Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 18:25, контрольная работа
Потребительский кредит является одним из самых распространенных видов банковских операций в развитых странах Запада. При этом следует подчеркнуть, что сфера действия потребительского кредита намного шире, нежели только покупки товаров длительного пользования (durable goods), таких как автомашины, бытовая техника и т. п. Так, покупка недвижимости в рассрочку, по существу, также является одной из разновидностей долгосрочного потребительского кредитования; текущие покупки посредством дебетовых кредитных карточек по своей значимости и распространенности не уступают использованию потребительского кредита при крупных покупках.
Нужно отметить, что тенденция
к упрощению схем выдачи кредитов
всеми игроками рынка абсолютно
явная – видимо, сегодня это
главный способ борьбы за клиента. С
другой стороны, нужно учитывать
существующие здесь тонкости. Обходиться
без справки о "белых" доходах
– это требование рынка, а вот
директивы ЦБ выдвигают к коммерческим
банкам прямо противоположные
Автокредитные предложения
разных финансовых структур действительно
все меньше отличаются друг от друга.
Среди оригинальных предложений
стоит отметить уже упоминавшийся
план приобретения в кредит автомобиля
Ford Focus. Первоначальный взнос клиенту
предлагается сделать не 30, а 50%. Для
автомобиля стоимостью около $12 тыс. это
составляет $6 тыс. Ставка кредита предлагается
всего 10% годовых. В течение двух
с половиной лет клиенту
Амбициозные проекты озвучивает
и команда менеджеров, которая
после падения ИБК перешла
в "Европейский трастовый банк".
На днях автодилерам была представлена
комплексная программа
Борис Новиков, вице-президент "Европейского трастового банка": "Разница в процентной ставке в один, два, три процента для клиента на самом деле является не очень существенной – в подавляющем большинстве случаев это что-то около $10 в месяц. Куда важнее, насколько быстро банк работает с документами, насколько технологичен процесс выдачи кредитов. Кроме того, потребителю имеет смысл уточнять в деталях все условия. Некоторые банки, например, берут определенную сумму только за рассмотрение вашей заявки и не возвращают эти деньги, даже если заявка отклонена. Или берут дополнительный, не заявленный ранее процент за открытие и ведение счета. Мы во главу угла ставим технологичность и четкость выполнения объявленных условий и в скором времени рассчитываем завоевать минимум 30% рынка автокредитования". [Цылина Г. А. Государство и потребительское кредитование. // М., Постскриптум, 1999, № 7, стр. 32.]
Очевидно, озвученное правило можно считать главным при выборе среди схожих кредитных предложений: в автосалоне или банке следует детально оговаривать сроки исполнения обязательств, а также размеры всех, в том числе "неявных", выплат. Маркетинговые исследования как программ разных банков, так и предложений по конкретным маркам автомобилей потребитель может провести при помощи специализированного интернет-сайта carloan.ru.
Нужно также иметь в виду, что излишне высокие процентные ставки – неоправданный подарок банкирам. Конкуренция наверняка заставит их все больше снижать валютную ставку, которая уже сегодня то тут, то там опускается ниже привычных 14%. Тем более что жители цивилизованных стран, как правило, "живут взаймы" под 5–7% годовых.
Заключение
На сегодняшний день рынок потребительского кредита в России весьма узок и ориентирован в основном на высокодоходные группы населения. Сбербанк, который ранее был монополистом на рынке потребительского кредита и ориентировался на массового потребителя, практически прекратил свою деятельность в этом направлении из-за высокой степени невозврата.
Наибольшее развитие схемы потребительского кредитования получили на рынке жилья, причем весь рынок в основном сконцентрирован в Москве и частично в Санкт-Петербурге. Кроме того, некоторые автодилеры в Москве практикуют продажу автомобилей в рассрочку.
Стоит оговориться, что в
обоих случаях речь не идет о потребительском
кредите в классическом его понимании:
потребительский кредит здесь присутствует
только в своей экономической
сути, а фактические правоотношения
сторон закрепляются, как правило, иным
образом. Дело в том, что вместо сделки
купли-продажи и кредитного договора
с клиентом оформляется договор
аренды с правом выкупа (лизинг), а
реализуемый товар (квартира, автомобиль)
находятся в собственности
Кратко охарактеризуем основные преимущества и недостатки такой схемы кредитования:
1. Сохраняя за собой
права собственности на
2. С другой стороны,
на примере такой схемы можно
проиллюстрировать принцип "
3. В данной схеме остается
открытым вопрос финансовых
4. В общем виде банк,
основной держатель
В общем и целом описанная выше практика потребительского кредита является неэффективной (и именно поэтому не получает массового применения) в силу следующих обстоятельств:
– такая схема дискриминирует потребителя, ставя его в зависимость от финансового благополучия поставщика, что совершенно неприемлемо для массового потребителя (населения);
– удержание товара в
собственности поставщика до момента
полного погашения долга
– невозможность оценить индивидуальные риски, связанные с конкретной сделкой, заставляют поставщика назначать высокий процент как ненадежному, так и первоклассному заемщику. Таким образом, надежный заемщик фактически оплачивает риски, связанные с масштабностью операций поставщика на (в целом) непредсказуемом и высокорисковом рынке потребительского кредита.
Возможные схемы проведения операций потребительского кредитования в условиях российской экономики
Исходя из в целом негативной оценки существующей российской практики, разумным представляется взять за основу западный опыт потребительского кредита. Основываясь на нем, можно выделить две основные схемы (технологии) проведения операций потребительского кредитования (см. схемы 1 и 2):
– двусторонняя (торговое предприятие – потребитель);
– трехсторонняя (торговое предприятие – потребитель – банк).
Схема 1.
Схема 2.
Комментарий к схемам:
1. В схеме 1 кредитование
потребителя осуществляется за
счет оборотных средств
2. В схеме 2 кредитором
выступает банк (lender), а торговая
компания выступает в роли
пункта продажи как товара, так
и кредита (originator), так как банк,
заключив кредитный договор с
покупателем, перечисляет
3. В обоих случаях потребитель
не имеет доступа к денежным
средствам. Разница схем, по существу,
состоит в наличии двух
Выбор в пользу реализации одной из предложенных моделей (схема 1 и схема 2) будет зависеть от результатов сравнительного анализа изменения эффективности и рисковости хозяйственных операций для торговой организации в зависимости от внедряемой схемы.
Таблица 2. Сравнительный анализ эффективности и рисковости возможных схем организации потребительского кредита
Критерий сопоставления |
Схема 1 |
Схема 2 |
Входящие показатели эффективности (inputs) | ||
Объем продаж торговой организации |
Может наблюдаться прирост объема продаж, так как торговая компания будет более маневренна в части реагирования на структуру спроса | |
Совокупные текущие затраты торговой организации и банка |
1. Затраты по оформлению,
мониторингу и контролю, а также
убытки по невозврату лежат
на торговой компании |
1. Первая группа затрат
переходит к банку |
Налоги |
1. Налогооблагаемая база
торговой компании расширяется
из-за финансирования из |
1. Налогооблагаемая база
торгового звена сужается в
силу отсутствия |
Внешние риски | ||
Изменения % ставок |
1. Риск "плавает" от
торговой компании до |
1. Риск "плавает" от
банка до потребителя в |
Неплатежеспособности заемщика |
Разница в держателе риска | |
Изменения цен натовары |
Относится как к кредитору, так и к заемщику |
Относится только к заемщику, так как банк "конвертирует" долг в финансовый |
Валютный |
1. Так как торговое
предприятие не может |
1. При валютном кредите банком отсутствует |
Трансакционные риски | ||
Потери ликвидностикредитором |
1. Высок для торговой компании, имеющей в силу специфики бизнеса дополнительную "утяжеляющую" статью активов (долгосрочное "связанное" размещение средств) |
1. Отсутствует у торговой
компании. На уровне банка должен
компенсироваться другими |
Оппортунистическогоповедения заемщика |
Разница в держателе риска |
Приведенная выше таблица имеет очевидное прикладное применение. Так, каждый вид рисков и показателей эффективности можно экспертным путем оценить количественно. Следовательно, можно просчитать целесообразность применения одной из схем путем сопоставления суммирующих результатов по каждой из предложенных схем.
Методику можно распространить и на большую вариацию схем/моделей. Дело в том, что схема 1 и схема 2 представляют собой два класса сценариев. Можно выделить следующие подклассы схемы 1 и схемы 2:
– по виду кредита (открытый/закрытый);
– по условиям погашения (в конце/частями);
– по возможности переуступки долга третьим лицам (отсутствие/наличие вторичного рынка – например, в схеме 1 торговая организация продает долг потребителя стороннему банку).
Таким образом, число возможных комбинаций по выделенным нами параметрам составляет 16 (8 по каждому классу/схеме). Если отсечь заведомо невыполнимые (например, перепродажа долга по открытому кредиту), то мы получаем следующий набор (таблица 3).
Таблица 3. Сравнительный анализ эффективности и рисковости возможных схем организации потребительского кредита
№ подкласса |
Классификатор | ||
вид кредита |
условия погашения |
переуступка долга | |
Класс 1 "Двусторонняя схема" |
|||
1.1 |
открытый |
в конце |
нет |
1.2 |
открытый |
частями |
нет |
1.3 |
закрытый |
в конце |
нет |
1.4 |
закрытый |
в конце |
есть |
1.5 |
закрытый |
частями |
нет |
Класс 2" Трехсторонняя схема" |
|||
2.1 |
открытый |
в конце |
нет |
2.2 |
открытый |
частями |
нет |
2.3 |
закрытый |
в конце |
нет |
2.4 |
закрытый |
в конце |
есть |
2.5 |
закрытый |
частями |
нет |