Понятие и виды кредитных денег

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 22:49, контрольная работа

Описание работы

Кредитные деньги - это деньги, номинальная стоимость которых выше реальной, т.е. затраченного на их производство общественного труда. Кредитные деньги - появились в связи с выполнением деньгами функции средства платежа, когда с развитием товарно-денежных отношений купля-продажа стала осуществляться с рассрочкой платежа (в кредит).
Вексель
Вексель – это письменное долговое обязательство (вид ценной бумаги) строго установленной формы, удостоверяющее безусловное обязательство одной стороны уплатить в установленный срок определенную денежную сумму другой стороне и право последней требовать этой уплаты.
Простой вексель выписывается заемщиком (векселедателем) и содержит простое и ничем не обусловленное обязательство платежа кредитору (векселедержателю). Такой вексель предполагает, что лицо, выпустившее вексель одновременно является плательщиком по нему. По сути, простой вексель является долговой распиской покупателя, вручаемой продавцу в обмен на товары или услуги.

Содержание

1. Понятие и виды кредитных денег
2. Понятие и виды электронных денег
3. Формы безналичных расчетов в РФ
4. Электронные формы платежей
5. Инфляция
6. Антиинфляционная политика
7. Мировая и региональная валютные системы
8. Международные расчеты и их балансы

Работа содержит 1 файл

КР.doc

— 176.50 Кб (Скачать)

    Основным  критерием инфляции можно назвать  одновременный рост цен и доходов населения. Когда экономика находится на фазе подъема, мультипликатор расходов и акселератор увеличивают первоначальные инвестиции (при условии, что предельная склонность к потреблению не равна нулю или единице). Производство развивается, создается все больше рабочих мест. Увеличиваются доходы и, как следствие, совокупный спрос и цены. Инфляционная спираль будет раскручиваться до тех пор, пока ее не остановит правительство или экономический спад.

  1. Причины инфляции

    Внутренние  причины инфляции связаны с экономическим развитием самой страны.

    • Денежные связаны с изменением стоимости денег. Это может вызываться либерализацией цен, что означает полное или частичное снятие ценовых ограничений. Следствием либерализации может стать существенный рост цен и возникновение дефицита государственного бюджета. Это толкает правительство на денежную эмиссию, что вызывает рост денежной массы. Появление в экономике денежных суррогатов, например иностранной валюты, приватизационных чеков, гак же как дополнительная эмиссия денег, вызывает увеличение денежной массы. С этим столкнулись практически все бывшие социалистические страны в период рыночных преобразований.
    • Неденежные факторы выражаются в изменении экономических условий в хозяйстве страны. Инфляционные ожидания заставляют людей увеличивать совокупный спрос для предотвращения потерь от обесценения денег. Внутренние кризисы могут проявляться в гражданских и военных конфликтах, в забастовках наемных работников, в разрушении имевших место хозяйственных связей. Все это вызывает рост издержек производства в связи с необходимостью преодоления появившихся осложнений.

    Внешние причины связаны с развитием мировой экономики.

    Внешние факторы связаны с валютной политикой  разных стран и с мировыми кризисами. Валютная политика выражается в изменении стоимости валюты. Чем ниже стоимость валюты страны по отношению к другим валютам, тем выше цены в данной стране и наоборот. В качестве примера можно привести евро и рубль, английский фунт стерлингов и доллар США. Мировые кризисы, гак же как и внутренние, увеличивают издержки производства, например вследствие сокращения поставок энергоресурсов - нефти. К другим внешним инфляционным факторам следует отнести войны и конфликты, миграцию населения, разного рода технические достижения.

  1. Типы инфляции

      Инфляция спроса. Традиционно изменения в уровне цен объясняются избыточным совокупным  спросом. Производственный  сектор  не в состоянии ответить на этот избыточный спрос  увеличением реального объема  продукции, потому что все имеющиеся ресурсы уже полностью использованы или израсходованы непроизводительно. Поэтому этот избыточный спрос приводит к завышенным ценам на постоянный реальный объем продукции и вызывает инфляцию спроса.  Причинами увеличения спроса могут быть; увеличение государственных заказов и рост заработной платы, а также рост покупательной способности населения. В обращении появляется масса денег, не обеспеченная товарами.

    Инфляция  предложения (издержек) возникает вследствие роста цен из-за увеличения издержек производства. Причинами роста издержек могут быть – увеличение цен на сырье, действия профсоюзов по повышению заработной платы, монополистическое или олигополистическое ценообразование на ресурсы.

    Повышение издержек на единицу продукции в экономике сокращает   прибыли и объем  продукции,  который фирмы готовы предложить при существующем уровне цен. В результате уменьшается предложение  товаров  и  услуг  в  масштабе  всей  экономики. Это уменьшение  предложения,  в  свою очередь, повышает уровень цен. Следовательно, по этой схеме  издержки, а не спрос взвинчивают цены, как это происходит при инфляции спроса.

  1. Виды инфляции

    По  темпам инфляции можно выделить:

    умеренную инфляцию (рост цен составляет менее 10% в год);

    галопирующую инфляцию (рост цен составляет от 10 до 200% в год);

    гиперинфляцию (рост цен составляет более 50 % в месяц).

    Наиболее  губительна для экономики гиперинфляция, которая выражается в астрономическом  росте количества денег в обращении. Роль денег в экономике сильно уменьшается, а промышленные предприятия переходят на другие формы расчетов (например, бартер, взаиморасчеты). 

    По  признаку ожидаемости можно выделить:

    ожидаемую инфляцию, которая ожидается и прогнозируется правительством и населением

    неожиданную инфляцию, которая характеризуется внезапным скачком цен. Последняя оказывает неоднозначное влияние на поведение населения в зависимости от состояния инфляционных ожиданий. Если в стране отсутствуют инфляционные ожидания, то население, рассчитывая на краткосрочность роста цен, меньше приобретает и больше сберегает денег. Спрос уменьшается и оказывает давление на производителей, побуждая их снижать цены (проявляется действие закона Пигу). Макроэкономическое равновесие восстанавливается. Если же в стране инфляционные ожидания велики, внезапный рост цен побуждает население закупать товары впрок. Спрос растет, что ведет к дальнейшему росту цен и увеличению инфляции. 

    По  характеру протекания различают:

    открытую инфляцию, отличающуюся продолжительным ростом цен. Открытая инфляция присуща странам с рыночной экономикой, где свободное взаимодействие спроса и предложения способствует открытому, ничем не стесненному росту цен в результате падения покупательной способности денежной единицы. Хотя открытая инфляция и искажает рыночные процессы, тем не менее она сохраняет за ценами роль сигналов, показывающих производителям и покупателям сферы выгодного приложения капиталов. Тем самым открытая инфляция сама выступает своего рода антиинфляционным средством.

    подавленную, возникающую при твердых “замороженных” розничных ценах на товары и услуги при одновременном росте денежных доходов населения. В этом случае товары исчезают с прилавков и переходят в разряд дефицитных, а цены растут на “черном рынке”.

      Подавленная инфляция присуща  экономике с административным  контролем над ценами и доходами. Она потому-то и называется “подавленной” что жесткий контроль над ценами и доходами не позволяет открыто проявляться инфляции в единственно доступной ей форме: в росте денежных цен. В такой ситуации инфляция принимает “подпольный” характер, внешне цены стабильны, но поскольку масса денег фактически возросла, избыток денег трансформируется в товарный дефицит, который не может быть компенсирован ростом производства. Возникают очереди. Продавцы же начинают спекулировать дефицитным товаром. Появляется “черный рынок” – нелегальная форма инфляции в условиях ее подавления. 

    По соотносительности роста цен по различным товарным группам инфляция подразделяется на:

    сбалансированную, цены различных товаров неизменны относительно друг друга. Сбалансированная инфляция не столь опасна для большинства деловых предприятий, даже если она является галопирующей: просто в определенный момент все они пропорционально повышают свои цены. При этом проигрывают лишь те, кто замыкает цепочку кооперационных связей - производители конечной продукции, особенно продукции сложной, дорогостоящей, спрос на которую высоко эластичен. Поэтому заниматься этим бизнесом опасно, акции данных фирм лучше не покупать.

    несбалансированную, ценовые пропорции постоянно изменяются.

    Несбалансированная инфляция - беда для производителей. Выигрывают в конкурентной борьбе отнюдь не самые талантливые из них, а те, кто обладает сверхъестественным чутьем, решая: куда вложить капитал, какой вариант инвестирования предпочесть 

  1. Последствия инфляции

    1. ускоренная материализация денежных средств

    Население и предприятия стремятся материализовать свои быстро обесценивающиеся денежные запасы. Дефицит нарастает параллельно с «затовариванием» складских помещений предприятий и организаций, захламлением квартир населения.

    2. скрытая государственная конфискация денежных средств через налоги

    По  мере роста инфляции прогрессивное  налогообложение автоматически  все чаще зачисляет различные  социальные группы и виды бизнеса  во все более состоятельные или  доходные. При этом не берется в расчет: реально или только номинально возрос доход. Это позволяет правительству собирать возрастающую сумму налогов даже без принятия новых налоговых законов и ставок. Как следствие - ухудшение отношения бизнеса и населения к правительству.

    3. перераспределение доходов и богатства

    Любой внутригосударственный займ, в условиях инфляции, при возвращении спустя период времени по номиналу восполняется полностью, а реально возвращается гораздо меньше. Это происходит в  связи с тем, что с течением времени национальная волюта постепенно обесценивается.

    4. отставание цен государственных предприятий от рыночных

    В частном секторе рыночной экономики  цены издержек производства и товаров  пересматриваются чаще и быстрее, чем  в государственном (регулируемом) секторе. Во время инфляции госпредприятия вынуждены обосновывать каждое повышение цен, получать на это разрешение всех вышестоящих организаций. Процесс этот долог и неэффективен, и в условиях ежемесячного резкого, неожиданного и скачкообразного роста инфляции даже технически трудно осуществим. В итоге нарастает дисбаланс частного и общественного секторов. Данный эффект особенно опасен, так как государство утрачивает свой экономический потенциал воздействия на рынок.

    5. обратная пропорциональность темпа инфляции и уровня безработицы

    Рост  инфляции практически всегда сочетается с высокой, хотя и неполной занятостью и большим объемом национального  производства. И наоборот, снижение инфляции совпадает по времени со спадом производства и ростом безработицы.

    6. падение реального процента

    7.нестабильность экономической информации

    Цены - это главный индикатор рыночной экономики. Ценовая информация - главная  для бизнеса. Недостаточность и  нестабильность экономической информации мешают составлению бизнес - планов. В ходе инфляции цены постоянно меняются, продавцы и покупатели товаров все чаще ошибаются в выборе оптимальной цены. Падает уверенность в будущих доходах, население утрачивает экономические стимулы, снижается активность бизнеса. 

  1. Методы оценки инфляции

    Индекс  потребительских цен. Один из видов индексов цен, созданный для измерения среднего уровня цен на товары и услуги (потребительской корзины) за определенный период в экономике.

Индекс  цен расчетного года = Сумма стоимости  набора товаров расчетного года/Сумма  стоимости набора товаров базового года

или

Индекс  потребительских цен рассчитывается как частное суммы произведений цен текущего года на выпуск базового года к сумме произведения уровня цен и выпуска базисного года. Вся дробь затем умножается на 100 %.

    Индекс цен также называют уровнем цен. Индекс — величина относительная и рассчитывается для расчетного времени по отношению к базовому времени. Индекс цен рассчитывается для определенного стандартного набора товаров (рыночной корзины), одинакового для расчетного и базового времени.

    Пример 1

    В рыночную корзину входит набор трех видов товаров (таблица). 

      

    Таблица. Товары в рыночной корзине

Показатель Количество (шт.) Цена (базисные период) Цена (отчетные период)
А 100 1 1,12
Б 200 2 2,40
В 300 0,8 0,85

Информация о работе Понятие и виды кредитных денег