Основные проблемы и пути развития банковской системы России

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2011 в 16:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы - рассмотрение основных черт и особенностей функционирования банковской системы России на современном этапе, ее главных проблем и предлагаемых моделей их решения, а также общей стратегии развития кредитно-денежной системы РФ.
В соответствии с поставленной целью поставлены следующие задачи:
• Проследить исторический путь развития банковской системы.
• Описать сущность и принципы функционирования банковской системы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность банковской системы РФ………………………………….....5
1.1 Понятие банковской системы и ее структура……………………………….5
1.2 Сущность и принципы деятельности банковской системы РФ……………9
1.3. Исторические этапы формирования Банковской системы РФ…………..14
Глава 2. Кризис банковской системы в 2008-2009гг………………………….18
2.1 Проблемы банковской системы России до кризиса 2008 года…………...18
2.2 Банковский кризис в России 2008 – 2009 гг. ……………………………...22
Глава 3. Основные проблемы и пути развития банковской системы России..27
3.1 Проблемы банковской системы России……………………………………27
3.2 Перспективы развития банковской системы………………………………32
Заключение……………………………………………………………………….41
Список использованной литературы…………………………………………...43

Работа содержит 1 файл

Становление и развитие банковской системы России.docx

— 75.33 Кб (Скачать)

     Последние причины устранить быстрым образом  не представляется возможным. На это  потребуется время, но действовать  в данном направлении необходимо уже сейчас, ибо без доверия  к национальной банковской системе  невозможно нормальное функционирование экономики, решение таких актуальных вопросов, как удвоение ВВП и других задач, необходимых для вывода страны из затяжного кризиса.

     Отдельно  хотелось бы заметить решение вопроса  о гарантиях государства по сохранности  вкладов физических лиц. Скорейшее  вступление такого закона в силу значительно  повысит уровень доверия между  населением и банками. Хотя пока планируется  гарантировать сохранность депозитов  величиной до 100 000 рублей, что составляет немногим более 3000 долларов, хотя в  США, например, гарантируют сохранность 100 000 долларов, и эта мера является для страны очень важной. 

     3.2 Перспективы развития  банковской системы 

     Позиция Банка России в отношении дальнейшего  развития банковского сектора отражена в проекте документа “Концептуальные  вопросы развития банковской системы  Российской Федерации”. Подготовленные материалы вызвали живой интерес. Банк России получил комментарии, в  том числе Ассоциации российских банков, многих других заинтересованных организаций. Сейчас стоит задача найти  общее понимание некоторых принципиальных направлений развития банковского  дела в России. В этой связи остановимся  на ряде проблем.

     1. Укрепление устойчивости банковской  системы, исключение возможности  системных банковских кризисов

     Политика  государства в отношении банковского  сектора, как и всей экономики  в целом, призвана обеспечивать системную  стабильность и создавать необходимые  условия для развития рынка на базе здоровой внутриотраслевой и межотраслевой  конкуренции. Банковская деятельность должна осуществляться на единых принципах, установленных для коммерческих организаций, и базироваться на коммерческих интересах при соблюдении требований к устойчивости банков, которые отражены, в том числе в нормах банковского надзора, ориентированных на международно-признанные подходы.

     Меры, которые может предпринять государство  в целях формирования благоприятных  условий развития бизнеса, весьма разнообразны. Если говорить о значимости мер с  точки зрения их “материальности”, то одно из первых мест занимают меры в  сфере налогообложения.

     Одним из чрезвычайно актуальных решений  является здесь урегулирование вопросов определения доходов, расходов, относимых  на себестоимость банковских услуг, и налоговой базы. Эта тема имеет  два аспекта.

     Очевидно, банки, как и прочие субъекты экономики, не могут платить налоги с предполагаемых доходов. Такого рода решение, по существу, ведет к декапитализации экономических  субъектов, т.е. к дестабилизации всей экономической сферы. Крайне негативно  это отражается и на возможностях по развитию бизнеса, причем особенно остро это скажется на банках, имеющих  существенный объем кредитов и инвестиций, который в соответствии с пруденциальными  нормами “завязан” на капитал. Исходя из этого принятая гл. 25 Налогового кодекса, предусматривающая налогообложение всех сколько-нибудь значимых организаций по методу начисления, фактически ставит фискальные интересы государства над интересами экономического роста. Для кредитных организаций применение предусмотренного этой главой порядка может иметь самые негативные последствия.

     Далее. Если государство действительно  заинтересовано в расширении кредитования банками реальной экономики, необходимо предусмотреть более разумное распределение  возникающих при этом рисков. Необходимо, в частности, чтобы резервы, создаваемые  под все добросовестно принятые банками риски, включались в себестоимость  банковских услуг и соответственно исключались при определении  налоговой базы. В противном случае и здесь имеет место уплата налогов с убытков, т.е. декапитализация банков со всеми вытекающими последствиями.

     Пора  приступить к практической реализации намеченных в правительственной  программе изменений в Налоговый  кодекс, предусматривающих в том  числе исключение из налоговой базы величины прироста стоимости инвестиций иностранной валюты в уставные капиталы банков. Следует отметить, что установление для кредитных организаций единой с другими юридическими лицами ставки налога на прибыль является необходимым, но далеко не достаточным решением в сфере налогообложения.

     Следующий важнейший компонент обсуждаемой  темы — это риски банковской деятельности. Известно, что развитие банковского сектора сдерживается рисками, в том числе системного характера. К числу основных внешних факторов риска относятся недостаточно высокие темпы структурных преобразований в экономике, высокий уровень налогообложения, низкая кредитоспособность многих и низкая транспарентность огромного большинства отечественных предприятий, низкий уровень развития финансовых рынков и в целом системы денежных отношений, слабость правовой защиты кредиторов и инвесторов, включая серьезные недостатки правоприменения, недостаточное законодательное обеспечение возможностей банковского надзора.

     К числу внутренних факторов рисков можно  отнести низкое качество управления в целом ряде кредитных организаций, включая неэффективность систем управления рисками и внутреннего  контроля, олигополистическую и нетранспарентную структуру собственности, слабое развитие современных банковских технологий.

     Развитие  системы корпоративного управления является ключевым элементом обеспечения  финансовой стабильности банков. Основным звеном этой системы выступает управление рисками.

     В условиях ориентации банков на обслуживание реальной экономики на первом месте  стоит управление кредитным риском и риском ликвидности, включая вопрос координации управления указанными видами рисков. Безусловно, рыночные, операционные и правовые риски также требуют  самого пристального внимания.

     Управление  рисками должно базироваться на их эффективном мониторинге, доведении  необходимой и достаточной информации до соответствующих сотрудников  и органов управления кредитных  организаций, эффективных процедурах принятия и контроля за выполнением  решений, а также контроля за функционированием  системы корпоративного управления в целом.

     Большое значение для укрепления системной  устойчивости банковского сектора  имеет повышение ответственности  реальных владельцев банков. Анализ показывает, что в послекризисный период восстановление некоторых банков было связано с  добросовестными действиями их собственников. Так, увеличение совокупного капитала банковской системы произошло главным  образом за счет взносов в уставные капиталы кредитных организаций. Естественно, встречаются и обратные примеры, когда разорение банков — на совести их учредителей и аффилированных с ними лиц.

     В сфере допуска организаций на рынок банковских услуг и лицензирования банковской деятельности необходимо развитие требований к профессиональной пригодности  и деловой репутации руководства  и финансовой устойчивости учредителей (участников) кредитных организаций.

     Чтобы поставить вне закона деструктивные  действия владельцев и менеджмента  банков, иметь возможность более  оперативно и действенно реагировать  на недостатки в состоянии банков, Банк России совместно с Правительством Российской Федерации подготовил поправки в законодательство в сфере банковского  надзора, банкротства и ликвидации кредитных организаций, обеспечивающие введение более строгих исходных требований и более жестких норм ответственности руководителей и учредителей (участников) за осуществление действий, вызвавших банкротство кредитных организаций.

     Важным  вопросом и реальной проблемой банковской реформы является ликвидация кредитных  организаций, у которых отозваны лицензии. Главное действующее лицо в процессе ликвидации — суды. Возможно, банки и финансы должны быть предметом отдельного направления развития судебной реформы, включающей специализированные суды и профессионалов, понимающих специфику финансовой, в том числе и банковской, деятельности. Практика показывает, что решения судов по одному и тому же вопросу в разных инстанциях очень разноречивы. В целом проблема совершенствования законодательства и его применения является одной из наиболее острых с точки зрения проведения всей банковской реформы.

     В условиях ограниченных внутренних возможностей увеличения капитальной базы кредитных  организаций необходимым является привлечение иностранных инвестиций в банковскую сферу. Расширение присутствия  иностранного капитала с солидной репутацией на российском рынке банковских услуг  будет иметь позитивное значение и потому, что он будет способствовать развитию здоровой конкуренции, привнесет  в Россию современные банковские технологии, новые финансовые продукты и в целом накопленную культуру банковского дела.

     В связи с этим сохраняет свою остроту  вопрос о формировании благоприятного по международным меркам экономического, и в том числе инвестиционного, климата. Лейтмотивом высказываний представителей бизнеса из развитых стран является то, что без лучшей защиты прав собственников и кредиторов, прозрачного государственного регулирования  экономики и четких правил игры, приемлемых налоговых условий иностранные  инвестиции в страну не придут.

     Роль  иностранного капитала в банковской системе России невелика и стабильна. Удельный вес банков с иностранным  капиталом на протяжении ряда последних  лет в собственных средствах (капитале) и в активах банковской системы  России составляет около 10%. Так что  желание солидного зарубежного  капитала прийти в страну, в том  числе в банковскую систему, следует  приветствовать. В связи с этим следует решить и вопрос о порядке  открытия в стране филиалов иностранных  банков, а также о режиме регулирования  их деятельности.

     Следует подчеркнуть, что создание благоприятных  условий ведения бизнеса необходимо, конечно, не только, а может быть, и не столько для привлечения  иностранного капитала, но, прежде всего  для развития отечественного капитала, составляющего основу российской рыночной системы. Очевидно, что иностранный  и отечественный капитал должен чувствовать себя достаточно — и в равной мере — комфортно.

     2. Повышение качества реализации  банковским сектором функций  по аккумулированию сбережений и их трансформации в кредиты и инвестиции

     Коммерческие  принципы организации банковского  дела предопределяют интерес банкиров к кредитованию экономики. В связи  с этим проблема отнюдь не в отсутствии у банкиров субъективного желания  изменить свою роль в воспроизводственном  процессе. Но эти же принципы ориентируют  на ограничение принимаемого риска  разумным уровнем, на кредитование только эффективных проектов. Наиболее острые проблемы развития кредитования заключаются  в уровне кредитных рисков, а также  в состоянии ресурсной базы банков. Многие существенные факторы рисков, сдерживающие кредитную активность банков и одновременно определяющие более высокую уязвимость кредитных  организаций, специализирующихся на кредитовании реального сектора экономики, как  отмечалось, возникают и развиваются  вне банковской сферы.

     В 2009 году процесс кредитования банками реального сектора экономики активизировался. При этом доля указанных кредитов в совокупных активах действующих кредитных организаций выросла. Отражением роста кредитной активности банков явилось также увеличение количества заключенных кредитных договоров: общее количество договоров по предоставленным кредитам по банковской системе в целом (исключая учтенные кредитной организацией векселя) выросло. Рост объема кредитов, предоставленных предприятиям реального сектора экономики, наблюдался в 2009 году в 68% действующих банков. Вместе с тем банки при кредитовании реального сектора экономики по-прежнему демонстрируют осторожный подход к выдаче ссуд, что следует оценить как, безусловно, положительный факт.

     Самостоятельным фактором, сдерживающим развитие активных долгосрочных операций банков, является сложившаяся структура их ресурсной  базы, в которой преобладают краткосрочные  ресурсы. Банки испытывают весьма острый дефицит средне- и долгосрочных ресурсов, что, в свою очередь, обусловлено  как общим низким уровнем накоплений и сбережений, так и незначительностью  той их доли, которая размещена  в банках. Многое зависит от состояния  реальных доходов предприятий и  населения. Насколько сильны позиции  государства в банковском секторе? В рамках развития банковского обслуживания реальной экономики активно обсуждается  вопрос о месте так называемых государственных банков.

     В настоящее время непосредственно  государство, включая в данном контексте  в это понятие федеральные  органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственные федеральные  унитарные предприятия и учреждения, государственные унитарные предприятия  и учреждения субъектов Российской Федерации, а также РФФИ (но, не включая  Банк России), по данным Центрального банка  Российской Федерации, имеет вложения, превышающие 50% уставного капитала, только в 21 кредитной организации. Кроме того, в собственности Правительства Российской Федерации находится также Внешэкономбанк, не являющийся кредитной организацией по законодательству Российской Федерации).

Информация о работе Основные проблемы и пути развития банковской системы России