Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 16:53, курсовая работа
Главной целью написания курсовой работы является изучение основных форм безналичных расчетов, применяемых в банках, в частности, на примере филиала №111 ОАО «АСБ Беларусбанк» г. Ивацевичи и понять, какую роль безналичные расчеты играют в экономике Республики Беларусь. Для выполнения главной цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
дать понятие сущности безналичных расчетов, выявить их значение, изучить принципы;
исследовать каждую форму безналичного расчета в банке в отдельности;
выявить преимущества и недостатки каждой из форм безналичных расчетов в сравнении друг с другом;
Введение …………………………………………………………….
1. Безналичные расчеты: сущность, содержание, основные формы и состояние их развития…………………………………….
1.1. Понятие безналичных расчетов, роль, принципы организации…
1.2. Безналичные расчеты в законодательстве Республики Беларусь..
1.3. Основные формы безналичных расчетов, их достоинства и недостатки ………………………………………………………….
2. Практические аспекты деятельности Филиала №111 ОАО «АСБ Беларусбанк» г.Ивацевичи
2.1. Характеристика филиала №111 ОАО «АСБ Беларусбанк», как объекта сследования……………………………………………….
2.2. Система управления банком, структура управления филиалом №111 ОАО «АСБ Беларусбанк»………….
2.3. Характеристика основных финансовых показателей деятельности банка
2.4. Особенности безналичных расчетов в филиале №111 ОАО «АСБ Беларусбанк»
Заключение…………………………………………………………………..
Список использованных источников …………………………...................
Способ расчетов во многом зависит от статуса участвующих в расчетах лиц (плательщика и получателя денежных средств). Так, расчеты между юридическими лицами на территории Республики Беларусь по общему правилу, закрепленному п. 2 ст. 775 Гражданского Кодекса Республики Беларусь (далее - ГК), осуществляются в безналичном порядке и лишь в случаях, предусмотренных законодательством, они могут производиться наличными денежными средствами.
Безналичные расчеты могут осуществляться в различных формах. Форма безналичных расчетов - это предусмотренные законодательством условия безналичных платежей, отличающиеся способом зачисления средств на счет получателя, видами платежных инструкций, порядком документооборота.
Статьей 237 Банковского Кодекса Республики Беларусь (далее – БК) «Формы безналичных расчетов» определено, что безналичные расчеты проводятся посредством: платежных поручений, платежных требований, платежных требований-поручений, аккредитивов, чеков, банковских пластиковых карточек.
При этом в указанной статье отмечено, что в международных расчетах используются банковский перевод, инкассо, аккредитив, а также, что форма безналичных расчетов устанавливается законодательством Республики Беларусь или договором.
В соответствии со ст. 239 БК платежные инструкции клиента могут быть выданы в письменной форме или в форме электронного документа. Эти инструкции должны содержать подписи лиц, уполномоченных распоряжаться счетом, удостоверенные печатью владельца счета. Платежные инструкции клиента, содержащие такие подписи, удостоверенные печатью, и по иным признакам соответствующие требованиям законодательства, считаются подлинными. Банк не несет ответственности за исполнение подложных платежных инструкций в случаях, если в соответствии с вышеуказанными требованиями они считались подлинными и при этом не будет доказано наличие умысла со стороны банка.
Образцы подписей
лиц, уполномоченных
В платежных инструкциях обычно содержатся ссылки на договор, во исполнение которого осуществляется перечисление денежных средств. Однако банк не может и не должен отслеживать, насколько полно его клиент исполняет свои обязательства перед контрагентом. В связи с изложенным в ст. 238 БК закреплено положение о том, что обязательства, вытекающие из платежных инструкций клиента, являются самостоятельными по отношению к обязательствам, вытекающим из основного договора.
В современных условиях многие платежи осуществляются в режиме реального времени (процесс передачи, сверки и исполнения электронных платежных документов осуществляется непрерывно в течение операционного дня и немедленно при поступлении электронных платежных документов). В силу этого изменение клиентом платежной инструкции, как правило, невозможно. Банк, получив указанную инструкцию, незамедлительно производит перечисление, а согласно Инструкции по осуществлению межбанковских расчетов через автоматизированную систему межбанковских расчетов Национального банка Республики Беларусь от 10 марта 2005г. №37 (с
изменениями и дополнениями),
электронные платежные
Согласно ст. 238 БК банк вправе отказать клиенту в проведении расчетной операции в случаях:
1) отсутствия между банком и клиентом договора;
2) если существующим договором проведение расчетов в данной форме не предусмотрено;
3) отсутствия у клиента достаточной суммы средств в валюте платежа, если не имеется договора о предоставлении ему кредита;
4) если исполнение платежных инструкций является нарушением законодательства со стороны банка;
5) если на счет клиента по решению уполномоченного органа наложен арест;
6) если форма и содержание платежных инструкций не соответствуют требованиям, установленным НБ РБ, либо у банка имеются обоснованные доводы о том, что платежные инструкции не являются подлинными.
1.3. Основные формы безналичных расчетов, их достоинства и недостатки
Банковский перевод может совершаться как кредитовый так и дебетовый.
Кредитовый перевод - банковский перевод, инициатором которого является плательщик. Кредитовый перевод осуществляется на основании представляемых в банк-отправитель платежных инструкций. Платежные инструкции могут оформляться расчетными документами в виде платежного поручения, платежного требования-поручения.
Платежное поручение – платежная инструкция, согласно которой банк-отправитель по поручению плательщика осуществляет перевод денежных средств в банк-получатель лицу, указанному в поручении (бенефициару).
Расчеты на основе платежных поручений являются самыми распространенными в платежном обороте. Они применяются при расчетах за отгруженные, полученные товары и оказанные услуги, по нетоварным операциям, по авансовым перечислениям. Назначение платежа должно указываться на платежном поручении. Принятие к исполнению платежного поручения в банке-отправителе предполагает соблюдение следующих условий: - правильность оформления;
- наличие денежных средств на
счете плательщика для
Исполнение платежного поручения банком-отправителем осуществляется путем списания средств со счета плательщика и их перевод в банк-получателя. Перевод платежа в другой банк происходит через систему межбанковских расчетов на основе электронных платежных документов, составляемых самим банком-отправителем. Под исполнением платежного поручения банком-получателем понимается зачисление средств на счет бенефициара. Банк-получатель, как и банк-отправитель, обязаны исполнить платежное поручение в день, когда оно получено, если для этого соблюдены условия для приема перевода к исполнению.
Кредитовые переводы в форме платежных поручений могут осуществляться в пользу и по поручению физических лиц. Особенности таких переводов заключаются в порядке оформления и сдачи расчетного документа в банк, в возможности совершения платежей при отсутствии счета в банке-отправителе.
Таблица 1.1-Характеристики платежных поручений
Преимущества |
Недостатки |
1 |
2 |
1.Универсальность. 2.Возможность максимального приближения срока отгрузки товаров к их дате оплаты. 3.Простота оформления и прохождения через банк. 4.Минимальные издержки по ведению расчетов. |
1.Нет должной гарантии платежа. 2.Зависит от платежеспособности покупателя. 3.Относительно длительный срок действия ПП (10 дней) может замедлить расчеты. |
Дебетовый перевод – банковский перевод, инициатором которого является бенефициар. При осуществлении дебетового перевода платежные инструкции оформляются расчетными документами (платежным требованием), чеком или другими документами, предусмотренными законодательством РБ.
Платежное требование является платежной инструкцией, содержащей требование получателя денежных средств (бенефициара) к плательщику об уплате определенной суммы денежных средств через банк.
При осуществлении дебетовых
Форма расчетов посредством платежных требований с акцептом используется при расчетах за отгруженные товары (работы, услуги). Безакцептная форма расчетов используется при списании денежных средств со счета плательщика без его согласия в бесспорном порядке в случаях, установленных законодательством РБ. Инициаторами подобных переводов являются, как правило, органы государственной власти и управления, суды.
Платежное требование представляется в банк - получатель в двух экземплярах, если иное не предусмотрено в договоре, заключенном между банком и клиентом, в течение десяти календарных дней со дня его выписки с реестром в двух экземплярах. Допускается передача бенефициаром платежных требований и реестров в банк-получатель в электронном виде.
При приеме на инкассо платежного требования от клиента банк-получатель проверяет правильность оформления платежного требования (соответствие подписей и оттиска печати заявленным образцам в платежных требованиях на бумажных носителях; подлинность и целостность платежных требований, переданных в электронном виде; заполнение обязательных реквизитов), после чего платежное требование, оформленное надлежащим образом, направляется в банк-отправитель.
При получении полного отказа от акцепта платежное требование возвращается в банк бенефициара без исполнения. Принятые к исполнению платежные требования, акцептованные плательщиком, при достаточности средств на счете плательщика, исполняются банком-отправителем, т.е. оплачиваются. При оплате платежного требования передача в банк-получатель средств происходит через систему межбанковских расчетов на основе электронных платежных документов, составляемых самим банком-отправителем, которые являются основанием для списания средств с его корреспондентского счета в сумме дебетового перевода и их зачисления на корреспондентский счет банка-получателя. Зачисление средств на счет бенефициара является исполнением платежного требования банком-получателем.
Таблица 1.2.-Характеристика платежных требований
Преимущества |
Недостатки |
1 |
2 |
1.Система «Инкассо» обеспечивает четкий порядок адресной доставки платежных требований. 2.Строгий контроль за расчетами, как со стороны покупателя, так и поставщика. 3.При последующем акцепте плательщик может проверить выполнение поставщиком договорных обязательств. |
1.Возможность возникновения неплатежей. 2.Трудоемкость, связанная с операцией «Инкассо». 3.Возможность замедления оборачиваемости средств в случае отказа от акцепта. |
Расчеты на основе чеков - проведение безналичных расчетов на основе чеков осуществляется с использованием чеков из чековых книжек и расчетных чеков.
Чеком признается ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя провести платеж указанной в ней суммы чекодержателю.
Расчеты чеками из чековых книжек совершают:
Необходимая для расчетов чековая книжка выдается чекодателю на основании заявления-обязательства и при наличии средств на текущем счете. Средства с текущего счета в сумме чековой книжки депонируются в банке на счете специального режима. Срок действия чековой книжки–1 год. При наличии неиспользованных чеков и остатка депонированных средств на счете срок ее действия по заявлению может быть продлен еще на год. По истечении срока действия чековая книжка должна быть сдана в банк чекодателя, неиспользованный остаток – перечислен на его текущий счет.
Расчетный чек выдается банком для оплаты товаров, услуг либо для получения наличных средств в банке чекодателя или его филиалах. Расчетный чек может быть выдан банком чекодателя после внесения наличных денег или за счет средств, имеющихся на его текущем счете. Расчетный чек при приеме в уплату за товары, работы, услуги и получение наличных денег действителен в течение тридцати календарных дней. Средства, на сумму которых выданы расчетные чеки физическому лицу, депонируются банком чекодателя на счета специального режима, с которого и осуществляется оплата чека после его принятия чекодержателем и сдачи в свой банк на инкассо.
Расчеты с использованием чеков занимают незначительный удельный вес, как по сумме, так и по количеству проведенных операций в платежном обороте РБ.
Таблица 1.3.-Характеристика чеков
Преимущества |
Недостатки |
1 |
2 |
1.Максимальное приближение платежа к моменту получения товара. 2.Гарантии своевременного платежа. 3.Ускорение оборачиваемости средств в расчетах. 4.Простота документооборота. |
1.Ограниченный срок действия. 2.Ограниченность территории действия. 3.Невозможность получения наличных денег (чеки из чековых книжек). 4.Трудоемкость,связанная с операцией «Инкассо». |
Информация о работе Основные формы безналичных расчетов в банках