценных бумаг и других активов.

     в) инвестиционные - долгосрочные вложения в государственные ценные бумаги. Осуществляются центральными банками с различными целями. Во-первых, покупка ими государственных обязательств служит главной формой кредитования правительства для покрытия бюджетного дефицита. В портфеле центрального банка обычно находится очень незначительная часть государственных ценных бумаг. Основными кредиторами государства выступают не центральные банки, а коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, компании и население. Во-вторых, покупка центральными банками государственных ценных бумаг осуществляется с целью регулирования ликвидности банковской системы, денежной массы и курса государственных облигаций в ходе проведения денежно-кредитной политики. Для увеличения ресурсов коммерческих банков центральные банки используют покупку векселей у коммерческих банков. Эта операция называется переучетом, так как центральный банк осуществляет вторичную покупку векселей, которые коммерческие банки купили у своих клиентов. Другой метод расширения ликвидности коммерческих банков - покупка у банков государственных ценных бумаг с обязательством центрального банка последующей их продажи через определенный срок по заранее фиксированной цене.

Информация о работе Появление центральных банков, их функции и операции