Политика валютных резервов Банка России

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 20:09, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение политики валютных резервов, проводимой Банком России.

Объектом изучения выступают валютные резервы Центрального Банка и эффективность их использования.

Предметом исследования является процесс управления валютными резервами Банка России, а также оценка результатов управления.

Изучение объекта автор осуществляет в ходе решения следующих задач:
Во-первых, это изучение теоретического обоснования экономического значения валютных резервов;
Во-вторых, это изучение процесса управления валютными резервами и проведение соответствующей политики;
В-третьих, рассмотрения нормативного регулирования деятельности по управлению валютными резервами в Российской Федерации;
В-четвёртых, изучение особенностей управления валютными резервами в 2008-2009 гг.
В-пятых, автор ставит перед собой задачу оценить эффективность использования валютных резервов в России и предложить новые методы по управлению ими.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Валютные резервы: понятие и управление 6
1. 1. Понятие, цель, задачи, структура и назначение валютных резервов 6
1.2. Политика валютных резервов и управление 9
Глава 2. Валютные резервы Банка России 16
2.1 Регламентирование валютных резервов 16
в Российском законодательстве 16
2.2. Управление валютными резервами в 2008-2009 гг. 19
2.3. Проблема совершенствования управления золотовалютными резервами в России 26
Заключение 32
Список литературы 34

Работа содержит 1 файл

Kursovaq.doc

— 317.50 Кб (Скачать)

   Кредитный риск ограничивался лимитами, установленными на контрагентов Банка России, и  требованиями, предъявляемыми к кредитному качеству эмитентов и выпусков ценных бумаг, входящих в состав резервных  валютных активов Банка России. Минимально допустимый рейтинг долгосрочной кредитоспособности контрагентов и должников Банка России по операциям с резервными валютными активами Банка России установлен на уровне “А” по классификации рейтинговых агентств Fitch Ratings и Standard & Poor’s (либо “А2” по классификации рейтингового агентства Moody’s Investors Service). Минимальный рейтинг выпусков долговых ценных бумаг (либо эмитентов долговых ценных бумаг) установлен на уровне “АА” – по классификации рейтингового агентства Moody’s Investors Service). 

   В условиях развития кризиса на международном  финансовом рынке Банком России в 2008 году был предпринят ряд дополнительных мер, направленных на минимизацию возможного негативного влияния кризиса  на резервные валютные активы Банка  России. В течение 2008 года Банк России сокращал объем депозитов, размещаемых в иностранных коммерческих банках, и вложения в негосударственные ценные бумаги иностранных эмитентов, в том числе ценные бумаги федеральных ипотечных агентств США. Вложения в государственные ценные бумаги иностранных эмитентов, напротив, значительно увеличены.

    Были  ужесточены требования к обеспечению  по сделкам РЕПО и контрагентам по депозитным операциям. Выросли объемы депозитов, размещаемых в центральные  банки и Банк международных расчетов. Дополнительно были сокращены сроки заключаемых с иностранными контрагентами депозитов и сделок РЕПО, снижен срок до погашения приобретаемых Банком России ценных бумаг иностранных эмитентов.

   Активы  Банка России в драгоценных металлах, включая золото, управлялись отдельно от активов Банка России в резервных иностранных валютах. За 2008 год Банк России увеличил объем монетарного золота на 69,20 тонны (+16,62% по отношению к началу года). Банк России продолжал размещать золото, находящееся на счетах в иностранных кредитных организациях, в краткосрочные депозиты в банках высокой категории надежности. В связи с кризисной ситуацией на мировых финансовых рынках срок размещения золота в депозиты в 2008 году был сокращен. [11]

   Следует заметить, что  для такой страны как Россия существующий объём резервов в золоте является явно недостаточным. Накопления золота представляют собой высоколиквидный резерв, стоимость которого особенно возрастает в условиях падения стоимости всех ценных бумаг и мировых резервных валют.

    1. Проблема  совершенствования управления золотовалютными резервами в России
 

   При управлении валютными резервами Банк России руководствуется целями монетарной политики, установленными на текущий год. При этом таргетирование инфляции и обеспечение «управляемого плавания» обменного курса рубля налагает ряд ограничений на управление резервами.

  1. Нельзя допустить ускорения инфляции даже при росте денежной эмиссии.

   Но  для монетарных властей являются неприемлемыми любые предложения  по  использованию валютных резервов для расширения внутреннего кредита, приводящего к увеличению денежной массы.

Отсюда  возникает потребность в разработке подходов, например, стимулирования импорта  инвестиционного обеспечения посредством  государственного кредитования и/или  страхования таких поставок. А также для кредитования вложений российских компаний в зарубежные производственные активы.

  1. Не допускать существенного укрепления рубля в номинальном выражении.

   Укрепление  курса рубля может привести, во-первых, к ухудшению конкурентоспособности  российских производителей. Во-вторых, возможна дестабилизация валютно-финансовой системы России, так как у населения сосредоточены крупные суммы долларов. В-третьих, при падении курса доллара сокращается прибыль Центрального банка, а значит, и платежи в бюджет.

  1. Нельзя допустить значительного укрепления курса рубля к «корзине валют» основных торговых партнёров России.

   Выполнение  данного пункта в условиях высокой инфляции в последние годы оказалось невозможным. Поддержание банковского сектора в ущерб реальному не ведёт к стабилизации экономики. Государству необходимо проводить политику таможенно-тарифного ограничения экспорта сырья. Нужно развивать системы кредитования, гарантированного страхования экспорта, уменьшив стоимость кредитов для предприятий, снижая навязанные государством издержки банков, кредиторов, инвесторов и заёмщиков. Для этого ставка рефинансирования должна быть существенно снижена. [7]

   Чтобы снижение процентных ставок Центрального банка не привело к чрезмерной эмиссии, возможно следующее:

  • Можно использовать резервы в объёме 30-40 миллиардов долларов для создания эффективной системы рефинансирования, кредитования банками российских экспортёров и системообразующих компаний с условием сокращения внешней задолженности эмитентов. Это уменьшит объём внешней задолженности резидентов и ослабит повышенное давление ввоза заёмного иностранного капитала на курс рубля.
  • Речь идёт о замещении внешней задолженности ОАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», ОАО «Транснефть» и ОАО «РЖД», нефтяных компаний, рефинансируемыми валютными кредитами. Нуждаются в долгосрочных  рефинансируемых кредитах и предприятия информационно-телекоммуникационного, машиностроительного, аэрокосмического и оборонного комплексов, а также соответствующие финансовые институты: банки, инвестиционные и лизинговые компании.
  • Снижение задолженности частного сектора предупредит образование «девальвационного навеса» внешних заимствований частного сектора. Это снизит риск дефолтов российских компаний и возникновении я в будущем кризисов, подобных азиатскому.
  • Можно использовать накопленные резервы в объёме 40-50 млрд. долларов для досрочного погашения или выкупа российских долгов.

    Наряду  с традиционными схемами досрочного выкупа и погашения долга Правительством РФ или приобретения Центральным  банком российских еврооблигаций, Банк России может приобрести российские долги иностранным государствам по договору цессии. Этот способ использования резервов не увеличит рублёвую эмиссию  и сократит  межгосударственный долг России.

   При этом часть международных активов  Центрального банка превратится во внутренние активы, а часть внешнего долга Правительства РФ - во внутренний долг Банку России.

   Благодаря использованию  предложенных мер  можно будет согласовать валютные и рублёвые интервенции с курсовой политикой, таргетированием инфляции и процентной политикой. [7] 

   Основная  цель управления резервами – это  достижение приемлемых значений показателей ликвидности и доходности, что является трудной задачей

для любого финансового института.

   Доходность  использования Банком России резервов оценить сложно. В настоящее время информация о структуре используемых финансовых инструментов является довольно закрытой. Некоторые косвенные данные о них можно получить, анализируя годовые отчёты Банка России и подобные документы. Судя по ним, можно сделать вывод – размещение резервов на счетах в иностранных банках приводит к значительной упущенной выгоде.

   Известно, что доходность вложений средств  в краткосрочные государственные  ценные бумаги, например, США с начала 2007 года составила 0,13%. [14] Можно было бы рассчитывать на получение доходности в 5,16% годовых, инвестируя в долгосрочные облигации, но данный вид активов не обеспечивает ликвидность, которая является непременным условием, если речь идёт о валютных резервах государства. Процентные ставки по еврооблигациям российского Правительства намного выше.

   Вложение  средств (через систему рефинансирования) в кредитование российских экспортных проектов за рубежом при наличии  гарантий Правительства было бы более  выгодным с точки зрения создания высокодоходных среднесрочных активов.

   Так как часть международных резервов должна размещаться в иностранные  активы, проблема оптимизации по видам валют, в которых номинированы международные резервы, также остаётся актуальной.[7]

   При этом нужно исключить потери от переоценки валютных активов Центрального банка из-за взаимных колебаний курсов доллара и евро.

   Например, валютные резервы Центрального Банка, номинированные в долларах, составляют 49% от  368 222 млрд. долларов, на  0,7481  рубля подешевел доллар с 30 сентября по 30 октября 2009 года. Отсюда потеря Центрального Банка 134 978, 77 млрд. рублей. Евро за тот же период подешевел на 0,7888 рубля. Итого потеря от евро - 121990, 48 млрд. руб.

    Для устранения подобных валютных рисков валютная структура резервов должна соответствовать валютной структуре внешнего  государственного долга. Тогда убытки (прибыли) при изменении курса доллара к евро по резервам будут в основном компенсироваться прибылями (убытками) по государственным долгам.

    При равенстве результатов внешнему государственному долгу компенсация будет полной.

    Естественно, при приобретении Банком России межгосударственных долгов российского правительства  валютный риск для государства в  целом исчезает при любой валютной структуре долгов правительства  Банку России.

    Например, если долг номинирован в долларах и его снижается относительно рубля, Правительство уменьшает платежи Банку России в рублёвом выражении. При этом прибыль последнего соответственно уменьшается, он сокращает платежи в Федеральный бюджет.

    Для решения всех этих задач нужно повысить транспарентность управления резервами при повышении эффективности их использования. [7]

    Для рационального использования резервов необходимо создание функциональной экономической системы формирования и использования золотовалютных резервов. [9]

      Cохранение высоких темпов накопления официальных резервных активов несет в себе большой кризисный потенциал, в том числе в перспективе - увеличение инфляционного давления, избыточных инвестиций и соответственно возникновение переоцененных активов, трудности в реализации денежно-кредитной политики. С этим уже столкнулись КНР, Республика Корея, Индия и другие страны.

    Изучением проблемы накопления избыточных официальных резервных активов в составе международной ликвидности может стать их диверсификация.

      Центральные банки расширяют  спектр инвестиционных инструментов, входящих в состав международных резервов.

    И начале третьего тысячелетия возникла ситуация, когда многие страны, опасаясь сильной зависимости от американской валюты, стали искать возможности нетрадиционного использования золотовалютных резервов.

  В период с 2004 по 2006 г. Китай из официальных резервных активов КНР передал около 60 млрд. долл. трем крупнейшим банкам, находящимся в собственности государства, с целью увеличения их собственного капитала, реформирования и последующей приватизации.

  В 2007 г. золотовалютные резервы Китая  превысили 1 трлн. долл. встал «опрос об эффективном использовании финансовых ресурсов. В Китае опасаются кризиса доллара США и переориентируются на использование резервов для покупки предприятий и собственности за рубежом, а также для создания стратегических резервов нефти и других видов сырья.

  По  мнению специалистов, валютные средства в  размере 300 - 400 млрд. долл. вполне могут быть использованы для инвестирования в экономику зарубежных стран и для расширения импорта инвестиционных товаров.

  Для более эффективного использования валютных резервов в Китае  планируется создать  Государственное  инвестиционное агентство.[9] 

  Таким образом, мы видим, что в настоящее  время существует много способов эффективного использования валютных резервов страны. Выбор наилучшего вытекает из основной цели управления валютными резервами, т.е. приемлемого сочетания сохранности, ликвидности и доходности. Внедрение нетрадиционных способов управления призвано повысить эффективность  использования и направлено на развитие экономики государства. 

Заключение

   В ходе выполнения курсовой работы были решены следующие задачи:

  1. Изучен теоретический аспект валютных резервов: выявлена структура валютных резервов, цель их создания и назначение в экономике страны. Мы выяснили, что структура валютных резервов зависит от основной цели, для которой они предназначены. Это  может быть погашение государственного долга, международные расчёты, поддержание курса национальной валюты или обеспечение стабильности функционирования финансовой системы.  Естественно, что любая структура валютных резервов призвана выполнять все эти задачи, поэтому в мировой практике государства диверсифицируют структуру резервов для многоцелевого использования. Также мы выяснили, что валютные резервы служат гарантом международной активности страны.
  2. Изучен теоретический аспект политики валютных резервов в процессе управления.  Автор показал, что основной целью управления валютных резервов является сочетание 3 параметров: сохранности, ликвидности и доходности. Политика валютных резервов призвана, с одной стороны, обеспечить платёжеспособность данной страны в мировом масштабе, с другой стороны, необходимо поддержание курса национальной валюты на постоянном уровне, т.е. недопущение резких ревальваций и девальваций. Также автором проведена оценка достаточности валютных резервов.
  3. Автор рассмотрел нормативное регулирование формирования и использования валютных резервов в законодательстве РФ. Было выяснено, что полномочия Центрального Банка по управлению валютными резервами определены Конституцией РФ, а также законом «О Центральном Банке Российской Федерации». Кроме того, в своей деятельности по управлению резервами Центральный банк отчитывается перед Государственной Думой. Также законом «О валютном регулировании и валютном контроле» определяется порядок расчётов в иностранной валюте между резидентами и нерезидентами.
  4. Были рассмотрены основные направления политики валютных резервов в 2008-2009 гг. При решении данной задачи автором отмечаются изменения, произошедшие в структуре резервных активов, связанные, прежде всего, с мировым финансовым кризисом. А также рассматривается современная структура валютных резервов по видам валют, в географическом аспекте и по видам размещения в финансовые инструменты. На основе данного материала делается вывод о необходимости повышения доходности от использования валютных резервов.
  5. Автор рассмотрел основные ограничения, которые следует учитывать при управлении валютными резервами. Также было выяснено, что вложения в государственные облигации иностранных государств приносят гораздо меньший доход (а иногда и убыток), чем, например, рефинансирование российских предприятий. Кроме того, автор приводит нетрадиционные способы использования валютных резервов для их более эффективного использования.

Информация о работе Политика валютных резервов Банка России