Организация наличного денежного оборота в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 22:13, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов формирования и функционирования налично-денежного обращения в Республики Беларусь. В соответствии с поставленной целью в работе выделены следующие задачи:
изучить сущность формирования и функционирования налично-денежного оборота;
проанализировать налично-денежное обращение в Республике Беларусь;

Содержание

Введение……………………………………………...………………………………4
1. Сущность налично-денежного оборота…………………………………….....5
2. Анализ развития налично-денежного оборота в РБ…………………………..11
3. Перспективы развития налично-денежного оборота и альтернативных средств платежа в РБ……………………………………………………………….20
Заключение………………………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………………..………..26

Работа содержит 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ ПЕЧАТЬ.docx

— 354.43 Кб (Скачать)

- надзора и контроля за деятельностью банков, а также экономических нормативов, регулирующих деятельность банков;

- институциональной и функциональной структуры банков;

- корпоративного управления и внутреннего контроля, бухгалтерского учета и отчетности в банках.

Процесс оптимизации активов  и пассивов банков должен осуществляться по следующим направлениям:

- диверсификация источников формирования ресурсов банков за счет повышения доли средств населения в национальной и иностранной валютах, средств нерезидентов Республики Беларусь, ценных бумаг, эмитированных банками;

- увеличение срочных ресурсов с длительными сроками привлечения, что позволит существенно улучшить соответствие активов и пассивов банков по срокам привлечения и размещения;

- снижение удельного веса привлеченных средств с повышенным риском досрочного снятия;

- повышение доли доходных активов банков, прежде всего за счет снижения проблемных кредитов и расширения перечня современных банковских операций и услуг.

Конечной целью денежно-кредитной  политики Беларуси, проводимой в первую очередь НБ, является курс на снижение инфляции. НБ сохраняет ограничительные  принципы денежной политики с целью  снижения инфляции. В связи с этим операции НБ основываются на контроле целевых показателей по денежной базе, которая включает наличные деньги в обращении, средства в фонде  обязательных резервов и остатки  на корсчетах банков. Для успешной реализации задач будет совершенствоваться система инструментов денежно-кредитной  политики. Она должна постоянно быть адекватной изменениям макроэкономической среды, структуре финансового рынка, состоянию банковской и расчетно-платежных  систем.

Национальный банк с целью  удержания инфляции в заданном интервале  должен принимать меры по ужесточению  денежно-кредитной политики, в том  числе:

- ограничение внешнего заимствования банковского сектора путем ужесточения резервных требований;

- усиление контроля за денежными агрегатами;

- увеличение объемов стерилизации денежной эмиссии.

Кроме того, развитие новых  инструментов фондового рынка позволит обеспечить связывание временно свободных  денежных средств. Проведение умеренной  государственной политики в области  государственных расходов должно предусматривать  решение следующих основных задач:

- обеспечение темпов роста расходов государственного бюджета, не превышающих темпы роста ВВП;

- формирование и проведение дальнейшей фискальной политики, направленной на постепенное снижение дефицита бюджета;

- поэтапное достижение размера гарантированного трансферта из Национального фонда в бюджет, равного инвестиционному доходу фонда.

Комплексная антиинфляционная политика Правительства Республики Беларусь и Национального банка  должна быть направлена на:

- стимулирование экономического роста в стране преимущественно за счет повышения производительности труда;

- стимулирование опережающего роста производительности труда по сравнению с ростом реальных доходов населения;

- соблюдение предприятиями-монополистами утверждаемых предельных значений роста цен на их товары и услуги;

- создание условий, обеспечивающих развитие конкуренции на внутренних рынках страны, в частности на рынках нефтепродуктов, зерна, электроэнергии, услуг транспорта и связи;

- соблюдение заданного уровня дефицита государственного бюджета;

- обеспечение уровня денежного предложения, совместимого с заданными параметрами по инфляции и ростом экономики.

В целях преодоления платежного кризиса, оздоровления финансового  положения производственных предприятий  и государства, создания условий  для повышения инвестиционной активности, недопущения рецидивов долгового  кризиса должны быть предприняты  следующие меры по устранению узких  мест и повышению эффективности  системы государственного регулирования  денежного обращения.

Во-первых, должны быть устранены  основные причины демонетизации  экономики, платежного кризиса и  неудовлетворительного финансового  положения большей части производственных предприятий путем перехода от жесткой  политики количественного регулирования  денежной массы к регулированию  процентных ставок с их последовательным снижением и поддержанием уровня денежного предложения в соответствии со складывающимся спросом на кредитные  ресурсы со стороны производственной сферы. Для этого наряду с действующими каналами денежной эмиссии необходимо использовать механизм рефинансирования банков под залог векселей платежеспособных производственных предприятий. Это потребует от Национального банка организации мониторинга платежеспособности крупных и средних предприятий и обеспечения прозрачности его эмиссионной политики, приведения ее в соответствие с задачами ремонетизации экономики. В свою очередь, доступ к кредитным ресурсам Национального банка потребует от предприятий повышения прозрачности и эффективности своей деятельности, будет способствовать их реструктуризации в соответствии с требованиями повышения конкурентоспособности.

Переход к гибкой политике денежного предложения потребует  принятия мер по предотвращению перетока денег в сферу финансовых спекуляций, не опосредованных расширением производства, а также резкого ужесточения валютного контроля.

Во-вторых, должны быть предприняты  меры по расчистке экономики от завалов  взаимных неплатежей.

В-третьих, должен быть наведен  порядок в деятельности органов  денежного регулирования. Для этого:

- усилен государственный контроль над эмиссией денег с установлением соответствующих ориентиров по каналам денежного предложения (на пополнение золотовалютных резервов, рефинансирование банков под залог государственных ценных бумаг и векселей производственных предприятий, кредитование институтов развития, кредитование бюджета, восстановление сбережений граждан, реструктуризацию банковской системы, поддержание расчетов) и обеспечением приоритетности задач улучшения финансового положения производственной сферы;

- прекращено использование гарантированных государством высокодоходных спекулятивных инструментов, отвлекающих денежные ресурсы из производственной сферы, включая эмиссию государственных ценных бумаг с доходностью, превышающей рентабельность производственной сферы, а также предоставление услуг Национальным банком по открытию депозитных счетов банкам. Переориентация политики денежного предложения на рефинансирование производственной деятельности снимает проблему стерилизации «избыточной» денежной массы - соответствующим регулированием процентных ставок обеспечивается ее связывание в кредитовании производственной деятельности.

В-четвертых, должны быть предприняты  необходимые действия по улучшению  структуры денежной массы, резкому  сокращению ее наличной составляющей. Для этого необходимо осуществление  комплекса мер по электронизации платежей и расчетов, внедрению соответствующих  информационных технологий в торговле и финансовых услугах, обеспечение  надежной правовой защиты сделок, совершаемых  в электронной форме.

Кроме того, постановлением Правления Нацбанка от 30 марта 2011 года N 112 утверждена Инструкции об организации наличного денежного обращения в Республике Беларусь.

Инструкция определяет порядок  работы по организации наличного  денежного обращения на территории Республики Беларусь в наличных белорусских  рублях и обязательна для выполнения Нацбанком Беларуси, банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями Беларуси, их филиалами (отделениями) и их структурными подразделениями.

В частности, определен перечень лиц, от которых Нацбанк, банки при наличии специального разрешения (лицензии) на осуществление банковской деятельности в части расчетного и (или) кассового обслуживания физических и (или) юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, и отсутствии ограничений, установленных законодательством, осуществляют прием наличных денег. 

В отличие от ранее действовавших  Правил организации наличного денежного  обращения в Республике Беларусь регулировавшие согласование лимитов  остатка в кассе, расходование наличных денег из выручки, прогнозирование  и анализ состояния наличного  денежного оборота. 

Установлено, что в целях  рационального использования текущих  поступлений наличных денег обслуживающие  банки (по решению руководителя или  лица, им уполномоченного) могут запрашивать  у юридических лиц, подразделений, индивидуальных предпринимателей, открывших  текущие (расчетные) банковские счета, частных нотариусов сведения об установленных  сроках сдачи выручки, размерах выручки, планируемой для сдачи в банк, а также сведения об изменении  данных сроков сдачи и размеров.

Таким образом, банки Республики Беларусь продолжат работу по совершенствованию  филиальной сети и номенклатуры предлагаемых банковских услуг с учетом изменения  спроса на банковские услуги в регионах и перспектив экономического развития регионов. Формирование среды добросовестной конкуренции деятельности банков будет  проводиться путем поддержания  информационной транспарентности банков. Национальный банк совместно с другими республиканскими органами государственного управления продолжит формирование нормативно-правовой базы функционирования альтернативных банкам кредитных и других организаций.

Заключение

Таким образом, по своему экономическому содержанию наличный денежный оборот - процесс непрерывного движения наличных денег, часть денежного оборота. Наличное денежное обращение характеризуется  использованием наличных денег в  функции средства обращения и  платежа, опосредствующей оплату товаров, оказываемых услуг и другие платежи. По величине наличный денежный оборот - совокупность платежей наличными  деньгами за определенный период времени. Именно этот оборот обслуживает в  большей части формирование доходов  и расходов населения.

Налично-денежный оборот страны - это часть денежного оборота, равная сумме всех платежей, совершенных в наличной форме за определенный период времени. Данный оборот в основном связан с поступлением денежных доходов населения и их расходованием. Налично-денежный оборот, представляющий совокупность платежей за определенный период времени, отражает движение наличных денег как в качестве средства обращения, так и в качестве средства платежа. Налично-денежный оборот между предприятиями незначителен, т.к. основная часть расчетов совершается безналичным путем.

В Беларуси остаются актуальными  задачи по связыванию наличных денег  населения, обеспечению потребительского спроса в денежной массе. Наличные деньги переводятся из их резервных фондов в оборотные кассы, тем самым  они поступают в обращение  итогом чего является увеличивается свободный резерв банков Республики Беларусь.

Банки Республики Беларусь продолжат работу по совершенствованию  филиальной сети и номенклатуры предлагаемых банковских услуг с учетом изменения  спроса на банковские услуги в регионах и перспектив экономического развития регионов. Формирование среды добросовестной конкуренции деятельности банков будет  проводиться путем поддержания  информационной транспарентности банков. Национальный банк совместно с другими республиканскими органами государственного управления продолжит формирование нормативно-правовой базы функционирования альтернативных банкам кредитных и других организаций.

Список литературы

  1. Бриштелев А.С. Денежный рынок в Республике Беларусь – Вестник Ассоциации белорусских банков, № 2, 2009 г
  2. Гаврилов В. Особенности формирования денежного рынка –Банковский вестник, № 3, 2009 г.
  3. Долговечный Л. Влияние денежно-кредитной политики Республики Беларусь на платежный баланс // Банковский вестник. –2009 -№2.
  4. Жуков Е.Ф. Деньги, кредит, банки. М., 2003. 600 с.
  5. Кравцова Г.И. Деньги, кредит, банки. Мн.: БГЭУ, 2003. 527 с.
  6. Красавина Л.Н., Алибегов Т.И., Былиняк С.А. Международные валютно- кредитные и финансовые отношения: М.: «Финансы и статистика», 2003. 606 с.
  7. Лемешевский И.М. Экономическая теория (в трех частях). Ч. 1. Основы. Вводный курс: Учеб. пособие для вузов. – Мн.:, 2002. – 632 с.
  8. Лобанов А. Денежно-кредитная политика, как система // Банковский вестник. –2009. -№2.
  9. Маркетинг банковской системы: Учеб. пособие/ Т.С. Алексеенко, Н.Ю. Дмитриева, Л.П. Зенькова и др.; – М.: Новое знание, 2002. – 244 с.
  10. Основы экономической теории: Метод. пособие/ под. ред. Э.И. Лобковича. – Мн.: ООО Мисанта, 2003. – 128 с.
  11. Пупликов С.И. Концепция валютной политики – основа валютного союза // Вестник БГЭУ. 2009. № 2.
  12. Роуз Питер. Банковский менеджмент. – М.: Дело Лтд, 2003.
  13. Соколова О.В. Финансы, деньги, кредит. М.: « Юрист «, 2004. 783 с.
  14. Тарасов В.И. Деньги, кредит, банки. Мн.: « Мисанта «, 2003. 511 с.
  15. Тихонов А.О. Денежно-кредитная политика Республики Беларусь: состояние и перспективы // Белорусская экономика:–2009.-№2.
  16. Тихонов А.О. Современная денежно-кредитная политика // Банковский вестник. –2008. -№12.
  17. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под ред. М.В.Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт-М., 2001.
  18. Финансы: Учебник для вузов / под ред. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. – М.:Юрайт – М, 2002. – 504с.
  19. Финансы: Учебник для экон.спец.вузов / Л.А.Дробозина, Г.Б.Поляк, Ю.Н.Константинова и др. - М.: ЮНИТИ, 2004. - 527с
  20. Ханкевич Л.А. Финансы: Практ. пособ. Мн.: Молодежное, 2003.136 с.
  21. Шуляк П.Н., Белотелова Н.П. Финансы: Учебное пособие. М.: «Дашков и Ко», 2001. 452 с.
  22. Экономическая теория: Учеб. Пособие. И.В. Новикова, Г.А. Примачёнок, В.А. Воробьёв и др.; Под ред. И.В. Новиковой. Мн.: БГЭУ, 2006. 543 с.
  23. Соколова О.В. – Финансы, деньги, кредит: Учебник, М.: Юристъ, 2004.
  24. Правила организации налично-денежного обращения РБ (от 24 августа 2007 г)

Информация о работе Организация наличного денежного оборота в Республике Беларусь