Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 17:06, реферат
Содержание труда работников многих отраслей бюджетной сферы имеет характерные особенности, определяемые его направленностью на удовлетворение многообразных потребностей человека. Речь идет об удовлетворении таких потребностей человека, которые связаны с укреплением его физиологического и нравственного здоровья, повышением интеллектуального потенциала, общеобразовательного и профессионального уровня, формированием гражданских позиций.
СОДЕРЖАНИЕ 1
ВВЕДЕНЕИЕ 2
1. ФОРМЫ И СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА В БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ. ОСОБЕННСОТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЫ. 3
2. ТАРИФИКАЦИЯ И УСТАНОВЛЕНИЕ РАЗРЯДОВ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОЧИМ И СЛУЖАЩИМ В БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ 7
3. ТАРИФИКАЦИЯ И УСТАНОВЛЕНИЕ РАЗРЯДОВ ТРУДА РАБОЧИМ И СЛУЖАЩИМ В БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ. 15
4. КОМПЕНСАЦИОННЫЕ И СТИМУЛИРУЮЩИЕ ДОПЛАТЫ И НАДБАВКИ РАБОТНИКАМ ОТРАСЛЕЙ БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЫ. 19
5. ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЛАТЫ ТРУДА В ИНСТИТУТЕ БИОХИМИЧЕСКОЙ ФИЗИКИ РАН. 21
ВЫВОДЫ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27
Оценить
покупательную способность
Таблица 1. Соотношение тарифной ставки 1 разряда с прожиточным минимумом и средней заработной платой.
Показатели | 1994г. | 1995г. | 1996г. | 1997г. | 1998г. | 2001г. | 2002г. | 2003г. | 2004г. | 2005г. | 2006г. |
Ставка 1 разряда ЕТС | 19200 | 43200 | 60000 | 60000 | 60 | 132 | 450 | 600 | 600 | 799 | 1100 |
ПМ трудоспособного населения | 97400 | 297000 | 415000 | 462 | 555 | 1635 | 1893 | 2143 | 2451 | 2940 | 3291 |
Средняя заработная плата (СЗП) в экономике | 216600 | 483600 | 806000 | 965000 | 1095 | 3304 | 4360 | 5498 | 6379 | 8530 | 10483 |
Соотношение ставки 1 разряда и ПМ ТН | 19,7 | 14,5 | 14,5 | 13,0 | 10,8 | 8,1 | 23,8 | 27,9 | 24,5 | 27,1 | 33,4 |
Соотношение ставки 1 разряда и СЗП | 8,9 | 8,9 | 7,4 | 6,2 | 5,5 | 4,0 | 10,3 | 10,9 | 9,4 | 9,4 | 10,5 |
Данные из таблицы 1 показывают, что покупательная способность тарифной ставки 1 разряда очень низка: в 2004 г. она составляла 24,5 % от ПМ. При этом вплоть до 2001 она снижалась: если в 1992 г. она составляла 37,5 %, в 1994 г.- 19,7 %, то в июле 2001 г. тарифная ставка снизилась по отношению к величине прожиточного минимума до 8,1 %. Начиная с 2002 г. ставка 1 разряда резко увеличилась, что положительно повлияло на ее покупательную способность- 23,8 % от ПМ в 2002 г. и 24,5 % в 2004г.
В соответствии с Федеральным законом “О прожиточном минимуме в Российской Федерации” минимальный размер оплаты труда, а следовательно и тарифной ставки 1 разряда работников бюджетной сферы, должен поэтапно повышаться до величины прожиточного минимума.
Тарифная ставка 1 разряда отстает и от темпов роста средней заработной платы по экономике. Динамика роста, также до 2002 года была отрицательной: если в 1990 г. соотношение минимальной и средней заработной платы составляло 26,9 %, в 1994 г. соотношение тарифной ставки 1 разряда в бюджетной сфере и средней заработной платы по народному хозяйству снизилось до 12,7 %, в 2001 г.до 4,0 %, а начиная с 2002 г. возросла до 10,3 % и последующие два года оставалась приблизительно на этом же уровне.
Установление единой для всех регионов России тарифной ставки 1 разряда, скорректированной на районные коэффициенты, не обеспечивает ее равной покупательной способности. Это объясняется тем, что различия по регионам стоимости жизни не соответствуют тому, как дифференцированы рабочие коэффициенты. Например, соотношение в стоимости среднедушевого прожиточного минимума в IV квартале 2006 года в Чукотском АО и Ставропольском крае различалось в 2,74 раза (8379 руб. и 3050 руб. соответственно), тогда как максимальный районный коэффициент равен 2,0. Причина заключается в том, что на уровень потребительских цен сильное влияние оказывает средняя заработная плата. Так соотношение средней заработной платы и прожиточного минимума и в Чукотском АО (14382,4 / 8379), и в Ставропольском крае (6089,6/ 3050) различалось на 1,72 и 1,99 соответственно.
Чтобы тарифная ставка 1 разряда имела единую покупательную способность по регионам России, целесообразно на федеральном уровне устанавливать ее не в денежном выражении, а в соответствии с прожиточным минимумом. Либо нужно периодически корректировать районные коэффициенты, приводя их в соответствие с региональными различиями в стоимости жизни.
Дифференциация тарифных ставок (окладов) по категориям персонала в отраслях бюджетной сферы в зависимости от сложности труда и квалификации работников осуществляется с помощью Единой тарифной сетки (ЕТС), которая была введена в действие постановлением Правительства Российской Федерации в начальный период экономической реформы еще в конце 1992 г.
Единая тарифная сетка представляет совокупность тарифных разрядов и тарифных коэффициентов для всех категорий персонала отраслей бюджетной сферы. Тарифный коэффициент показывает, во сколько раз тарифная ставка данного разряда больше тарифной ставки первого разряда.
С
введением ЕТС был обеспечен
единый межотраслевой подход в организации
оплаты труда работников отраслей бюджетной
сферы и установлены более обоснованные
и стабильные соотношения в уровнях тарифных
ставок и должностных окладов различных
профессионально- квалификационных групп.
Порядок установления ставок и должностных
окладов на основе ЕТС первоначально определен
постановлением Правительства РФ от 14
октября 1992 г. № 785 “О дифференциации в
уровнях оплаты труда работников бюджетной
сферы на основе Единой тарифной сетки”
с последующими изменениями и дополнениями.
Таблица
2 ЕТС по оплате труда
в бюджетной сфере.
Раз
ряд |
Тарифные коэффициенты | Тарифные
ставки с 01.10.06
(руб.) | |||||||
С 1.11.92 | С 1.03.95 | С 1.11.95 | С 1.04.99 | С 1.01.01 | С 01.12.01 | С 1.01.05 | С 1.05.06 | ||
1 | 1,00 | 1,00 | 1,00 | 1,00 | 1,00 | 1,00 | 1,00 | 1,00 | 1221,00 |
2 | 1,30 | 1,12 | 1,30 | 1,36 | 1,36 | 1,11 | 1,11 | 1,04 | 1269,84 |
3 | 1,69 | 1,27 | 1,69 | 1,59 | 1,69 | 1,23 | 1,23 | 1,09 | 1330,89 |
4 | 1,91 | 1,44 | 1,91 | 1,73 | 1,91 | 1,36 | 1,36 | 1,142 | 1394,38 |
5 | 2,16 | 1,62 | 2,16 | 1,82 | 2,16 | 1,51 | 1,51 | 1,268 | 1548,23 |
6 | 2,44 | 1,83 | 2,44 | 2,00 | 2,44 | 1,67 | 1,67 | 1,407 | 1717,95 |
7 | 2,76 | 2,07 | 2,76 | 2,27 | 2,76 | 1,84 | 1,84 | 1,546 | 1887,67 |
8 | 3,12 | 2,34 | 3,12 | 2,54 | 3,12 | 2,02 | 2,02 | 1,699 | 2074,48 |
9 | 3,53 | 2,64 | 3,53 | 2,91 | 3,53 | 2,22 | 2,22 | 1,866 | 2278,39 |
10 | 3,99 | 2,98 | 3,99 | 3,27 | 3,99 | 2,44 | 2,44 | 2,047 | 2500,61 |
11 | 4,51 | 3,37 | 4,51 | 3,68 | 4,51 | 2,68 | 2,68 | 2,242 | 2737,48 |
12 | 5,10 | 3,81 | 5,10 | 4,18 | 5,10 | 2,89 | 2,89 | 2,423 | 2959,70 |
13 | 5,76 | 4,31 | 5,76 | 4,73 | 5,76 | 3,12 | 3,12 | 2,618 | 3196,58 |
14 | 6,51 | 4,87 | 6,51 | 5,32 | 6,51 | 3,36 | 3,36 | 2,813 | 3434,67 |
15 | 7,36 | 5,50 | 7,36 | 6,00 | 7,36 | 3,62 | 3,62 | 3,036 | 3706,96 |
16 | 8,17 | 6,11 | 8,17 | 6,68 | 8,17 | 3,9 | 3,9 | 3,259 | 3979,24 |
17 | 9,07 | 6,78 | 9,07 | 7,41 | 9,07 | 4,2 | 4,2 | 3,51 | 4285,71 |
18 | 10,07 | 7,54 | 10,07 | 8,23 | 10,07 | 4,5 | 4,5 | 4,5 | 5494,50 |
В первоначальном варианте – с ноября 1992 г., а также с ноября 1995 г. по 1 апреля 1999 г. ЕТС имела достаточно четкую логику построения. Нарастание тарифных коэффициентов от разряда к разряду осуществлялось по регрессивной шкале: с 1 по 3 разряды относительное увеличение тарифных коэффициентов составляло 30 %, от 4 до 15 разряда – 13 % и от 16 до 18 разряда – 11%. Диапазон ЕТС в указанные периоды времени составлял 1 : 10,07.
С апреля 1999 г. диапазон ЕТС, который определяется соотношением тарифных коэффициентов крайних разрядов, установлен в размере 1 : 8,23 в соответствии с постановлением Правительства № 309 от 18 марта 1999 г. “О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы”.
Как видно из таблицы 2, в ЕТС с апреля 1999 г. относительное возрастание тарифного коэффициента 2 разряда составляет 36,0 %. Со 2 разряда оно резко снижается и по 5 разряд составляет всего 5,2 %. Начиная с 7 разряда по 18 разряд относительное возрастание тарифных коэффициентов колеблется с 10,9 % до 14,6%, то увеличиваясь, то снижаясь. Таким образом, в редакции того года в ЕТС чередуются регрессивное и прогрессивное возрастание тарифных коэффициентов. С 1 января 2001 г. восстановлен диапазон ЕТС, применявшийся до 1 апреля 1999 г.
Начиная
с декабря 2001 г. повышение тарифных
коэффициентов вновь
В целом, существующая тенденция в формировании тарифной сетки связана с повышением ставки первого разряда, если в январе 2001 г. она равнялась 132 руб.., то в декабре того же года она уже составляла 450 р., что в свою очередь повлекло пересмотр тарифных коэффициентов всех разрядов. На данный момент она составляет 1221 руб. и к сентябрю 2007 г. ее планируется увеличить до 2300 руб.
ЕТС построена по принципу сопоставления сложности работ и квалификации исполнителей в различных областях бюджетной сферы, что позволило ввести одинаковые соотношения тарифных ставок и окладов между различными категориями персонала независимо от отрасли. В результате равносложный труд независимо от места его приложения оценивается по единой номинальной тарифной ставке, которая должна являться гарантией при выполнении нормы труда.
Указанным
постановлением Правительства РФ №
785 с последующими изменениями и
дополнениями были определены основные
диапазоны разрядов оплаты труда,
которыми руководствовалась каждая отрасль
бюджетной сферы. Так в приказах Минобразования
России и Госкомвуза России был предусмотрен
диапазон разрядов для учреждений образования,
приведенный в таблице 3
Таблица 3. Разряды оплаты по должностям работников учреждений образования Российской Федерации.
Наименование должностей | Диапазон разрядов |
1 | 2 |
1. Руководители | |
Руководитель (директор, начальник, заведующий) учреждения образования | 12 – 16 |
Заместитель руководителя (директора, начальника, заведующего) учреждения образования, директор (начальник, заведующий) филиала, учреждения образования, мастер | 11 – 15 |
Управляющий учебным хозяйством | 10 – 15 |
Руководитель структурного подразделения учреждения образования | 9 – 14 |
Главные специалисты (главный бухгалтер, главный инженер и др.) | 12 – 15 |
2. Специалисты | |
Учитель | 7 – 14 |
Преподаватель | 7 – 14 |
Учитель- дефектолог, учитель- логопед, логопед | 8 – 14 |
Преподаватель- организатор (основ безопасности жизнедеятельности) | 8 – 14 |
Руководитель физического воспитания | 8 – 14 |
Мастер производственного обучения | 8 – 14 |
Методист, инструктор- методист | 8 – 14 |
Концертмейстер | 7 - 14 |
Музыкальный руководитель | 7 – 13 |
Воспитатель | 7 – 14 |
Классный воспитатель | 7 – 14 |
Информация о работе Организация оплаты труда работников бюджетной сферы