Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 09:00, курсовая работа
В современных условиях деньги являются неотъемлемым атрибутом хозяйственной жизни. Поэтому все сделки, связанные с поставками материальных ценностей и оказанием услуг, завершаются денежными расчетами. Последние могут принимать как наличную, так и безналичную форму. Организация денежных расчетов с использованием безналичных денег гораздо предпочтительнее платежей наличными деньгами, поскольку достигается значительная экономия на издержках обращения. Широкому применению безналичных расчетов способствует разветвленная сеть банков, а также заинтересованность государства в их развитии, как по причине экономии, так и с целью изучения и регулирования макроэкономических процессов.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ И ИХ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ 6
1.1. СУЩНОСТЬ И ФОРМЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ 6
1.2.ФОРМЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ, ДЕЙСТВУЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ РФ 12
1.3. МЕЖБАНКОВСКИЕ РАСЧЕТЫ: СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ. 22
ГЛАВА 2. ОПЫТ РАБОТЫ АКБ «ЛЕФКО – БАНК» ПО ОРГАНИЗАЦИИ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ 29
2.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АКБ «ЛЕФКО – БАНК» 29
2.2. БАНКОВСКИЕ РАСЧЕТЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ АКБ «ЛЕФКО – БАНК» 35
2.3. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ РЕСУРСНОЙ И КЛИЕНТСКОЙ БАЗЫ БАНКА 48
2.4. АНАЛИЗ БЕЗНАЛИЧНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ АКБ «ЛЕФКО – БАНК» 51
Таблица 4 52
2.5. АНАЛИЗ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИСТЕМЫ «БАНК – КЛИЕНТ» 52
2.6. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АКБ «ЛЕФКО – БАНК» 54
ГЛАВА 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ АКБ «ЛЕФКО – БАНК» 66
3.1.ВВЕДЕНИЕ В ПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАРПЛАТНЫХ ПРОЕКТОВ VISA, ДЛЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ 67
Таблица 12 68
3.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ «ИНТЕРНЕТ БАНК – КЛИЕНТ» 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 77
Остатки средств на счетах являются прибыльным источником формирования ресурсной базы. Доход от расчетно – кассового обслуживания юридических и физических лиц определяется исходя из утвержденных банковских тарифов и объема продаж. Для более детального выявления тенденции доходности РКО, необходимо проанализировать таблицу (табл. 1.), в которой представлены данные о комиссионном доходе банка, полученном в начале 2005 года.
Таблица 1
Комиссия, полученная по АКБ «Лефко – банк» за 2004 год
(руб.)
Наименование | За январь 2005 года | За февраль 2005 года | Отклонение | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
Сумма (руб.) | Доля в комис-х доходах | Сумма (руб.) | Доля в комис-х доходах | Абсолютное (руб.) | Относительное(%) | |
Открытие расчетных счетов | 37114 | 3,01 | 46150 | 3,41 | +9036 | 124 |
Закрытие расчетных счетов | 0 | 0,00 | 0 | 0,00 | 0 | 0,00 |
За справки, копии РКО | 1220 | 0,10 | 5545 | 0,41 | +4325 | 455 |
За чековые книжки | 1167 | 0,09 | 1292 | 0,10 | +125 | 110,7 |
За провед. плат. поруч. | 26123 | 2,12 | 23654 | 1,75 | -2469 | 90,5 |
За РКО счетов ежемесячно | 108301 | 8,79 | 116871 | 8,63 | +8570 | 107,9 |
За систему «Банк - Клиент» | 3900 | 0,29 | 3950 | 0,30 | __ | 100 |
За раскрытие аккредитива | 0 | 0,00 | 0 | 0,00 | 0 | 0,00 |
За прием выручки | 1007 | 0,07 | 1288 | 0,1 | +281 | 127,9 |
За выдачу наличных денег | 302640 | 24,57 | 315336 | 23,27 | +12696 | 104,2 |
- на
зарплату
- на хоз. расходы |
69097 189695 | 5,10
15,40 |
112945 246239 | 9,17
18,17 |
+43848 +56544 | 163,4 129,8 |
За пересчет наличных 0,1% | 1563 | 0,12 | 5597 | 0,45 | +4034 | 358 |
Продолжение таблицы 1 | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
Итого
по отделу
РКО: |
741827 | 43,6 | 878867 | 46,3 | +137040 | 118,7 |
Прочая комиссия: | 885015 | 56,4 | 978870 | 53,7 | +93855 | 110,6 |
Всего комиссия: | 1626842 | 100 | 1857757 | 100 | +230895 | 114,2 |
Данные таблицы свидетельствуют, что фактическая величина общего комиссионного дохода банк в феврале 2005г. составляет 1857757 руб., что на 14,2% больше, чем в январе того же года. Из всей суммы комиссионных доходов, доход от РКО составляет 741827 руб. или 43,6% в январе. В феврале этот показатель равен 878857 руб. или 46,3%.Это значит, что более 1/3 всего комиссионного дохода приносит РКО юридических лиц. В структуре комиссионных платежей наибольший доход приносит выдача наличных денег - 23,27%, а также ежемесячные платежи по счету - 8,63%.
Укрепление клиентской базы - непременное условие сохранения банком рыночных позиций. Существенное значение для сохранения клиентов банка имеет постоянное повышение качества обслуживания.
Структурный анализ клиентуры банка можно сделать на основе данных бизнес - плана. Анализ представлен в таблице (табл. 2.).
Таблица 2
Структура корпоративных клиентов АКБ «Лефко – банк»
Организационно - правовая форма собственности клиентов | Структура, в % | Отклонение в % | |
На 2004г. | На 2005г. | ||
Коммерческие организации | 65 | 68 | +3 |
Не коммерческие организации | 10 | 10 | 0 |
Индивидуальные предприниматели | 23 | 20 | -3 |
Финансовые организации | 2 | 2 | 0 |
Всего | 100 | 100 | 0 |
Из данных таблицы (табл. 2) следует, что наибольший удельный вес в структуре клиентов банка занимают коммерческие организации. В 2005 году их величина составляет 68%, что на 3% больше, чем в 2004 году. Второе место в структуре занимают индивидуальные предприниматели, 23% в 2004 году и 20% в 2005 году. Далее следуют не коммерческие организации, финансовые организации. Их структура на 2005 г. не изменилась в сравнении с 2004г.
Необходимо отдельно остановится на проблеме, связанной с неработающими счетами. Такие счета «засоряют» базу данных, усложняют труд инспекторов РКО, а также увеличивают издержки банка. Банком ведется постоянная работа, направленная на закрытие неработающих счетов. Проведем анализ динамики закрытия неработающих счетов. Данные о неработающих счетах отражены в таблице (табл. 3.).
Таблица 3
|
Данные таблицы свидетельствуют, что в АКБ «Лефко – банк» на 2004г. имелось 550 неработающих счетов, которые составляют 24,3% общего числа счетов. Функционирующих счетов было 1714 шт. или 75,7%. Благодаря усилиям служащих отдела 50 неработающих счетов было закрыто. Таким образом, на 2005 г. удельный вес неработающих счетов сократился до 20,4%. Работа сотрудников отдела на этом не заканчивается. Все усилия направляются на закрытие остальных неработающих счетов.
Для
осуществления безналичных
Формы расчетов | Структура, в % | Темп роста в % | |
2004 г. | 2005 г. | ||
Платежные поручения | 55 | 60 | 5 |
Аккредитивы | __ | __ | __ |
Чеки | __ | __ | __ |
Расчеты по инкассо | 19,3 | 20 | 1,3 |
Векселя | 25,7 | 20 | -5,7 |
Всего | 100 | 100 | __ |
Из таблицы 4 видно, что более половины всех безналичных платежей осуществляется с помощью платежных поручений. Второе место в структуре занимают векселя. Их доля в расчетах составляет более 20%. Хотя к началу 2005 года произошло небольшое снижение расчетов с помощью векселей. Расчеты по инкассо составляют более 18 %. В 2004 – 2005гг. расчеты с помощью аккредитивов не производились. Данная форма расчетов только завоевывает свое место в общей массе расчетов. Чековая форма расчетов в АКБ «Лефко – Банк» не используется.
Автоматизированная
система «Банк – Клиент»
Применение
системы «Банк – Клиент»
-
оперативное получение
-
осуществление операций по
- возможность быстрой корректировки платежного поручения в случае необходимости;
-
увеличение скорости
- обработка платежей, поступивших от клиента, осуществляется в пределах операционного времени банка для приема платежей, согласно заключенному между банком и клиентом Договору;
-
возможность получения выписки
по счету за определенный
- осуществление передачи любой информации, касающейся различных сфер деятельности банка и клиента.
При работе с предприятием через систему «Банк-клиент» операционисту не нужно вручную вводить реквизиты платежных поручений, поэтому операционный день для пользователей системы длится дольше в среднем на два часа - до 15 часов (а по договоренности с банком еще дольше), в то время как платежи на бумажных носителях банки, как правило, принимают только до 13 часов. Кроме того, бухгалтеру не нужно ежедневно ездить в банк, поскольку платежные поручения вполне можно забирать несколько раз в месяц по мере необходимости. Электронная обработка платежных поручений снижает вероятность ошибок при их заполнении. Во-первых, все изменения в номерах расчетных счетов банков-корреспондентов, коды платежей и прочие параметры платежных документов будут обновляться в вашей системе автоматически. Во-вторых, при неправильном заполнении платежки система или операционист проинформирует вас об ошибке сразу после получения документа, то есть в течение нескольких минут.
В АКБ «Лефко – Банк» система «Банк – Клиент» в настоящий момент активно используется и развивается. По данным АКБ «Лефко – банк» за период январь – декабрь 2003г. по данной системе было получено 2609 документов. Документов, отправленных по системе – 0. За аналогичный период 2004г. картина заметно меняется. Полученных документов – 9134, отправленных – 496. Данные по работе с использованием системы «Банк – Клиент» (табл. 5).
Таблица 5
Показатели работы по системе «Банк – Клиент»
Показатели | янв.04 | янв.05 | ||
план | факт | план | факт | |
кол-во Дт платежей за месяц шт. | 3337 | 8448 | ||
кол-во Дт платежей через Б-К шт. | 991 | 1953 | ||
% Дт платежей, обработанных через Б-К. | 35% | 28% | 39% | 33,8% |
Увеличивается в целом и количество дебетовых платежей: 8448 в 2004г. против 3337 в 2003г. Вместе с тем увеличивается и количество дебетовых платежей через систему «Банк – Клиент»: 1953 в 2004г и 991 в 2003г., хотя в процентном отношении и в 2004г. показатели не дотягивают до плановых.
Для наиболее качественной оценки результатов финансовой деятельности любой кредитной организации, следует проводить анализ по следующим направлениям:
-
Анализ баланса кредитной
-
Анализ финансовых
- Анализ доходов и расходов.
Проведем анализ АКБ «Лефко - банк» (табл. 6.) на основе данных за следующие отчетные даты: за 2003г., 2004г., 2005г. (Баланс «Лефко – банк» прил. 5).
Таблица 6
Анализ баланса АКБ «Лефко - банк»