Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 22:13, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов формирования и функционирования налично-денежного обращения в Республики Беларусь. В соответствии с поставленной целью в работе выделены следующие задачи:
изучить сущность формирования и функционирования налично-денежного оборота;
проанализировать налично-денежное обращение в Республике Беларусь;
Введение……………………………………………...………………………………4
1. Сущность налично-денежного оборота…………………………………….....5
2. Анализ развития налично-денежного оборота в РБ…………………………..11
3. Перспективы развития налично-денежного оборота и альтернативных средств платежа в РБ……………………………………………………………….20
Заключение………………………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………………..………..26
Третий поток реализует
кассовое обслуживание населения через
банки и организации. Наличный денежный
оборот между организациями
Четвертый поток появляется при использовании наличных денег, когда платеж осуществляется посредством простой передачи денежного знака получателю платежа. При этом для двух сторон сделки не требуются никакие технические средства. Не требуется также уведомлять третью сторону и получать ее подтверждение на право совершения сделки. Получатель платежа, кто бы он ни был, может немедленно потратить полученные деньги.
В современных условиях данный поток денежной наличности приводит к возникновению «теневого» оборота. Огромные суммы наличности, прежде всего в виде денежных купюр крупных номиналов, используются в «теневой» экономике для осуществления противоправных действий: ухода от налогообложения, в операциях с наркотиками и оружием, в игорном бизнесе, в операциях, обслуживающих деятельность преступных группировок и т.д. Вместе с тем практика показывает что, несмотря на уязвимость наличных денег как средства платежа от подделки процент подделок денежных знаков, выявляемых в процессе обработки поступившей из платежного оборота денежной наличности, незначителен. [12, с. 118]
Рассмотрим принципы, по которым строится современная денежная система рыночного типа:
- Принцип централизованного
управления денежной системой. Этот
принцип существует и в первом
типе денежной системы,
- Принцип прогнозного
планирования денежного
- Принцип устойчивости
и эластичности денежного
- Принцип кредитного характера
денежной эмиссии. В
- Принцип обеспеченности
выпускаемых в оборот денежных
знаков. В условиях рыночной модели
экономики денежные знаки
- Принцип неподчиненности Национального банка Правительству и подотчетности его Парламенту страны. Он связан с тем, что поддержание устойчивости денежного оборота и борьба с инфляцией являются приоритетной задачей Национального банка. Если бы этого принципа не было, всегда бы существовала угроза, что Правительство для решения стоящих перед ним задач начнет «вычерпывать» средства Национального банка и, тем самым, устойчивость денежного оборота будет нарушена.
- Принцип предоставления
Правительству денежных
- Принцип комплексного
использования инструментов
- Принцип надзора и контроля за денежным оборотом. Государство через банковскую и финансовую систему, налоговые органы должно обеспечивать постоянный контроль как за всем денежным оборотом в целом, так и за отдельными денежными потоками в хозяйстве.
- Принцип функционирования
исключительно национальной
Таким образом, налично-денежный оборот страны - это часть денежного оборота, равная сумме всех платежей, совершенных в наличной форме за определенный период времени. Данный оборот в основном связан с поступлением денежных доходов населения и их расходованием. Налично-денежный оборот, представляющий совокупность платежей за определенный период времени, отражает движение наличных денег как в качестве средства обращения, так и в качестве средства платежа. Налично-денежный оборот между предприятиями незначителен, т.к. основная часть расчетов совершается безналичным путем.
2. Анализ развития налично-
Налично-денежная система Республики Беларусь является системой открытого рыночного типа. Денежно-кредитное регулирование осуществляется преимущественно экономическими методами на уровне банковской системы. Правовой основой денежно-кредитного регулирования являются Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь, ежегодно разрабатываемые и утверждаемые правлением Национального банка Республики Беларусь (Банка Беларуси).
Денежная система Республики Беларусь функционирует в соответствии с принятым в декабре 1990 г. Законом «О Национальном банке Республики Беларусь» и последующими законодательными актами, определившими ее правовые основы. В 1992 г. в оборот был введен белорусский рубль, который вначале обращался параллельно с рублем бывшего СССР и использовался только в наличных расчетах. С марта 1993 г. он начал котироваться на валютной бирже, а в октябре 1994 г. белорусский рубль был объявлен единственным законным платежным средством на территории республики. В процессе монетарного регулирования участвуют субъекты денежной сферы, к которым относятся все агенты товарно-денежных отношений: государство, экономические агенты (включая коммерческие банки, финансовые компании и биржи) и население. Но ведущая роль возложена на банковскую систему страны. В соответствии с Законом «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь» и статьей 136 Конституции Республики Беларусь в стране сформирована двухуровневая банковская система, включающая Национальный банк (первый уровень), банки (унитарные и акционерные, в том числе с участием государства и иностранного капитала) и небанковские финансовые организации (второй уровень). Правовой основой функционирования национальной банковской системы в настоящее время является Банковский кодекс Республики Беларусь, вступивший в действие с 1 января 2001 г. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь (ст. 136) и Банковским кодексом (ст. 7) Национальный банк (в качестве центрального банка) регулирует кредитные отношения, денежное обращение, определяет порядок расчетов и обладает исключительным правом эмиссии денег. Национальный банк призван обеспечивать прежде всего стабильность национальной валюты и банковской системы. Практически вся деятельность Национального банка Республики Беларусь направлена на реализацию целей монетарного регулирования. [20, с. 136]
Основное влияние на денежно-кредитную
сферу оказывают операции Национального
банка по рефинансированию банков.
Посредством этих операций осуществляется
поддержка ликвидности
Другой уровень банковской системы Республики Беларусь состоит из сети самостоятельных банковских учреждений, непосредственно выполняющих функции кредитно-расчетного обслуживания клиентуры на коммерческих принципах. Главной его составляющей являются коммерческие банки, деятельность которых носит многосторонний характер. Они занимаются практически всеми видами кредитных, расчетных и финансовых операций, связанных с обслуживанием хозяйственной деятельности своих клиентов. К важнейшим их функциям традиционно относятся:
Официальной денежной единицей в нашей стране (валютой) является белорусский рубль. Введение на территории Республики Беларусь других денежных единиц запрещено. Соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами Законом не установлено. Официальный курс рубля к иностранным денежным единицам определяется Национальным Банком РБ (НБ) и публикуется в печати. В связи с тем, что белорусской денежная единица – белорусский рубль по закону не связана с денежным металлом (золотом), фиксированный его масштаб цен отсутствует. Официальный масштаб цен рубля устанавливается государством.
Исключительным правом эмиссии наличных денег, организации их обращения и изъятия на территории Республики Беларусь обладает Национальный Банк Беларуси. Он отвечает за состояние денежного обращения с целью поддержания нормальной экономической деятельности в стране.
Видами денег, имеющими законную
платежную силу, являются банкноты
и металлические монеты, которые
обеспечиваются всеми активами Банка
Беларуси, в том числе золотым
запасом, государственными ценными
бумагами, резервами кредитных
Регулирование денежного обращения, возлагаемое на НБ, осуществляется в соответствии с основными направлениями денежно-кредитной политики, которая разрабатывается и утверждается в порядке, установленном банковским законодательством. НБ, наделенный исключительным правом эмиссии денег, особо ответственен за поддержание равновесия в сфере денежного обращения. В отличие от периода существования действительных (золотых) денег при бумажно-кредитном обращении, когда знаки стоимости оторвались от металлической основы, Национальный Банк должен создавать определенные ограничения, сдерживающие эмиссию этих денег.
Структура рублевой денежной
массы характеризуется
В начале 2009 г. сохранялась тенденция опережающего роста депозитов в иностранной валюте по сравнению с ростом рублевых депозитов. В результате доля рублевой денежной массы в структуре широкой денежной массы за 2008 г. снизилась на 1,7 процентного пункта и на начало 2009 г. составила 65,7%, при увеличении на 1,7 процентного пункта доли депозитов в иностранной валюте соответственно [1, c. 14].
Если на 1 января 2009 года в среднем на одного жителя республики приходилось 1 103,0 тыс. руб. сбережений, размещенных в банковских вкладах, облигациях и сберегательных сертификатах, что эквивалентно 513 долл. США, то на 1 апреля эта сумма составляла 1 204,8 тыс. руб. (в эквиваленте это составляет около 562 долл. США).
Дополнительный прирост рублевой денежной массы обусловлен в основном приобретением Национальным банком у банков и субъектов хозяйствования иностранной валюты. Фактически второй источник эмиссии (покупка валюты) был больше, чем первый.
Информация о работе Организация наличного денежного оборота в Республике Беларусь