Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 14:56, курсовая работа
Цель работы: изучить особенности денежного обращения в Российской Федерации.
Задачи работы:
1. Раскрыть сущность понятий "денежное обращение", "закон денежного обращения", "денежная масса".
2. Рассмотреть особенности организации наличного и безналичного денежного обращения в Российской Федерации; выявить основные формы безналичных и наличных расчетов; изучить нормативно-правовые акты, связанные с освещением данного вопроса.
Введение
Глава 1. Денежное обращение
1.1 Сущность денежного обращения
1.2 Структура денежного оборота
Глава 2. Организация денежного обращения в Российской Федерации
2.1 Налично-денежное обращение в РФ
2.2 Безналичный оборот в России
Глава 3. Денежная масса и денежное обращение
3.1 Денежная масса
3.2 Уравнение обмена
3.3 Закон денежного обращения
3.4 Скорость обращения денег
Заключение
Список литературы
Приложения
Российская Федерация заинтересована в максимально широком использовании безналичного денежного обращения (расчетов), поскольку банкноты и монеты как физические объекты подвержены естественному процессу старения, и изношенные денежные знаки приходится изымать из обращения и заменять новыми, такого же достоинства. Безналичные расчеты лишены этих недостатков. Себестоимость одного безналичного расчета ничтожна. Поэтому государство всемерно стимулирует безналичные расчеты, используя в необходимых случаях и прямые юридические запреты на совершение некоторых финансовых действий с использованием наличных денег.
В экономически развитых странах доля безналичных расчетов достаточно велика (до 90% всех расчетов), и Россия тоже стремится выйти на данный путь развития.
Список литературы
Нормативно-правовые акты:
1. Гражданский кодекс РФ (глава 46. Расчеты)
2. ЦБР: Положение о правилах
организации наличного
3. ЦБР: Положение о безналичных
расчетах в Российской
Научные и периодические издания:
4. Гладкий В. Словарь нумизмата. - М.: Центрполиграф, 2006. - 384 с.
5. Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. проф.О.И. Лаврушина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 464 с.: ил.
6. Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов / Е.Ф. Жуков, Н.М. Зеленкова, Н.Д. Эриашвили; под ред. Е.Ф. Жукова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 783 с.
7. Ионов В.М. Наличное денежное обращение: основные тенденции развития / В.М. Ионов // Деньги и кредит. 2007. №4. С.40-45.
8. Малахова, Н.Г. Деньги. Кредит. Банки: учеб. пособ. / Н.Г. Малахова, - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 217 с.
9. Салов, А.И. Экономика: конспект лекций / А.И. Салов. - 2-е изд, перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010. - 189 с. - (Хочу все сдать!)
10. Финансы, деньги, кредит: Учебник для вузов / Под ред. О.В. Соколовой. - М.: Юристъ, 2000. - 784 с.
11. Юров, А.В. Социологическое исследование как инструмент управления наличным денежным обращением / А.В. Юров // Деньги и кредит. 2008. №10. С.9-14.
12. Юров, А.В. Наличные и электронные средства платежа: оценка перспектив / А.В. Юров // Деньги и кредит. 2007. №7. С.42.
Электронные ресурсы:
13. Экономический словарь [электронный ресурс] // // http://economy. polbu.ru
14. Зона закона [электронный ресурс] // // http://zonazakona.ru
15. Центральный банк Российской Федерации [электронный ресурс] // // http://www.crb.ru
16. Правовое регулирование [электронный ресурс] // http://lawtoday.ru
17. Энциклопедия "Википедия" [электронный ресурс] // // http://wikipedia.org
18. Консультант плюс [электронный ресурс] // // http://base. concultant.ru
Приложения
Приложение 1
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
5 января 1998 г. N 14-П
Утверждено
Советом директоров Банка России
протокол от 19.12.97 N 47
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРАВИЛАХ ОРГАНИЗАЦИИ НАЛИЧНОГО ДЕНЕЖНОГО
ОБРАЩЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(с изм. Указаний ЦБ РФ от 22.01.1999 N 488-У,
от 31.10.2002 N 1201-У)
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 Положение о правилах
организации наличного
1.2 Настоящее Положение
обязательно для выполнения
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЩЕНИЯ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕГ
2.1 Организации, предприятия, учреждения независимо от организационно - правовой формы (далее именуются - предприятия) хранят свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях.
2.2 Наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета этих предприятий.
Денежная наличность сдается
предприятиями непосредственно
в кассы учреждений банков или
через объединенные кассы при
предприятиях, а также предприятиям
Государственного комитета Российской
Федерации по связи и информатизации
(Госкомсвязи России) для перевода
на соответствующие счета в
Наличные деньги могут сдаваться предприятиями на договорных условиях через инкассаторские службы учреждений банков или специализированные инкассаторские службы, имеющие лицензию Банка России на осуществление соответствующих операций по инкассации денежных средств и других ценностей.
2.3 Прием денежной наличности
учреждениями банков от
2.4 Порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются обслуживающими учреждениями банков каждому предприятию по согласованию с их руководителями исходя из необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступления их в кассы в дни работы учреждений банков.
При этом могут устанавливаться
следующие сроки сдачи
для предприятий, расположенных в населенном пункте, где имеются учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России - ежедневно в день поступления наличных денег в кассы предприятий;
для предприятий, которые
в силу специфики своей деятельности
и режима работы, а также при
отсутствии вечерней инкассации или
вечерней кассы учреждения банка
не могут ежедневно в конце
рабочего дня сдавать наличные денежные
средства в учреждения банков или
предприятия Госкомсвязи
для предприятий, расположенных в населенном пункте, где нет учреждений банков или предприятий Госкомсвязи России, а также находящихся от них на отдаленном расстоянии, - 1 раз в несколько дней.
Наличные деньги, принятые
от физических лиц в уплату налогов,
страховых и других сборов, сдаются
администрациями и сборщиками этих
платежей непосредственно в учреждения
банков или путем перевода через
предприятия Госкомсвязи
2.5 В кассах предприятий могут храниться наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями этих предприятий.
Лимит остатка наличных денег
в кассе устанавливается
Для установления лимита остатка наличных денег в кассе предприятие представляет в учреждение банка, осуществляющее его расчетно - кассовое обслуживание, расчет по форме N 0408020
"Расчет на установление
предприятию лимита остатка
По предприятию, в состав
которого входят подразделения, не имеющие
самостоятельного баланса и счетов
в учреждениях банков, устанавливается
единый лимит остатка кассы с
учетом этих структурных подразделений.
Лимит остатка кассы
По представительствам, филиалам и другим обособленным подразделениям предприятия, расположенным вне места его нахождения, составляющим отдельный баланс и имеющим счета в учреждениях банков, лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается обслуживающими учреждениями банков по месту открытия соответствующих счетов структурных подразделений.
Лимиты остатка
кассы распорядителей и получателей
средств федерального бюджета, открывших
лицевые счета в органах
При наличии у предприятия
нескольких счетов в различных учреждениях
банков предприятие по своему усмотрению
обращается в одно из обслуживающих
учреждений банков с расчетом на установление
лимита остатка наличных денег в
кассе. После установления лимита остатка
кассы в одном из учреждений банка
предприятие направляет уведомления
об определенном ему лимите остатка
кассы в другие учреждения банков,
в которых открыты ему
При проверке данного предприятия учреждения банков руководствуются этим лимитом остатка наличных денег в кассе.
По предприятию, не представившему расчет на установление лимита остатка наличных денег в кассе ни в одно из обслуживающих учреждений банка, лимит остатка кассы считается нулевым, а не сданная предприятием в учреждения банков денежная наличность - сверхлимитной.
Лимит остатка кассы определяется
исходя из объемов налично-денежного
оборота предприятий с учетом
особенностей режима его деятельности,
порядка и сроков сдачи наличных
денежных средств в учреждения банков,
обеспечения сохранности и
При этом лимит остатка кассы устанавливается:
для предприятий, имеющих денежную выручку и сдающих наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России ежедневно в конце рабочего дня, - в размерах, необходимых для обеспечения нормальной работы предприятий с утра следующего дня;
для предприятий, имеющих
денежную выручку и сдающих наличные
денежные средства в учреждения банков
или предприятия Госкомсвязи
России на следующий день, - в пределах
среднедневной выручки
для предприятий, имеющих денежную выручку и сдающих наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России не ежедневно, - в зависимости от установленных сроков сдачи и суммы денежной выручки;
для предприятий, не имеющих денежной выручки, - в пределах среднедневного расхода наличных денег (кроме расходов на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии).
Установленные учреждением банка лимиты остатка наличных денег в кассе письменно сообщаются каждому предприятию, для чего могут использоваться вторые экземпляры представленных расчетов по форме 0408020.
Лимит остатка кассы может пересматриваться в течение года в установленном порядке по обоснованной просьбе предприятия (в случае изменения объемов кассовых оборотов, условий сдачи выручки и другие), а также в соответствии с договором банковского счета.
2.6 Предприятия обязаны сдавать в учреждения банков все наличные деньги сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе.
Предприятия могут хранить
в своих кассах наличные деньги сверх
установленных лимитов только для
выдачи на заработную плату, выплаты
социального характера и
2.7 Предприятия по согласованию
с обслуживающими их
Предприятия не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги для осуществления предстоящих расходов (в том числе на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии) до установленного срока их выплаты.
Решение о расходовании предприятиями денежной выручки из кассы принимается учреждениями банков ежегодно на основании письменных заявлений предприятий и представленного расчета по форме 0408020 с учетом соблюдения ими порядка работы с денежной наличностью, состояния расчетов с бюджетами всех уровней, государственными внебюджетными фондами, поставщиками сырья, материалов и услуг, а также с учреждениями банков по ссудам.
Решение о расходовании предприятием
поступающей в его кассу
При открытии счета недоимщика
действие ранее выданных разрешений
на расходование предприятиями поступающей
в их кассы денежной выручки приостанавливается
до полного расчета с бюджетами
всех уровней и государственными
внебюджетными фондами. В этом случае
учреждения банков направляют предприятиям
не позднее следующего дня после
получения извещения об открытии
счета недоимщика уведомления о
прекращении использования
Информация о работе Организация денежного обращения в России