Повышение стрессоустойчивости персонала в организации на примере детского сада № 31

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 09:39, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить влияние стресса на эффективность персонала.

Задачи исследования:
Изучить понятия «стресс» и «стрессоустойчивость».
Определить симптомы стресса.
Выделить основные типы стрессоустойчивости.
Провести тест стрессоустойчивость и его типы. Обработать результаты.
Сделать выводы и дать рекомендации по повышению стрессоустойчивости персонала.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Влияние стресса на эффективность управления организации 5
Понятие стресса и его причины 5
Симптомы стресса 11
Понятие стрессоустойчивости и его типы 15
Глава 2. Исследование влияния стрессоустойчивости на эффективное управление детского сада № 31 21
2.1. Особенности организации детского сада № 31 21
2.2. Исследование влияния стресса на поведения сотрудников детского сада № 31 22
Выводы 33
Рекомендации 35
Заключение 36
Список источников 38

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 226.30 Кб (Скачать)

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«МАТИ» - Российский Государственный  Технологический Университет

имени К.Э. Циолковского

(МАТИ)

Курсовая работа

по дисциплине «Организационное поведение»

на тему:

«Повышение стрессоустойчивости  персонала  в организации на примере детского сада № 31»

студента (ки) группы 7УПП-3ДС-055

Водовозовой Веры Борисовны

 

Научный руководитель Токарева Елена Михайловна,

к.с.н., доцент кафедры «Социология и управление персоналом»

 

Защита курсовой работы оценивается  на _________________________

(оценка)

 

Дата защиты _________________________________________________

___________________________________________________________

(подпись научного руководителя)

 

 

Москва 2013 год

Содержание

Введение           3

Глава 1. Влияние стресса  на эффективность управления организации  5

    1. Понятие стресса и его причины                                5
    2. Симптомы стресса                 11
    3. Понятие стрессоустойчивости и его типы            15

Глава 2. Исследование влияния стрессоустойчивости на эффективное управление детского сада № 31              21

2.1. Особенности организации  детского сада № 31           21

2.2. Исследование влияния стресса на поведения сотрудников детского сада № 31                  22

Выводы                  33

Рекомендации                 35

Заключение                  36

Список источников                38

Приложение                   39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Современная жизнь является крайне стрессогенной. Возможно, от того, что ритм стал более динамичным, люди стали более амбициозными и стремятся успеть и достичь максимума. К этому давайте прибавим экологию, питание на бегу, излучения от различного рода техники и многое другое. К сожалению, генетический код человечества меняется не так быстро, как окружающая среда, и наиболее уязвима в такой обстановке – человеческая психика.

Порой напряжение достигает  такого уровня, что человек перестает  с ним справляться.

Проводимые исследования показали, что 64% людей подвергаются стрессу на работе, 56% стресс приводит к плохому сну, 26% заболевают на почве  стресса. Около 17% различных аллергических  реакций возникает на фоне стресса или им усугубляется.1

Зная о таких печальных  последствиях стресса, мы просто вынуждены  заниматься защитой своей психики  от перенапряжений. Оборону нашей  психики принято называть стрессоустойчивостью.

Объект исследования: персонал детского сада № 31.

Предмет исследования: стрессоустойчивость персонала детского сада № 31.

Цель исследования: изучить влияние стресса на эффективность персонала.

 

Задачи исследования:

  1. Изучить понятия «стресс» и «стрессоустойчивость».
  2. Определить симптомы стресса.
  3. Выделить основные типы стрессоустойчивости.
  4. Провести тест стрессоустойчивость и его типы. Обработать результаты.
  5. Сделать выводы и дать рекомендации по повышению стрессоустойчивости персонала.

Актуальность проблемы повышения  стрессоустойчивости у персонала не оспаривается ни наукой, ни практикой, так как от уровня стрессоустойчивости персонала зависит не только социальная и творческая активность конкретного сотрудника, но и конечные результаты деятельности организации.

Новизна исследования: подобное исследование в организации проводится впервые.

Гипотеза: уровень стрессоустойчивости персонала детского сада № 31 недостаточен и требует повышения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Влияние  стресса на эффективное управление организации.

    1. Понятие стресса и его причины.

Пожалуй, нет ни одного человека, который не слышал бы слова «стресс», кто не сталкивался бы с его  негативными последствиями в  ходе своей трудовой деятельности. Все люди подвержены стрессам. И  в то же время не все точно знают, что же это такое и почему он возникает.

Термин «стресс», получивший в наши дни столь широкое распространение, впервые был введен в научное  употребление применительно к техническим  объектам. В 17 веке английский ученый Роберт Гук применил этот термин для характеристики объектов (например, мостов), испытывающих нагрузку и сопротивляющихся ей. Эта  историческая аналогия интересна тем, что понятие «стресс» в современной  физиологии, психологии и медицине (базирующие на клинических исследованиях  Г. Селье) включает в себя представления о связях стресса с нагрузкой на сложные системы (биологические, психологические, социально-психологические) и с сопротивлением этой нагрузке.

Первоначальное определение  стресса было предложено канадским  ученым Гансом Селье в 1936 году: «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование». Г. Селье обнаружил, что в ответ на различные внешние воздействия, вызывающие стресс, организм вырабатывает одни и те же «антистрессовые» гормоны, позволяющие организму адаптироваться к любому фактору, вызывающему стресс.

Итак, говоря о стрессе, мы имеем дело с общей адаптацией организма к любым достаточно сильным воздействиям среды.

Стресс для одних выступает  как то, что может разрушить, привести даже к дезорганизации деятельности. Для других – как некая изюминка жизни, дающая прилив сил или, как  говорят, «приток адреналина». Поэтому  ученые говорят о двух формах стресса.

Незначительные по силе и  продолжительности стрессы (т. н. продуктивные, или эустрессы, eustress) неизбежны и полезны, поскольку высвобождают скрытые резервы энергии, стимулируют личностный рост (например, волнение перед докладом заставляет педагога хорошо к нему подготовиться). Деструктивный, или дистресс (distress), разрушает поведение и выступает как источник многочисленных неприятных переживаний и болезней. Бороться с его проявлениями не только бесперспективно, но и вредно. Дистресс нужно стараться предотвратить или, если человек уже оказался в состоянии дистресса, его необходимо лечить.

Изучение проблемы стресса  на работе – это область интересов  многих научных дисциплин (от психофизиологии  и медицины до политологии, социологии, педагогики и психологии). При этом все указанные дисциплины объединяет одно – стремление сформулировать рекомендации по созданию оптимального уровня напряжения в деятельности, чтобы сохранить высокую эффективность  и результативность и избежать негативных последствий длительного стресса  и профессионального выгорания.

В научной литературе под стрессом понимается:

  • состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий (Энциклопедический словарь). Само слово «стресс» происходит от английского stress – напряжение, давление, нажим, напор, гнет, усилие, нагрузка;
  • реакция организма на адаптацию к кризисным жизненным ситуациям;
  • ощущение, которое испытывает человек, когда полагает, что не может эффективно справиться с возникающей ситуацией.

Концепция стресса наиболее подробно описано Г. Селье (рис. 1).2

Рис. 1. Концепция  стресса по Г. Селье

Г. Селье выделил три стадии стресса. Первая – реакция тревоги, выражающаяся в мобилизации всех ресурсов организма. За ней наступает стадия сопротивления, когда организму удается (за счет предшествующей мобилизации) успешно справится с внешними воздействиями. В этот период может наблюдаться повышенная стрессоустойчивость. Если же действие вредоносных факторов долго не удается устранить и преодолеть, наступает третья стадия – истощение. Приспособительные возможности организма снижаются.3

Л. В. Куликов выделяет следующие  виды стресса, возникающие в профессиональной деятельности (табл. 1).

Таблица 1

Описание стресса, связанного с профессиональной деятельностью (по Л. В. Куликову)4

Понятие

Причины возникновения

Рабочий стресс job stress, stress at work

Связан с условиями труда, местом работы

Плохие условия труда (производственные шумы, вибрация, органическое рабочее пространство, неудобная  поза и т. п.), слабая техническая  оснащенность, неритмичная рабочая  нагрузка (повышенная продолжительность  смены, неудобные часы работы), неудобный  график труда.

Монотония (сенсорная, двигательная, эмоциональная).

Профессиональный стресс

occupational stress

Связан с профессией, родом или видом деятельности

Постоянно расширяющийся объем информации, необходимый для сохранения уровня компетентности (научная и техническая сферы).

Профессиональное выгорание (избыточное общение с людьми, род  деятельности, требующий особых эмоциональных  затрат).

Организационный стресс

Следствие негативного влияния  на субъекта особенностей организации, в которой он работает

Неприятный психологический  климат в рабочей группе, неумелое руководство, нерациональное распределение  должностных обязанностей, плохо  организованные информационные потоки, неясные цели деятельности, неопределенность перспектив развития предприятия, нечеткие инструкции, определяющие границы ответственности  работника, низкий должностной статус, маленькая зарплата, отсутствие перспектив служебного роста.


 

Предлагается следующая  теоретическая модель изучения стресса  в профессиональной деятельности, которая  позволяет рассмотреть все многообразие понятий и реалий, входящих в это  сложное образование (табл. 2).5

Таблица 2

Модель изучения стресса в профессиональной деятельности

Предпосылки к стрессу

Стрессоры на работе

Реакции на стресс

Последствия стресса

Организационные

Субъективные

Психологические

Эффективность профессиональной деятельности

Личностные 

 

Поведенческое

Изменения в личностной сфере


 К системным предпосылкам  стресса относятся те, которые  обусловлены факторами внешней  среды (экономическая и политическая  ситуация в стране, уровень безработицы,  климатические условия, семейные  проблемы и т. д.). В качестве  организационных предпосылок выступают  те, которые связаны с организационной  структурой, корпоративной культурой  организации, всеми  процессами, протекающими на уровне отдельно  взятого образовательного учреждения. Это  - конфликты, вызванные неопределенностью  ролей, перегрузкой, неинтересной  работой. К личностным предпосылкам  относятся те, которые напрямую  связаны с качествами личности (тип А/В, уровень самооценки/притязаний, тревожности, нейротизма и т. д.).

Последствия стресса рассматриваются в двух изменениях: эффективность профессиональной деятельности (снижение работоспособности, нарушение концентрации внимания, расстройства запоминания и воспроизводства информации и т. д.) и изменения в личностной сфере (выгорание, депрессия, хроническая усталость, пересмотр/уточнения жизненных ценностей, ухудшение взаимоотношений в семье и т. д.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Симптомы стресса.

Управление стрессом начинается со своевременной диагностики первичных  признаков стресса – симптомов:

  1. Стресс, вызванный современными технологиями.

Компьютерная революция  создала особую форму стресса, которая  вызывает у многих людей проблемы с умственным и физическим здоровьем. Во-первых, возникает проблема адаптации. Компьютер – это сложная технологическая  вещь, и те, кто никогда с ним  не работал, могут испытывать сильное  беспокойство и сомнения в том, смогут ли они научится обращению с ним. Второй симптом технологического стресса возникает тогда, когда человек слишком хорошо владеет компьютером и работает с ним очень много. Компьютер начинает вызывать зависимость, и человек может даже утратить способность чувствовать и общаться с другими людьми.

Информация о работе Повышение стрессоустойчивости персонала в организации на примере детского сада № 31