Организация безналичных расчетов

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 09:00, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях деньги являются неотъемлемым атрибутом хозяйственной жизни. Поэтому все сделки, связанные с поставками материальных ценностей и оказанием услуг, завершаются денежными расчетами. Последние могут принимать как наличную, так и безналичную форму. Организация денежных расчетов с использованием безналичных денег гораздо предпочтительнее платежей наличными деньгами, поскольку достигается значительная экономия на издержках обращения. Широкому применению безналичных расчетов способствует разветвленная сеть банков, а также заинтересованность государства в их развитии, как по причине экономии, так и с целью изучения и регулирования макроэкономических процессов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ И ИХ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ 6
1.1. СУЩНОСТЬ И ФОРМЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ 6
1.2.ФОРМЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ, ДЕЙСТВУЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ РФ 12
1.3. МЕЖБАНКОВСКИЕ РАСЧЕТЫ: СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ. 22
ГЛАВА 2. ОПЫТ РАБОТЫ АКБ «ЛЕФКО – БАНК» ПО ОРГАНИЗАЦИИ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ 29
2.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АКБ «ЛЕФКО – БАНК» 29
2.2. БАНКОВСКИЕ РАСЧЕТЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ АКБ «ЛЕФКО – БАНК» 35
2.3. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ РЕСУРСНОЙ И КЛИЕНТСКОЙ БАЗЫ БАНКА 48
2.4. АНАЛИЗ БЕЗНАЛИЧНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ АКБ «ЛЕФКО – БАНК» 51
Таблица 4 52
2.5. АНАЛИЗ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИСТЕМЫ «БАНК – КЛИЕНТ» 52
2.6. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АКБ «ЛЕФКО – БАНК» 54
ГЛАВА 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ АКБ «ЛЕФКО – БАНК» 66
3.1.ВВЕДЕНИЕ В ПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАРПЛАТНЫХ ПРОЕКТОВ VISA, ДЛЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ 67
Таблица 12 68
3.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ «ИНТЕРНЕТ БАНК – КЛИЕНТ» 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 77

Работа содержит 1 файл

ОРГАНИЗАЦИЯ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ.doc

— 1.83 Мб (Скачать)

     Остатки средств на счетах являются прибыльным источником формирования ресурсной  базы. Доход от расчетно – кассового обслуживания юридических и физических лиц определяется исходя из утвержденных банковских тарифов и объема продаж. Для более детального выявления тенденции доходности РКО, необходимо проанализировать таблицу (табл. 1.), в которой представлены данные о комиссионном доходе банка, полученном  в начале 2005 года.

Таблица 1

Комиссия, полученная по АКБ «Лефко – банк»  за 2004 год

(руб.)

Наименование За  январь  2005 года За  февраль  2005 года Отклонение
1 2 3 4
  Сумма (руб.) Доля  в комис-х  доходах Сумма (руб.) Доля  в  комис-х  доходах Абсолютное (руб.) Относительное(%)
Открытие  расчетных  счетов 37114 3,01 46150 3,41 +9036 124
Закрытие  расчетных  счетов 0 0,00 0 0,00 0 0,00
За  справки, копии   РКО 1220 0,10 5545 0,41 +4325 455
За  чековые  книжки 1167 0,09 1292 0,10 +125 110,7
За  провед. плат. поруч. 26123 2,12 23654 1,75 -2469 90,5
За  РКО счетов ежемесячно 108301 8,79 116871 8,63 +8570 107,9
За  систему «Банк - Клиент» 3900 0,29 3950 0,30 __ 100
За  раскрытие  аккредитива 0 0,00 0 0,00 0 0,00
За  прием  выручки 1007 0,07 1288 0,1 +281 127,9
За  выдачу  наличных денег 302640 24,57 315336 23,27 +12696 104,2
- на  зарплату

- на  хоз. расходы

69097 189695 5,10

15,40

112945 246239 9,17

18,17

+43848 +56544 163,4 129,8
За  пересчет  наличных  0,1% 1563 0,12 5597 0,45 +4034 358
        Продолжение таблицы 1
1 2 3 4
Итого  по  отделу

РКО:

741827 43,6 878867 46,3 +137040 118,7
Прочая  комиссия: 885015 56,4 978870 53,7 +93855 110,6
Всего  комиссия: 1626842 100 1857757 100 +230895 114,2
 

     Данные  таблицы свидетельствуют, что фактическая  величина общего комиссионного дохода банк в феврале 2005г. составляет 1857757 руб., что на 14,2% больше, чем в январе того же года. Из всей суммы комиссионных доходов, доход от РКО составляет 741827 руб. или 43,6% в январе. В феврале этот показатель равен 878857 руб. или 46,3%.Это значит, что более 1/3 всего комиссионного дохода приносит РКО юридических лиц. В структуре комиссионных платежей наибольший доход приносит выдача наличных денег - 23,27%, а также ежемесячные платежи по счету - 8,63%.

     Укрепление  клиентской базы - непременное условие  сохранения банком рыночных позиций. Существенное значение для сохранения клиентов банка  имеет постоянное повышение качества обслуживания.

     Структурный анализ клиентуры банка можно  сделать на основе данных бизнес - плана. Анализ представлен в таблице (табл. 2.).

Таблица 2

          Структура корпоративных клиентов АКБ «Лефко – банк»

Организационно - правовая форма  собственности  клиентов Структура,  в % Отклонение  в %
  На  2004г. На  2005г.  
Коммерческие  организации 65 68 +3
Не  коммерческие  организации 10 10 0
Индивидуальные  предприниматели 23 20 -3
Финансовые  организации 2 2 0
Всего 100 100 0
 

     Из  данных таблицы (табл. 2) следует, что  наибольший удельный вес в структуре  клиентов банка занимают коммерческие организации. В 2005 году их величина составляет 68%, что на 3% больше, чем в 2004 году. Второе место в структуре занимают индивидуальные предприниматели, 23% в 2004 году и 20% в 2005 году. Далее следуют не коммерческие организации, финансовые  организации. Их структура на 2005 г. не изменилась в сравнении с 2004г.

2.4. Анализ безналичных  платежей АКБ «Лефко – банк»

 

     Необходимо  отдельно остановится на проблеме, связанной с неработающими счетами. Такие счета «засоряют» базу данных, усложняют труд инспекторов РКО, а также увеличивают издержки банка. Банком ведется постоянная работа, направленная на закрытие неработающих счетов. Проведем анализ динамики закрытия неработающих счетов. Данные о неработающих счетах отражены в таблице (табл. 3.).

      Таблица 3

Динамика  закрытия неработающих счетов в АКБ  «Лефко – Банк»
  2004 год 2005 год
Количество  (шт.) Удельный  вес (%) Количество  (шт.) Удельный  вес  (%)
Всего  счетов: 2264 100 2453 100
- из  них,  функционирующих 1714 75,7 1953 79,6
Неработающих, -всего: 550 24,3 500 20,4
 

     Данные  таблицы свидетельствуют, что в  АКБ «Лефко – банк» на 2004г. имелось 550 неработающих счетов, которые составляют 24,3% общего числа счетов. Функционирующих счетов было 1714 шт. или 75,7%. Благодаря усилиям служащих отдела 50 неработающих счетов было закрыто. Таким образом, на 2005 г. удельный вес неработающих счетов сократился до 20,4%. Работа сотрудников отдела на этом не заканчивается. Все усилия направляются на закрытие остальных неработающих счетов.

     Для осуществления безналичных операций юридические и физические  лица используют различные формы безналичных  расчетов. Структура форм безналичных  расчетов, применяемых клиентами АКБ «Лефко – банк», отражены в таблице (табл. 4.).

Таблица 4

Структура безналичных форм расчетов АКБ «Лефко – банк»
Формы  расчетов Структура,  в  % Темп  роста  в %
  2004 г. 2005 г.  
Платежные  поручения 55 60 5
Аккредитивы __ __ __
Чеки __ __ __
Расчеты  по  инкассо 19,3 20 1,3
Векселя 25,7 20 -5,7
Всего 100 100 __
 

     Из  таблицы 4 видно, что более половины всех безналичных платежей осуществляется с помощью платежных поручений. Второе место в структуре занимают векселя. Их доля в расчетах составляет более 20%. Хотя к началу 2005 года произошло небольшое снижение расчетов с помощью векселей. Расчеты по инкассо составляют более 18 %. В 2004 – 2005гг. расчеты с помощью аккредитивов не производились. Данная форма расчетов только завоевывает свое место в общей массе расчетов. Чековая форма расчетов в АКБ «Лефко – Банк» не используется.

     2.5. Анализ осуществления  безналичных расчетов с использованием  системы «Банк – Клиент»

 

     Автоматизированная  система «Банк – Клиент» представляет собой программу, позволяющую проводить операции с денежными средствами на собственном банковском счете с помощью модемной связи или выделенной интернет - линии, не выходя из офиса.

     Применение  системы «Банк – Клиент» обеспечивает клиенту:

     - оперативное получение информации  о состоянии и движении денежных средств по счету в банке в любой момент времени;

     - осуществление операций по счетам  не выходя из офиса, что экономит  время и снижает накладные  расходы предприятия, связанные  с оплатой курьерских и транспортных  расходов;

     - возможность быстрой корректировки платежного поручения в случае необходимости;

     - увеличение скорости прохождения  платежей от формирования платежного  документа до зачисления средств  на счета организаций-получателей  средств;

     - обработка платежей, поступивших  от клиента, осуществляется в пределах операционного времени банка для приема платежей, согласно заключенному между банком и клиентом Договору;

     - возможность получения выписки  по счету за определенный период, поскольку в банке ведется  архив полученных электронных документов;

     - осуществление передачи любой  информации, касающейся различных  сфер деятельности банка и  клиента.

     При работе с предприятием через систему  «Банк-клиент» операционисту не нужно вручную вводить реквизиты платежных поручений, поэтому операционный день для пользователей системы длится дольше в среднем на два часа - до 15 часов (а по договоренности с банком еще дольше), в то время как платежи на бумажных носителях банки, как правило, принимают только до 13 часов. Кроме того, бухгалтеру не нужно ежедневно ездить в банк, поскольку платежные поручения вполне можно забирать несколько раз в месяц по мере необходимости. Электронная обработка платежных поручений снижает вероятность ошибок при их заполнении. Во-первых, все изменения в номерах расчетных счетов банков-корреспондентов, коды платежей и прочие параметры платежных документов будут обновляться в вашей системе автоматически. Во-вторых, при неправильном заполнении платежки система или операционист проинформирует вас об ошибке сразу после получения документа, то есть в течение нескольких минут.

     В АКБ «Лефко – Банк» система  «Банк – Клиент» в настоящий  момент активно используется и развивается. По данным АКБ «Лефко – банк»  за период январь – декабрь 2003г. по данной системе было получено 2609 документов. Документов, отправленных по системе – 0. За аналогичный период 2004г. картина заметно меняется. Полученных документов – 9134, отправленных – 496. Данные по работе с использованием системы «Банк – Клиент» (табл. 5).

     Таблица 5

     Показатели  работы по системе «Банк – Клиент»

Показатели янв.04 янв.05
план факт план факт
кол-во Дт платежей за месяц шт.   3337   8448
кол-во Дт платежей через Б-К шт.   991   1953
% Дт платежей, обработанных через Б-К. 35% 28% 39% 33,8%
 

     Увеличивается в целом и количество дебетовых платежей: 8448 в 2004г. против 3337 в 2003г. Вместе с тем увеличивается и количество дебетовых платежей через систему «Банк – Клиент»: 1953 в 2004г и 991 в 2003г., хотя в процентном отношении и в 2004г. показатели не дотягивают до плановых.

2.6. Анализ результатов  финансовой деятельности АКБ  «Лефко – Банк»

 

           Для наиболее качественной оценки результатов финансовой деятельности любой кредитной организации, следует  проводить анализ по следующим направлениям:

     - Анализ баланса кредитной организации;

     - Анализ финансовых коэффициентов;

     - Анализ доходов и расходов.

     Проведем  анализ АКБ «Лефко - банк» (табл. 6.) на основе данных за следующие отчетные даты: за 2003г., 2004г., 2005г. (Баланс «Лефко – банк» прил. 5).

Таблица 6

     Анализ  баланса АКБ «Лефко - банк»

Информация о работе Организация безналичных расчетов