Повышение стрессоустойчивости персонала в организации на примере детского сада № 31

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 09:39, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить влияние стресса на эффективность персонала.

Задачи исследования:
Изучить понятия «стресс» и «стрессоустойчивость».
Определить симптомы стресса.
Выделить основные типы стрессоустойчивости.
Провести тест стрессоустойчивость и его типы. Обработать результаты.
Сделать выводы и дать рекомендации по повышению стрессоустойчивости персонала.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Влияние стресса на эффективность управления организации 5
Понятие стресса и его причины 5
Симптомы стресса 11
Понятие стрессоустойчивости и его типы 15
Глава 2. Исследование влияния стрессоустойчивости на эффективное управление детского сада № 31 21
2.1. Особенности организации детского сада № 31 21
2.2. Исследование влияния стресса на поведения сотрудников детского сада № 31 22
Выводы 33
Рекомендации 35
Заключение 36
Список источников 38

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 226.30 Кб (Скачать)
  1. Стресс, вызванный условиями работы.

Высокая скорость работы в  организациях с плоской структурой вызывает у многих сотрудников сильный  стресс. Сотрудники, которым приходится постоянно работать в бешеном  темпе, подвержены тому, что социологи  называют «болезнью спешки». Она  состоит в том, что человек  теряет способность замедлять темп и расслабляться. Другие условия  работы, которые привести к стрессу, - это отсутствие уверенности в  завтрашнем дне, опасные участки  работы, слишком много людей в  помещении, шум, жара, холод или другие неблагоприятные условия окружения, а также напряжение, вызванное  интенсивным умственным или физическим трудом. Работодатель должен постоянно  контролировать рабочую атмосферу  и стремиться устранить все эти  факторы, если они негативно влияют на сотрудников.

  1. Стресс, вызванный менеджером.

Стресс может возникнуть из-за необходимости управлять другими  людьми или подчиняться вышестоящему руководству. При управлении другими  людьми стресс может быть вызван недостатком  знаний и навыков, отсутствием постоянной обратной связи относительно результатов  работы, неспособность учиться на личном опыте и просто личными недостатками. Человек, который одарён в какой-то технической области, может быть готов к превратностям менеджмента, а может быть и не готов. Если сотруднику приходится подчиняться некомпетентному или неразумному боссу, это тоже может вызвать сильный стресс. Одно психологическое исследование, проведенное в США, показало, что средний уровень некомпетентности менеджеров составляет от 60% до 75%! Способы решения проблем, связанных с менеджментом, рассматривались в других модулях данного курса.

  1. Стресс, вызванный корпоративной культурой, процессами и структурой организации.

Если организация не следует  необходимым стратегиям изменений, описанным в следующем модуле, ее сотрудники обязательно столкнутся с проблемами стресса. Причинами  таких проблем может быть следующее:

Политика и стратегия  развития организации:

  • Сокращение штатов
  • Давление конкурентов
  • Изменение задач и рабочих обязанностей
  • Бюрократическое правило

Бизнес-процессы внутри организации:

  • Жесткий контроль
  • Только нисходящая коммуникация, отсутствие восходящего движения информации «снизу вверх»
  • Отсутствие информации о результатах работы
  • Централизованное принятие решений
  • Недостаточное участие в процессе принятия решений
  • Системы наказаний и штрафов

Структура организации:

  • Централизация и формализация
  • Конфликты с линейным персоналом
  • Узкая специализация
  • Отсутствие возможностей карьерного роста
  • Культура, построенная на ограничениях и недоверии

Более трех четвертей всего  исполнительных директоров из списка Fortune 500 считают, что компании нужно еще больше стимулировать своих менеджеров, чтобы ее деятельность соответствовала требованиям глобальной конкуренции. Но при таком «стимулировании» организации нужно уделять пристальное внимание своей структуре. Если такая структура эффективна, это может устранить многие из факторов, вызывающих у сотрудников стресс.

  1. Стресс, вызванный особенностями личности.

Исследования выявили, что  возникновению стресса могут  способствовать такие личные качества, как авторитаризм, мужественность, женственность, экстраверсия, спонтанность, эмоциональность, тревожность и  потребность в достижениях. Многие их этих черт присущи типу личности, который принято называть типом  А. В конце 60-х годов два исследователя  Фридман и Розенман, пытались найти психологические принципы сердечных заболеваний. Они обнаружили, что люди определенного типа больше подвержены заболеваниям сердца, чем остальные. Человек типа А постоянно напряжен, занят и беспокоен. Полностью ему противоположен тип Б.6

Человек типа А честолюбив: он хочет достичь успеха и проявляет настойчивое желание признания и выдвижения. Он постоянно стремится к соревнованию, конкуренции, к состязательности. Часто он агрессивно ведет себя с встречающимися на его пути людьми, бывает раздражительным и нетерпеливым.

Речь у человека типа А, как правило, громкая, взрывчатая. Для него характерно непреодолимое желание спорить; бывает, он не только перебивает людей, когда они говорят, но и заканчивает за них фразы, а порой даже те или иные истории, которые они рассказывают.

 Такие люди любят  самостоятельность. По сравнению  с личностью типа Б, индивидуум типа А в состоянии стресса более склонен работать в одиночестве. Это дает ему возможность самому устанавливать сроки завершения работы и увеличивать свою рабочую нагрузку. Однако увеличение нагрузки повышает уровень стресса у этого человека и ограничивает возможность получить поддержку товарищей по работе и подчиненных. Последнее, в свою очередь, может вызывать у него чувство недовольства коллегами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Понятие стрессоустойчивости и его типы.

Стрессоустойчивость – это способность противостоять сильным отрицательным эмоциональным воздействиям, вызывающим высокую психическую напряженность, поскольку деятельность персонала протекает в условиях значительных психологических нагрузок. Стрессы в деятельности любого сотрудника являются неизбежными. Чем выше должностной уровень, тем они сильнее. Они могут быть вызваны разнообразными факторами:

– нестабильностью рынка, давлением бюрократической системы;

– конфликтами в коллективе и т.д. поэтому сотрудник должен быть устойчивым к стрессу.

Формирование стрессоустойчивости  является залогом психического здоровья людей и непременным условием социальной стабильности, прогнозируемости процессов, происходящих в обществе. Нарастающие нагрузки, в том числе  психические, на нервную систему  и психику современного человека приводит к формированию эмоционального напряжения, которое выступает одним  из главных факторов развития различных  заболеваний. В настоящее время  на передний план выходит забота о  сохранении психического здоровья и  формировании стрессоустойчивости  современного человека. Путь к психическому здоровью – это путь к интегральной личности, не разрываемой изнутри  конфликтами мотивов, сомнений, неуверенностью в себе. На этом пути важно познавать  особенности своей психики, что  позволит не только предупреждать возникновение  болезней, укреплять здоровье, но и  совершенствовать самих себя и свое взаимодействие с внешним миром.

Основная индивидуальная характеристика содержания стресса  – адаптация к стрессу (стрессоустойчивость). По мнению „пограничных” психиатров (Ю.А. Александровский, А.Д. Адо, А.В. Вальдман, В.И. Лебедев и др.) – это барьер психической адаптации.

Со стрессоустойчивостью отождествляют эмоциональную устойчивость и способность контроля эмоций (Е.А. Милерян); способность переносить большие нагрузки и успешно решать задачи в экстремальных ситуациях (Н.Н. Данилова); способность преодолевать состояние эмоционального возбуждения при выполнении сложной деятельности (В.Л. Марищук); свойство темперамента, позволяющее надежно выполнять целевые задачи деятельности за счет оптимального использования резервов нервно-психической эмоциональной энергии (В.А. Плахтиенко, Н.И. Блудов); стабильную направленность эмоциональных переживаний по их содержанию на положительное решение предстоящих задач (О.А. Черникова); устойчивое преобладание положительных эмоций (А.Е. Ольшанникова); интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности человека, которые обеспечивают оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке (П.Б. Зильберман).7

Выделяют 4 типа стрессоустойчивости  личности:

– стрессонеустойчивые личности;

– стрессотренируемые личности;

– стрессотормозные личности;

– стрессоустойчивые личности.

Стрессонеустойчивых характеризует максимально возможная ригидность по отношению к внешним событиям. Они не склонны менять свое поведение и адаптироваться под внешний мир. Их установки и понятия незыблемы. Поэтому любое неблагоприятное внешнее событие или даже намек на его возможность в будущем для них – стресс. В самой стрессовой, критической ситуации люди стрессонеустойчивых типов (типов информационного метаболизма) склонны к повышенной эмоциональности, крайне возбудимы и неуравновешенны. От них не стоит ждать быстрых и конструктивных решений в напряженные моменты.

Стрессотренируемые готовы к переменам, но только не глобальным и не мгновенным. Они стараются трансформировать свою жизнь постепенно, непринужденно, безболезненно, а когда это по объективным причинам невозможно, делаются раздражительными или впадают в депрессию. Однако по мере повторения примерно схожих по содержанию напряженных ситуаций „стрессотренируемые” привыкают и начинают реагировать на стрессы более спокойно. Зрелые, опытные представители таких типов вполне способны быть лидерами в экстремальных ситуациях.

Стрессотормозные отличаются жесткостью своих жизненных принципов и мировоззренческих установок, однако к внезапным внешним изменениям относятся достаточно спокойно. Они принципиально не готовы меняться постепенно, но могут пойти на быстрое и однократное изменение той или иной сферы их жизни, например, резко сменить работу. Люди, имеющие типы данной группы, способны быть лидерами во время „точечных” перемен, после которых сразу будет фиксация их нового статус-кво. Если же стрессы следуют один за другим, а особенно имеют вялотекущий характер, они постепенно теряют присутствие духа и контроль над своими эмоциями.

Стрессоустойчивые готовы относительно спокойно принимать любые перемены, какой бы характер – длительный или мгновенный – они ни носили. Наоборот, все стабильное и заранее предопределенное им чуждо и вызывает иронию по причине всеобщей неустойчивости, столь остро ощущаемой представителями типов этой группы. Они обычно сами начинают процессы преобразований или даже революций, возглавляют их, при этом в самый острый момент могут отойти в сторону, так как при всей любви к переменам вовсе не в восторге от возможности нанесения ущерба себе. Умеют эффективно действовать в нестабильных, кризисных условиях, но плохо приспособлены для работы в организациях с устоявшимися традициями. Стрессом для них являются только самые тяжелые события, касающиеся их самих или близких. Нередко „стрессоустойчивые” выбирают себе профессии, связанные с риском и постоянным нахождением в экстремальных ситуациях.

Для понимания собственно термина „стрессоустойчивость„  обратимся к работе Н.И. Бережной, в которой представлены основные определения данного понятия. Е.А. Милерян (1974) определяет эмоциональную устойчивость с одной стороны, как невосприимчивость к эмоциогенным факторам, оказывающим отрицательное влияние на психическое состояние индивидуума, а с другой, как способность контролировать и сдерживать возникающие астенические эмоции, обеспечивая тем самым успешное выполнение необходимых действий. Способность человека переносить большие физические и умственные нагрузки, успешно решать задачи в экстремальных ситуациях Данилова Н.Н. (1998) понимает под стрессоустойчивостью и даже сохранять здоровье в среде с плохой экологией. В.Л. Марищук (2001) понимает под эмоциональной устойчивостью способность преодолевать состояние излишнего эмоционального возбуждения при выполнении сложной деятельности.

Некоторые психологи связывают  стрессоустойчивость со свойством  темперамента. Так, В.А. Плахтиенко, Н.И. Блудов (1985) понимают под эмоциональной устойчивостью свойство темперамента, позволяющее надежно выполнять целевые задачи деятельности за счет оптимального использования резервов нервно-психической эмоциональной энергии. О.А. Черникова (1962) определяет эмоциональной устойчивостью как относительную устойчивость оптимального уровня интенсивности эмоциональных реакций, а так же как устойчивость качественных особенностей эмоциональных состояний, т.е. стабильную направленность эмоциональных переживаний по их содержанию на положительное решение предстоящих задач. Одной из главных эмоциональных детерминант эмоциональной устойчивости А.Е. Ольшанникова (1974) считает устойчивое преобладание положительных эмоций.

Некоторые ученые рассматривают  стрессоустойчивость как одну из подструктур готовности человека к  деятельности в напряженных ситуациях. Так, Дьяченко М.И. (1985) полагает, что  среди факторов, от которых зависит  уровень и успех деятельности специалистов в напряженных ситуациях, особое значение u1080 имеет готовность к ним. Она способствует быстрому и правильному использованию  знаний, опыта, личных качеств, сохранению самоконтроля и перестройке деятельности при появлении непредвиденных препятствий. К числу внешних и внутренних условий, обусловливающих готовность, данные исследователи относят: содержание поставленных задач, их трудность, новизну; обстановку деятельности, мотивацию, оценку вероятности достижения цели, самооценку, нервно-психическое состояние и  кроме того, эмоциональную устойчивость к стрессовой ситуации. Наиболее полное определение стрессоустойчивости дает П.Б. Зильберман (1974), стрессоустойчивость – „интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности человека, которые обеспечивают оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке”. Н.И. Бережная рассматривает стрессоустойчивость как качество личности состоящее из совокупности следующих компонентов:

Информация о работе Повышение стрессоустойчивости персонала в организации на примере детского сада № 31