Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 14:56, курсовая работа
Цель работы: изучить особенности денежного обращения в Российской Федерации.
Задачи работы:
1. Раскрыть сущность понятий "денежное обращение", "закон денежного обращения", "денежная масса".
2. Рассмотреть особенности организации наличного и безналичного денежного обращения в Российской Федерации; выявить основные формы безналичных и наличных расчетов; изучить нормативно-правовые акты, связанные с освещением данного вопроса.
Введение
Глава 1. Денежное обращение
1.1 Сущность денежного обращения
1.2 Структура денежного оборота
Глава 2. Организация денежного обращения в Российской Федерации
2.1 Налично-денежное обращение в РФ
2.2 Безналичный оборот в России
Глава 3. Денежная масса и денежное обращение
3.1 Денежная масса
3.2 Уравнение обмена
3.3 Закон денежного обращения
3.4 Скорость обращения денег
Заключение
Список литературы
Приложения
Банк России, выполняя установленные ГК РФ строгие разграничения между наличным и безналичным денежным обращением, придает особо важное значение нормативному регулированию наличного денежного обращения. Основными документами, принятыми ЦБ РФ, регулирующими данную сферу, являются:
· Положение "О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации" от 5 января 1998 г. № 14-П; [2]
· Инструкция по эмиссионно-кассовой работе в учреждениях Банка России от 16 ноября 1995 г. № 31;
· Положение "О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации" от 25 марта 1997 г. № 56.
Центральным по своей значимости является Положение № 14-П, которое обязательно для выполнения территориальными учреждениями Банка России, расчетно-кассовыми центрами, кредитными организациями и их филиалами, включая учреждения Сберегательного банка РФ, а также организациями, предприятиями и учреждениями на территории России. В данный нормативный документ заложены четыре базовых метода регулирования наличного денежного обращения в РФ:
ü прогнозирование;
ü лимитирование;
ü системное банковское контролирование;
ü ответственность за невыполнение лимитов.
В соответствии с Положением № 14-П организациям, предприятиям, учреждениям независимо от организационно-правовой формы предписано хранить свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях. Наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета этих предприятий. [2, гл.2 п.2.1, 2.2].
Порядок и сроки сдачи
наличных денег устанавливаются
обслуживающими учреждениями банков каждому
предприятию по согласованию с их
руководителями исходя из необходимости
ускорения оборачиваемости
Положением № 14-П определено,
что в кассах предприятий могут
храниться наличные деньги в пределах
лимитов, устанавливаемых обслуживающими
их учреждениями банков по согласованию
с руководителями этих предприятий.
Лимит остатка наличных денег
в кассе устанавливается
Предприятия обязаны сдавать в учреждения банков все наличные деньги сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе. Они могут хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для выдачи на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии и, как правило, не свыше трех рабочих дней.
На коммерческие банки
Положением № 14-П кроме установления
лимитов кассы своим клиентам
возлагаются и следующие
ü обеспечения своевременной выдачи клиентам наличных денег для их нужд;
ü проверка соблюдения предприятиями определенного Банком России порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью;
ü проверка соблюдения предприятиями лимитов расчетами наличными деньгами;
ü ежегодное прогнозирование кассовых оборотов наличных денег.
Как правило, выдача наличных
денег банками своей клиентуре
производится за счет текущих поступлений
денежной наличности в их операционные
кассы. Однако для обеспечения своевременной
выдачи кредитными организациями наличных
денег со счетов своих клиентов -
предприятий и граждан
В целях максимального привлечения наличных денег в кассы банков за счет своевременного и полного сбора денежной выручки от предприятий Положением № 14-П учреждениям банков предписывается не реже одного раза в два года проверять соблюдение их клиентами определенного Банком России порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью.
Материалы проверок оформляются справкой, составленной в соответствующей форме. При необходимости копии справок направляются в налоговые органы Российской Федерации для принятия к предприятиям мер финансовой и административной ответственности за несоблюдение порядка работы с денежной наличностью. К предприятиям, не соблюдающим порядок ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью, применяются меры ответственности, предусмотренные законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации.
Со своей стороны в соответствии с Положением № 14-П территориальные учреждения Банка России осуществляют контроль за работой коммерческих банков по организации наличного денежного оборота, соблюдению предприятиями порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью. В этих целях территориальные учреждения Банка России и расчетно-кассовые центры проводят проверки в кредитных организациях.
В случае невыполнения кредитными
организациями федеральных
В целом, существующую систему нормативного регулирования наличного денежного обращения, созданную усилиями ЦБ РФ, можно охарактеризовать как четкую и строго регламентированную. Но нельзя не отметить и некоторые весьма существенные недостатки, например, передачу функций контроля и надзора за кассовой дисциплиной на предприятиях-клиентах коммерческим банкам. Это положение неадекватно как минимум по двум причинам. Во-первых, банку невыгодно проводить реальные проверки своих клиентов, так как это может привести к конфликту с клиентом и в дальнейшем к его потере, что ведет к сокращению прибыли. Во-вторых, проведение проверок по соблюдению кассовой дисциплины требует дополнительных трудовых затрат, а следовательно, ведет к дополнительным финансовым расходам, которые не имеют реальной отдачи, кроме как быть такому банку в группе "положительных" банков с точки зрения ГУ ЦБ РФ или не быть [16].
Таким образом, несмотря на предпринимаемые Банком России меры по сокращению и упорядочению наличного денежного обращения, доля наличных денег в рублевой денежной массе продолжает оставаться существенно высокой по сравнению с уровнем промышленно развитых стран. В связи с этим необходимо отметить следующее. На самом деле причины столь высокого уровня наличных рублей в общей денежной массе заключаются не в том, что плохо регулируется наличное денежное обращение и низовой контроль за кассовой дисциплиной предприятий возложен на коммерческие банки, которые не заинтересованы в его осуществлении, а в том, что нет экономической базы для его сокращения - высокое налогообложение, инфляция, неплатежи, системный кризис банков и государственных финансов и т.д.
2.2 Безналичный оборот в России
При безналичном денежном обращении реальные денежные знаки как средство платежа между субъектами соответствующих отношений отсутствуют, а используются своего рода символы, т.е. цифровые записи об обращающейся денежной массе.
Безналичный оборот преобладает во всех странах и обслуживается чеками, кредитными карточками, платежными поручениями, электронными средствами платежа, векселями, сертификатами и т.п.
Безналичный денежный оборот
находит выражение в
Принципы
организации безналичных
Безналичный платежный оборот в стране организуется на основе определенных принципов. Соблюдение данных принципов позволяет обеспечить соответствие расчетов предъявляемым требованиям: своевременности, надежности, эффективности.
Первый принцип - правовой режим осуществления расчетов и платежей - обусловлен ролью платежной системы как основного элемента любого современного общества. Сложность и важность расчетных взаимоотношений предопределяют необходимость установления единообразия посредством регулирования. Базой последнего служит комплекс законов и подзаконных актов (указов президента, постановлений правительства), а также нормативных актов тех государственных органов, которым поручено выполнять функцию регулирования расчетов.
Главный регулирующий орган платежной системы - Банк России. Среди трех его основных задач значится обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. На Банк России возложены установление правил, сроков и стандартов осуществления расчетов и применяемых при этом документов, координация, регулирование и лицензирование организации расчетных, в том числе клиринговых, систем.
Общий порядок осуществления расчетов на территории России регулируется Гражданским кодексом [1, ст.861-885], а также Положением Центрального банка РФ "О безналичных расчетах в Российской Федерации"
В связи с массовостью
расчетных операций условия многих
из них унифицируются. Банком России
установлены единые требования к
оформлению расчетных документов согласно
утвержденным стандартам. Расчетные
документы действительны в
Второй принцип организации расчетов - осуществление их преимущественно по банковским счетам. Наличие последних как у получателя, так и плательщика - необходимая предпосылка таких расчетов. Безналичные расчеты проводятся юридическими лицами и гражданами через банк, в котором им открыт соответствующий счет. Для расчетного обслуживания между банком и клиентом заключается договор банковского счета - самостоятельный двусторонний (участники имеют как права, так и обязанности) гражданско-правовой договор. Юридическое оформление и функционирование счетов предприятий в банке предопределяются действующим порядком создания предприятий, их правовым статусом, а также инструкцией Госбанка СССР от 30 октября 1986 г. № 28 (с последующими изменениями и дополнениями).
Третий принцип - поддержание ликвидности на уровне, обеспечивающем бесперебойное осуществление платежей. Соблюдение этого принципа - залог четкого, безусловного выполнения обязательств. Все плательщики (предприятия, банки и т.п.) должны планировать поступления, списания средств со счетов, предусмотрительно изыскивать недостающие ресурсы (путем получения кредита или продажи активов) с целью своевременного выполнения долговых обязательств.
Четвертый принцип - наличие акцепта (согласия) плательщика на платеж; реализуется применением соответствующего платежного инструмента (чека, простого векселя, платежного поручения), свидетельствующего о распоряжении владельца на списание средств, или специального акцепта документов, выписанных получателями средств (платежного требования, переводного векселя).
Пятый принцип - срочность платежа - вытекает из самой сути рыночной экономики, неотъемлемым условием которой является своевременное и полное выполнение платежных обязательств. Подробное толкование срока, его начала и окончания (включая нерабочий день), определенного периодом времени, порядок совершения действий в последний день срока даны в первой части ГК РФ [1, ст. 190-195].
Значение принципа заключается в том, что непрерывно расходуемые средства на производство товаров, оказание услуг должны возмещаться за счет платежей покупателей в сроки, предусмотренные заключенными договорами. Сбои в соблюдении сроков платежей ведут к нарушению кругооборота средств и в конечном счете к платежному кризису.
Важнейший (шестой) принцип организации безналичных расчетов - контроль всех участников за правильностью совершения расчетов, соблюдением установленных положений о порядке их проведения.
Имеются определенные особенности
в проведении контроля со стороны
предприятий и банков. Каждое предприятие
является одновременно покупателем
и продавцом. Выступая покупателем
(сырья, материалов и других материальных
ресурсов для осуществления
С изложенным принципом взаимного контроля участников расчетов тесно связан седьмой принцип - их имущественной ответственности за несоблюдение договорных условий. Суть этого принципа заключается в том, что нарушения договорных обязательств в части расчетов влекут применение гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков, уплаты неустойки (штрафа, пени), а также иных мер ответственности.
Информация о работе Организация денежного обращения в России