Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 12:59, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – рассмотреть состояние рынка потребительского кредитования в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
раскрыто понятие потребительского кредита;
изучены формы и виды потребительского кредита;
исследован статистический материал;
проанализирована структура, динамика и объемы потребительских кредитов;
выявлены проблемы на рынке потребительского кредитования РФ и определены необходимые направления его совершенствования.
Введение ………………………………………………………...….…………….3
Глава I. Основные формы и виды потребительского кредита…………....5
1.1 Понятие потребительского кредита ……………………………………....5
1.2 Основные формы потребительского кредита………………………….... 7
1.3 Виды потребительских кредитов ………………………………………. 12
Глава II. Динамика и объемы кредитования в России за 2010 - 2011 гг..16
Глава III. Тенденции развития и направления совершенствования потребительского кредитования………………………...………………….. 26
Заключение……………..……………………………………………………… 31
Список литературы ……………………………………………………….…...33
- рассрочка платежа (равномерно погашаемые (ежемесячно, ежеквартально) и неравномерно погашаемые (сумма платежа меняется)).
По условиям предоставления:
- разовый;
- возобновляемый (револьверный).
По срокам кредитования:
- краткосрочные (до 1 года);
- среднесрочные (до 5 лет);
- долгосрочные (свыше 5 лет). [6]
Безусловным лидером на рынке потребительского кредитования в РФ продолжает оставаться Сбербанк РФ.
В целом представленная выше классификация отражает многообразие потребительских кредитов, но не исчерпывает всех возможных вариантов, поэтому ее можно и усовершенствовать, используя другие критерии.
Принципы кредитования потребительских нужд сходны с принципами банковского кредитования. Это определяется тем, что речь идет об одной и той же экономической категории - кредите. К тому же потребительский кредит, как уже указывалось, в большинстве случаев базируется на банковском кредите. Вместе с тем кредитование потребительских нужд имеет и существенные отличия, заключающиеся, например, в том, что одним из субъектов кредитных отношений является население, и в том, что кредит может иметь не только денежную, но и товарную форму. Характерной особенностью многих потребительских кредитов является приобретение с их помощью имущества длительного пользования. Конечно, сроки кредитов значительно меньше сроков потребления этого имущества. Если бы сроки целевых потребительских кредитов оказались больше периода пользования приобретенным с их помощью имуществом, они частично превратились бы в денежные кредиты без определенного целевого назначения. Направленность потребительских кредитов на приобретение имущества длительного пользования в определенной мере отражает постепенность его снашивания.
Глава II. Динамика и объемы кредитования в России за 2010 - 2011 гг.
Потребительское кредитование остается одним из самых привлекательных сегментов для банков, несмотря на снижение ставок и отказ от комиссий: за 1 полугодие 2011 года объемы выдачи кредитов наличными и потребкредитов увеличились в 1,5 раза по сравнению с 1 полугодием 2010 года. Успех банков на этом рынке определяют отработанные технологии оценки рисков.
Заемщиков привлекает простота получения кредита, а банки – возможность получать высокую маржу. На кредиты наличными и потребкредиты приходится почти половина от общего портфеля кредитов населению (на 01.07.2011 около 2 трлн. рублей), а объемы выдачи в 1 полугодии 2011 года оказались в 3 раза больше, чем на ипотечном рынке. Это неудивительно, ведь если к ипотеке клиент обращается один-два раза в жизни, то к потребкредитованию и кредитам наличными он может прибегать несколько раз в год.
В 2010 году
большинство кредитных
По кредитным картам в рублях процентные ставки составляют от 17 до 40% годовых. Средняя ставка по рынку колеблется в диапазоне 20–25% годовых.
Разноголосица ставок свидетельствует о том, что их величина связана не столько со стоимостью фондирования, сколько с политикой каждого конкретного банка. С точки зрения ликвидности для снижения ставок по кредитам нет никаких препятствий – большинство банков накопило избыток средств для нынешнего уровня кредитования. Соответственно, банки далеко не исчерпали свои возможности для снижения стоимости потребительских кредитов.
По мнению экспертов, дороговизна потребительских кредитов связана преимущественно со все еще высоким уровнем просрочки. Добросовестные заемщики переплачивают за пользование кредитом, поскольку платят «за себя и за того парня», который не смог или не захотел погашать кредит. Таким образом, они компенсируют проявленную банками неразборчивость при выдаче кредитов.
В
эффективный инструмент
Конкуренция между частными банками стимулирует участников рынка использовать все возможные инструменты - в том числе и конкурировать по ценовым параметрам. Поскольку конкуренция за розничного клиента вообще и заемщика в частности между банками продолжает расти, а ставки еще далеки от своего нижнего предела, можно ждать их дальнейшего падения еще на 3–5%.
В 2010 году кредитные организации, наряду со снижением процентных ставок по кредитам, смягчали также неценовые условия кредитования – увеличивали максимальные сроки и объемы кредитования, ослабляли требования к финансовому положению заемщиков и обеспечению по кредитам. Неценовые условия банковского кредитования для физических лиц в 2010 году улучшились в большей степени, чем для крупных корпоративных заемщиков и субъектов малого и среднего бизнеса.[3]
В I квартале 2011 г. банки респонденты продолжали смягчать УБК для населения в большей степени, чем для других категорий заемщиков, и активнее, чем ожидалось по итогам предыдущего обследования. Почти 70% обследованных банков сообщили о смягчении условий кредитования населения (таблица 1), в то время как для других групп заемщиков этот показатель не достигал 40%. Столь интенсивное смягчение УБК для населения может объясняться усилением конкуренции между банками за новых клиентов.[7,2]
Таблица 1: Индексы изменения условий банковского кредитования в России (BLT).[2]
IV квартал
2010 г. |
I квартал
2011 г. |
II квартал
2011 г. | |
Kредитование населения | –77,8 | –67,2 | –51,6 |
Kредитование всех категорий заемщиков (BLT) | –59,0 | –46,6 | –44,1 |
Справочно | |||
Kредитование всех категорий заемщиков (BLT) | –1,2 | –7,6 | — |
Kредитование всех категорий заемщиков (BLT) в зоне евро | 3,8 | 7,5 | 6,5 |
*Индексы рассчитываются следующим образом: (% банков, сообщивших об ужесточении условий кредитования) — (% банков, сообщивших о смягчении условий кредитования).
Так, проведя исследование об изменении условий банковского кредитования, Центральный банк пришел к интересным выводам: индекс изменения условий кредитования последние полгода стремительно снижается. В IV квартале 2010 года он сократился на 77,8%, в I квартале 2011 года - на 67,2%, а во II квартале сократился еще на 51,6%.
Стремясь нарастить долю на привлекательном рынке, банки решились на либерализацию требований к заемщикам. С начала 2011 года 42% опрошенных банков снизили требования к клиентам, а еще около 30% банков хотят сделать это до конца года. «Если в активную фазу кризиса банки ужесточили все кредитные процедуры так, что кредит мог получить 1 из 10 претендентов, то сейчас кредиты одобряют 6-7 клиентам из 10», – комментирует Иван Лебедев, вице-президент «ВТБ 24», начальник управления потребительского кредитования. Кроме смягчения требований, для рынка потребительского кредитования характерно снижение процентных ставок, увеличение сроков и сумм кредитования. [13] (диаграмма 1).
Диаграмма 1.[13]
По данным диаграммы видно, что по суммам превалируют кредиты в интервале от 100 до 400 тыс. рублей, а по количеству предоставленных кредитов доминируют ссуды, выдаваемые на небольшие суммы (до 15 тыс. руб. и от 15 до 50 тыс. руб.). Также, по данным рейтингового агентства Эксперт Ра, большинство кредитов, выдаваемых населению, берутся на срок свыше 12 месяцев.
В сфере
POS-кредитования помимо сегмента бытовой
техники развиваются
Таблица 2: Динамика потребительских кредитов в 2010 году. [11,1]
Вид кредитов | Кредиты на 01.01.2011, млн.руб. | Динамика 2010 год | Доля от всех |
Всего | 4 064 | 14% | 100% |
-рубли | 3 715 | 17% | 91% |
-валюта | 349 | -12% | 9% |
Жилищные (включая ипотеку) | 1 295 | 10% | 32% |
-рубли | 1 102 | 14% | 27% |
-валюта | 193 | -10% | 5% |
Кроме жилищных | 2 769 | 16% | 68% |
-рубли | 2 613 | 19% | 64% |
-валюта | 156 | -14% | 4% |
Кредиты до 30 дней | 218 | 30% | 5% |
-рубли | 214 | 31% | 5% |
-валюта | 4 | -6% | 0% |
В таблице 2 приводится динамика потребительских кредитов за 2010 год. На январь 2011 года объём выданных в стране кредитов населению составлял 4064 млн. рублей. Из этой суммы, на покупку жилья и ипотечные кредиты приходилось 1295 млн. рублей, или 32% от всех выданных населению кредитов. В 2010 году рост показали только рублевые кредиты, валютные сокращались. Доля последних в целом по стране составляет 9%. Рост жилищных кредитов в 2010 году был существенно ниже, чем прочих. Хотя до кризиса ипотека развивалась в два раза быстрее, чем потребительское кредитование. Интерес со стороны населения к потребительскому кредитованию подтверждает и тот факт, что именно этот продукт, по данным НАФИ на начало 2011 года, выбрали 9 из 10 заемщиков - физических лиц. [13]
Рост
существенно более высокий
Большинство банков, в свою очередь, рассматривают повышение продаж карточных продуктов как одну из ключевых маркетинговых задач. Появляется много рекламных акций в поддержку кредитных карт, развиваются различные кобрендинговые проекты и бонусные программы лояльности, реализуемые на базе пластика. В результате этих тенденций динамика роста по кредитным картам действительно оказывается несколько выше, чем по другим кредитным продуктам. [11]
Что же касается кредитов наличными, то эта отрасль кредитования активно набирает обороты. Сегмент кредитов наличными (кэш-кредитов) растет быстрее, чем кредитование в торговых точках (POS-кредитование). В 1 полугодии 2011 года темпы прироста объемов кэш-кредитов были в 2 раза выше, чем по ссудам, выдаваемым в торговых точках. При этом портфель потребкредитов с начала года немного сократился.
По итогам 2011 года совокупный портфель кредитов наличными и POS-кредитов увеличился на 27-30%. Этому способствует рост активности потребителей и дальнейшая либерализация условий кредитования. Более того, ряд крупных банков планируют более агрессивный рост своих портфелей. При условии сохранения макроэкономической стабильности в 2012 году темпы прироста портфеля если и снизятся, то незначительно, до 25-27% от 40-60% в 2011 году.[13]
Информация о работе Потребительский кредит: формы, виды, тенденции развития