Организация наличного денежного оборота в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 22:13, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов формирования и функционирования налично-денежного обращения в Республики Беларусь. В соответствии с поставленной целью в работе выделены следующие задачи:
изучить сущность формирования и функционирования налично-денежного оборота;
проанализировать налично-денежное обращение в Республике Беларусь;

Содержание

Введение……………………………………………...………………………………4
1. Сущность налично-денежного оборота…………………………………….....5
2. Анализ развития налично-денежного оборота в РБ…………………………..11
3. Перспективы развития налично-денежного оборота и альтернативных средств платежа в РБ……………………………………………………………….20
Заключение………………………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………………..………..26

Работа содержит 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ ПЕЧАТЬ.docx

— 354.43 Кб (Скачать)

Третий поток реализует  кассовое обслуживание населения через  банки и организации. Наличный денежный оборот между организациями незначителен, так как основная часть расчетов совершается безналичным путем. Для каждой организации устанавливаются  лимиты остатка наличных денег в  кассе, и деньги, превышающие лимит, должны быть сданы в обслуживающий  данную организацию коммерческий банк. Часть наличных денег находящихся  в кассах организаций, используется для расчетов между ними, но большая  часть передается населению в  виде различных денежных доходов (заработной платы, пенсий и пособий, стипендий, страховых возмещений, дивидендов, поступлений от продажи ценных бумаг  и т.д.).

Четвертый поток появляется при использовании наличных денег, когда платеж осуществляется посредством  простой передачи денежного знака  получателю платежа. При этом для  двух сторон сделки не требуются никакие  технические средства. Не требуется  также уведомлять третью сторону  и получать ее подтверждение на право  совершения сделки. Получатель платежа, кто бы он ни был, может немедленно потратить полученные деньги.

В современных условиях данный поток денежной наличности приводит к возникновению «теневого» оборота. Огромные суммы наличности, прежде всего в виде денежных купюр крупных  номиналов, используются в «теневой»  экономике для осуществления  противоправных действий: ухода от налогообложения, в операциях с наркотиками и оружием, в игорном бизнесе, в операциях, обслуживающих деятельность преступных группировок и т.д. Вместе с тем практика показывает что, несмотря на уязвимость наличных денег как средства платежа от подделки процент подделок денежных знаков, выявляемых в процессе обработки поступившей из платежного оборота денежной наличности, незначителен. [12, с. 118]

Рассмотрим принципы, по которым строится современная денежная система рыночного типа:

- Принцип централизованного  управления денежной системой. Этот  принцип существует и в первом  типе денежной системы, свойственном  административно-распределительной  модели экономики. Однако при  этой модели управление осуществлялось  с помощью директивных актов  правительства, которые были обязательны  для выполнения всеми государственными  банками и их филиалами во  всех регионах.

- Принцип прогнозного  планирования денежного оборота.  Он означает, что как централизованные, так и децентрализованные планы  денежного оборота и его составных  частей подготавливаются не как  директивные планы, обязательные  для выполнения конкретными органами, отвечающими за их выполнение, а как прогнозы, т. е. ориентиры,  к которым надо стремиться.

- Принцип устойчивости  и эластичности денежного оборота.  Этот принцип заключается в  том, что денежная система должна  быть организована таким образом,  чтобы, с одной стороны, не  допускать инфляции, с другой - расширять  денежный оборот, если возрастают  потребности хозяйства в денежных  средствах, и сужать их, если  уменьшаются эти потребности.

- Принцип кредитного характера  денежной эмиссии. В соответствии  с этим принципом появление  новых денежных знаков (безналичных  и наличных) в хозяйственном обороте  возможно только в результате  проведения банками кредитных  операций.

- Принцип обеспеченности  выпускаемых в оборот денежных  знаков. В условиях рыночной модели  экономики денежные знаки обеспечиваются  находящимися в активах банков  товарно-материальными ценностями, золотом и другими драгоценными  металлами, свободно конвертируемой  валютой, ценными бумагами и  другими долговыми обязательствами.

- Принцип неподчиненности Национального банка Правительству и подотчетности его Парламенту страны. Он связан с тем, что поддержание устойчивости денежного оборота и борьба с инфляцией являются приоритетной задачей Национального банка. Если бы этого принципа не было, всегда бы существовала угроза, что Правительство для решения стоящих перед ним задач начнет «вычерпывать» средства Национального банка и, тем самым, устойчивость денежного оборота будет нарушена.

- Принцип предоставления  Правительству денежных средств  только в порядке кредитования. Обычно в законодательствах стран с рыночной экономикой имеется положение о том, что Национальный банк не должен финансировать Правительство, а предоставлять ему средства только в порядке кредитования под определенное обеспечение (недвижимость, товарно-материальные ценности, принадлежащие государству, государственные ценные бумаги, другие ценные бумаги, принадлежащие государству.

- Принцип комплексного  использования инструментов денежно-кредитного  регулирования. Сущность его заключается  в том, что Национальный банк  не должен ограничиваться каким-либо  одним инструментом денежно-кредитного  регулирования для поддержания  устойчивости денежного оборота,  а может использовать комплекс  этих инструментов.

- Принцип надзора и  контроля за денежным оборотом. Государство через банковскую и финансовую систему, налоговые органы должно обеспечивать постоянный контроль как за всем денежным оборотом в целом, так и за отдельными денежными потоками в хозяйстве.

- Принцип функционирования  исключительно национальной валюты  на территории страны. Законодательство  обязывает платежи за товары  и услуги внутри страны осуществлять  исключительно в национальной  валюте. Это не означает, конечно,  что население не может на  территории страны свободно обменивать  национальную валюту на валюты  других стран, но использовать  такую валюту, полученную при  обмене, разрешается для платежей  за рубежом, а также для размещения  во вклады [17, c. 154].

Таким образом, налично-денежный оборот страны - это часть денежного оборота, равная сумме всех платежей, совершенных в наличной форме за определенный период времени. Данный оборот в основном связан с поступлением денежных доходов населения и их расходованием. Налично-денежный оборот, представляющий совокупность платежей за определенный период времени, отражает движение наличных денег как в качестве средства обращения, так и в качестве средства платежа. Налично-денежный оборот между предприятиями незначителен, т.к. основная часть расчетов совершается безналичным путем.

 

 

 

 

2. Анализ развития налично-денежного  оборота в РБ

Налично-денежная система Республики Беларусь является системой открытого  рыночного типа. Денежно-кредитное  регулирование осуществляется преимущественно  экономическими методами на уровне банковской системы. Правовой основой денежно-кредитного регулирования являются Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь, ежегодно разрабатываемые и утверждаемые правлением Национального банка Республики Беларусь (Банка Беларуси).

Денежная система Республики Беларусь функционирует в соответствии с принятым в декабре 1990 г. Законом «О Национальном банке Республики Беларусь» и последующими законодательными актами, определившими ее правовые основы. В 1992 г. в оборот был введен белорусский рубль, который вначале обращался параллельно с рублем бывшего СССР и использовался только в наличных расчетах. С марта 1993 г. он начал котироваться на валютной бирже, а в октябре 1994 г. белорусский рубль был объявлен единственным законным платежным средством на территории республики. В процессе монетарного регулирования участвуют субъекты денежной сферы, к которым относятся все агенты товарно-денежных отношений: государство, экономические агенты (включая коммерческие банки, финансовые компании и биржи) и население. Но ведущая роль возложена на банковскую систему страны. В соответствии с Законом «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь» и статьей 136 Конституции Республики Беларусь в стране сформирована двухуровневая банковская система, включающая Национальный банк (первый уровень), банки (унитарные и акционерные, в том числе с участием государства и иностранного капитала) и небанковские финансовые организации (второй уровень). Правовой основой функционирования национальной банковской системы в настоящее время является Банковский кодекс Республики Беларусь, вступивший в действие с 1 января 2001 г. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь (ст. 136) и Банковским кодексом (ст. 7) Национальный банк (в качестве центрального банка) регулирует кредитные отношения, денежное обращение, определяет порядок расчетов и обладает исключительным правом эмиссии денег. Национальный банк призван обеспечивать прежде всего стабильность национальной валюты и банковской системы. Практически вся деятельность Национального банка Республики Беларусь направлена на реализацию целей монетарного регулирования. [20, с. 136]

Основное влияние на денежно-кредитную  сферу оказывают операции Национального  банка по рефинансированию банков. Посредством этих операций осуществляется поддержка ликвидности банковской системы, обеспечивающей кредитно-расчетное  обслуживание в экономике страны. Существенная часть монетарной деятельности Национального банка ранее была связана с предоставлением ресурсов правительству для покрытия дефицита республиканского бюджета и временных недостатков бюджетных средств — так называемых кассовых разрывов. Наряду с допустимым ростом денежной массы определяющими (промежуточными) монетарными целями выступают лимиты и направления денежной эмиссии, а также уровень цен денежного рынка, включая процентные ставки и обменный курс.

Другой уровень банковской системы Республики Беларусь состоит  из сети самостоятельных банковских учреждений, непосредственно выполняющих  функции кредитно-расчетного обслуживания клиентуры на коммерческих принципах. Главной его составляющей являются коммерческие банки, деятельность которых  носит многосторонний характер. Они  занимаются практически всеми видами кредитных, расчетных и финансовых операций, связанных с обслуживанием  хозяйственной деятельности своих  клиентов. К важнейшим их функциям традиционно относятся:

  • аккумулирование временно свободных денежных средств, сбережений и накоплений;
  • обеспечение функционирования расчетно-платежного механизма, осуществление и организация расчетов в народном хозяйстве, организация платежного оборота;
  • кредитование отдельных хозяйственных единиц, юридических и физических лиц, кредитно-финансовое обслуживание внутреннего и внешнего хозяйственных оборотов;
  • учет векселей и операции с ними;
  • хранение финансовых и материальных ценностей;
  • доверительное управление имуществом клиентов (трастовые операции).

Официальной денежной единицей в нашей стране (валютой) является белорусский рубль. Введение на территории Республики Беларусь других денежных единиц запрещено. Соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами Законом не установлено. Официальный курс рубля к иностранным денежным единицам определяется Национальным Банком РБ (НБ) и публикуется в печати. В связи с тем, что белорусской денежная единица – белорусский рубль по закону не связана с денежным металлом (золотом), фиксированный его масштаб цен отсутствует. Официальный масштаб цен рубля устанавливается государством.

Исключительным правом эмиссии  наличных денег, организации их обращения  и изъятия на территории Республики Беларусь обладает Национальный Банк Беларуси. Он отвечает за состояние  денежного обращения с целью  поддержания нормальной экономической  деятельности в стране.

Видами денег, имеющими законную платежную силу, являются банкноты и металлические монеты, которые  обеспечиваются всеми активами Банка  Беларуси, в том числе золотым  запасом, государственными ценными  бумагами, резервами кредитных учреждений, находящимися на счетах Национального  банка Беларуси. На территории Беларуси функционируют наличные деньги (банкноты и монеты) и безналичные деньги (в виде средств на счетах в кредитных учреждениях).

Регулирование денежного  обращения, возлагаемое на НБ, осуществляется в соответствии с основными направлениями  денежно-кредитной политики, которая  разрабатывается и утверждается в порядке, установленном банковским законодательством. НБ, наделенный исключительным правом эмиссии денег, особо ответственен за поддержание равновесия в сфере денежного обращения. В отличие от периода существования действительных (золотых) денег при бумажно-кредитном обращении, когда знаки стоимости оторвались от металлической основы, Национальный Банк должен создавать определенные ограничения, сдерживающие эмиссию этих денег.

Структура рублевой денежной массы характеризуется некоторым  улучшением (рисунок 2.1). Удельный вес срочных и условных депозитов за 2008 г. вырос на 3,3 процентного пункта (до 46,9%), доля наличных денег в обороте сократилась на 0,5 процентного пункта (до 20,2%). Продолжался рост коэффициента монетизации экономики, его значения на начало 2009 г. составили: по широкой денежной массе — 20,4%, по рублевой денежной массе — 13,7%.

В начале 2009 г. сохранялась тенденция опережающего роста депозитов в иностранной валюте по сравнению с ростом рублевых депозитов. В результате доля рублевой денежной массы в структуре широкой денежной массы за 2008 г. снизилась на 1,7 процентного пункта и на начало 2009 г. составила 65,7%, при увеличении на 1,7 процентного пункта доли депозитов в иностранной валюте соответственно [1, c. 14].

Если на 1 января 2009 года в  среднем на одного жителя республики приходилось 1 103,0 тыс. руб. сбережений, размещенных в банковских вкладах, облигациях и сберегательных сертификатах, что эквивалентно 513 долл. США, то на 1 апреля эта сумма составляла 1 204,8 тыс. руб. (в эквиваленте это составляет около 562 долл. США).

Дополнительный прирост  рублевой денежной массы обусловлен в основном приобретением Национальным банком у банков и субъектов хозяйствования иностранной валюты. Фактически второй источник эмиссии (покупка валюты) был  больше, чем первый.

Информация о работе Организация наличного денежного оборота в Республике Беларусь