Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 22:13, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов формирования и функционирования налично-денежного обращения в Республики Беларусь. В соответствии с поставленной целью в работе выделены следующие задачи:
изучить сущность формирования и функционирования налично-денежного оборота;
проанализировать налично-денежное обращение в Республике Беларусь;
Введение……………………………………………...………………………………4
1. Сущность налично-денежного оборота…………………………………….....5
2. Анализ развития налично-денежного оборота в РБ…………………………..11
3. Перспективы развития налично-денежного оборота и альтернативных средств платежа в РБ……………………………………………………………….20
Заключение………………………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………………..………..26
- надзора и контроля за деятельностью банков, а также экономических нормативов, регулирующих деятельность банков;
- институциональной и функциональной структуры банков;
- корпоративного управления и внутреннего контроля, бухгалтерского учета и отчетности в банках.
Процесс оптимизации активов и пассивов банков должен осуществляться по следующим направлениям:
- диверсификация источников формирования ресурсов банков за счет повышения доли средств населения в национальной и иностранной валютах, средств нерезидентов Республики Беларусь, ценных бумаг, эмитированных банками;
- увеличение срочных ресурсов с длительными сроками привлечения, что позволит существенно улучшить соответствие активов и пассивов банков по срокам привлечения и размещения;
- снижение удельного веса привлеченных средств с повышенным риском досрочного снятия;
- повышение доли доходных активов банков, прежде всего за счет снижения проблемных кредитов и расширения перечня современных банковских операций и услуг.
Конечной целью денежно-
Национальный банк с целью удержания инфляции в заданном интервале должен принимать меры по ужесточению денежно-кредитной политики, в том числе:
- ограничение внешнего заимствования банковского сектора путем ужесточения резервных требований;
- усиление контроля за денежными агрегатами;
- увеличение объемов стерилизации денежной эмиссии.
Кроме того, развитие новых инструментов фондового рынка позволит обеспечить связывание временно свободных денежных средств. Проведение умеренной государственной политики в области государственных расходов должно предусматривать решение следующих основных задач:
- обеспечение темпов роста расходов государственного бюджета, не превышающих темпы роста ВВП;
- формирование и проведение дальнейшей фискальной политики, направленной на постепенное снижение дефицита бюджета;
- поэтапное достижение размера гарантированного трансферта из Национального фонда в бюджет, равного инвестиционному доходу фонда.
Комплексная антиинфляционная политика Правительства Республики Беларусь и Национального банка должна быть направлена на:
- стимулирование экономического роста в стране преимущественно за счет повышения производительности труда;
- стимулирование опережающего роста производительности труда по сравнению с ростом реальных доходов населения;
- соблюдение предприятиями-монополистами утверждаемых предельных значений роста цен на их товары и услуги;
- создание условий, обеспечивающих развитие конкуренции на внутренних рынках страны, в частности на рынках нефтепродуктов, зерна, электроэнергии, услуг транспорта и связи;
- соблюдение заданного уровня дефицита государственного бюджета;
- обеспечение уровня денежного предложения, совместимого с заданными параметрами по инфляции и ростом экономики.
В целях преодоления платежного
кризиса, оздоровления финансового
положения производственных предприятий
и государства, создания условий
для повышения инвестиционной активности,
недопущения рецидивов
Во-первых, должны быть устранены
основные причины демонетизации
экономики, платежного кризиса и
неудовлетворительного
Переход к гибкой политике
денежного предложения
Во-вторых, должны быть предприняты меры по расчистке экономики от завалов взаимных неплатежей.
В-третьих, должен быть наведен порядок в деятельности органов денежного регулирования. Для этого:
- усилен государственный контроль над эмиссией денег с установлением соответствующих ориентиров по каналам денежного предложения (на пополнение золотовалютных резервов, рефинансирование банков под залог государственных ценных бумаг и векселей производственных предприятий, кредитование институтов развития, кредитование бюджета, восстановление сбережений граждан, реструктуризацию банковской системы, поддержание расчетов) и обеспечением приоритетности задач улучшения финансового положения производственной сферы;
- прекращено использование гарантированных государством высокодоходных спекулятивных инструментов, отвлекающих денежные ресурсы из производственной сферы, включая эмиссию государственных ценных бумаг с доходностью, превышающей рентабельность производственной сферы, а также предоставление услуг Национальным банком по открытию депозитных счетов банкам. Переориентация политики денежного предложения на рефинансирование производственной деятельности снимает проблему стерилизации «избыточной» денежной массы - соответствующим регулированием процентных ставок обеспечивается ее связывание в кредитовании производственной деятельности.
В-четвертых, должны быть предприняты необходимые действия по улучшению структуры денежной массы, резкому сокращению ее наличной составляющей. Для этого необходимо осуществление комплекса мер по электронизации платежей и расчетов, внедрению соответствующих информационных технологий в торговле и финансовых услугах, обеспечение надежной правовой защиты сделок, совершаемых в электронной форме.
Кроме того, постановлением Правления Нацбанка от 30 марта 2011 года N 112 утверждена Инструкции об организации наличного денежного обращения в Республике Беларусь.
Инструкция определяет порядок работы по организации наличного денежного обращения на территории Республики Беларусь в наличных белорусских рублях и обязательна для выполнения Нацбанком Беларуси, банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями Беларуси, их филиалами (отделениями) и их структурными подразделениями.
В частности, определен перечень лиц, от которых Нацбанк, банки при наличии специального разрешения (лицензии) на осуществление банковской деятельности в части расчетного и (или) кассового обслуживания физических и (или) юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, и отсутствии ограничений, установленных законодательством, осуществляют прием наличных денег.
В отличие от ранее действовавших
Правил организации наличного
Установлено, что в целях
рационального использования
Таким образом, банки Республики Беларусь продолжат работу по совершенствованию филиальной сети и номенклатуры предлагаемых банковских услуг с учетом изменения спроса на банковские услуги в регионах и перспектив экономического развития регионов. Формирование среды добросовестной конкуренции деятельности банков будет проводиться путем поддержания информационной транспарентности банков. Национальный банк совместно с другими республиканскими органами государственного управления продолжит формирование нормативно-правовой базы функционирования альтернативных банкам кредитных и других организаций.
Таким образом, по своему экономическому содержанию наличный денежный оборот - процесс непрерывного движения наличных денег, часть денежного оборота. Наличное денежное обращение характеризуется использованием наличных денег в функции средства обращения и платежа, опосредствующей оплату товаров, оказываемых услуг и другие платежи. По величине наличный денежный оборот - совокупность платежей наличными деньгами за определенный период времени. Именно этот оборот обслуживает в большей части формирование доходов и расходов населения.
Налично-денежный оборот страны - это часть денежного оборота, равная сумме всех платежей, совершенных в наличной форме за определенный период времени. Данный оборот в основном связан с поступлением денежных доходов населения и их расходованием. Налично-денежный оборот, представляющий совокупность платежей за определенный период времени, отражает движение наличных денег как в качестве средства обращения, так и в качестве средства платежа. Налично-денежный оборот между предприятиями незначителен, т.к. основная часть расчетов совершается безналичным путем.
В Беларуси остаются актуальными задачи по связыванию наличных денег населения, обеспечению потребительского спроса в денежной массе. Наличные деньги переводятся из их резервных фондов в оборотные кассы, тем самым они поступают в обращение итогом чего является увеличивается свободный резерв банков Республики Беларусь.
Банки Республики Беларусь продолжат работу по совершенствованию филиальной сети и номенклатуры предлагаемых банковских услуг с учетом изменения спроса на банковские услуги в регионах и перспектив экономического развития регионов. Формирование среды добросовестной конкуренции деятельности банков будет проводиться путем поддержания информационной транспарентности банков. Национальный банк совместно с другими республиканскими органами государственного управления продолжит формирование нормативно-правовой базы функционирования альтернативных банкам кредитных и других организаций.
Информация о работе Организация наличного денежного оборота в Республике Беларусь