Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 18:25, контрольная работа
Потребительский кредит является одним из самых распространенных видов банковских операций в развитых странах Запада. При этом следует подчеркнуть, что сфера действия потребительского кредита намного шире, нежели только покупки товаров длительного пользования (durable goods), таких как автомашины, бытовая техника и т. п. Так, покупка недвижимости в рассрочку, по существу, также является одной из разновидностей долгосрочного потребительского кредитования; текущие покупки посредством дебетовых кредитных карточек по своей значимости и распространенности не уступают использованию потребительского кредита при крупных покупках.
Для определения годовой ставки поставщики потребительского кредита (vendors), как правило, пользуются специальными таблицами годовых процентных ставок (annual percentage rate), которые позволяют получить величину ставки, исходя из графика погашения долга.
В потребительском кредите
простые проценты, как правило, начисляются
на всю сумму кредита и
S = P(1 + ni),
где S – наращенная сумма долга; P – выданный кредит; n – срок кредита в годах; i – ставка процентов за период.
Разовый погасительный платеж будет исчисляться как q = S/nm, где q – сумма разового погасительного платежа; m – количество погасительных платежей в году.
В связи с тем, что проценты
начисляются на всю сумму долга,
а фактическая его сумма
Для измерения эффективной процентной ставки интерпретируем погасительные платежи как постоянную срочную ренту, а выданный кредит – как текущую (приведенную) величину ренты. Под текущей величиной потока платежей, в том числе финансовой ренты, понимается сумма всех дисконтированных членов такого потока на "нулевой" момент времени. Для определения текущей величины ренты применяются коэффициенты приведения ренты, рассчитываемые как сумма членов геометрической прогрессии, состоящей из дисконтных множителей на каждый период платежа. Значения этих коэффициентов (anj) зависят только от ставки процентов и числа членов ренты, они рассчитаны для широкого спектра значений ставок (j) и количества платежей (n) и приводятся в специальных таблицах. Таким образом, текущая величина ренты равна:
A = R/anj, где R – член ренты.
Оценка эффективной ставки сводится, следовательно, к расчету коэффициента приведения такой ренты по данным, характеризующим условия потребительского кредита. Приравняем текущую величину платежей (дисконтируя по неизвестной ставке j) сумме долга: P = q/anj. Далее получаем:
anj = n/(1 + ni).
Значение искомой ставки рассчитывают из полученного коэффициента приведения. Получаемая таким образом ставка годовых сложных процентов заметно больше ставки, примененной при кредитовании. Например, при трехлетнем периоде потребительского кредитования под 10% годовых действительная ставка составит 19,46%, т. е. практически в два раза больше. [Аранович А. С. Правовые аспекты регулирования активных операций банков. Учебно-практическое пособие. – Саратов. Прокуратура Саратовской области, 2002, стр. 87.]
Поскольку практика потребительского
кредита предполагает начисление процентов
сразу на всю сумму кредита, одна
из задач, возникающих при планировании
погашения задолженности, заключается
в определении остатка
Обобщим это правило для n лет и p платежей в году. Тогда последовательные номера месяцев в обратном порядке представляют собой величины t = pn, pn–1, pn–2,..., 1, а сумма этих чисел будет равна: Q = pn(pn + 1)/2.
Доли от общей суммы процентов, следовательно, составят t/Q. Теперь находим абсолютные суммы процентных платежей: (t/Q)Pni, где P – первоначальная сумма долга.
"Правило 78" позволяет
использовать при погашении
Y = P·1/anj, где anj – коэффициент приведения годовой ренты со ставкой j.
Зная размер срочной выплаты, можно разработать план погашения кредита при условии, что проценты начисляются на остаток долга.
Рассмотрим более подробно применение в России практики автокредитования, т.к. в последние годы кредитование покупки автомобиля в России превратилось из эксклюзивной банковской практики в повседневную.
Машины для банка, по большому счету, ничем не отличаются от дачных домиков или мебели в городских квартирах: все это товары, на которые клиент готов взять под проценты деньги. Поэтому кредит на автомобиль можно взять и "неавтомобильный". Скажем, Сбербанк предоставляет валютные (долларовые) кредиты под 14% годовых или рублевые под 22%. Основные документы, которые необходимо предоставить,– это составленная бухгалтерией вашего предприятия справка о ваших доходах и уплаченных налогах плюс поручительства от двух до четырех (в зависимости от суммы кредита) человек. Официальные справки о доходах-налогах поручителей в этом случае также необходимы, причем все участники – заемщик и поручители – должны иметь высокую "белую" зарплату: ежемесячный платеж по кредиту вообще во всех банках не может превышать 35–50% от ежемесячного дохода клиента. Зато полученные столь тернистым путем деньги вы можете использовать по своему усмотрению: хоть купить автомобиль, хоть проиграть в казино. Банк это проверять не будет – лишь бы вы ему платили согласно графику. Естественно, кредиты с обтекаемой формулировкой "на неотложные нужды" выдают и множество коммерческих банков.
Целевой же автомобильный
кредит как банковский продукт имеет
свои особенности. Вот его минусы
для клиента. Во-первых, при составлении
договора с любой кредитной организацией
минимум 30% стоимости авто вы должны
выплатить сразу. Во-вторых, купленная
вами машина до выплаты банку всей
суммы оформляется ему в залог.
Клиенту выдается только свидетельство
о госрегистрации авто, а его ПТС
(кто не знает – паспорт транспортного
средства) "залегает" на кредитный
срок в сейфе банка. Соответственно,
продать или как-то по-другому
переоформить транспортное средство без
согласия банка в период выплаты
кредита вы не можете, и все возможные
попытки сделать это
Теперь о плюсах. Положив в свой сейф ПТС вашего авто, банк застраховался от недобросовестного кредитного поведения клиента: если перестанете платить, он может отнять машину. Поэтому автомобильные кредиты банки выдают технологически проще и, как правило, на более крупные суммы, чем нецелевые кредиты. Это преимущество является для многих потребителей решающим, перевешивая упомянутые сложности.
Серьезный передел – или
формирование, назвать можно по-разному
– российского рынка
Оценки рынка специалистами несколько разнятся. По одним данным, на середину 2002 года годовой объем московского рынка составляет $150–170 млн., что при среднем размере кредита в $18 тыс. составляет чуть меньше 10 тыс. кредитов в год. По этим расчетам, рынок автокредитования по сравнению с серединой 2001 года вырос в пять раз. Есть и более впечатляющие "свежие" оценки – $250 млн. в год, однако, по мнению большинства опрошенных специалистов, эти цифры завышены. Так или иначе, нынешняя ситуация позволяет говорить если не о буме, то о бурном развитии автомобильного кредитования (подобная тенденция, впрочем, наблюдается и в прочих сферах кредитования). [Цылина Г. А. Государство и потребительское кредитование. // М., Постскриптум, 1999, № 7, стр. 28.]
Показательно и другое:
если год назад о кредитах можно
было говорить применительно к конкретной
марке автомобиля и автосалону –
кто дает кредиты? кто нет? на какие
машины?– то сейчас практически
нет сколько-нибудь известных салонов,
где кредитование не практикуется вообще.
Да и марки машин, покупаемых в
кредит, могут быть какие угодно.
Позвонив, например, в ООО "Кунцево
Автохаус Трэйдинг", чтобы выяснить
рекламируемые официальными дилерами
особые условия приобретения в кредит
автомобиля Ford Focus, можно параллельно
узнать, что в этой же фирме в
кредит можно купить еще с десяток
марок ведущих мировых
Рассмотрим типичную кредитную схему, по аналогии с которой можно рассчитать схему покупки автомобиля различной марки и стоимости.
Итак, в том же "Ауди Центр Москва" можно прибегнуть к услугам любого из семи банков. При стоимости модели А6 определенной комплектации $36 тыс. необходимый первоначальный взнос (треть цены) составит $10,8 тыс. Таким образом, в кредит берется $25,2 тыс. Максимальный срок кредитования – три года. При самой распространенной процентной ставке 14% годовых ежемесячный платеж составит $861. За три года клиент отдаст банку $31 тыс., удорожание автомобиля составит $5,8 тыс., или 16%. Таким образом, каждый год рассрочки будет удорожать машину примерно на 5%, а не на годовую ставку по кредиту – 14%. Почему? Дело в том, что в кредитных схемах годовые проценты рассчитываются не с первоначальной, а с остаточной суммы займа.
Заметим, что приобретать А6 по такой схеме может человек, заявивший свой месячный доход в $1,7–1,8 тыс. (в этом случае ежемесячный платеж по кредиту – меньше половины заработка). На практике, понятно, мало кому из людей с такой зарплатой подобная машина "по зубам".
Впрочем, автокредитование вступило в стадию бурного развития не из-за совершенства финансовой схемы, а из-за реального упрощения механизма получения кредита.
Лариса Занина, руководитель
направления "лизинг и кредитование"
"Ауди Центр Москва": "Мы стремимся,
чтобы кредитные документы
По словам г-жи Заниной, практически все банки сегодня не требуют в качестве обязательного условия предоставление официальной справки о доходах – достаточно рукописного заявления клиента. Также и с поручительством: оно или вообще не требуется, или зачастую за мужа, скажем, может поручиться жена. Даже если ее личные доходы незначительны.
Для рынка автокредитов вообще характерен такой расклад: чем дороже кредит – тем легче его получить. Чем меньше процентная ставка – тем больший пакет документов должен предоставить заемщик.
Екатерина Кваснюк, менеджер
по потребительскому кредитованию и
лизингу компании "АвтоГанза"
(официальный дилер Volkswagen): "Ставка
кредита может зависеть от пакета
предоставленных заемщиком