Политика валютных резервов Банка России

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 20:09, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение политики валютных резервов, проводимой Банком России.

Объектом изучения выступают валютные резервы Центрального Банка и эффективность их использования.

Предметом исследования является процесс управления валютными резервами Банка России, а также оценка результатов управления.

Изучение объекта автор осуществляет в ходе решения следующих задач:
Во-первых, это изучение теоретического обоснования экономического значения валютных резервов;
Во-вторых, это изучение процесса управления валютными резервами и проведение соответствующей политики;
В-третьих, рассмотрения нормативного регулирования деятельности по управлению валютными резервами в Российской Федерации;
В-четвёртых, изучение особенностей управления валютными резервами в 2008-2009 гг.
В-пятых, автор ставит перед собой задачу оценить эффективность использования валютных резервов в России и предложить новые методы по управлению ими.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Валютные резервы: понятие и управление 6
1. 1. Понятие, цель, задачи, структура и назначение валютных резервов 6
1.2. Политика валютных резервов и управление 9
Глава 2. Валютные резервы Банка России 16
2.1 Регламентирование валютных резервов 16
в Российском законодательстве 16
2.2. Управление валютными резервами в 2008-2009 гг. 19
2.3. Проблема совершенствования управления золотовалютными резервами в России 26
Заключение 32
Список литературы 34

Работа содержит 1 файл

Kursovaq.doc

— 317.50 Кб (Скачать)

  Активы  Банка России в резервных валютах  предназначены для использования в целях реализации мер курсовой политики (совершения интервенций на внутреннем валютном рынке), осуществления платежей по поручению Федерального казначейства (например, платежей по государственному внешнему долгу России), поддержания доверия к национальной валюте и получения дохода от инвестирования. Активы Банка России в резервных валютах составляют основную часть величины золотовалютных резервов Банка России. [10]

  В категории «другие резервные активы» учитываются средства в форме обратных РЕПО с нерезидентами (средства, переданные в результате сделок по покупке ценных бумаг с обязательством последующей продажи через определенный срок по заранее оговоренной цене).

   Данные  о международных резервах РФ публикуются  в миллионах долларах США - пересчет осуществляется по кросс-курсам иностранных валют к доллару США.[10]

     Валютные  резервы создаются в каждой стране для покрытия временных превышений платежей над поступлениями по международным  расчётам. Размеры необходимых стране валютных резервов зависят от размеров и частоты разрывов между расходом и приходом иностранной валюты.

    1. Политика  валютных резервов и  управление
 

   Политика  валютных резервов является частью валютной политики любого государства. Валютная политика – это комплекс мероприятий  государственной экономической политики, направленных на стимулирование внешнеэкономической деятельности экономических субъектов, прежде всего на выравнивание платёжного баланса и поддержание устойчивого валютного курса.[5] Политика валютных резервов национального банка выражается в управлении валютными резервами. Управление валютными резервами - это процесс, обеспечивающий наличие официальных иностранных активов государственного сектора в распоряжении соответствующих органов и под контролем последних для решения определенного круга задач, стоящих перед страной или союзом. Управление золотовалютными резервами Банк России осуществляет на основании п.7 Ст. 4 ФЗ «О центральном банке Российской Федерации» в соответствии с «Основными принципами управления валютными резервами Банка России». [2]

   Основной  целью деятельности по управлению резервами  является обеспечение оптимального сочетания сохранности, ликвидности  и поддержание доходности резервных  активов. В этой связи Банк России при определении целевой валютной структуры резервов не руководствуется текущей курсовой конъюнктурой мировых валютных рынков. К основным критериям, на основе которых принимается решение о целевой валютной структуре валютных резервов, относятся: валютная структура внешнего долга Российской Федерации, в том числе структура платежей в краткосрочной перспективе, структура основных мировых рынков государственных облигаций и ряд других факторов. Решение о целевой валютной структуре резервов принимается Советом директоров Банка России.[10]

   Также в эпоху глобализации для большинства стран основной задачей формирования и использования золотовалютных резервов становится не обеспечение импорта, а сохранение и поддержание устойчивости курса национальной валюты.

     Прежде  всего, стоит сказать о системах плавающего и фиксированного валютных курсах национальной валюты. По некоторым параметрам, при определенных условиях, фиксированный валютный курс (ФВК) предпочтительнее плавающих или гибких курсов. Фиксированный валютный курс уменьшает риск и неопределенность международных торговых и финансовых сделок, но они не устраняют влияния изменений спроса и предложения на валютный курс. Поэтому, для поддержания фиксированного паритета, государство должно иметь возможность влиять на соотношение спроса и предложения валюты. Если страна имеет в наличие достаточные резервы (золото, иностранная валюта), если дисбаланс спроса и предложения валюты носит временный характер, а фиксированные валютные паритеты далеко не оторвались от курса равновесия, то фиксированный валютный курс обеспечивают стабильность валютного рынка. Если же нет достаточных резервов для «финансирования» дефицита спроса и предложения валюты, то необходим контроль над торговыми и финансовыми потоками, т.е. сдерживание импорта и поощрение экспорта, взимание специальных налогов с процентов и дивидендов, получаемых зарубежными инвесторами, обязательная продажа экспортерами иностранной валюты государству и последующее ее распределение между импортерами. Но такая практика имеет, как правило, негативные последствия: происходит сокращение объема и деформация (нарушение экономической целесообразности, основанной на принципе сравнительных преимуществ) международной торговле, дискриминации отдельных импортеров, «черный рынок» иностранной валюты и т.п.

     Преимуществом гибких (плавающих) валютных курсов является то, что они, в результате свободного колебания спроса и предложения на валюту, автоматически корректируются таким образом, что в итоге происходит выравнивание дебета и кредита (устранение несбалансированности платежей). Вместе с тем использование плавающих валютных курсов порождает большую, чем фиксированный валютный курс неопределенность и риск как торговой, так и инвестиционной деятельности. При падении интернациональной стоимости валюты страны условия торговли будут ухудшаться, так как нужно будет экспортировать больший объем товаров и услуг для оплаты определенного объема импорта. При значительных колебаниях валютного курса появляется дополнительный риск заграничных инвестиций.

     Снижение  валютного курса сокращает реальную задолженность в национальной валюте, увеличивает тяжесть внешних долгов, выраженных в иностранной валюте. Невыгодным становится вывоз прибылей, процентов, дивидендов, получаемых иностранными инвесторами в валюте стран пребывания. Эти прибыли реинвестируются или используются для закупки товаров по внутренним ценам и последующего их экспорта.

     При повышении курса валюты внутренние цены становятся менее конкурентоспособными, эффективность экспорта падает, что  может привести к сокращению экспортных отраслей и национального производства в целом. Импорт, наоборот, расширяется. Стимулируется приток в страну иностранных и национальных капиталов, увеличивается вывоз прибылей по иностранным капиталовложениям. Уменьшается реальная сумма внешнего долга, выраженного в обесценившейся иностранной валюте.

     В условиях плавающих валютных курсов усилилось влияние их изменений  на движение капиталов, особенно краткосрочных, что сказывается на валютно-экономическом  положении отдельных государств. В результате притока спекулятивных  иностранных капиталов в страну, курс валюты которой повышается, может временно увеличиться объем ссудных капиталов и капиталовложений, что используется для развития экономики и покрытия дефицита государственного бюджета. Отлив капиталов из страны приводит к их нехватке, свертыванию инвестиций, росту безработицы.

     Последствия колебаний валютного курса зависят  от валютно-экономического потенциала страны, ее экспортной квоты, позиций  в международных отношениях. Валютный курс служит объектом борьбы между странами, национальными экспортерами и импортерами, является источником межгосударственных разногласий. По этой причине проблемы валютного курса занимают видное место в экономической науке.

     В России применяется плавающий курс национальной валюты, т.е. Центральный банк влияет на курс путём совершения валютных интервенций. Валютная интервенция - вмешательство государства в операции на валютном рынке посредством купли-продажи иностранной валюты или золота с целью понижения (повышения) курса национальной или иностранной валюты. [5]

    При управлении резервами определяется, прежде всего, временная структура валютных резервов. В зависимости от временного критерия резервы разделяются на 3 категории:

  • Ликвидные краткосрочные (требования и обязательства, срок которых не превышает 3 мес.);
  • Среднесрочные (до 3 лет);
  • Долгосрочные (более 3 лет).

    В структуре валютных резервов краткосрочные  ликвидные средства составляют не менее  половины совокупных объёмов, в странах  с неустойчивой экономикой – до 100%.

    При выборе временной структуры валютных резервов центральный банк исходит, прежде всего, из предполагаемого использования валютных резервов. Если валютные резервы предназначаются для проведения валютных интервенций, то степень их ликвидности должна быть максимально высокой и в их структуре должны доминировать краткосрочные активы, легко реализуемые в наличность без серьёзных потерь. Если же валютные резервы полагается использовать на цели урегулирования международных платежей, то их структура должна быть более диверсифицированной, что даст возможность увеличить их стоимость. Центральные банки зарубежных стран прибегают преимущественно к формированию валютных резервов из краткосрочных и среднесрочных активов.[6]

     Для обеспечения наличия резервов и  в рамках задания надлежащих инвестиционных приоритетов органу по управлению резервами необходима оценка достаточного уровня резервов. Такая оценка может быть произведена самим органом по управлению резервами или в ходе консультаций между органом по управлению резервами и другими ведомствами. Для оценки достаточности резервов нет универсально пригодных показателей, а определение достаточности резервов выходит за рамки настоящих руководящих принципов. По традиции к существенным факторам относились денежно-кредитный и валютный режимы страны, а также размер, природа и изменчивость ее платежного баланса и внешнеэкономической позиции. В последнее время особое внимание уделялось финансовым рискам, связанным с позицией страны по внешнему долгу и нестабильностью потоков капитала, особенно в случае экономики, имеющей доступ к международным рынкам в большом, но нестабильном объеме. Между тем, обеспечение наличия резервов зависит от режима обменного курса и конкретных задач, для решения которых они хранятся.

     Оценка  альтернативных стратегий управления резервами и, соответственно, их последствий с точки зрения достаточности резервов облегчается анализом выгоды от хранения резервов и затрат, связанных с их хранением. Такой анализ направлен на задание значений затрат и отдачи, связанных с хранением большего или меньшего объема резервов, например, при помощи взвешивания затрат на привлечение и хранение дополнительных резервов по сравнению с отдачей от более стабильных потоков капитала, укрепившегося доверия иностранных инвесторов и уменьшившегося риска распространения (кризисных явлений).

    Наиболее  часто в международной практике применяют так называемый коэффициент достаточности международных резервов. Данный показатель рассчитывается как возможность покрытия резервами среднемесячного импорта страны. По сложившейся практике приемлемым считается уровень резервов, покрывающий трехмесячный импорт.[9]

     Этот  показатель определяет, в течение  какого периода страна может оплачивать импорт за счет имеющихся валютных резервов. От величины этого показателя зависит возможность получения  международных кредитов, прежде всего развивающимися странами и странами с переходной экономикой. Так, если этот показатель находится на уровне менее трехмесячного покрытия импорта, ситуация рассматривается как неблагоприятная, и возможности получения новых кредитов ограничены.

  Достичь уровня международных резервов, покрывающих  трехмесячный импорт, России впервые  удалось лишь в 1-ом квартале 1997г. Однако во II-ом квартале этот показатель упал до отметки в два месяца и вплоть до 1-го квартала 2000 г. данный показатель был меньше трехмесячного рубежа.

  Во  II-ом квартале 2004 г. коэффициент достаточности международных

резервов в России составил более 6 месяцев.

        На начало 2008 г. объем  золотовалютных резервов России в 3 раза превысил оптимальный уровень, что обеспечивало эффективность проведения политики укрепления национальной валюты.[9]

  В целом объем золотовалютных резервов России в 2008 г. удовлетворял практически всем вышеизложенным критериям достаточности. Сейчас он составляет 413 448 млрд. $.[11]

  Для рационального и эффективного использования резервов необходимо создание функциональной экономической системы формирования и использования золотовалютных резервов.

      Справочно. Под функциональными экономическими системами автор понимает совокупность институтов и организаций, образующих механизмы саморегуляции, которые обеспечивают поддержание равновесия вокруг определенных заданных макроэкономических параметров и индикаторов.

  При создании указанной системы представляется целесообразным ориентироваться на следующие параметры:

  • оптимальным параметром можно считать размер резервов, которые достаточны для предупреждения резких девальваций и ревальвации национальной валюты (для этого резервы должны превышать денежную базу в широком определении;
  • пороговым параметром можно считать размер резервов, гарантирующих исключение возможности дефолта по государственным внешним обязательствам (для этого минимальный объем резервов должен быть не меньше суммы, складывающейся из стоимости покрытия импорта и размера стоимости платежей по внешнему государственному долгу);
  • критическим можно считать размер резервов, который меньше 
    стоимости трехмесячного импорта страны.[9]

Информация о работе Политика валютных резервов Банка России