Организация краткосрочного кредитования в коммерческих банках

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 11:30, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - проанализировать процесс кредитования юридических лиц в коммерческом банке. При достижении этой цели, были решены следующие задачи:
- изучение сущности кредитования;
- изучение организации кредитования юридических лиц в коммеческом банке;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………..
1. Принципы и условия банковского кредитования………………………
2. Кредитная заявка, кредитный договор и договор залога……………..
3. Кредитоспособность заёмщика…………………………………………..
4. Порядок получения и погашения кредитов…………………………….
5. Банковский контроль при кредитовании………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….

Работа содержит 1 файл

организация краткосрочного кредитования в коммерческих банках.docx

— 96.69 Кб (Скачать)

Довольно распространенной формой работы на данной предварительной  стадии является принятие решений о  кредитовании клиентов  в пределах определенной компетенции работников банка. В этом случае кредитный проект на соответствующую сумму рассматривает, а также решает вопрос о возможности  его кредитования только тот работник, которому предоставлено такое право  соответствующими распоряжениями руководства  банка.

Крупные кредиты, как правило, рассматриваются на кредитном комитете. К его заседанию прорабатываются  все экономические и юридические  вопросы, принимается окончательное  решение по рассматриваемому вопросу, определяются конкретные условия кредитования.

Такова процедура данного  подготовительного этапа. Вслед  за ним наступает этап оформления кредитной документации. Работники  банка оформляют кредитный договор , выписывают распоряжения по банку о выдаче кредита, заводят специальное досье на клиента – заемщика (кредитное дело).

На третьем этапе –  этапе использования кредита  осуществляется контроль за кредитными операциями: соблюдением лимита кредитования (кредитной линии), целевым использованием кредита, уплатой ссудного процента, полнотой и своевременностью возврата ссуд. На данном этапе не прекращается работа по оперативному и традиционному анализу кредитоспособности и финансовых результатов работы клиента, при необходимости проводятся встречи, переговоры с клиентом, уточняются условия и сроки кредитования. Кредитная документация – это составляемые клиентом и банком документы, которые сопровождают кредитную сделку с момента обращения клиента в банк и до погашения ссуды.

К кредитным документам, составляемым клиентом, относятся:

- кредитная заявка (Приложение 6 );

- технико-экономическое  обоснование (Приложение  );

- заявление на получение  ссуды 

- финансовый отчет (Приложение 1,2,3,4,5 );

- отчет о движении кассовых  поступлений;

- внутренние финансовые  отчеты;

- внутренние управленческие  отчеты;

- прогноз финансирования;

- налоговые декларации;

- бизнес-планы;

- срочные обязательства; 

- договор о залоге (Приложение 9 ) (гарантийные письма, страховые полисы);

- сведения о заложенном  имуществе.

- договор поручительства (Приложение 10 ).

К документам, носящим двусторонний характер, относится кредитный договор.

К документам, составляемым банком, относятся:

- заключение на кредитную  заявку клиента;

- ведомость выполнения  клиентом условий договора, в  том числе погашение ссуды  и уплаты процентов;

- кредитное дело клиента. 

Требования к кредитной  заявке  достаточно просты, но определенны. В международной практике к ним  относят обозначение назначения ссуды и раскрытие совокупности факторов, определяющих степень риска  данной ссуды.

Назначение ссуды должно быть сформулировано конкретно, например, так:

      - на производственные  нужды (на приобретение и формирование  производственных запасов; на  приобретение и формирование  производственных запасов и осуществление  производственных затрат; на осуществление  конкретных затрат);

      - на торгово-посреднические  нужды (на приобретение, формирование  и реализацию товаров; на формирование  сезонных запасов товаров);

      - на временные  нужды (для выплаты заработной  платы; для погашения платежей  в бюджет и др.).

Для оценки риска сделки банку важно также иметь представление  о таких характеристиках ссуды, как вид, срок, порядок выдачи и  погашения, способ обеспечения возвратности, а также кредитоспособность клиента (уровень его основных финансовых показателей, объемы реализации, прибыли, собственных средств), его организационно-правовая форма, характер взаимоотношений с  банком (наличие расчетного счета  в данном или в другом банке, ссудной  задолженности). Полнота освещения указанных пунктов в кредитной заявке зависит как от объема и срока ссуды, так и от степени информированности банка о клиенте.

В отличие от кредитной  заявки заявление на получение ссуды  оформляется клиентом после принятия банком положительного решения по запрашиваемому кредиту.

Заявление – это юридический  документ, содержащий просьбу клиента  предоставить ему кредит в определенной сумме и на определенный срок. Для  банка заявление служит мемориальным ордером, оформляющим предоставление ссуды со ссудного счета клиента. Заявление подшивается в документы  дня.

   Финансовый отчет,  как правило, включает баланс  банка и счет прибылей и  убытков за последние 3 года. Баланс  составляется на дату (конец года) и показывает структуру активов,  обязательств и капитала компании. Отчет о прибылях и убытках  охватывает годичный период и  дает подробные сведения о доходах и расходах компании, чистой прибыли, распределении ее (отчисления в резервы, выплата дивидендов и т. д.).

    Отчет о движении  кассовых поступлений  основан  на сопоставлении балансов компании  на две даты и позволяет  определить изменения различных  статей и движение фондов. Отчет  дает картину использования ресурсов, времени высвобождения фондов  и образования дефицита кассовых  поступлений и т. д.

   Внутренние финансовые  отчеты характеризуют более детально  финансовое положение компании, изменение ее потребности в  ресурсах в течение года (поквартально, помесячно).

   Внутренние управленческие  отчеты. Составление баланса требует  много времени. Банку могут  потребоваться данные оперативного  учета, которые содержатся в  записках и отчетах, подготовленных  для руководства компании. Эти  документы касаются операций  и инвестиций, изменения дебиторской  и кредиторской задолженности,  продаж, величины запасов и т.  д.

    Прогноз финансирования. Прогноз содержит оценки будущих  продаж, расходов, издержек на производство  продукции, дебиторской задолженности,  оборачиваемости запасов, потребности  в денежной наличности, капиталовложениях  и т. д. Есть два вида прогноза: оценочный баланс и кассовый  бюджет. Первый включает прогнозный  вариант балансовых счетов и  счет прибылей и убытков на  будущий период, второй прогнозирует  поступление и расходование денежной  наличности (по неделям, месяцам,  кварталам).

     Налоговые  декларации. Это важный источник  дополнительной информации. Там  могут содержаться сведения, не  включенные в другие документы.  Кроме того, они могут характеризовать  заемщика, если будет обнаружено, что он уклоняется от уплаты  налогов с части прибыли.

     Бизнес-планы.  Многие кредитные заявки связаны  с финансированием начинающих  предприятий, которые еще не  имеют финансовых отчетов и другой документации. В этом случае представляется подробный бизнес-план, который должен содержать сведения о целях проекта, методах ведения операций и т. д.

    Заключение на  кредитную заявку представляет  собой типовой бланк, заполняемый  кредитным работником на основании  изучения просьбы клиента. В  нем содержится положение и  показатели, характеризующие оценку  банком юридического статуса  и финансового положения заемщика. В числе общих положений указывается:  организационно-правовая форма клиента;  наименование банка, где открыт  его расчетный счет; наличие задолженности  по ссудам, в т.ч. выданным другими банками.

Финансовое состояние  клиента выражается в показателях  его кредитоспособности: уровни коэффициента покрытия, коэффициента ликвидности, коэффициента обеспеченности собственными средствами; объемы реализации, прибыли, активов, просроченных платежей. В своем заключении кредитный  работник дает также оценку управления и состояния учета, отмечает соответствие целевой направленности ссуды приоритетам  кредитной политики банка, предлагает целесообразные для данного случая способы обеспечения возвратности кредита. Завершается документ проектом решения: выдать ссуду (отказать в выдаче ссуды).

     Особое место  среди кредитных документов принадлежит  кредитному договору, регулирующему  весь комплекс взаимоотношений  банка с клиентом. Как правовой  документ кредитный договор должен  соответствовать весьма жестким  требованиям по оформлению, структуре,  четкости формулировок. Именно поэтому  оправданно существование типовых  форм кредитных договоров применительно  к различным видам кредитов. В  выработке наиболее приемлемых  структур кредитного договора  и формулировок всех его пунктов  активное участие должны принимать  юристы. Их участие необходимо  также при внесении изменений  или дополнений в договор.

Основываясь на типовой форме, банки обычно разрабатывают собственные  варианты кредитных договоров. Их может  быть несколько, причем основное их отличие  друг от друга сводится, как правило, к тому или иному механизму  обеспечения погашения кредита:

- договор, предусматривающий  предоставление заемщиком гарантий;

- договор, предусматривающий  передачу заемщиком залога;

- договор, предусматривающий  страхование ссуды за счет  заемщика в страховом обществе;

- договор, комбинирующий  все или часть предыдущих условий.

Договоры подобного рода обычно относятся к коммерческой тайне банка.

Российские банки уже  накопили определенный опыт составления  кредитных договоров. Однако эта  сторона их деятельности еще далека от совершенства, при чем как в правовой, так и в экономической части. В одном и том же банке для однородных ссуд нередко используются разные по форме кредитные договоры; многие их пункты неконкретны, а взаимные обязательства сторон сформулированы нечетко. Часто допускаются небрежности в оформлении (отсутствуют то печать одной из сторон, то указание должностного положения лиц, подписавших договор; отдельные пункты не заполнены и не прочеркнуты, название документа различно в разных случаях и т.д.)

В экономическом плане  кредитные договоры зачастую отличаются повышенным формализмом: не отражают специфики  взаимоотношений банка с клиентом в зависимости от качества ссуды (за исключением уровня процентной ставки) ; не содержат набора эффективных мер по обеспечению целевой направленности и возвратности ссуд; практически не предусматривают обязательств клиентов по поддержанию каких-либо финансовых коэффициентов на определенном уровне; в них отсутствуют нормы, регулирующие формы и методы контроля банком финансового положения и иных характеристик заемщика.

       Учитывая  эти обстоятельства, а также международный  опыт, можно рекомендовать придерживаться  следующей структуры типового  кредитного договора.

    Предмет и сумма  договора. В данном разделе уточняется  вид кредита (укрупненный объект, совокупный объект, целевая ссуда  на отдельную сделку), цель, сумма  кредита, порядок регулирования  предельного уровня (кредитная линия  с правом или без права превышения, лимит).

   Порядок предоставления  и погашения ссуды. Раскрывается  конкретный механизм выдачи и  погашения ссуды с указанием  предельного срока.

Способы гарантии возврата кредита - залог, гарантия, поручительства, страхование.

  Условия кредитования. Указывается, каких уровней кредитоспособности  должен придерживаться заемщик:

- процентные ставки и  комиссионное вознаграждение;

- обязательства сторон;

- санкции при невыполнении  условий договора;

- порядок разрешения споров;

- срок действия договора;

- юридические адреса сторон;

- подписи сторон.

  К кредитной документации  относятся также договоры о  залоге, гарантийные письма, страховые  полисы.

  Договор о залоге  должен соответствовать требованиям  закона "О залоге". В документе  должны быть отражены: вид залога (остается во владении залогодателя  или передается во владение  залогодержателя), состав и стоимость  заложенного имущества; права  и обязанности сторон применительно  к разным видам залога (в т.ч. право распоряжения заложенным имуществом); виды контроля со стороны банка за сохранностью заложенного имущества (при владении им залогодателем); момент возникновения права банка обратить взыскание на предмет залога; порядок обращения взыскания. Содержание договора  о залоге дифференцируется по видам залога: заклад, залог товарно-материальных ценностей без права их расходования; залог товаров в обороте или переработке.

Информация о работе Организация краткосрочного кредитования в коммерческих банках