Организация оплаты труда работников бюджетной сферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 17:06, реферат

Описание работы

Содержание труда работников многих отраслей бюджетной сферы имеет характерные особенности, определяемые его направленностью на удовлетворение многообразных потребностей человека. Речь идет об удовлетворении таких потребностей человека, которые связаны с укреплением его физиологического и нравственного здоровья, повышением интеллектуального потенциала, общеобразовательного и профессионального уровня, формированием гражданских позиций.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ 1
ВВЕДЕНЕИЕ 2
1. ФОРМЫ И СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА В БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ. ОСОБЕННСОТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЫ. 3
2. ТАРИФИКАЦИЯ И УСТАНОВЛЕНИЕ РАЗРЯДОВ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОЧИМ И СЛУЖАЩИМ В БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ 7
3. ТАРИФИКАЦИЯ И УСТАНОВЛЕНИЕ РАЗРЯДОВ ТРУДА РАБОЧИМ И СЛУЖАЩИМ В БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ. 15
4. КОМПЕНСАЦИОННЫЕ И СТИМУЛИРУЮЩИЕ ДОПЛАТЫ И НАДБАВКИ РАБОТНИКАМ ОТРАСЛЕЙ БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЫ. 19
5. ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЛАТЫ ТРУДА В ИНСТИТУТЕ БИОХИМИЧЕСКОЙ ФИЗИКИ РАН. 21
ВЫВОДЫ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27

Работа содержит 1 файл

система оплаты труда Бу(2).doc

— 387.00 Кб (Скачать)

    Оценить покупательную способность минимальной тарифной ставки можно, сравнив ее с прожиточным минимумом (ПМ) трудоспособного человека. 

    Таблица 1. Соотношение тарифной ставки 1 разряда с прожиточным минимумом и средней заработной платой.

Показатели 1994г. 1995г. 1996г. 1997г. 1998г. 2001г. 2002г. 2003г. 2004г. 2005г. 2006г.
Ставка 1 разряда ЕТС 19200 43200 60000 60000 60 132 450 600 600 799 1100
ПМ  трудоспособного населения 97400 297000 415000 462 555 1635 1893 2143 2451 2940 3291
Средняя заработная плата (СЗП) в экономике 216600 483600 806000 965000 1095 3304 4360 5498 6379 8530 10483
Соотношение ставки 1 разряда и ПМ ТН 19,7 14,5 14,5 13,0 10,8 8,1 23,8 27,9 24,5 27,1 33,4
Соотношение ставки 1 разряда и СЗП 8,9 8,9 7,4 6,2 5,5 4,0 10,3 10,9 9,4 9,4 10,5

    Данные  из таблицы 1 показывают, что покупательная способность тарифной ставки 1 разряда очень низка:  в 2004 г. она составляла 24,5 % от ПМ. При этом вплоть до 2001 она снижалась: если в 1992 г. она составляла 37,5 %, в 1994 г.- 19,7 %, то в июле 2001 г. тарифная ставка снизилась по отношению к величине прожиточного минимума до 8,1 %. Начиная с 2002 г. ставка 1 разряда резко увеличилась, что положительно повлияло на ее покупательную способность- 23,8 % от ПМ в 2002 г. и 24,5 % в 2004г.

    В соответствии с Федеральным законом  “О прожиточном минимуме в Российской Федерации” минимальный размер оплаты труда, а следовательно и тарифной ставки 1 разряда работников бюджетной сферы, должен поэтапно повышаться до величины прожиточного минимума.

    Тарифная  ставка 1 разряда отстает и от темпов роста средней заработной платы по экономике. Динамика роста, также до 2002 года была отрицательной: если в 1990 г. соотношение минимальной и средней заработной платы составляло 26,9 %, в 1994 г. соотношение тарифной ставки 1 разряда в бюджетной сфере и средней заработной платы по народному хозяйству снизилось до 12,7 %, в 2001 г.до 4,0 %, а начиная с 2002 г. возросла до 10,3 % и последующие два года оставалась приблизительно на этом же уровне.

    Установление  единой для всех регионов России тарифной ставки 1 разряда, скорректированной на районные коэффициенты, не обеспечивает ее равной покупательной способности. Это объясняется тем, что различия по регионам стоимости жизни не соответствуют тому, как дифференцированы рабочие коэффициенты. Например, соотношение в стоимости среднедушевого прожиточного минимума в IV квартале 2006 года в Чукотском АО и Ставропольском крае различалось в 2,74 раза (8379 руб. и 3050 руб. соответственно), тогда как максимальный районный коэффициент равен 2,0. Причина заключается в том, что на уровень потребительских цен сильное влияние оказывает средняя заработная плата. Так соотношение средней заработной платы и прожиточного минимума и в Чукотском АО (14382,4 / 8379), и в Ставропольском крае (6089,6/ 3050) различалось на 1,72 и 1,99 соответственно.

    Чтобы тарифная ставка 1 разряда имела  единую покупательную способность  по регионам России, целесообразно  на федеральном уровне устанавливать  ее не в денежном выражении, а в  соответствии с прожиточным минимумом. Либо нужно периодически корректировать районные коэффициенты, приводя их в соответствие с региональными различиями в стоимости жизни.

    Дифференциация  тарифных ставок (окладов) по категориям персонала в отраслях бюджетной  сферы в зависимости от сложности  труда и квалификации работников осуществляется с помощью Единой тарифной сетки (ЕТС), которая была введена в действие постановлением Правительства Российской Федерации в начальный период экономической реформы еще  в конце 1992 г.

    Единая  тарифная сетка представляет совокупность тарифных разрядов и тарифных коэффициентов для всех категорий персонала отраслей бюджетной сферы.  Тарифный коэффициент показывает, во сколько раз тарифная ставка данного разряда больше тарифной ставки первого разряда.

    С введением ЕТС был обеспечен  единый межотраслевой подход в организации оплаты труда работников отраслей бюджетной сферы и установлены более обоснованные и стабильные соотношения в уровнях тарифных ставок и должностных окладов различных профессионально- квалификационных групп. Порядок установления ставок и должностных окладов на основе ЕТС первоначально определен постановлением Правительства РФ от 14 октября 1992 г. № 785 “О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки” с последующими изменениями и дополнениями. 

    Таблица 2 ЕТС по оплате труда в бюджетной сфере. 

Раз

ряд

Тарифные  коэффициенты Тарифные  ставки с 01.10.06

(руб.)

С 1.11.92 С 1.03.95 С 1.11.95 С 1.04.99 С 1.01.01 С 01.12.01 С 1.01.05 С 1.05.06
1 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1221,00
2 1,30 1,12 1,30 1,36 1,36 1,11 1,11 1,04 1269,84
3 1,69 1,27 1,69 1,59 1,69 1,23 1,23 1,09 1330,89
4 1,91 1,44 1,91 1,73 1,91 1,36 1,36 1,142 1394,38
5 2,16 1,62 2,16 1,82 2,16 1,51 1,51 1,268 1548,23
6 2,44 1,83 2,44 2,00 2,44 1,67 1,67 1,407 1717,95
7 2,76 2,07 2,76 2,27 2,76 1,84 1,84 1,546 1887,67
8 3,12 2,34 3,12 2,54 3,12 2,02 2,02 1,699 2074,48
9 3,53 2,64 3,53 2,91 3,53 2,22 2,22 1,866 2278,39
10 3,99 2,98 3,99 3,27 3,99 2,44 2,44 2,047 2500,61
11 4,51 3,37 4,51 3,68 4,51 2,68 2,68 2,242 2737,48
12 5,10 3,81 5,10 4,18 5,10 2,89 2,89 2,423 2959,70
13 5,76 4,31 5,76 4,73 5,76 3,12 3,12 2,618 3196,58
14 6,51 4,87 6,51 5,32 6,51 3,36 3,36 2,813 3434,67
15 7,36 5,50 7,36 6,00 7,36 3,62 3,62 3,036 3706,96
16 8,17 6,11 8,17 6,68 8,17 3,9 3,9 3,259 3979,24
17 9,07 6,78 9,07 7,41 9,07 4,2 4,2 3,51 4285,71
18 10,07 7,54 10,07 8,23 10,07 4,5 4,5 4,5 5494,50
 

    В первоначальном варианте – с ноября 1992 г., а также с ноября 1995 г. по 1 апреля 1999 г. ЕТС имела достаточно четкую логику построения. Нарастание тарифных коэффициентов от разряда  к разряду осуществлялось по регрессивной шкале: с 1 по 3 разряды относительное увеличение тарифных коэффициентов составляло 30 %, от 4 до 15 разряда – 13  % и от 16 до 18 разряда – 11%. Диапазон ЕТС в указанные периоды времени составлял 1 : 10,07.

    С апреля 1999 г. диапазон ЕТС, который определяется соотношением тарифных коэффициентов крайних разрядов, установлен в размере 1 : 8,23 в соответствии с постановлением Правительства № 309 от 18 марта 1999 г. “О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы”.

    Как видно из таблицы 2, в ЕТС с апреля 1999 г. относительное возрастание тарифного коэффициента 2 разряда составляет 36,0 %. Со 2 разряда оно резко снижается и по 5 разряд составляет всего 5,2 %. Начиная с 7 разряда по 18 разряд относительное возрастание тарифных коэффициентов колеблется с 10,9 % до 14,6%, то увеличиваясь, то снижаясь. Таким образом, в редакции того года в ЕТС чередуются регрессивное и прогрессивное возрастание тарифных коэффициентов. С 1 января 2001 г. восстановлен диапазон ЕТС, применявшийся до 1 апреля 1999 г.

    Начиная с декабря 2001 г. повышение тарифных коэффициентов вновь сглаживается,- разница в 36 % между базовым разрядом достигается только с 4-м разрядом, таким образом сам график роста сетки становится более плавным и отношение 1– ого разряда к 18 составляет всего 4,5. В мае 2006 года ЕТС претерпела незначительные изменения,- были снижены тарифные коэффициенты всех разрядов кроме 18-ого с возрастающей относительной тенденцией к более высоким коэффициентам, если 2-ой разряд уменьшился на 7 % по отношению к январю 2005- ого года, то 17-ый на 69 %.

    В целом, существующая тенденция в  формировании тарифной сетки связана  с повышением ставки первого разряда, если в январе 2001 г. она равнялась 132 руб.., то в декабре того же года она уже составляла 450 р., что в свою очередь повлекло пересмотр тарифных коэффициентов всех разрядов. На данный момент она составляет 1221 руб. и к сентябрю 2007 г. ее планируется увеличить до 2300 руб.

    ЕТС построена по принципу сопоставления  сложности работ и квалификации исполнителей в различных областях бюджетной сферы, что позволило ввести одинаковые соотношения тарифных ставок и окладов между различными категориями персонала независимо от отрасли. В результате равносложный труд независимо от места его приложения оценивается по единой номинальной тарифной ставке, которая должна являться гарантией при выполнении нормы труда.

    Указанным постановлением Правительства РФ № 785 с последующими изменениями  и  дополнениями были определены основные диапазоны разрядов оплаты  труда, которыми руководствовалась каждая отрасль бюджетной сферы. Так в приказах Минобразования России и Госкомвуза России был предусмотрен диапазон разрядов для учреждений образования, приведенный в таблице 3 

    Таблица 3. Разряды оплаты по должностям работников учреждений образования Российской Федерации.

Наименование  должностей Диапазон разрядов
1 2
1. Руководители
Руководитель (директор, начальник, заведующий) учреждения образования 12 – 16
Заместитель руководителя (директора, начальника, заведующего) учреждения образования, директор (начальник, заведующий) филиала, учреждения образования, мастер 11 – 15
Управляющий учебным хозяйством 10 – 15
Руководитель  структурного подразделения учреждения образования 9 – 14
Главные специалисты (главный бухгалтер, главный  инженер и др.) 12 – 15
2. Специалисты
Учитель 7 – 14
Преподаватель 7 – 14
Учитель- дефектолог, учитель- логопед, логопед 8 – 14
Преподаватель- организатор (основ безопасности жизнедеятельности) 8 – 14
Руководитель  физического воспитания 8 – 14
Мастер  производственного обучения 8 – 14
Методист, инструктор- методист 8 – 14
Концертмейстер 7 - 14
Музыкальный руководитель 7 – 13
Воспитатель 7 – 14
Классный  воспитатель 7 – 14

Информация о работе Организация оплаты труда работников бюджетной сферы