Организация денежного обращения в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 14:56, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить особенности денежного обращения в Российской Федерации.
Задачи работы:
1. Раскрыть сущность понятий "денежное обращение", "закон денежного обращения", "денежная масса".
2. Рассмотреть особенности организации наличного и безналичного денежного обращения в Российской Федерации; выявить основные формы безналичных и наличных расчетов; изучить нормативно-правовые акты, связанные с освещением данного вопроса.

Содержание

Введение
Глава 1. Денежное обращение
1.1 Сущность денежного обращения
1.2 Структура денежного оборота
Глава 2. Организация денежного обращения в Российской Федерации
2.1 Налично-денежное обращение в РФ
2.2 Безналичный оборот в России
Глава 3. Денежная масса и денежное обращение
3.1 Денежная масса
3.2 Уравнение обмена
3.3 Закон денежного обращения
3.4 Скорость обращения денег
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа 1.docx

— 203.23 Кб (Скачать)

Банк России, выполняя установленные  ГК РФ строгие разграничения между  наличным и безналичным денежным обращением, придает особо важное значение нормативному регулированию  наличного денежного обращения. Основными документами, принятыми  ЦБ РФ, регулирующими данную сферу, являются:

·  Положение "О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации" от 5 января 1998 г. № 14-П; [2]

·  Инструкция по эмиссионно-кассовой работе в учреждениях Банка России от 16 ноября 1995 г. № 31;

·  Положение "О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации" от 25 марта 1997 г. № 56.

Центральным по своей значимости является Положение № 14-П, которое  обязательно для выполнения территориальными учреждениями Банка России, расчетно-кассовыми  центрами, кредитными организациями  и их филиалами, включая учреждения Сберегательного банка РФ, а также  организациями, предприятиями и  учреждениями на территории России. В  данный нормативный документ заложены четыре базовых метода регулирования  наличного денежного обращения  в РФ:

ü  прогнозирование;

ü  лимитирование;

ü  системное банковское контролирование;

ü  ответственность за невыполнение лимитов.

В соответствии с Положением № 14-П организациям, предприятиям, учреждениям  независимо от организационно-правовой формы предписано хранить свободные  денежные средства в учреждениях  банков на соответствующих счетах на договорных условиях. Наличные денежные средства, поступающие в кассы  предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета этих предприятий. [2, гл.2 п.2.1, 2.2].

Порядок и сроки сдачи  наличных денег устанавливаются  обслуживающими учреждениями банков каждому  предприятию по согласованию с их руководителями исходя из необходимости  ускорения оборачиваемости денег  и своевременного поступления их в кассы в дни работы учреждений банков.

Положением № 14-П определено, что в кассах предприятий могут  храниться наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями этих предприятий. Лимит остатка наличных денег  в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно всем предприятиям независимо от организационно-правовой формы и  сферы деятельности, имеющим кассу  и осуществляющим налично-денежные расчеты. Для этого предприятие  представляет в учреждение банка, осуществляющее его расчетно-кассовое обслуживание, "Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу". [2, гл.2 п.2.5] Лимиты остатка наличных денег в кассе, установленные учреждением банка, письменно сообщаются каждому предприятию. Лимит остатка кассы может пересматриваться в течение года в установленном порядке по обоснованной просьбе предприятия (в случае изменения объемов кассовых оборотов, условий сдачи выручки и т.д.), а также в соответствии с договором банковского счета.

Предприятия обязаны сдавать  в учреждения банков все наличные деньги сверх установленных лимитов  остатка наличных денег в кассе. Они могут хранить в своих  кассах наличные деньги сверх установленных  лимитов только для выдачи на заработную плату, выплаты социального характера  и стипендии и, как правило, не свыше трех рабочих дней.

На коммерческие банки  Положением № 14-П кроме установления лимитов кассы своим клиентам возлагаются и следующие обязанности:

ü  обеспечения своевременной выдачи клиентам наличных денег для их нужд;

ü  проверка соблюдения предприятиями определенного Банком России порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью;

ü  проверка соблюдения предприятиями лимитов расчетами наличными деньгами;

ü  ежегодное прогнозирование кассовых оборотов наличных денег.

Как правило, выдача наличных денег банками своей клиентуре  производится за счет текущих поступлений  денежной наличности в их операционные кассы. Однако для обеспечения своевременной  выдачи кредитными организациями наличных денег со счетов своих клиентов - предприятий и граждан территориальные  учреждения Банка России или по их поручению расчетно-кассовые центры устанавливают для каждой кредитной  организации и их филиалов сумму  минимально допустимого остатка  наличных денег в операционной кассе  на конец дня в соответствии с  Положением "О ведении кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации" от 25 марта 1997 г. № 56 и осуществляют контроль за его соблюдением. При  недостаточности текущих поступлений  наличных денег для удовлетворения потребностей обслуживаемых предприятий  кредитные организации осуществляют подкрепление операционных касс в установленном  порядке из оборотных касс учреждений Банка России. [18] Установление же лимитов  оборотных касс учреждениям Банка  России и их подкрепление осуществляется в порядке, определенном в Инструкции по эмиссионно-кассовой работе в учреждениях  Банка России от 16 ноября 1995 г. № 31.

В целях максимального  привлечения наличных денег в  кассы банков за счет своевременного и полного сбора денежной выручки  от предприятий Положением № 14-П  учреждениям банков предписывается не реже одного раза в два года проверять  соблюдение их клиентами определенного  Банком России порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью.

Материалы проверок оформляются  справкой, составленной в соответствующей  форме. При необходимости копии  справок направляются в налоговые  органы Российской Федерации для  принятия к предприятиям мер финансовой и административной ответственности за несоблюдение порядка работы с денежной наличностью. К предприятиям, не соблюдающим порядок ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью, применяются меры ответственности, предусмотренные законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации.

Со своей стороны в  соответствии с Положением № 14-П  территориальные учреждения Банка  России осуществляют контроль за работой  коммерческих банков по организации  наличного денежного оборота, соблюдению предприятиями порядка ведения  кассовых операций и работы с денежной наличностью. В этих целях территориальные  учреждения Банка России и расчетно-кассовые центры проводят проверки в кредитных  организациях.

В случае невыполнения кредитными организациями федеральных законов, нормативных актов и предписаний  Банка России по вопросам организации  наличного денежного обращения  применяются меры, предусмотренные  ст.75 Федерального закона "О Центральном  банке.".

В целом, существующую систему  нормативного регулирования наличного  денежного обращения, созданную  усилиями ЦБ РФ, можно охарактеризовать как четкую и строго регламентированную. Но нельзя не отметить и некоторые  весьма существенные недостатки, например, передачу функций контроля и надзора  за кассовой дисциплиной на предприятиях-клиентах коммерческим банкам. Это положение  неадекватно как минимум по двум причинам. Во-первых, банку невыгодно  проводить реальные проверки своих  клиентов, так как это может  привести к конфликту с клиентом и в дальнейшем к его потере, что ведет к сокращению прибыли. Во-вторых, проведение проверок по соблюдению кассовой дисциплины требует дополнительных трудовых затрат, а следовательно, ведет  к дополнительным финансовым расходам, которые не имеют реальной отдачи, кроме как быть такому банку в  группе "положительных" банков с  точки зрения ГУ ЦБ РФ или не быть [16].

Таким образом, несмотря на предпринимаемые Банком России меры по сокращению и упорядочению наличного  денежного обращения, доля наличных денег в рублевой денежной массе  продолжает оставаться существенно  высокой по сравнению с уровнем  промышленно развитых стран. В связи  с этим необходимо отметить следующее. На самом деле причины столь высокого уровня наличных рублей в общей денежной массе заключаются не в том, что  плохо регулируется наличное денежное обращение и низовой контроль за кассовой дисциплиной предприятий  возложен на коммерческие банки, которые  не заинтересованы в его осуществлении, а в том, что нет экономической  базы для его сокращения - высокое  налогообложение, инфляция, неплатежи, системный кризис банков и государственных  финансов и т.д. 

 

2.2 Безналичный оборот  в России

При безналичном денежном обращении реальные денежные знаки как средство платежа между субъектами соответствующих отношений отсутствуют, а используются своего рода символы, т.е. цифровые записи об обращающейся денежной массе.

Безналичный оборот преобладает  во всех странах и обслуживается  чеками, кредитными карточками, платежными поручениями, электронными средствами платежа, векселями, сертификатами  и т.п.

Безналичный денежный оборот находит выражение в безналичных  расчетах, которые представляют собой  платежи, осуществляемые путем документооборота в виде материального обращения  письменных документов и электронных  средств.

Принципы  организации безналичных расчетов.

Безналичный платежный оборот в стране организуется на основе определенных принципов. Соблюдение данных принципов  позволяет обеспечить соответствие расчетов предъявляемым требованиям: своевременности, надежности, эффективности.

Первый принцип - правовой режим осуществления расчетов и платежей - обусловлен ролью платежной системы как основного элемента любого современного общества. Сложность и важность расчетных взаимоотношений предопределяют необходимость установления единообразия посредством регулирования. Базой последнего служит комплекс законов и подзаконных актов (указов президента, постановлений правительства), а также нормативных актов тех государственных органов, которым поручено выполнять функцию регулирования расчетов.

Главный регулирующий орган  платежной системы - Банк России. Среди  трех его основных задач значится обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. На Банк России возложены установление правил, сроков и стандартов осуществления  расчетов и применяемых при этом документов, координация, регулирование  и лицензирование организации расчетных, в том числе клиринговых, систем.

Общий порядок осуществления  расчетов на территории России регулируется Гражданским кодексом [1, ст.861-885], а  также Положением Центрального банка  РФ "О безналичных расчетах в  Российской Федерации"

В связи с массовостью  расчетных операций условия многих из них унифицируются. Банком России установлены единые требования к  оформлению расчетных документов согласно утвержденным стандартам. Расчетные  документы действительны в течение 10 календарных дней, не считая дня  их выписки.

Второй принцип организации расчетов - осуществление их преимущественно по банковским счетам. Наличие последних как у получателя, так и плательщика - необходимая предпосылка таких расчетов. Безналичные расчеты проводятся юридическими лицами и гражданами через банк, в котором им открыт соответствующий счет. Для расчетного обслуживания между банком и клиентом заключается договор банковского счета - самостоятельный двусторонний (участники имеют как права, так и обязанности) гражданско-правовой договор. Юридическое оформление и функционирование счетов предприятий в банке предопределяются действующим порядком создания предприятий, их правовым статусом, а также инструкцией Госбанка СССР от 30 октября 1986 г. № 28 (с последующими изменениями и дополнениями).

Третий принцип - поддержание ликвидности на уровне, обеспечивающем бесперебойное осуществление платежей. Соблюдение этого принципа - залог четкого, безусловного выполнения обязательств. Все плательщики (предприятия, банки и т.п.) должны планировать поступления, списания средств со счетов, предусмотрительно изыскивать недостающие ресурсы (путем получения кредита или продажи активов) с целью своевременного выполнения долговых обязательств.

Четвертый принцип - наличие акцепта (согласия) плательщика на платеж; реализуется применением соответствующего платежного инструмента (чека, простого векселя, платежного поручения), свидетельствующего о распоряжении владельца на списание средств, или специального акцепта документов, выписанных получателями средств (платежного требования, переводного векселя).

Пятый принцип - срочность платежа - вытекает из самой сути рыночной экономики, неотъемлемым условием которой является своевременное и полное выполнение платежных обязательств. Подробное толкование срока, его начала и окончания (включая нерабочий день), определенного периодом времени, порядок совершения действий в последний день срока даны в первой части ГК РФ [1, ст. 190-195].

Значение принципа заключается  в том, что непрерывно расходуемые  средства на производство товаров, оказание услуг должны возмещаться за счет платежей покупателей в сроки, предусмотренные  заключенными договорами. Сбои в соблюдении сроков платежей ведут к нарушению  кругооборота средств и в конечном счете к платежному кризису.

Важнейший (шестой) принцип организации безналичных расчетов - контроль всех участников за правильностью совершения расчетов, соблюдением установленных положений о порядке их проведения.

Имеются определенные особенности  в проведении контроля со стороны  предприятий и банков. Каждое предприятие  является одновременно покупателем  и продавцом. Выступая покупателем (сырья, материалов и других материальных ресурсов для осуществления производства), оно контролирует своевременность  и правильность исполнения своих  обязательств перед кредиторами  в соответствии с договорами с  тем, чтобы обеспечить нормальные хозяйственные  связи со своими контрагентами. Выступая кредитором, т.е. поставщиком своей  продукции, предприятий в целях  увеличения своей выручки проводит кредитный контроль за повышением уровня инкассации счетов дебиторов, предотвращением  внеплановых отсрочек платежей, безвозвратных  долгов, потерь крупных сумм.

С изложенным принципом взаимного  контроля участников расчетов тесно  связан седьмой принцип - их имущественной ответственности за несоблюдение договорных условий. Суть этого принципа заключается в том, что нарушения договорных обязательств в части расчетов влекут применение гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков, уплаты неустойки (штрафа, пени), а также иных мер ответственности.

Информация о работе Организация денежного обращения в России