Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2011 в 16:20, курсовая работа
Целью данной работы - рассмотрение основных черт и особенностей функционирования банковской системы России на современном этапе, ее главных проблем и предлагаемых моделей их решения, а также общей стратегии развития кредитно-денежной системы РФ.
В соответствии с поставленной целью поставлены следующие задачи:
• Проследить исторический путь развития банковской системы.
• Описать сущность и принципы функционирования банковской системы.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность банковской системы РФ………………………………….....5
1.1 Понятие банковской системы и ее структура……………………………….5
1.2 Сущность и принципы деятельности банковской системы РФ……………9
1.3. Исторические этапы формирования Банковской системы РФ…………..14
Глава 2. Кризис банковской системы в 2008-2009гг………………………….18
2.1 Проблемы банковской системы России до кризиса 2008 года…………...18
2.2 Банковский кризис в России 2008 – 2009 гг. ……………………………...22
Глава 3. Основные проблемы и пути развития банковской системы России..27
3.1 Проблемы банковской системы России……………………………………27
3.2 Перспективы развития банковской системы………………………………32
Заключение……………………………………………………………………….41
Список использованной литературы…………………………………………...43
В 1995-1997 гг. банки стали активными игроками на рынке государственных обязательств, направляя практически все свободные средства на покупку этих высокодоходных инструментов. Все больше банков ориентируются на работу с реальным сектором экономики, происходит интеграция банковского и страхового капитала.
Данные позитивные тенденции были прерваны тяжелым кризисом 1998 г. Объявленный дефолт заморозил до 90% уставного фонда российских банков, находившегося в форме ГКО-ОФЗ, усилил общую нестабильность в экономике и вызвал банкротство ряда крупнейших банков.
В период после 1998 г. происходит реструктуризация банковской системы, что находит отражение в слиянии капитала (1116 зарегистрированных банков на 01.02.2010 г.) Очевиден рост банковских активов – с 933, 1 млрд. руб. в 1998 г. до более чем 29 трлн. руб. в марте 2010 г. Охват населения банковскими услугами стабильно возрастал, как и их качество. Банки стали способствовать развитию реального сектора экономики, нарастает долгосрочное кредитование, в т.ч. ипотека. Принятый в 2004 г. Закон о страховании вкладов значительно повысил доверие населения к банковской системе и заложил основы для привлечения более значительных средств. Также можно смело утверждать, что и Центробанк, и коммерческие банки приобрели достаточный опыт, что позволило смягчить мини-кризис 2004 г. и избежать глубокого спада во время кризиса 2008-2009 гг.
Эти
факты позволяют утверждать, что
в России сложилась банковская система
современного типа, имеющая резервы
для роста, но обремененная рядом
сдерживающих обстоятельств. Подробный
анализ современного состояния и
структуры банковской системы и
стоящих перед ней проблем
будет представлен в
Глава
2. Кризис банковской
системы в 2008-2009 гг.
2.1
Проблемы банковской
системы России
до кризиса 2008
года
30
декабря 2001 года Правительство
и Центральный банк Российской
Федерации приняли «Стратегию
развития банковского сектора
РФ». Впервые за 12-летнюю историю
современной российской
В
названной «Стратегии...» были определены
основные цели дальнейшего развития
банковской системы: укрепление устойчивости
банковского сектора, исключающее
возможность возникновения
Очевидно, эти цели являются абсолютно универсальными и применимы ко всем банковским системам мира. «Стратегия...» не выделила особенности проблем банковской сферы России и причины их возникновения, поэтому все ее многочисленные установки и рекомендации — это, в основном, технические меры развития собственно банковской деятельности, а не банковской системы в целом.
Основные системные банковские проблемы, их причины и возможные пути решения:
Банковский сектор России развивается, в основном, как сфера обслуживания других секторов экономики, являясь ведомым, а не ведущим, системообразующим элементом российской экономики.
Экономический рост, исполнение бюджета, платежеспособный спрос и инвестиции в России поддерживаются, главным образом, за счет энерго-сырьевого экспорта, а не путем существенного увеличения доли валового внутреннего продукта (ВВП), потребляемого внутри страны, или развития экспорта продукции глубокого передела, высоких технологий и интеллектуальных продуктов.
Это обстоятельство вынуждает Правительство заниматься, прежде всего, проблемами развития энерго-сырьевых отраслей экономики, ибо, во-первых, его благополучие напрямую зависит от успешного функционирования этих отраслей, а во-вторых, проблемы восстановления, подъема и развития иных отраслей экономики требуют огромных финансовых, организационных и интеллектуальных затрат без уверенности в успехе.
Ни Правительство, ни Банк России не ставят перед собой задачи создания банковской системы как самостоятельной рыночной отрасли экономики, которая в целях собственного развития стремилась бы к развитию экономики и, прежде всего, тех ее секторов, которые, в свою очередь, были бы заинтересованы в развитии национальной банковской системы, так как именно она будет активно, целенаправленно формировать внутренний рынок, производственный сектор (в том числе работающий на экспорт) и сферу услуг.
Более того, Центральный банк РФ открыто и убежденно заявляет, что он не решает и не должен решать задачу обеспечения экономического роста, используя инструменты денежно-кредитной политики и кредитные механизмы. К сожалению, Банк России сосредоточился сегодня исключительно на борьбе с инфляцией и укреплении рубля, превратив это в самоцель своей деятельности, возможно, в силу того, что за отрицательные показатели в этой сфере его жестко критикуют, а за неучастие в решении задач экономического роста даже не журят (почему-то считается, что это правильно).
Теперь
о втором уровне банковской системы
— кредитных организациях. Они, конечно
же, должны отличаться по форме: банковские
и небанковские; универсальные и
специализированные; крупные, средние
и малые; централизованные или с
широкой филиальной сетью и т.п.
Но при этом абсолютно все кредитные
организации должны иметь подлинно
равноправные, основанные только на законе
возможности осуществления
Следует четко понимать, что мы не сможем сформировать нормальную, эффективную коммерческую банковскую систему до тех пор, пока будут существовать государственные коммерческие банки. Государство никогда не сможет одинаково равно относиться к своим собственным банкам и ко всем остальным (налицо конфликт интересов). И никакого значения не имеет, в чьей именно собственности — Банка России или Правительства — эти банки будут находиться. И в том, и в другом случае они будут пользоваться гарантиями государства, будут обеспечиваться его бесплатными ресурсами, будут иметь массу иных преференций.
Государство может (а в определенные периоды — обязано) иметь собственные специализированные кредитные организации (кредитные агентства) для обеспечения реализации государственных программ финансирования приоритетных отраслей экономики. Но эти государственные кредитные организации никогда не должны превращаться в универсальные коммерческие банки и заниматься самостоятельным банковским бизнесом. В противном случае государство через свои банки начинает конкурировать с коммерческой банковской системой, следовательно — ограничивать ее развитие. Совершенно очевидно, кто выиграет в этой «конкурентной» борьбе. Нынешняя банковская система — яркий тому пример.
Необходимо преобразовать Сбербанк в специализированную стопроцентную государственную кредитно-сберегательную организацию по комплексному обслуживанию физических лиц и индивидуальных предпринимателей. Сбербанк должен стать институциональным инвестором в сфере сбережений населения и не подавлять, а финансировать коммерческие банки.
Уровень
монополизации банковской сферы
достиг сегодня критической черты
— 20 крупнейших банков (в основном,
государственные и
Вся
банковская «конкуренция» — это
борьба за бюджетные и подобные ресурсы,
уполномоченность государственных
органов и компаний. Печально, что
само государство активно
Необходимо
также отметить, что, несмотря на самую
жесткую регламентацию
Названные системно-структурные проблемы банковского сектора сохраняются, а в некоторых аспектах и усугубляются не только потому, что государство всерьез не занимается построением рыночной, конкурентной банковской системы, но еще и потому, что само банковское сообщество, будучи разобщенным на различные, порой враждебные классы кредитных организаций, не может четко сформулировать свои общие интересы и потребовать у денежных властей их учета и обеспечения на взаимовыгодной основе. К сожалению, до сих пор банковское сообщество не имеет ни единой саморегулируемой организации, ни своего представителя в Национальном банковском совете.
Капитал
в России является большим дефицитом,
и вкладываться он будет только в
те сферы бизнеса, которые принесут
наибольший доход. К сожалению, банковская
деятельность сегодня в силу излишней
зарегулированности, высокой стоимости
ресурсов и значительных накладных
расходов является низкорентабельной.
По итогам работы в 2002 году кредитные
организации впервые после
То
же самое можно сказать и о
сбережениях населения. Если размер
дивидендов по акциям (паям) банков (которые
зачастую и не выплачиваются) в несколько
раз ниже, чем проценты по вкладам,
то с какой стати граждане начнут
вкладывать свои деньги в банковский
капитал. При этом недоверие к
банкам и неразвитость фондового
рынка не играют здесь первостепенной
роли. Недоверие иностранных
2.2
Банковский кризис
в России 2008 –
2009 гг.
Россия стала далеко не первой страной, столкнувшейся в 2008 – 2009 годах с масштабным экономическим кризисом и кризисом банковской системы в частности.
Причины
российского банковского
За последние 20 лет в мировой экономике произошли значительные и обширные изменения. Сокращение государственного вмешательства в экономику, либерализация финансовых рынков, активная приватизация государственной собственности совпали с развитием новых информационных технологий. Все эти перемены позволили сформировать новые финансовые рынки и связать национальные системы в единый рынок.
В течение XX века практически не осталось страны, не испытавшей финансового кризиса в той или иной мере. Опыт разных стран доказывает, что банковские кризисы отражают сложный процесс приспособления банковских систем к новым макроэкономическим условиям.
Во
время финансового кризиса
Информация о работе Основные проблемы и пути развития банковской системы России