Особенности построения банковской системы Украины

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 16:08, курсовая работа

Описание работы

Моя Курсовая работа посвящена вопросу становления Банковской системы в Украине. Я считаю, что в данный момент очень актуальны проблемы развития Банковской системы в Украине, так как интенсивное развитие БСУ, происходившее в последнее десятилетие, определялось процессом трансформации плановой экономики в рыночную. За сравнительно короткое время была создана двухуровневая банковская система.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3
Раздел 1. Становление и развитие БС………………………………………….5
1.1. Банки. История их возникновения………………………………………….5
1.2. Эволюция банковской системы в Украине………………………………..7
Раздел 2. Возникновение, развитие и деятельность НБУ и коммерческих банков…………………………………………………………………………….11
2.1. Коммерческие банки – начало развития на Украине……………………11
2.2. Меры НБУ по перестройке платежной системы…………………….….13
2.3. Внедрение цивилизованных платежных средств в Украине – вексель….14
Раздел 3. Банковская система Украины…………………………….…………..18
3.1. Виды и строение БС Украины……………………………………….……..19
3.2. Проблемы банковской системы Украины……………………………….22
3.3. Состояние БС на сегодня…………………………………………………..24
3.4. Функции и роль банковской системы государства………………………30
Заключение………………………………………………………………………36
Список литературы……………………………………………………………...37

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 79.49 Кб (Скачать)

В целом, на территории Украины  накануне революции 1917–1921 гг. была создана широкая сеть кредитно-банковских учреждений с многоуровневой структурой, которая охватывала все отрасли аграрно-индустриальной экономики региона и была крепко интегрирована в общеимперскую денежно – кредитную систему, а через нее и в европейскую. Она обеспечивала нормальное движение товаров, денег и кредитных ресурсов, хотя по своей мощи значительно уступала аналогичным системам индустриальных и индустриально – аграрных стран Западной Европы.

До середины 1920-х годов  кредитно – банковская сеть Украины сложилась количественно и качественно. Украинский кредитный капитал, как и раньше, концентрировался в системе сельскохозяйственной, промышленной и потребительской кооперации. В Украине, как и в целом по СССР, государственные банки главным образом обслуживали государственный сектор и частично кооперацией, кооперативные кредитные учреждения – кооперацию и меньшей мерой государственный сектор. Средняя и мелкая буржуазия города могла рассчитывать исключительно на свои собственные силы. Только в городских банках частные предприниматели могли рассчитывать на определенную поддержку. В Киевском банке на их часть приходилось 3,52% учетно-исковых (в основном учетных) операций, в Одесском – 7,4%, в Харьковском – только 0,2%.

Реальная ликвидация остатков автономии украинского кредитного дела началась на границе 20–30-х годов, когда вследствие запрета частного предпринимательства в промышленности, транспорте и торговле перестали  существовать товарищества взаимного  кредита.

Ко второй половине 60-х  годов Украина не имела в своем  распоряжении автономной кредитно-банковской системы. Тут действовали филиал Госбанка СССР, Стройбанка СССР и трудовые сберкассы.

Сеть учреждений Госбанка в Украине расширялась до 1975 г. В 1970 г. Тут было 652 филиала, в 1975 г. – 678. Потом началось сокращение. И в 1980 г. Функционировало уже 663 учреждения Госбанка.

С января 1989 г. В республику начинается создание коммерческих и кооперативных банков.

На 20 июня 1990 г. В республике было официально зарегистрировано 25 банков (17 акционерных коммерческих и 8 кооперативных). [4, стр. 11–18] А теперь рассмотрим современное положение БС на Украине.

 

 

 

2. Возникновение, развитие и  деятельность НБУ и коммерческих  банков

 

2.1 Коммерческие банки – начало развития на Украине

 

Коммерческие банки –  основное звено кредитной системы  страны, в которое входят кредитные  учреждения, осуществляющие разнообразные  банковские операции для своих клиентов на началах коммерческого расчета. Для этого они используют не только свой собственный капитал, но и привлеченный финансовый капитал в виде вкладов, депозитов, межбанковских кредитов и других источников. Причем привлеченные средства, как правило, значительно  превышают объем собственного капитала коммерческих банков.

Основной целью коммерческих банков, которые стали создавать  в Украине в 1989 году, было оперативное  получение их учредителями и клиентами  широкого спектра банковских услуг, включая получение кредитов, решение  учредителями с помощью сосбственного  банка своих групповых или  индивидуальных проблем, получение  максимальной прибыли для своих  акционеров или пайщиков, а также  для собственного развития.

Первоначально коммерческие банки создавались преимущественно  как отраслевые. Некоторые банки  возникли как дочерние банки государственных  специализированных банков. Так, например, был образован Укринбанк.

Такие банки, как Демосбанк, Киевский кооперативный банк – предшественник Градобанка, возникли как кооперативные  коммерческие банки. Это объясняется  тем, что в то время кооперативы  по производству товаров, выполнению работ  и оказанию услуг были первыми  рыночными структурами, действовавшими в окружении государтсвенных  предприятий, организаций и учреждений, а часто и при них. Чтобы  легче и оперативнее решать вопросы  получения ссуд на свое развитие, кооперативы  стали создавать свои банки.

В дальнейшем акционерами  или пайщиками коммерческих банков все больше становились рзличные коммерческие структуры и частные  лица. Этот процесс особенно усилился после того, как в конце 1992 года государственным предприятиям было запрещено выступать учредителями коммерческих структур, в том числе  и банков, а в 1993 году было принято  решение о перечислении причитающихся  указанным предприятиям дивидендов в доход соответсвенно подчинености государственного или местного бюджета. Кооперативные банки были уранвены в правах с коммерческими.

Постепенно статус коммерческих получили прежние государственные  специализированные банки. Так, на базе республиканских Жилсоцбанка был  организован Укрсоцбанк, Агропромбанка  – АПБ «Украина» АК, Промстройбанка – Проминвестбанк. Такое разгосударствление указанных трех банков привело к  созданию в банковской системе Украины  неравных условий для деятельности банков, поставив в затруднительное  положение вновь организованные банки.

Более правильным было бы за бывшими государственными банками  оставить статус государственных специализированных банков, через которые направлялась бы государственная кредитная и  финансовая поддержка приорететным направлениям развития экономики. Так, в большинстве стран такая  поддержка оказывается сельскому  хозяйству, науке, государственным  предприятиям, жилищному строительству  и так далее. В условиях рыночной экономики существенные изменения  произошли в банковском контроле. Если раньше банки играли роль государственных  контролеров за деятнльностью субъектов  хозяйствования, то в настоящее время  этот контроль, как правило осуществляется на партнерских отношениях между  банками и их клиентами.

 

 

2.2 Меры НБУ по перестройке платежной системы

 

Главной проблемой БС Украины  в ближайшее время остается преодоление  галопирующей инфляции и стабилизация национальной денежной единицы –  гривны. Очевидно, что в таких  условиях исключительно монетарными  факторами преодолеть инфляцию невозможно, то есть стабилизация денежной системы  невозможна без стабилизации экономики, а последнее зависит от стабильной национальной валюты. В этом состоит  сложность проведения будущей денежной (гривневой) реформы.

Макроэкономическая ситуация в народном хозяйстве Украины, сложившаяся  в конце 1993 г., может быть охарактеризована, как гипер-стагфляция, когда значительное падение производства сочетается с инфляцией, среднемесячные темпы которой в 1993 г. составляли 42%. В то же время Национальный банк проводит политику на сдерживание денежной массы, рост которой в среднем за месяц на тот же период составлял 27%. Некоторое улучшение ситуации наблюдалось в ноябре 1993 г., когда факт отсутствия кредитной эмиссии был наиболее весомым, что стало реальным шагом в плане оздоровления ситуации в экономике Украины.

Национальный банк Украины  принимает неотложные меры по перестройке  платежной системы, которые можно  разделить на технологические (внедрение  электронных платежей), институционные (создание региональных клиринговых  расчетных центров), организационно-экономические (сертификация коммерческих банков, что  повысит их ответственность за организацию  расчетов, включая дисциплину платежей, а также будет способствовать созданию конкурентной среды). При этом Правительство со своей стороны должно обеспечить меры по максимальному ускорению разграничения финансов предприятий и государства, внедрить реальный механизм банкротства, ускорить процесс акционирования хозяйственных единиц, находящихся в собственности государства. Чем медленнее будут внедряться эти процессы, тем дольше нам придется обращаться к экстраординарным мерам – взаимозачетам с их кредитно-эмиссионным подкреплением.

 

2.3 Внедрение цивилизованных платежных средств в Украине – вексель

 

Одним из значительных проектов, призванных преодолеть часть проблем  в области внутренних расчетов, является внедрение Национальным банком Украины  новой системы межбанковских  расчетов в Украине с использованием электронных платежей. Основным инструментом новой системы межбанковских  расчетов является создание сети расчетных  палат, которые будут осуществлять региональные и межрегиональные  расчеты. На сегодня эта система апробирована в Волынской, Житомирской, Закарпатской, Львовской, Полтавской, Одесской, Сумской, Тернопольской, Харьковской, Черниговской областях и в Севастополе. Она продемонстрировала ускорение расчета в несколько раз, то есть день в день. Этой системой пользуются до 80% банков. Центральная расчетная палата работает в двух режимах – с документальным подтверждением (внутригородские расчеты) и без документального подтверждения (междугородные расчеты) с использованием электронной почты.

С 1 января 1994 г. осуществился переход к такому механизму учета, согласно которому сальдо на корреспондентских счетах должно совпадать, как по учету на корреспондентских счетах должно совпадать как по учету Национального банка Украины, так и самих банков с точностью до карбованца. Это стало возможным при переходе на систему межбанковских электронных расчетов, при которой момент платежа и его квитовка осуществляется почти одновременно. То есть исчезает условия, согласно которым банки могли пользоваться расхождением в учетах себе на пользу, что квалифицировалось одним из существенных источников инфляции. Мы приближаемся к условиям работы цивилизованных банков, для которых состояние корсчета, общая сумма на нем – эта та и только та сумма, в пределах какой они могут работать.

С целью совершенствования  функционирования новой системы  межбанковских расчетов внедряются современные международные технологии и стандарты, которые должны привести к постепенному вхождению банковской системы Украины в мировую  банковскую систему. Коммерческие банки  Украины, например, получили возможность  пользоваться одной из самых распространенных в мире системой электронных платежей SWIFT.

Реформа расчетно-платежной  системы невозможна без внедрения  в Украине цивилизованных платежных  средств. В мировой практике основным представителем таких средств является вексель. Применение векселей в хозяйственном  обороте Украины необходимо для  усовершенствования денежно-кредитного механизма и повышения его  эффективности, так как они являются рычагами, способными воздействовать на укрепление и стабилизацию денежно-кредитной  системы, платежной дисциплины, ускорение  обращения оборотных средств  и улучшение ликвидности коммерческих банков. Роль векселя в торгово-экономическом  обороте имеет большое значение, поскольку он – наиболее гарантированное  средство требования оплаты и перевода денег из одной местности в  другую.

Вексель применяется в  предусмотренных хозяйственными договорами случаях, а также как средство воздействия поставщика на нарушителя платежной дисциплины. Вексель позволяет  в обусловленный с продавцом  срок получать платежи и оформлять  взаимные обязательства между предприятиями. Важным его преимуществом является возможность получения до наступления  срока платежа акцепта плательщика  по месту его нахождения или, если это надежный клиент, и акцепта  банка. Гарантия платежа по векселю  может быть обеспечена полностью  или частично в часть вексельной суммы через аваль, который также  может предоставляться банком. Поскольку авалист отвечает так же, как и тот, за кого он дал аваль, это является еще одной гарантией платежа.

Все перечисленные преимущества векселя указывают на необходимость  быстрейшего внедрения в хозяйственный  оборот и развертывания в банках операций с векселями, поскольку  они имеют значительно лучшие инвестиционные качества в сравнении, например, с депозитными сертификатами (а тем более с депозитами) благодаря  более высокой ликвидности и  возможности использования в  качестве средства платежа. В данных условиях наиболее привлекательными будут  краткосрочные операции с векселями. Необходимость векселей возникает  при временном избытке свободных  финансовых средств.

Важным противоинфляционным средством может стать дисконтная политика государства, а именно совокупность мероприятий, при помощи которых Национальный банк регулирует учетный процент, а через него – вексельный курс, размер процентных ставок по выдаваемых коммерческими банками ссудах, а, следовательно, размер ставок по депозитам. Дисконтная политика распространяется на наиболее важные факторы жизни государства: денежное обращение, внешнюю торговлю, предпринимательскую прибыль, уровень цен. Между тем, главным средством воздействия на эти факторы является изменение размера учетного процента по краткосрочным обязательствам.

Поскольку вексель можно  одновременно использовать как средство платежа и накопления, применение векселей в условиях возрастания  взаимных неплатежей (в том числе  и межгосударственных) и инфляции становится особенно актуальным. Вексель  может значительно ускорить систему  межгосударственных расчетов. Это обусловлено  значительным развитием векселей в  странах СНГ, где они уже продемонстрировали хорошую приспособленность к  отрицательным явлениям экономического положения.

Для обеспечения режима наибольшего благоприятствования  использованию векселей, ускорения  оборота вложенных в них средств, Национальным банком Украины был  разработан ряд нормативных документов, регулирующих порядок проведения коммерческими  банками операций с векселями, в  том числе и их использования  для оплаты экспортной пошлины по давальческому сырью, правила изготовления и использования вексельных бланков.

 

 

 

3. Банковская система Украины

 

3.1 Виды и строение БС Украины

 

Банковская система –  форма организации функционирования в стране специализированных кредитных  учреждений, сложившаяся исторически  и закрепленная законами. В Украине деятельность банков и банковской системы в целом закреплена законом Украины «О банках и банковской деятельность».

Информация о работе Особенности построения банковской системы Украины